МБОУ « Знаменская СОШ» учитель начальных классов Калиновская Людмила Густавна
Русский язык. 2 класс.
Тема: «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»
Тема: «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»
Цель урока: создание условий для освоения учащимися способа определения одушевлённых и неодушевлённых имен существительных.
Планируемые результаты:
Личностные:
- стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции
- способность к самооценке на основе критерия успешности в учебной деятельности.
Предметные:
- освоение понятия «одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»;
- освоение алгоритма определения одушевлённых и неодушевлённых имен существительных.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
- формулировать правило на основе выделенных существенных признаков имени существительного;
- добывать новые знания, находить новые знания, пользуясь различными источниками информации.
Коммуникативные УУД:
- умение оформлять свои мысли в устной речи;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Регулятивные УУД:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- освоение способа решения проблемного поискового характера.
Тип урока: объяснение нового материала
Оборудование: - учебник «Русский язык» В.Н. Канакина, В.Г. Горецкий– 2 класс, тетради;; листы самооценивания.
Методы: репродуктивный, объяснительно - иллюстративный, коммуникативный, метод стимулирования и мотивации.
Ход урока
Организационный момент.
Прозвенел звонок.
Торопимся мы на урок,
Будут знания нам впрок.
Будем руки поднимать,
Точно, бойко отвечать!
II. Актуализация знаний.
Словарная работа
( Словарный диктант. Взаимопроверка по словарю с.134-135, затем выставление оценок в лист самооценивания)
Берёза, воробей, город, молоток, картина, обезьяна, снегирь, февраль, лопата, капуста.
III. Самоопределение к деятельности
- Что общего у этих слов? (это имена существительные.)
- Вспомните что такое имя существительное?
Вчера мы выяснили, что имена существительные обозначают не только конкретные предметы, а что еще?
явления природы: гроза, радуга-потрогать не можем, но это тоже имя сущ., отв. На вопрос что?
Людей, животных: мальчик, девочка, слон.
События: олимпиада , праздник и это тоже предмет, хоть и потрогать ее мы не можем; отвечает на вопрос что?
Чувства людей, качества людей: сопереживание, нежность, отвага – мы не можем потрогать, но это тоже имя сущ., отвечают на вопрос что?)
-На какие две группы вы бы разделили эти существительные? ( кто? и что?)
-Существительные, которые отвечают на вопрос кто? обозначают живые предметы. Кто знает, как называются такие существительные? (Одушевлённые)
-Существительные, которые отвечают на вопрос что – неодушевлённые.
-Назовите тему нашего урока.( Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные)
-Какую задачу поставим перед собой. (Научится правильно задавать вопросы к именам существительным и определять одушевлённые они или неодушувлённые)
IV. Работа по теме урока.
-Откройте учебник с.48 и прочитайте правило. Это первая часть правила. Сформулируйте всё правило.
С.48 упр 80.
-Прочитайте задание. Выполним его устно.
- Кого называют имена существительные?.
- Измените выделенные существительные так, чтобы они отвечали на вопрос Кто? Хором: работники, столяры, плотники, столяры, инженеры, доктора, кондукторы, шофёры.
V.Физминутка
Встаньте и выйдите из-за парт.
Игра называется «Живое-неживое»
Я вам буду называть имена существительные, если я назову живой предмет, который отвечает на вопрос кто? – вы хлопаете в ладоши, если я называю предметы неживые, которые отвечают на вопрос что? – вы приседаете.
( Карусель, лягушка, лужа, лебедь, кошка, конфета, гроза, бегемот, муха, спортсмен, здоровье )
VI.Закрепление.
Работа в парах
С.49 упр.81
-Прочитайте задание. Вам оно понятно, тогда выполняйте. Помните правила работы в парах.
- Проверьте свою работу и оцените. На следующем уроке вы узнаете, как справились с этим заданием.
VI IРефлексия.
- Разделите мысленно тетрадь на 2 столбика:
Од. Неод.
- Сейчас я вам буду диктовать слова, а вам нужно будет их записывать в соответствующий столбик. Определить, какие имена существительные одушевлённые, а какие неодушевлённые.
- комар, одежда, снег, картина, художник, пилот, друг, скромность, хитрец, девочка
- Возьмите простой карандаш. Каждый проверяет свою работу.( 1 ученик читает, остальные сверяют, ставят плюсы, если правильно, если не правило ставите минус.) Оцените.
- Поднимите руки те, кто не допустил ни одной ошибки.
- У кого 1-2 ошибки?
- Хорошо!
VIII. Домашнее задание
С.50 правило упр. 85
9.Итог урока.
-Какая была цель урока? Мы справились.
- Что было трудно на уроке?
- Кто что- то недопонял и вам нужно еще раз объяснить?
- Обратите внимание, что в карточке- помощнике под каждым вопросом написано, что имена существительные, которые отвечают на вопрос кто – одушевленные. А на вопрос что- неодушевлённые.
- Спасибо за урок! Вы молодцы!