СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: «Реализация межпредметных связей на уроках русского языка» ( описание опыта работы)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В результате работы по реализации межпредметных связей на уроках русского языка расширяются лингвистические познания учащихся, развивается личность детей, воспитывается бережное отношение к языковой культуре.

Многие учёные, методисты (в том числе Рожнова М.Э.) отмечают, что  используя межпредметные связи на уроках русского языка, педагог  подготовит учащихся грамотных в широком смысле этого слова, вооруженных  навыками пользования устной и письменной речи в такой степени, в какой это будет им необходимо для творческой, производственной и общественной деятельности.

 Поэтому я считаю, что все перечисленные результаты в конечном итоге влияют на уровень обучаемости учащихся.

   С большим желанием  и  удовольствием  ребята участвуют  в научной конференции, посвящённой исследовательской деятельности по русскому языку, где они знакомят других ребят с результатами своих работ, тренируются в публичной речи и пользуются возможностью заинтересовать своими увлечениями и работами.

  Истинный же результат по реализации межпредметных связей - покажет время: вырастут ли наши ученики достойными гражданами нашей Республики Узбекистан.

 

Просмотр содержимого документа
«Реализация межпредметных связей на уроках русского языка.»



Школа №151 Яшнабадского района города Ташкета













Тема: «Реализация межпредметных связей на уроках русского языка»

(описание опыта работы)

Составила:

учитель русского языка и литературы

Сабирова Наира Назировна



























ТАШКЕНТ -2020 г.

1. ВВЕДЕНИЕ

Методологическая и теоретическая основа исследования реализации межпредметных связей на уроках русского языка в школе.

В настоящее время, пожалуй, нет необходимости доказывать важность углубления межпредметных связей в процессе преподавания. Они способствуют лучшему формированию отдельных понятий внутри отдельных предметов, групп и систем, так называемых межпредметных понятий, то есть таких, полное представление о которых невозможно дать учащимся на уроках какой-либо одной дисциплины. Современный этап развития науки характеризуется взаимопроникновением наук друг в друга, и в частности проникновением русского языка в другие отрасли знания. Связь между учебными предметами является прежде всего отражением объективно существующей связи между отдельными науками и связи наук с практической деятельностью людей. Необходимость связи между учебными предметами диктуется также дидактическими принципами обучения, воспитательными задачами школы, связью обучения с жизнью, подготовкой учащихся к практической деятельности. В условиях обновления и развития системы общего образования одной из главных ее целей является формирование научного мировоззрения, целостного представления о мире и месте человека в нём. Межпредметные связи играют существенную роль в формировании знаний и умений у учащихся при изучении русского языка.  Кроме того, широкое использование межпредметных связей позволяет формировать у учащихся такие межпредметные умения, как: систематизировать и обобщать знания об общем объекте изучения, решать задачи, требующие комплексного применения знаний, полученных при изучении разных предметов.

Использование межпредметных связей в учебном процессе школы выдвигает проблему не только конструирования разнопредметного содержания учебного материала, но и формирования специального представления у учащихся о самом принципе, механизме межпредметного переноса знаний и умений, чтобы учащиеся могли усвоить не только результаты межпредметных знаний, но и деятельность по установлению межпредметных связей .

Использование межпредметных связей, облегчает весь ход обучения, вызывает интерес детей, они быстро идут вперед, усваивают много различных сведений, которые они никогда не запомнили бы, если бы изучали их без взаимосвязей.

Наиболее глубокое психолого-педагогическое обоснование мировоззренческой роли межпредметных связей отражается в теории Ушинского. Актуальной и перспективной явилась его мысль о связи между предметами на основе ведущих идей и общих понятий. Рассматривая структуру науки, он отмечал, что, «кроме специальных понятий, принадлежащих каждой науке в особенности, есть понятия, общие многим, а иные и всем наукам». Связь между понятиями и их развитие в системе предметов ведет к расширению и углублению знаний ученика и их превращению в мировоззренческую систему к концу обучения.

Идею межпредметных связей К.Д.Ушинский считал одной из важнейших в формировании целостных и системных знаний.

Межпредметные связи могут рассматриваться как один из способов организации познавательной деятельности обучающихся в системе развивающего обучения., где появляется возможность управления мыслительными процессами, которые всегда связаны с выходом за пределы формальных знаний.

В связи с этим межпредметные связи как дидактический принцип должны войти в технологию и методику развивающего обучения, усиливая управляющий эффект этой педагогической системы.

Таким образом, межпредметность - это современный принцип обучения, который влияет на отбор и структуру учебного материала целого ряда предметов, усиливая системность знаний учащихся, активизируя методы обучения, ориентирует на применение комплексных форм организации обучения, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса .

Направления влияния принципа межпредметных связей на психологический процесс:

увеличение информационной емкости формируемого понятия ;

углубление сущностной стороны формируемого понятия;

совершенствование последовательности развития понятия;

совершенствование методики формирования понятий, реализации преемственности в их развитии;

формирование концептуального мышления;

осознание учебного предмета в общей системе других наук;

осознание системности знаний;

постановка и разрешение проблемы определения природы изучаемых связей

развитие познавательной деятельности учащихся и углубление осознанности усваиваемых знаний;

формирование умений и навыков систематического применения получаемых знаний;

Использование межпредметных связей, существенно облегчается, если визуальные средства обучения (рисунки, графики, другие изобразительные средства и иллюстрации) из вспомогательных становятся основными, активизирующими и направляющими познавательную деятельность школьника.

Реализация межпредметных связей в системе помогает сформировать у школьников потребность не ограничивать себя в рамках одного предмета при объяснении тех или иных закономерностей или явлений. Когда учащиеся привыкают к тому, что практически в любой теме им приходится обращаться к знаниям из других наук, то это начинает восприниматься интересно и привычно. Тогда ребята сами начинают привлекать свои знания для решения какой-то задачи, ответы на вопросы, объяснение того или иного явления

Таким образом, межпредметные связи представляют собой необходимое условие организации учебно-воспитательного процесса как целенаправленной системы. Они выступают как средство комплексного подхода к обучению и усиления его единства с воспитанием. В учебной деятельности учащихся реализация межпредметных связей служит дидактическим условием ее активизации, систематизации знаний, формирования самостоятельности мышления и познавательного интереса.

