СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: Маршак "Угомон"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: С. Я. Маршак «Угомон», «Дважды два»

Цели: создать условия для развития интереса к литературному творчеству и чтению; развитие речевых умений, фонематического слуха, воспитывать уважение к окружающим, правила хорошего тона

Задачи: познакомить учащихся с жизнью и творчеством С.Я. Маршака; расширять читательский опыт; учить различать народные и авторские сказки; формировать понятие о дисциплине и порядке.

Тип урока: Урок новых знаний.

Планируемые результаты образования:

Предметныеумение читать выразительно, пересказывать произведение, используя соответствующую лексику.

Познавательные: уметь самостоятельно выделять существенную информацию из текстов разного вида.

Личностные: интерес к учебному труду, умение оценивать свои поступки и знания, внимание к переживаниям других людей, сопереживание.

 

Оборудование: «Азбука», портрет С.Я.Маршака, текст с артикуляционной разминкой,карточки для работы в парах, магнитные буквы, карточка с трудными словами

Ход урока:

I.Организационный момент.

Учитель

Прозвенел звонок веселый!

Дети

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, размышлять

И друг другу помогать.

Учитель

Мы сюда пришли учиться

Слушаем внимательно!

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно.

1I. Артикуляционная разминка.

- На уроках литературного чтения мы много говорим, а перед чтением нам разминка нужна? Зачем? (для улучшения работы нашего речевого аппарата, правильного дыхания, чтобы язычок был послушным и наша речь была красивой и приятной)

Упражнения «Свеча»

-Сделаем глубокий вдох, носом задержите дыхание, выдохните через рот, задувая пламя свечи.

- Подготовим голосовые связки. Повторим чистоговорку все вместе.

Ра- ра-ра- начинается игра!

Са- са –са - в лесу бегает лиса?

Жу-жу-жу - молока дадим ежу.

Ру-ру-ру- мы закончили игру!

- А какие скороговорки мы знаем?

3.Включение в учебную деятельность.          Работа в парах.

     На доске слоги и буквы: Р МА ША К

-Составьте слово.

слоги и буквы. Попробуйте из них сложить слово.

 (Дети получают слово -  Ма-р-ша-к ).                                   

-Кто знает, что обозначает это слово? (Это фамилия детского писателя) 

-Кто знает, как его зовут?  

 

III.Постановка и решение  учебной задачи

Стихи писателя, о котором мы будем говорить сегодня, вы знайте с самого детства.

Выставка детских книг  и портрет С.Я.Маршака на доске.

Как вы думайте, какова тема и цель нашего урока?

IV.Знакомство с писателем.

С.Я. Маршак – один из самых любимых детских писателей в нашей стране. Его произведения для детей – это короткие рассказы и сказки в стихах. (Портрет)

-Вглядитесь это в лицо. Что бы вы сказали об этом человеке? (Это человек с добрыми глазами, он любит детей).

Работа с учебником.

- Прочитайте сведения о С.Я. Маршаке на с. 106 «Азбуки». (Учащиеся читают.)

-Ребята, достаточно ли сведений дал нам автор учебника об этом знаменитом человеке? (Нет.)

-Что ещё хотелось узнать о нем? (Каким он был в детстве)

- А вы хотите узнать, каким писатель был в детстве?

Самуил Яковлевич Маршак родился 3 ноября 1887 года в Воронеже. Детство писатель провёл в маленьком городке Острогожске. Его семья жила небогато, но дружно. В семье было 6 детей.

Мальчик с детства тянулся к знаниям, к книгам, рано стал писать стихи. Когда Маршаку было всего 4 года, уже тогда он пытался сочинять стихотворные строчки. В 12 лет Самуил Яковлевич писал целые поэмы.

Сначала учился в гимназии, потом окончил Лондонский университет. Первая детская книга Самуила Яковлевича Маршака называлась — «Детки в клетке» и была выпущена в 1923 году.

В городе Воронеж есть улица, которая носит имя С.Я. Маршака. Самуил Яковлевич прожил долгую жизнь, написал много статей, пьес и сказок. Это был одарённый человек. Он был поэтом и прозаиком, переводчиком и драматургом, сатириком и редактором и просто хорошим, интересным человеком.

 

V.Физкультминутка.

-Ребята, вы хорошо поработали, я предлагаю отдохнуть.

