Поурочное планирование по русскому языку
Урок №84-85 Класс: 3-б 16.01.2019г.
Тема: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
Цель: продолжать формирование понятия одушевлённости и неодушевлённости как грамматического признака имени существительного, развитие умений различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные по вопросам, определять тематические группы неодушевлённых существительных.
Планируемые результаты: учащиеся научатся находить имена существительные в тексте; использовать специальную терминологию при определении части речи; самостоятельно подбирать имена существительные; классифицировать имена существительные одушевленные и неодушевленные; делать звуко-буквенный разбор слов, соотносить произношение и написание; подбирать синонимы, пользуясь словарем.
Тип урока :повторение изученного материала.
Ход урока
Ι. Актуализация знаний.
1. Словарная работа.
– Запишите лишнее слово.
Прыгать, сорока, стрекотать, летать.
Вперёд, назад, затем, галерея.
Черёмуха, заяц, пшеница, рябина.
Аромат, хозяйственный, волшебный, серебряный.
Пассажир, корреспондент, грамматика, иллюстратор.
– На какие вопросы отвечают записанные слова? (кто? что?)
– О каких предметах вы спросите что это? А о каких – кто это?
II. Формулирование проблемы, планирование деятельности.
1. Подводящий к теме диалог.
На доске записаны слова.
Друг, ветер, снег, слон.
– Что объединяет все эти слова? (Это имена существительные.)
– Распределите слова в две группы. Предложите, какие это могут быть группы. Подсказка: вспомните, на какие вопросы отвечают имена существительные. Сформулируйте основной вопрос урока:
Чем отличаются слова, отвечающие на вопрос кто? и что?
– Как они называются?
Фиксируется учителем на доске
2. Прочитайте название темы на с. 12.
– Что вы представили, прочитав слова одушевлённые и неодушевлённые?
– Как вы думаете, что это за имена существительные? Приведите
примеры таких слов.
III. Открытие новых знаний
1.Вспоминаем пройденное.
Уч. С.12 №15
1.Что мы должны сделать?(вставить пропущенные буквы)
2.Какие это слова?
3.А что еще мы можем сделать с этими словами? (Мы можем разделить на слова, которые отвечают на вопрос Кто? И Что?
2. Работа с определением.
– Проверьте свои предположения, прочитав определение в рамке учебника (с. 12)
Ученики читают определение про себя, затем вслух, приводят свои примеры.
– Как вы думаете, может ли одушевлённое существительное стать неодушевлённым или наоборот? (Нет, если существительное отвечает на вопрос кто? – оно не может отвечать на вопрос что?)
Одушевлённость или неодушевлённость – это постоянный признак каждого имени существительного.
3. Наблюдение над новым материалом.
С.12 упр.16
Одновременно у доски работают два ученика. Один записывает в столбик одушевлённые имена существительные, другой – неодушевлённые.
ΙV. Развитие умений – применение знания.
Работа в учебнике.
1. № 20 – развивается умение определять тематические группы неодушевлённых имён существительных.
Возможна комментированная запись слов с обозначением орфограмм.
Обобщающий вопрос: какие тематические группы неодушевлённых существительных можете назвать?
2. упр.17 с.13
Выполняется самостоятельно. Взаимопроверка в парах.
Один ученик выполняет упражнение у доски.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Какую отметку ты бы себе поставил?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
V. Итог урока.
– Назовите ключевые слова урока?
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
VI. Домашнее задание.
1. №19 с.13
2. Выучить правило на с. 12