Межпредметные связи на уроках русского языка устанавливаются прежде всего с литературой, историей, изобразительным искусством, музыкой.

Опираясь на интерес, проявляемый детьми к урокам русского языка, учитель успешнее решает учебные цели, добиваясь высоких результатов обучения за более короткое время. Роль интереса в повышении эффективности обучения отмечалась методистами с давних пор (Ф.И. Буслаев, И.И. Срезневский, К.Д. Ушинский, В.П. Шереметевский, А.Д. Алферов и др.). На роль интереса в работе по языку обратил внимание и Ф.Ф. Фортунатов. Он писал: "...необходимо вести преподавание русской грамматики в этих школах так, чтобы учащиеся находили практическое применение получаемых сведений", поскольку "чисто теоретического интереса к изучению грамматических явлений родного языка нельзя, понятно, ждать"

В методике преподавания русского языка развитию интереса придавалось очень большое значение (К. Б. Бар-хин, А.В. Миртов, В.А. Добромыслов, Е.И. Кореневский и др.). Проблема межпредметных связей в обучении - это отражение реально существующей всеобщей связи явлений, о которой писали Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, Ф.И.Буслаев, К.Д.Ушинский,Н.Г.Чернышевский и другие. В дидактике и в частных методиках она была одной из ведущих в 60-80 г.г. нашего столетия(М. Т. Баранов, Г. И. Беленький, Г. Б.Вершинина, Ф.Д,Дейкина, И.Д.Зверев, Н.А.Лошкарева, В.Н.Максимова, Т.М.Пахнова, Н.А.Пленкин, Н.Н.Ушаков, Л.А.Ходякова и другие). Ученые видят в межпредметных связях средство решения ряда общепедагогических и методических задач: усиления познавательных интересов учащихся, формирования целостного мировоззрения, усиления глубины и прочности знаний, обеспечения успешности обучения, его практической направленности, расширения интеллектуального кругозора учащихся.

Реализация межпредметных связей в обучении русскому языку по учебному-методическому комплексу Рожновой М.Э. и Зелениной В.И. способствует рубрика " История и культура", живопись . В каждый раздел учебника входят отрывки из художественных произведений, отрывки из научно- популярной литературы, использован материал устного народного творчества (пословицы, поговорки ,загадки), очень много занимательного материала.

В современных условиях возникает необходимость формирования у школьников не частных, а обобщенных умений, обладающих свойством широкого переноса. Такие умения, будучи сформированными в процессе изучения какого-либо предмета, затем свободно используются учащимися при изучении других предметов и в практической деятельности. В настоящее время в связи с увеличением объема информации, подлежащего усвоению в период школьного обучения, и в связи с необходимостью подготовки всех учащихся к работе по самообразованию особо важное значение приобретает изучение роли межпредметных связей в активизации познавательной деятельности учащихся.

Настоящая работа представляет собой систематическое описание стратегии внедрения межпредметных связей в процесс обучения русскому языку .

В работе также дается обоснование ведущей роли компетентностного подхода реализации межпредметных связей для достижении цели практического владения.

Проблема: каковы возможности реализации межпредметных связей для формирования компетентностного подхода ?

Объектом исследования  является реализация межпредметных связей на уроках русского языка.

Предмет: методы и  способы реализации межпредметных связей на уроках русского языка.

Цель данной работы :

1. Показать образовательное, развивающее, и воспитательное значение и возможности реализации межпредметных связей на уроках русского языка.

2.Раскрыть основные направления реализации межпредметных связей на уроках русского языка на основе анализа психолого-педагогической и методической литературы.

Задачи:

1. Выявить сущность межпредметных связей и их роль в процессе обучения.

2. Рассмотреть разновидности межпредметных связей русского языка с другими дисциплинами.

3.Конкретизировать содержание, формирующий компетентностный подход реализации межпредметных связей.

4.Проанализировать возможности компетентностного подхода при обучении русскому языку учебного- методического комплекса Рожновой М.Э., Зелениной В.И.

5. Показать способы реализации межпредметных связей на различных этапах деятельности учителя и учащихся,

6. Представить анализ результатов деятельности.

Актуальность данной проблемы обуславливается тем, что в нынешних условиях социального прогресса общество как никогда нуждается в широких специалистах. Без понимания сущности процессов, ведущих к интеграции наук и синтезу научного знания, нельзя подойти к решению проблемы формирования специалистов, компетентных в нескольких областях научных знаний. Как показывает практика, межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение школьниками обобщенным характером познавательной деятельности. Обобщенность же дает возможность применять знания и умения в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников средней школы.

С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании школьников.

Безусловно, межпредметные связи найдут применение в практической деятельности учеников и учителей.

Для учеников уроки информатики, математики, литературы, биологии, истории,экономики станут более понятными и интересными. На уроках же русского языка, задействуя процессы узнавания и формируя радость успеха, усвоение речевого и языкового материала будет происходить быстрее и качественнее.

Преподавателей данная курсовая познакомит с возможностями включения межпредметных связей в структуру урока. Это позволит повысить мотивацию учеников к изучению предмета, расширить их и свой кругозор, провести параллели между компонентами структуры обучения.

В работе были использованы такие методы как изучение педагогического опыта, моделирование, анализ, синтез, конкретизация.

Структура работы: включает введение, основную часть, заключение, приложение, список литературных источников

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.


ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА



2.1 Применение компетентностного подхода по реализации межпредметных связей в обучении русскому языку


Язык по своей специфике и социальной значимости - явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью культуры народа. Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. В настоящее время вопрос о смене приоритетов в целевой установке стоит особенно остро. Проблема перехода на качественно новое содержание требует методологического обоснования, выявления принципов, которые позволяют направить всю систему образования на формирование «жизненных навыков» - функциональной грамотности, профессиональной компетентности, практических навыков и умений.