Однажды старушка Отправилась в лес. (Ходьба на месте)

Приходит обратно, А пудель исчез. (Повороты влево-вправо с подниманием плеч)

Искала старушка Четырнадцать дней, (Повороты головы влево-вправо покачивание головой, обхватив ее руками)

А пудель по комнате Бегал за ней. (Прыжки на месте, с руками согнутыми перед грудью)

 

VI. Знакомство со стихотворением «Угомон»

 

- Что обычно говорят расшумевшимся детям? (успокойтесь, перестаньте, угомонитесь)

- Прочитайте название рассказа.

Как вы думаете, кто такой Угомон? (Тот, кто всех успокаивает)

1.Чтение стихотворения учителем.

-Ребята, понравилось вам произведение? Какую картину вы представили, когда слушали его?

2.Словарная работа

- Все ли слова в стихотворении были понятны?

- Хочу обратить ваше внимание на некоторые слова, которые мы встретим в тексте и спросить, как вы понимаете их значение?

«нынче» - сегодня

«бушует» - проявляет себя буйно, с необычной силой

«бас» - мужской низкий голос

- Особенно интересно название стихотворения «Угомон» - Объясните смысл заголовка.

Давайте выясним значение слова «угомон»? Что нам для этого понадобится?

Если мы заглянем в толковый словарь то узнаем, что «угомон» - разговорное слово «успокоение от шума, возни».

3.Чтение учащимися.

4.Беседа по содержанию.

- Откуда же появился этот шум? Кто его начал? Почему, несмотря на просьбу, шум в классе продолжался? (Потому что все дети стали одновременно успокаивать друг друга.)

-Какие слова использует автор, чтобы показать, что ребята очень громко разговаривают? (Крикнули, закричали, заорали)

-К чему привело такое поведение ребят? (Учительница пения хотела убежать из класса.)

- Кто помог успокоить детей? (Угомон)

- Как вы думаете, существует ли он на самом деле и почему? (Нет, т.к. вымышленный персонаж)

- Как вы думаете, что он мог сказать ребятам, зайдя в класс? (…)

-Давайте прочитаем, как Угомон появился в классе? Почему эти слова напечатаны крупными буквами? (автор хотел, чтобы эти слова стали правилом для всех других детей.)

 - Совпали ли ваши предположения с прочитанным?

- Кто главный герой? (Угомон)

- А кто или что такое Угомон? (учитель, милиционер…)

- Что случилось нынче в школе (Рассорился 1 класс)

5. Чтение детей по 2 строчки.

-О ком идёт речь?- о детях, об Угомоне.

-Что делают дети? ( Я считаю, что ребята успокаивают друг друга

- Это помогает? - нет. Почему? (ответы детей)

- Кто такой Угомон? Это персонаж, который дал детям хороший совет.

-Давайте найдём и про читаем слова, которые произнёс Угомон в стихотворении. (Чтение строк)

-Я думаю, вы согласны с Угомоном. Только в том случае, когда каждый ученик будет себя контролировать - будет порядок. А будут порядок и дисциплина, будут хорошие знания.

6.Правила поведения в школе.

-Вы изучаете много предметов.

-Какие это предметы? (математика, русский язык, чтение, рисование) а для того, чтобы все знать и запомнить, вам нужно освоить самый главный предмет – «поведение»

- Давайте повторим правила поведения на уроках и на перемене в школе.

На уроке я сижу,

Не кричу, и не стучу.

Ручку прямо поднимаю

Если спросят – отвечаю.

 

Ежедневно по утрам

Заниматься надо нам.

Мы с доски не сводим глаз

И учитель учит нас.

 

Учитель спросит- надо встать,

Когда он сесть позволит – сядь.

 

Ответить хочешь, не кричи

А только руку подними.

 

Парта - это не кровать. И нельзя на ней лежать!

 

Ты сиди за партой стройно И веди себя достойно, На уроках не болтай, Как заморский попугай.

 

- Так зачем же нужно соблюдать правила поведения в школе? (Я думаю для того ,чтобы хорошо учиться и не мешать учиться другим ученикам, чтобы вы не причинили друг другу никакого вреда, чтобы не было травм, и все были здоровы).

VII. Физминутка.

Гимнастика для глаз.

VIII.Продолжение работы по теме.

 

1. Знакомство со стихотворением «Дважды два»

Следующее стихотворение «Дважды два» на странице 101 прочитайте сами.

2. Чтение учителем

С таблицей умножения вы познакомитесь позже. Как вы понимаете последние четыре строчки?

Действительно, многое в мире меняется, но таблицу умножения ещё никому не удалось изменить.

3. Чтение стихотворение хором.