В нашей стране осуществляется комплекс мер, направленных на внедрение компетентностного образования, проводятся исследования по определению базовых и ключевых компетентностей как ожидаемых результатов обучения.

Компетентностный подход в обучении - это направленность обучения на развитие комплекса качеств учащихся, необходимых для формирования социальной мобильности ученика, которая проявляется в способности осуществлять деятельность в меняющихся условиях.

Компетенция в области языка - способность учащихся использовать языковые знания, умения, навыки в различных жизненных речевых ситуациях.

В настоящее время в теории и практике преподавания русского языка в школе выделяются следующие компетенции: языковая и/или лингвистическая, коммуникативная, культуроведческая.

Еще раз хотелось бы поговорить о важной психолого-педагогической и лингвометодической проблеме - развитию коммуникативной компетенции учащихся на основе осуществления межпредметных связей в процессе развития речи на уроках русского языка.

Компетентностный подход к обучению русскому языку позволяет ответить на вопрос, как ученик владеет языком, на каком уровне: языковом (владение нормами русского литературного языка), лингвистическом (знание языка), коммуникативном (владение языковыми средствами), социокультурном (владение культурой речи и этикой общения на национально-культурной основе).

Владение языком означает ориентацию на развитие языковой личности. Уровень владения языком определяется не только теоретическими знаниями о языке и правилами правописания, но и практическими навыками, выражающимися в речевой деятельности школьников, в их творческой и исследовательской работе над словом. Формирование коммуникативной компетенции возможно только на базе лингвистической и языковой компетенций.

В дидактике на первое место выдвигаются задачи развития речи, формирования у школьников языкового чутья, привития любви и интереса к русскому языку. Развитие речи опирается на развитие познавательных способностей ученика через обогащение лексического запаса, умение правильно сочетать слова, использовать их в речи, логически и стилистически оправданно употреблять различные грамматические средства, связно излагать свои мысли, подчиняя высказывание, текст, выразительные средства основному замыслу.

Коммуникативная компетенция - это не только способность понимания чужих и порождение своих собственных высказываний, речевого поведения, адекватного целям, сферам, ситуациям общения, она включает в себя знания основных речеведческих понятий: стили, типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте, умение анализировать текст. В связи с этим коммуникативный подход требует новых методов, форм и средств обучения, особой организации учебного материала.

По поводу необходимости обучать школьников владению языком выдающийся лингвист и методист ХХ века В. И. Чернышев писал: «Люди, которые плохо владеют речью, имеют некоторое право упрекнуть свое учебное заведение за то, что оно не научило их пользоваться тем оружием, которое оказывается более всего нужным». Задача школы ХХI века - ликвидировать этот пробел.

Владение языком означает умение действовать, соблюдая нормы русского литературного языка и правила культуры речи. Каждый культурный человек должен быть знаком с разноаспектными словарями и справочниками по русском языку и уметь ими пользоваться во всех сомнительных случаях. Компетентностный подход, который набирает силу в современной школе, является отражением потребности общества в подготовке людей не только знающих, но и умеющих применить свои знания. Компетенции рассматриваются как осознанная человеком способность реализации знаний и умений для эффективной деятельности в конкретной ситуации. То есть, компетенция — это сплав традиционны знаний, умений и навыков с личностными особенностями школьника, с его самосознанием, рефлексией в ходе познавательной деятельности.

Несомненно, наиболее широкие возможности для формирования коммуникативной компетенции учащихся представляют уроки русского языка и особенно отведенные программы по этому предмету уроки развития речи. Но коммуникативная компетенция проявляется на уроках по всем учебным предметам и является показателем таких свойств мышления как богатство, гибкость, разнообразие. Следовательно, формирование коммуникативной кометенции становится общей задачей для педагогов разных специальностей, и здесь все более актуальным становится вопрос об эффективности использования межпредметных связей.

Проблема межпредметных связей в обучении - это отражение реально существующей всеобщей связи явлений. О важности и необходимости учета в обучении связи явлений писали Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ф.И. Буслаев, К.Д. Ушинский, Н.Г. Чернышевский и другие.

Проблема межпредметных связей в дидактике и в частных методиках была одной из ведущих в 60-70-е гг. 20 в. Ученые видели в межпредметных связях средство решения ряда общепедагогических и методических задач: усиления познавательных интересов учащихся; формирования научного мировоззрения; усиления глубины и прочности знаний; обеспечения успешности обучения, практической направленности обучения; расширения умственного кругозора учащихся.

Опираясь на теоретический анализ литературы, учебно-методический комплекс по русскому языку для 5-8 классов Рожновой М.Э. и Зелениной В.И., а также на собственный опыт работы нами было разработано и сформулировано рабочее определение понятия по реализации межпредметных связей на уроках русского языка..

2.2. Формирование межпредметных связей в преподавании русского языка

В системе общего среднего образования родной язык занимает ведущее место среди предметов гуманитарного цикла в силу той роли, которую он играет в становлении и развитии личности ребенка.

Язык обеспечивает интеллектуальное развитие ребенка. Наконец, с помощью родного языка ребенок познает самого себя, формируется как личность.
Обеспечивая языковое развитие школьника, мы, таким образом, в соответствии с требованиями Госстандарта и Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Узбекистана создаем условия для его интеллектуального, эмоционального, нравственного развития и готовим его к активному, деятельному участию в производственной и общественной жизни.

В школе русский язык выполняет двойную функцию, являясь не только предметом обучения, но и средством приобретения знаний по всем дисциплинам. Именно поэтому в системе школьного образования получил широкое распространение процесс по реализации межпредметных связей разных учебных предметов. Это отразилось в создании межпредметных курсов русского языка, программ на основе этих курсов, учебников и учебных пособий, принцип построения которых – межпредметная связь. Но у истоков распространения процесса межпредметной связи в методике преподавания русского языка стояли рядовые учителя-словесники, которые использовали такую, тогда еще нетрадиционную форму организации обучения как межпредметный урок.

В последнее время одной из главных задач народного образования Узбекистана стало дать школьнику целостное представление об окружающем нас мире. Именно поэтому процесс по реализации межпредметных связей на сегодняшний день так актуален в системе школьного образования, а межпредметная связь на уроке является популярной формой организации обучения.

Вследствие этого в проведении урока складываются две силы: обдуманная учителем на основе учета научно-методических положений режессура урока (она отражается в плане) и личностное исполнение учителем этой режессуры, т.е. своего плана. Есть ряд задач, решение которых создает условия (предпосылки) повышения эффективности урока. Наибольшее значение среди них имеют следующие: развитие у школьников интереса к родному языку, перспективность в учении, использование межпредметного материала на уроках.

На уроках русского языка межпредметный материал применяется в сообщении (слове) учителя, в его беседе с учащимися, в устных и письменных ответах школьников, при выполнении упражнений. Выбор способов использования межпредметного материала зависит, во-первых, от его вида, во-вторых, от специфики изучаемого языкового материала и особенностей формируемых умений, в-третьих, от специфики контактирующих учебных дисциплин (изучающих язык или его отдельные стороны или не изучающих его), а также временных связей - синхронных или несинхронных

Межпредметные связи - это, во-первых, целевые и содержательные совпадения, объективно существующие между учебными дисциплинами, во-вторых, организационные формы использования данного материала в процессе изучения тех или иных явлений.

Межпредметные связи в первом значении – это межпредметный материал, который вычленяется при наложении друг на друга соответствующих школьных программ. Величина межпредметного материала различна между разными школьными предметами.

По характеру общего в содержании между предметами выделяются три вида межпредметного материала:

  1. понятийно-терминологический;

  2. коммуникативно-речевой

  3. учебно-дидактический

Понятийно-терминологический межпредметный материал имеет место, во-первых, между предметами с относительно полным совпадением объекта изучения, во-вторых, между предметами с частичным совпадением объекта изучения.

В первом случае общее содержание контактирующих предметов держится на одинаковых понятиях, например: звук, буква, морфема, слово, часть речи, словосочетание, предложение, текст, стиль речи и т.д.

Во втором случае – на смежных понятиях, например:

  • в русском языке: звук, антоним, переносное значение слова, фразеологизм, сравнительный оборот, обратный порядок слов, а в литературе: звукопись, рифма, антитеза, олицетворение, троп, символ, аллегория, устойчивое выражение, сравнение, инверсия;

  • в русском языке: развитие языка, устаревшие слова, новые слова, национальный язык, диалект, а в истории: развитие общества, новые явления в жизни общества, нация, народ;

  • в русском языке: порядковые, количественные, дробные числительные; а в математике: количество, число, дробь;

  • в русском языке: звук, ударный и безударный гласный, ударение, интонация, логическое ударение, а в музыке: голос, тон, речитатив, тембр.

Этот список можно продолжить, например, явно прослеживается связь русского языка с анатомией и географией. Мы уделили внимание перечисленным выше связям, так как они являются теоретической базой для реализации межпредметных уроков.

Коммуникативно-речевой межпредметный материал русского языка проявляется в общности правописных навыков и речевых умений и выступает в двух видах: на уровне языковой нормы (нормативный материал) и на уровне речи (коммуникативный материал). Нормативная связь опирается на общность орфографических, орфоэпических, семантических и стилистических умений в области терминологии по контактирующему предмету. Коммуникативная связь опирается на общность работы над связной речью учащихся на материале той или иной науки, когда школьники учатся выражать свои мысли в связной форме соответствующего жанра научного стиля речи.


Например:

  • в русском языке: план (простой и сложный), текст, стиль, описание, повествование, рассуждение, конспект, тезис;

  • в географии: описание географических объектов, составление характеристик отдельных компонентов природы и т.д.;

  • в химии: объяснение химических явлений, протекающих в природе, лаборатории, производстве и в повседневной жизни;

  • в математике: несложные доказательства с опорой на известные определения и теоремы и т.д.

  • в биологии: характеристики органов, тканей и систем органов и т.д.;

  • в литературе: рассуждение о поступках героев и т.д.;

  • в изобразительном искусстве: устное описание содержания и художественных средств произведений живописи и т.д.

Содержание предмета «Русский язык» складывается из системы лингвистических понятий, фактов и закономерностей и из правописных и речевых умений. Все учебные предметы учат языковой норме (правильному произношению, употреблению и правописанию своих терминов), формируют умение связно излагать полученные знания (т. е. создавать тексты соответствующего стиля речи – научного, официально-делового, публицистического). Эти задачи в одних предметах специально сформулированы, в других – не сформулированы, но реализуются в учебном процессе.

Третий вид межпредметного материала – учебно-дидактический – может быть неконтекстным и контекстным. В первом случае используются отдельные слова (или тематические группы слов, словосочетания, предложения), отражающие содержание того или иного школьного предмета; во втором – тексты, содержащие отдельные сведения из этих предметов. Неконтекстный и контекстный материал, содержащий сведения из других наук, используется на уроках русского языка в качестве текстов упражнений, закрепляющих те или иные изучаемые языковые или речевые явления. Вместе с тем он позволяет показать, что язык выражает все из окружающей жизни, что он служит самым эффективным средством общения, хранения, передачи информации, средством выражения чувств, переживаний.

Все учебные предметы учат языковой норме (правильному произношению, употреблению и правописанию своих терминов), формируют умение связно излагать полученные знания (т.е. создавать тексты соответствующего стиля речи - научного, официально-делового, публицистического). Эти задачи в одних предметах специально сформулированы, в других - не сформулированы, но реализуются в учебном процессе.

В учебно- методическом комплексе по русскому языку для 5-8 классов Рожновой М.Э. и Зелениной В.И. довольно много текстов. Мы свои симпатии отдаём учебно- методическому комплексу Рожновой М.Э. , а предлагаемая методическая разработка полезна будет учителям, работающим не только по этому учебному комплексу.