4. Заучивание стихотворения «Дважды два»

IX. Закрепление материала

1. Беседа

- С творчеством какого писателя и поэта мы познакомились? (С творчеством С.Я. Маршака)

- С какими его учит нас стихотворение «Угомон»? (Правильному отношению и уважению друг к другу).

2. Работа в парах

-А давайте узнаем каким еще правилам учит нас С.Я. Маршак. (На партах зеленые карточки, с которых дети должны прочитать и пересказать правила)

Тех, кто в школу опоздал, Она не станет ждать. Хоть без колес устроен класс, Он далеко уйдет за час.

Не отправится охотник Без ружья стрелять гусей. Не оставит дома плотник Молотка или гвоздей.

Ты не должен оставлять Дома книгу и тетрадь!

-Маршак написал ещё и загадки. Они у вас на столах. Разгадайте их.

 

На странице букваря

Тридцать три богатыря.

Мудрецов-богатырей

Знает каждый грамотей.(Буква)

 

Это книга не простая:

По ней буквы изучаю. (Букварь)

 

Мы ходим ночью, ходим днём,

но никуда мы не уйдём.

Мы бьём исправно каждый час.

А вы, друзья, не бейте нас! (Часы)

 

Бьют его рукой и палкой,

никому его не жалко.

А за что беднягу бьют?

А за то, что он надут! (Мяч)

 

Как безлиственная ветка,

Я, пряма, суха, тонка.

Ты встречал меня, нередко

На страницах дневника.

(Единица)

X.Итог урока.

-С творчеством какого писателя и поэта мы познакомились? (С творчеством С.Я. Маршака)

- С какими его стихотворениями познакомились? («Угомон», «Дважды два»

– Назовите героев произведений.

- Чему учит нас стихотворение «Угомон»? (Правильному отношению и уважению друг к другу).

Ребята, для нас С.Я. Маршак приготовил пожелания

 

 

Пожелания друзьям

Желаю вам цвести, расти, Копить, крепить здоровье. Оно для дальнего пути - Главнейшее условье. Пусть каждый день и каждый час Вам новое добудет. Пусть добрым будет ум у вас, А сердце умным будет. Вам от души желаю я, Друзья, всего хорошего. А всё хорошее, друзья, Дается нам недешево!

 

XI. Рефлексия.

 

Подготовка к выразительному чтению

нём встречаются? (Вопросите

 

Просмотр содержимого документа
«Тема: Маршак "Угомон"»

Тема: С. Я. Маршак «Угомон», «Дважды два»

Цели: создать условия для развития интереса к литературному творчеству и чтению; развитие речевых умений, фонематического слуха, воспитывать уважение к окружающим, правила хорошего тона

Задачи: познакомить учащихся с жизнью и творчеством С.Я. Маршака; расширять читательский опыт; учить различать народные и авторские сказки; формировать понятие о дисциплине и порядке.

Тип урока: Урок новых знаний.

Планируемые результаты образования:

Предметныеумение читать выразительно, пересказывать произведение, используя соответствующую лексику.

Познавательные: уметь самостоятельно выделять существенную информацию из текстов разного вида.

Личностные: интерес к учебному труду, умение оценивать свои поступки и знания, внимание к переживаниям других людей, сопереживание.


Оборудование: «Азбука», портрет С.Я.Маршака, текст с артикуляционной разминкой,карточки для работы в парах, магнитные буквы, карточка с трудными словами

Ход урока:

I.Организационный момент.

Учитель

Прозвенел звонок веселый!

Дети

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, размышлять

И друг другу помогать.

Учитель

Мы сюда пришли учиться

Слушаем внимательно!

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно.

1I. Артикуляционная разминка.

- На уроках литературного чтения мы много говорим, а перед чтением нам разминка нужна? Зачем? (для улучшения работы нашего речевого аппарата, правильного дыхания, чтобы язычок был послушным и наша речь была красивой и приятной)

Упражнения «Свеча»

-Сделаем глубокий вдох, носом задержите дыхание, выдохните через рот, задувая пламя свечи.

- Подготовим голосовые связки. Повторим чистоговорку все вместе.

Ра- ра-ра- начинается игра!

Са- са –са - в лесу бегает лиса?

Жу-жу-жу - молока дадим ежу.

Ру-ру-ру- мы закончили игру!

- А какие скороговорки мы знаем?

3.Включение в учебную деятельность. Работа в парах.

На доске слоги и буквы: Р МА ША К

-Составьте слово.

слоги и буквы. Попробуйте из них сложить слово.

(Дети получают слово - Ма-р-ша-к ).

-Кто знает, что обозначает это слово? (Это фамилия детского писателя)

-Кто знает, как его зовут?


III.Постановка и решение  учебной задачи

Стихи писателя, о котором мы будем говорить сегодня, вы знайте с самого детства.

Выставка детских книг  и портрет С.Я.Маршака на доске.

Как вы думайте, какова тема и цель нашего урока?

IV.Знакомство с писателем.

С.Я. Маршак – один из самых любимых детских писателей в нашей стране. Его произведения для детей – это короткие рассказы и сказки в стихах. (Портрет)

-Вглядитесь это в лицо. Что бы вы сказали об этом человеке? (Это человек с добрыми глазами, он любит детей).

Работа с учебником.

- Прочитайте сведения о С.Я. Маршаке на с. 106 «Азбуки». (Учащиеся читают.)

-Ребята, достаточно ли сведений дал нам автор учебника об этом знаменитом человеке? (Нет.)

-Что ещё хотелось узнать о нем? (Каким он был в детстве)

- А вы хотите узнать, каким писатель был в детстве?

Самуил Яковлевич Маршак родился 3 ноября 1887 года в Воронеже. Детство писатель провёл в маленьком городке Острогожске. Его семья жила небогато, но дружно. В семье было 6 детей.

Мальчик с детства тянулся к знаниям, к книгам, рано стал писать стихи. Когда Маршаку было всего 4 года, уже тогда он пытался сочинять стихотворные строчки. В 12 лет Самуил Яковлевич писал целые поэмы.

Сначала учился в гимназии, потом окончил Лондонский университет. Первая детская книга Самуила Яковлевича Маршака называлась — «Детки в клетке» и была выпущена в 1923 году.

В городе Воронеж есть улица, которая носит имя С.Я. Маршака. Самуил Яковлевич прожил долгую жизнь, написал много статей, пьес и сказок. Это был одарённый человек. Он был поэтом и прозаиком, переводчиком и драматургом, сатириком и редактором и просто хорошим, интересным человеком.


V.Физкультминутка.

-Ребята, вы хорошо поработали, я предлагаю отдохнуть.

Однажды старушка
Отправилась в лес.
(Ходьба на месте)

Приходит обратно,
А пудель исчез.
(Повороты влево-вправо с подниманием плеч)

Искала старушка
Четырнадцать дней,
(Повороты головы влево-вправо покачивание головой, обхватив ее руками)

А пудель по комнате
Бегал за ней.
(Прыжки на месте, с руками согнутыми перед грудью)


VI. Знакомство со стихотворением «Угомон»


- Что обычно говорят расшумевшимся детям? (успокойтесь, перестаньте, угомонитесь)

- Прочитайте название рассказа.

Как вы думаете, кто такой Угомон? (Тот, кто всех успокаивает)

1.Чтение стихотворения учителем.

-Ребята, понравилось вам произведение? Какую картину вы представили, когда слушали его?

2.Словарная работа

- Все ли слова в стихотворении были понятны?

- Хочу обратить ваше внимание на некоторые слова, которые мы встретим в тексте и спросить, как вы понимаете их значение?

«нынче» - сегодня

«бушует» - проявляет себя буйно, с необычной силой

«бас» - мужской низкий голос

- Особенно интересно название стихотворения «Угомон» - Объясните смысл заголовка.

Давайте выясним значение слова «угомон»? Что нам для этого понадобится?

Если мы заглянем в толковый словарь то узнаем, что «угомон» - разговорное слово «успокоение от шума, возни».

3.Чтение учащимися.

4.Беседа по содержанию.

- Откуда же появился этот шум? Кто его начал? Почему, несмотря на просьбу, шум в классе продолжался? (Потому что все дети стали одновременно успокаивать друг друга.)

-Какие слова использует автор, чтобы показать, что ребята очень громко разговаривают? (Крикнули, закричали, заорали)

-К чему привело такое поведение ребят? (Учительница пения хотела убежать из класса.)

- Кто помог успокоить детей? (Угомон)

- Как вы думаете, существует ли он на самом деле и почему? (Нет, т.к. вымышленный персонаж)

- Как вы думаете, что он мог сказать ребятам, зайдя в класс? (…)

-Давайте прочитаем, как Угомон появился в классе? Почему эти слова напечатаны крупными буквами? (автор хотел, чтобы эти слова стали правилом для всех других детей.)

- Совпали ли ваши предположения с прочитанным?