Материалы можно творчески использовать на уроке. Связь уроков русского языка с уроками литературы, Идеи национальной независимости, изо и другими предметами осуществляется по следующим направлениям:

-работа по написанию связных текстов( изложений, сочинений по картине. сочинений в публицистическом стиле, на свободные темы и.т.д.);

-широко и систематически представлена словарно- орфографическая работа, с различными типами словарей;

-работа по материалам краеведения;

-материал устного народного творчества(пословицы, поговорки, загадки);

-поэтические стихотворения и цитаты русских и узбекских поэтов и писателей.

- очень много занимательных и интересных диалогических, математических, информационных текстов.

-оригинальные примеры на местном материале.



2.3 Планирование по реализации межпредметных связей на уроках русского языка.


Содержание, объем, время и способы использования знаний из других предметов можно определить только на основе планирования. Для этого необходимо тщательное изучение рекомендаций, данных учебными программами в разделах «Межпредметные связи» по каждой учебной теме курса, а также изучение учебных планов и материала учебников смежных предметов. В практике обучения сложились четыре основных способа планирования межпредметных связей – сетевое, курсовое, тематическое, поурочное. 

Реализация межпредметных связей идет по нескольким направлениям и на разных уровнях. Принято выделять внутрипредметную и межпредметную связь.

Известно, что многие школьные предметы издавна имеют связь межпредметного характера, здесь уместно говорить о внутрипредметной связи: русский язык и литература, химия и биология, история и общество, физика и математика.

Внутрипредметная связь, на мой взгляд, необходима, т.к. ученики, к сожалению, каждый предмет воспринимают изолированно, и наша задача показать, что это неверное восприятие, что, наоборот, всё взаимосвязано.

Межпредметная связь - это не просто соединение близких понятий из разных предметов для прочных знаний, это объединение разных предметов при изучении одной темы, целого блока тем в одно целое на основе общего подхода.

Русский язык как предмет школьного образования – явление многоаспектное, и контакты его с другими предметами обнаруживаются не только в содержании. Связь между предметами, как отмечают учёные, выражается также и в том, "что один предмет служит как бы инструментом при решении вопросов и задач в другом предмете. Таким предметом для русского языка является, например, математика. Связь русского языка и математики является строго фиксированной, закрытой. Реализация ее особенно актуальна в тех разделах, материал которых легче всего поддаётся формализации. Поэтому связь предметов русского языка и математики - очень сложный процесс, и на практике его почти не осуществляют. Если же осуществляют, то очень редко. Например, можно связать русский язык с математикой при изучении темы "Правописание числительных" или "Количественные и порядковые числительные" и т.п.

Отметим ещё один вариант контактов, которые устанавливаются между русским языком и другими предметами в организационно - методическом плане. Имеется в виду организационные формы обучения, характерные для разных школьных дисциплин, как базы для устных и письменных работ на уроках русского языка: составление примеров, ответы на вопросы, письма сочинений по личным впечатлениям и т.д.

Наиболее распространённой является связь русского языка с литературой, природоведением, изобразительным искусством, музыкой. А так же эти связи могут переплетаться ещё теснее, где связываются не два предмета, а три и даже больше. Такие уроки способствуют глубокому проникновению учащихся в слово, в мир красок и звуков, помогают формированию грамотной устной и письменной речи учащихся, её развитию и обогащению, развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.

Государственный образовательный стандарт Республики Узбекистан по русскому языку ориентирован не только и не столько на обучение орфографии и пунктуации, сколько на формирование языковой и духовной культуры школьников, умение грамотно думать и хорошо говорить и писать в разных условиях общения. Поэтому естественной становится связь русского и литературы и создание русской словесности, предмета, синтезирующего знания учащихся по языку с проникновением в мир художественной литературы. Такие уроки дают замечательную возможность закреплять знания, полученные на уроках русского языка, и углублять мотивацию к учению. В основе таких уроков - интересный текст, способствующий духовному развитию ученика, соответствующий возрастным особенностям школьника, вместе с тем содержащий что-то новое в интеллектуальном и эмоциональном плане, насыщенный орфографически, грамматически, пунктуационно и по возможности актуальный на момент использования.

При подборе дидактического материала для уроков русского языка целесообразно отыскивать такие тексты и предложения, чтобы дети спросили: «А откуда это? Кто автор?» Отвечая на эти вопросы, можно коротко рассказать о произведении, из которого взят текст, или интересный факт из истории его создания, или маленькую чёрточку из биографии писателя. И не страшно, что на минуту-две отойдем от темы урока, зато у детей появляется интерес, а у учителя надежда, что они возьмут эту книгу и прочитают её.

Не обойтись без межпредметных связей таких предметов, как русский язык и ИЗО. Готовясь к урокам развития речи по описанию картин, активно используется иллюстративный материал. Сообщается о художнике, чью картину будем описывать на уроке. Ребята знакомятся с несколькими работами художника, отражающими его мастерство и индивидуальность манеры. При этом достигаются следующие цели: расширение кругозора, совершенствование умения извлекать главное, композиционно правильно строить сочинение, решается и коммуникативная задача – воспитание умения слушать собеседника. Кстати, на таких уроках не обходится и без межпредметных связей русского языка с литературой и музыкой: ведь описывая природу, художник использует краски, поэт – слова и образы, композитор – ноты.

Важную роль играет живопись на уроках русского языка. Это, конечно, в первую очередь иллюстрации разных художников к произведениям, которые развивают у детей образное мышление, эстетический вкус, умение сравнивать и анализировать.

Рассказывая биографию художника , можно иллюстрировать свой рассказ портретами, написанными разными художниками, изображающими писателя в разные моменты его жизни. Именно так ребёнок может получить целостное восприятие не только о личности, но и об эпохе.

ЦЕЛИ, КОТОРЫЕ СТАВЯТСЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ УРОКОВ:

Познавательные (содержательно – информационные). Научить искать связи между фактами, событиями, явлениями, делать выводы.

Развивающие (информационно – деятельностные). Научить анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать.

Одним из самых существенных результатов реализации межпедметных уроков является единство в формировании у школьников ценностей, изучаемых в разных предметах: язык и речь, культура, взаимоотношения людей, физическое и нравственное здоровье, состояние здоровья как нормы жизни.

Что дает данная работа учителю?

· Рождение нового уровня мышления – глобального, межпредметного, а не замкнутого в своей узкой специализации.

· Освобождает учебное время для изучения другого явления.

· Исключает дублирование учебного материала.

· Усиление межпредметных связей.

Что дает данная работа ученику?

· Активизация мыслительной деятельности.

· Интенсификация учебного материала.

· Расширение сферы получаемой информации.

· Подкрепление мотивации в обучении.

· Умение сопоставлять и анализировать отдельные явления с различных точек зрения, рассматривать их в единстве взглядов.

· Снижение перегрузок.

Кроме того, межпредметная связь обеспечивает совершенно новый психологический климат для ученика и учителя в процессе обучения.

Данная работа призвана показать варианты формирования компетенции учащихся, в первую очередь, если учитель работает по учебному- методическому комплексу М. Э. Рожновой. Но примеры по реализации межпредметных уроков и система планирования материала, отдельные приёмы введения его при обучении русскому языку будут полезны всем учителям, по какому бы комплексу они ни работали.


    1. Комплексное решение воспитательных, обучающих и развивающих задач

по реализации межпредметных связей на уроках русского языка.

«Жизнь на уроке должна стать подлинной».

Сделать ее такой – задача современного учителя.

В педагогической литературе имеется более 30 определений категории «межпредметные связи», существуют самые различные подходы к их педагогической оценке и различные классификации.

Одним из более полных определений является следующее: межпредметные связи есть педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитывающую функции в их ограниченном единстве.

Функции межпредметных связей делятся на:

Образовательные – нацелены на формирование целостной системы знаний ученика. Опора на совершенствование содержания образования в школе на комплексное использование в обучении межпредметных является одним из критериев отбора и координации учебного материала в программах смежных предметов. (Учебный- методический комплекс для 5-8 классов. Рожнова М. Э,. Зеленина В.И. )

Воспитательные повышение образовательного уровня обучения с помощью межпредметных связей усиливает его воспитывающие функции. Психологической основой исследования, раскрывающих взаимодействие образовательных и воспитательных функций межпредметных связей, выступает закономерное единство сознания, чувств и действий в психической деятельности человека. Обеспечение этого единства в обучении есть одно из педагогических условий комплексного подхода, направленного на формирование мировоззрения как интегрального личностного образования (Н.А. Менчинская, Э.И. Моносзон,

учебный- методический комплекс для 5-8 классов. Рожнова М.Э., Зеленина В.И.).

Развивающие  влияют на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов учащихся (В.Н. Максимова, Н.А. Чурилин). Межпредметные связи рассматриваются как один из путей развивающего обучения, который ведет к формированию качественно новых образований в учебной деятельности школьников – межпредметных понятий и межпредметных умений (Т.К. Александрова, Л.М. Панчешникова, Н.А. Сорокин,). Многообразие функций межпредметных связей в процессе обучения показывает, что сущность данного понятия не может быть определена однозначно. Явление межпредметных связей многомерно. Они не ограничиваются рамками содержания, методов, форм организации обучения. Межпредметные связи проникают в учебно-познавательную деятельность учащихся и обучающую деятельность учителей. Они обращены к личности ученика, формируют диалектическое мышление, научное мировоззрение, убеждения, способствуя всестороннему развитию способностей и потребностей школьника. Как уже отмечалось, существуют различные трактовки понятия межпредметных связей. Так исследователи нередко трактуют данное понятие в нескольких значениях: и дидактическое условие, и часть принципа систематичности, и средство, и система и др. Широко распространено понимание межпредметных связей как дидактического условия, которое обеспечивает не только систему знаний учащихся, но и развитие их познавательных способностей, активности, интересов, умственной деятельности (Н.А. Сорокин, В.Н. Федорова, учебный -методический комплекс для 5-8 классов Рожнова М.Э, Зеленина В.И. и др.). Принцип обучения отражает сущее и должное, закономерные связи и регулятивные нормы практики. Проведенные (теоретические и экспериментальные) исследования позволяют выделить две формы отношений между идеей межпредметных связей и принципами обучения:

  1. межпредметные связи как один из способов осуществления каждого из принципов обучения;

  2. межпредметные связи как самостоятельный принцип построения дидактических систем локального характера в предметной системе обучения. Межпредметные связи – это составной компонент, требующий соблюдения принципов научности, систематичности, сознательности. Именно в роли самостоятельного принципа идея межпредметных связей выполняет свою организующую роль: влияет на построение программ, структуру учебного материала, учебников, на отбор методов и форм обучения.

В задачах обучения необходимо отражать применение, развитие, закрепление и обобщение знаний и умений, полученных учащимися при изучении других предметов. В содержании учебного материала важно выделить вопросы, изучение которых требует опоры на ранее усвоенные (из других предметов) знания, а также вопросы, которые получат развитие в последующем обучении дисциплинам.

Принцип межпредметных связей нацеливает на формулировку проблемы, вопросов, заданий для учащихся, ориентирующих на применение и синтез знаний и умений из разных предметов. Систематическое использование межпредметных связей создает возможности широко пользоваться дидактическими материалами и средствами наглядности (учебниками, таблицами, приборами, картами, диафильмами, кинофильмами), относящимися к одному учебному предмету, при изучении других дисциплин. В организации обучения возникает потребность в комплексных формах – обобщающих уроках, семинарах, экскурсиях, конференциях, имеющих межпредметное содержание. Такие формы требуют координации деятельности учителей, изучения учебных программ по родственным предметам, взаимопосещения уроков.

Учебно-методический комплекс Рожновой М.Э. для 5,7,8 классов выдержан.