- Кто главный герой? (Угомон)

- А кто или что такое Угомон? (учитель, милиционер…)

- Что случилось нынче в школе (Рассорился 1 класс)

5. Чтение детей по 2 строчки.

-О ком идёт речь?- о детях, об Угомоне.

-Что делают дети? ( Я считаю, что ребята успокаивают друг друга

- Это помогает? - нет. Почему? (ответы детей)

- Кто такой Угомон? Это персонаж, который дал детям хороший совет.

-Давайте найдём и про читаем слова, которые произнёс Угомон в стихотворении. (Чтение строк)

-Я думаю, вы согласны с Угомоном. Только в том случае, когда каждый ученик будет себя контролировать - будет порядок. А будут порядок и дисциплина, будут хорошие знания.

6.Правила поведения в школе.

-Вы изучаете много предметов.

-Какие это предметы? (математика, русский язык, чтение, рисование) а для того, чтобы все знать и запомнить, вам нужно освоить самый главный предмет – «поведение»

- Давайте повторим правила поведения на уроках и на перемене в школе.

На уроке я сижу,

Не кричу, и не стучу.

Ручку прямо поднимаю

Если спросят – отвечаю.


Ежедневно по утрам

Заниматься надо нам.

Мы с доски не сводим глаз

И учитель учит нас.


Учитель спросит- надо встать,

Когда он сесть позволит – сядь.


Ответить хочешь, не кричи

А только руку подними.


Парта - это не кровать.
И нельзя на ней лежать!


Ты сиди за партой стройно
И веди себя достойно,
На уроках не болтай,
Как заморский попугай.


- Так зачем же нужно соблюдать правила поведения в школе? (Я думаю для того ,чтобы хорошо учиться и не мешать учиться другим ученикам, чтобы вы не причинили друг другу никакого вреда, чтобы не было травм, и все были здоровы).

VII. Физминутка.

Гимнастика для глаз.

VIII.Продолжение работы по теме.


1. Знакомство со стихотворением «Дважды два»

Следующее стихотворение «Дважды два» на странице 101 прочитайте сами.

2. Чтение учителем

С таблицей умножения вы познакомитесь позже. Как вы понимаете последние четыре строчки?

Действительно, многое в мире меняется, но таблицу умножения ещё никому не удалось изменить.

3. Чтение стихотворение хором.

4. Заучивание стихотворения «Дважды два»

IX. Закрепление материала

1. Беседа

- С творчеством какого писателя и поэта мы познакомились? (С творчеством С.Я. Маршака)

- С какими его учит нас стихотворение «Угомон»? (Правильному отношению и уважению друг к другу).

2. Работа в парах

-А давайте узнаем каким еще правилам учит нас С.Я. Маршак. (На партах зеленые карточки, с которых дети должны прочитать и пересказать правила)

Тех, кто в школу опоздал,
Она не станет ждать.
Хоть без колес устроен класс,
Он далеко уйдет за час.

Не отправится охотник
Без ружья стрелять гусей.
Не оставит дома плотник
Молотка или гвоздей.

Ты не должен оставлять
Дома книгу и тетрадь!

-Маршак написал ещё и загадки. Они у вас на столах. Разгадайте их.



На странице букваря

Тридцать три богатыря.

Мудрецов-богатырей

Знает каждый грамотей.(Буква)



Это книга не простая:

По ней буквы изучаю. (Букварь)



Мы ходим ночью, ходим днём,

но никуда мы не уйдём.

Мы бьём исправно каждый час.

А вы, друзья, не бейте нас! (Часы)



Бьют его рукой и палкой,

никому его не жалко.

А за что беднягу бьют?

А за то, что он надут! (Мяч)



Как безлиственная ветка,

Я, пряма, суха, тонка.

Ты встречал меня, нередко

На страницах дневника.

(Единица)

X.Итог урока.

-С творчеством какого писателя и поэта мы познакомились? (С творчеством С.Я. Маршака)

- С какими его стихотворениями познакомились? («Угомон», «Дважды два»

– Назовите героев произведений.

- Чему учит нас стихотворение «Угомон»? (Правильному отношению и уважению друг к другу).

Ребята, для нас С.Я. Маршак приготовил пожелания



Пожелания друзьям

Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути -
Главнейшее условье.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
Вам от души желаю я,
Друзья, всего хорошего.
А всё хорошее, друзья,
Дается нам недешево!


XI. Рефлексия.


Подготовка к выразительному чтению

нём встречаются? (Вопросите




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!