 Учебный- методический комплекс под редакцией Рожновой М.Э. реализуют идею межпредметных связей при обучении русскому языку, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам.

Реализации межпредметных связей в обучении русскому языку по учебному комплексу способствует рубрика «История и кильтура». В каждый раздел учебного комплекса входят задания по реализации межпредметных связей. В ходе работы с подобными упражнениями у ребят формируются общенаучные умения и навыки: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные; развивается умение устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам.

Вывод: используя межпредметные связи на уроках русского языка, педагог подготовит учащихся грамотных в широком смысле этого слова, вооруженных навыками пользования устной и письменной речи в такой степени, в какой это будет им необходимо для творческой, производственной и общественной деятельности.


2.5 Опытно-экспериментальная работа по внедрению реализации межпредметных связей на уроке русского языка.

За годы работы в школе я поняла, что материал по реализации межпредметных связей был интересен.

И нужно, чтобы дети сами пытались подбирать и осознавать материал, анализировать уже накопленные знания и делать самостоятельные выводы .

Для обоснования и подтверждения теоретических положений, представленных в данной работе было организовано опытно-экспериментальное исследование, в ходе которого предполагалось доказать эффективность предлагаемого комплекса уроков русского языка по реализации межпредметных связей для 5 класса на примере экспериментального класса.

Эксперимент проводился на базе 5"Б" класса Ташкентской средней школы № 151 Яшнободского района и состоял из следующих этапов: констатирующего. формирующего, и контрольно-диагностического.

Цель эксперимента- оптимизация обучения русскому языку и развитие компетенции знаний, умений и навыков, интеллектуальных и творческих способностей по реализации межпредметных связей средствами интерактивных методов

учащихся средних классов.

Задачи :

1) провести анализ и оценку уровня познавательной активности учеников экспериментальной группы по определённым критериям;

2) формировать умения владеть устной и письменной речью;

3) развивать интеллектуальные и творческие способности, эмоционально- волевые и нравственные качества личности;

4) формировать и выработать навыки написания сочинения по картине.

При реализации эксперимента применяли:

-Презентацию с материалами по реализации межпредметных связей;

- и

спользование интерактивных методов;

-раздаточный материал, схемы, таблицы, картинки;

- Упражнения, обучающие ученика определят морфологические, синтаксические признаки сложного предложения, выделяет и исправляет различные лексические и синтаксические ошибки; повторять порядок разбора слова по составу, словообразовательного, морфологического, синтаксического, лексического разбора;

-Работа с поэтическим текстом, эвристическая беседа, работа с прозаическим текстом, вопросно- ответная беседа;

-Вспомогательные упражнения на этапе подготовки детей к написанию сочинений по картине, работа по картине с музыкой.

Формы, методы и средства учебно- воспитательной работы.

Изучение и анализ опыта в организации учебной работы и экспериментальные исследования по реализации межпредметных связей позволяют установить, что образовательно-воспитательная эффективность компетентностного подхода зависит от сочетания различных методов и приемов его осуществления.

Основная задача учителя в организации учебной работы по реализации межпредметных связей заключается в том, чтобы в каждом конкретном случае определить наиболее приемлемые методы и приемы осуществления компетентностного подхода.

В своей работе использую методы:

-объяснительно-иллюстративный метод, сочетающий в себе словесные методы (рассказ, объяснение, работа с различным межпредметным материалом) с иллюстрацией различных по содержанию межпредметных источников (карт, схем, диаграмм, картин натуральных объектов и т.д.);

-частично-поисковый метод, основанный на реализацию межпредметных знаний, жизненного и познавательного опыта учащихся. Конкретным проявлением этого метода является беседа, которая в зависимости от дидактических целей урока может быть проверочной, эвристической, повторительно-обучающей;

Наряду с традиционными в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, проблемно-диалогическое обучение; здоровьесберегающие, игровые, компьютерные, проектные технологии.

Межпредметный материал применяю на разных этапах урока:

  • в начале урока, во вступлении;

  • при актуализации знаний;

  • при изучении нового материала;

  • в домашнем задании;

  • при закреплении.

При разработке уроков учтены программные требования, образовательные стандарты. Типы уроков соответствуют структуре урока изучения нового материала.

Логически продуман переход от одного этапа к другому. Отобранный дидактический материал доступен, интересен, богат, разнообразен, что способствует решению определённых целей и задач:

- усвоение знаний о русском речевом этикете;

- овладение учащимися нормами языка, орфографическими, пунктуационными, грамматическими на основе теоретических знаний

- овладение навыками правильной литературной речи, как устной, так и письменной (сжатый пересказ)

- овладение навыками языкового анализа, сравнения, обобщения

- формирование умений оценивать языковые факты с точки зрения их нормативности

- воспитание вежливости, тактичности, уважительности

- обогащение словарного запаса учащихся (словарная работа)

- развитие творческих способностей (написание сочинений-миниатюр по темам и ситуациям, написание писем)

Большое внимание на уроках уделяется развитию культуроведческой компетенции (овладение нормами русского и узбекского речевого этикета, осознание взаимосвязи языка и истории народа).

Включение игровых заданий способствует развитию интереса к предмету.

Разнообразие методов и приёмов, используемых на уроках по указанным темам, позволяет успешно решить поставленные цели и задачи.

Домашние задания, выполненные учащимися, показывают, что материал усвоен.



2.6 ДИАГНОСТИКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ

Как показали мои наблюдения по реализации межпредметных связей имеет положительные результаты. Я провела ряд исследований в 5" Б" классе (тесты, анкетирование) и сравнила результаты с исследованиями прошлых лет.

Можно отметить повышение интереса к урокам русского языка и литературы (92 % учащихся отмечают уроки русского языка и литературы среди самых интересных).

Повысилась познавательная активность учащихся в школе и во внеурочное время (в 5 "Б" классе 38% учащихся имеют высокий уровень познавательной активности; 47% -средний; 15% - низкий).

Положительный рост прослеживается и в развитии словесно-логического мышления учащихся. (Высокий уровень развития словесно-логического мышления имеют 16% учащихся, выше среднего – 55 %; средний – 26%; ниже среднего – 5%; с низким уровнем учащихся нет).

В результате работы по реализации межпредметных связей на уроках русского языка расширяются лингвистические познания учащихся, развивается личность детей, воспитывается бережное отношение к языковой культуре.

Многие учёные, методисты (в том числе Рожнова М.Э.) отмечают, что используя межпредметные связи на уроках русского языка, педагог подготовит учащихся грамотных в широком смысле этого слова, вооруженных навыками пользования устной и письменной речи в такой степени, в какой это будет им необходимо для творческой, производственной и общественной деятельности.

Поэтому я считаю, что все перечисленные результаты в конечном итоге влияют на уровень обучаемости учащихся.

С большим желанием и удовольствием ребята участвуют в научной конференции, посвящённой исследовательской деятельности по русскому языку, где они знакомят других ребят с результатами своих работ, тренируются в публичной речи и пользуются возможностью заинтересовать своими увлечениями и работами.

Истинный же результат по реализации межпредметных связей - покажет время: вырастут ли наши ученики достойными гражданами нашей Республики Узбекистан.



3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Реализация межпредметных связей на уроках русского языка- это путь к модернизации и организации творческой деятельности учащихся.


Реализация межпредметных связей на уроках русского языка повышает мотивацию участников в решении обсуждаемых проблем, что даёт эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, побуждает их к конкретным действиям. Думаю, не может не впечатлять, что реализация межпредметных связей в обучении русскому языку каждый успешен, каждый вносит свой вклад в общий результат групповой работы, процесс обучения становится более осмысленным и увлекательным.

Таким образом, освоение учителем проблемно-поисковых методов реализации межпредметных связей на уроках русского языка- это и есть, самый верный путь к организации творческой деятельности учащихся, которые стимулируют и активизируют друг друга.

Для развития творческих способностей учителю сегодня очень важно от репродуктивных методов перейти к продуктивным, когда ученик должен не только показать понимание изучаемого явления, но и решать задачи, вскрывая причинно- следственные связи между ними, уметь связать изучаемый материал с практикой, с жизнью.

Прежде всего, любое занятие , в том числе реализация межпредметных связей на уроках русского языка, должно иметь четкий план, достигать определенных целей и результатов. Все это помогает учащимся лучше усвоить материал и соотнести его с тем, что они уже знают. Творчество реализации межпредметных связей на уроках русского языка учителя и ученика безгранично, важно только умело его направить для достижения поставленных учебных целей.

Завершая разговор о значении реализации межпредметных связей на уроках русского языка, хочется сказать словами . философа Сенеки «Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным».

Наиболее удивительные открытия XXI в. будут сделаны не благодаря развитию науки и техники, а благодаря тому, что мы по - новому оценим само понятие «человек». Современная школа переживает в настоящее время тяжелый процесс становления. Работники просвещения настаивают на необходимости отойти от стандартов обучения, стереотипов педагогического мышления.

Особое значение имеют межпредметные связи для эффективного использования организационных форм обучения, а также целенаправленной перестройки всех основных звеньев учебно-воспитательного процесса. Такая перестройка с учетом межпредметных связей направлена на формирование активной позиции ученика в процессе обучения, ибо она предусматривает реализацию единства образовательных, развивающих и воспитывающих функций обучения; единство идейно-теоретического, научно-мировоззренческого содержания обучения и активную учебно-познавательную деятельность учащихся.


5. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ


1. Конституция Республики Узбекистан. Т.:2014.

2.Каримов И.А. Наша цель: свободная и процветающая Родина.Ташкент,1993.Т.2

3.Высококвалифицированные специалисты- стимул прогресса.Ташкент.1995.

4.Национальная программа по подготовке кадров. Ташкент,1998.

5.Государственный образовательный стандарт и оптимизированная учебная программа по русскому языку литературе для школ с узбекским и другими языками обучения и школ с русским языком обучения(1-9 классы). МНО Р. Уз.. Республиканский центр образования.Ташкент-2017.

6. Л.Т.Ахмедова, О.В.Кон. Методика преподавания литературы.- Ташкент,2009.

С.Э.Камилова. Разработки практических занятий по узбекской литературе.-Ташкент, 2009

7. Р. Ишмухамедов. Инновации в образовании и воспитании.(практические советы) - Ташкент 2009

8.Рожнова М.Э. Зеленина В.И. Учебно- методический комплекс по русскому языку для 5 класса, Ташкент,2003

9. Рожнова М.Э. Учебно- методический комплекс по русскому языку для 7 класса, -Ташкент,2003

10. Рожнова М.Э. Зеленина В.И. Учебно- методический комплекс по русскому языку для 8 класса, -Ташкент, 2003.

11.Самовыражение и самореализация обучающихся как базовые личностные качества в современных условиях. -Ташкент, 2014.

12.Узбекистан города и легенды.- Давр нашриёти.Ташкент,2011.

13. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. – М, 2004.

14. Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода)//Высшее образование. - 2004, № 11. - с. 17-22.

15.Бабанский Ю.К. Педагогика. - М., 1988. - С. 26.

16. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании. // РГПУ. - Ростов на Дону, 2007.

17. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе //Педагогика. - 2003, № 10. - с. 26.20.


Интернет ресурсы:


1.www.rojnova.rn.uz

2. www.advantour.com/r us/ uzbekistan /index.htm

3.www.google.com/ webhp

4.http//.kitob.uz

5. http//.gazeta.uz

6. http//.kllass.uz

7.Источник: http://5fan.ru/wievjob.php?id=55703

8.Шипачёва Л.А. Русский язык в таблицах и схемах. 5 класс. –М.: Школьная Пресса, 2005.

9.www.google.com/search

10. Бермус А. Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании//На сайте: http: //www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm.

11.Google : https://accounts.google.com



Блок-схема: альтернативный процесс 1


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!