СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытй урок по литературному чтению в 1 классе по программе "Школа России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по литературному чтению в 1 классе по программе "Школа России". Тема: С.Я. Маршак "Угомон"

Просмотр содержимого документа
«Открытй урок по литературному чтению в 1 классе по программе "Школа России"»

Урок литературного чтения в 1 классе по теме С.Я.Маршак «Угомон»

(УМК «Школа России»)

Тема: С.Я.Маршак « Угомон».

Цель: создать условия для развития интереса к литературному творчеству и чтению; развитие речевых умений, фонематического слуха.

Задачи: познакомить учащихся с жизнью и творчеством С.Я.Маршака; расширять читательский опыт; учить различать народные и авторские сказки; формировать понятие о дисциплине и порядке.

Тип урока: Урок новых знаний.

Планируемые результаты образования:

Предметные: умение читать выразительно, пересказывать произведение, используя соответствующую лексику.

Личностные: интерес к учебному труду, умение оценивать свои поступки и знания, внимание к переживаниям других людей, сопереживание.

Метапредметные: (критерии сформированности УУД):

П о з н а в а т е л ь н ы е: умение анализировать и сравнивать произведения.

Р е г у л я т и в н ы е: умение самостоятельно оценивать правильность выполнения действий, планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей.

К о м м у н и к а т и в н ы е: умение высказывать своё отношение к литературным произведениям и героям, ориентироваться на позицию партнёра, вырабатывая общую позицию.

Формы и методы обучения: групповая, индивидуальная; непродуктивный.

Образовательные ресурсы: презентация, «Азбука»


Ход урока:

1.Орг. Момент.

-Дорогие друзья! Чтобы чувствовать себя бодрыми . жизнерадостными, нужно быть добрым. Встаньте и тепло своих ладошек передайте друг другу. А сейчас опустите руки и давайте все вместе вспомним стихотворение Берестова «Читалочка»

Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста! Прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, почитай ещё страницу».
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать!

-Ребята, правда ведь, что хорошо уметь читать?

2. Артикуляционная разминка.

Регулятивные УУД: уметь выполнять учебные действия в устной форме в соответствии с установкой учителя и ориентиром на правильность их выполнения, вносить необходимые коррективы.



- На уроках литературного чтения мы много говорим. Что нужно сделать для улучшения работы нашего речевого аппарата? (Разминку.)

Упражнения «Свеча», «Конфета», «Хомячок».

-Сделаем глубокий вдох, носом задержите дыхание, выдохните через рот, задувая пламя свечи.

- Подготовим голосовые связки (Слайд №2).

_ Прочитаем чистоговорку все вместе.

Ра- ра-ра- начинается игра.

Са- са –са в лесу бегает лиса.

Жу-жу-жу молока дадим ежу.

Ру-ру-ру мы закончили игру.

3.Включение в учебную деятельность.

Актуализация знаний .

А что мы видим, когда читаем? (Буквы)

-А что произносим? (звуки)

-А какие у нас существуют звуки? (гласные и согласные)

-Какими могут быть гласные? (ударными и безударными, обозначать один или несколько звуков)

-Все ли гласные могут обозначать 2 звука? (нет, только я, ю, е, ё)

-В каких случаях они обозначают 2 звука? ( в начале слова или когда стоят после гласной)

-Расскажите мне все что вы знаете о согласных звуках. (они могут быть звонкими и глухими, мягкими и твердыми)

- Какие буквы не обозначаю никаких звуков? (ъ и ь)



- Ребята, вы любите сказки?

- Кто помнит, на какие две группы можно разделить сказки?



Сказки



Народные авторские (Слайд№3)

Почему сказки называются народные? А почему авторские?

- Приведите примеры народных сказок.

- Какие авторские сказки вы читали? ( Сказки А.С. Пушкина)

- А сейчас прослушайте ещё одно небольшое произведение. И попробуйте определить что это?

Сказка о глупом мышонке

-Отрывок какого произведения мы прослушали?

- А как вы считаете, эта сказка авторская или народная? ( Авторская)

3. Постановка целей и определение темы урока.

-Ребята, а может быть кто- нибудь знает автора этой сказки? (С. Маршак)

- Как вы думаете , чем мы будем заниматься на уроке? (Знакомиться с произведениями С. Маршака)(Слайд №4)

4. Работа по теме урока.

С.Я. Маршак – один из самых любимых детских писателей в нашей стране. Его произведения для детей – это короткие рассказы и сказки в стихах.

-Вглядитесь это в лиц . Что бы вы сказали об этом человеке? (Это человек с добрыми глазами, он любит детей).

- Маршака можно сравнить с добрым волшебником, а его стихи с волшебной палочкой. Прочитайте их, и они исполнят любое ваше желание.

Работа с учебником.

Познавательные: уметь самостоятельно выделять существенную информацию из текстов разного вида.



- Прочитайте сведения о С.Я.Маршаке на с. 100 «Азбуки». (Учащиеся читают.)(Слайд №5)

-Ребята, достаточно ли сведений дал нам автор учебника об этом знаменитом человеке? (Нет.)

- Что бы вам ещё хотелось узнать о нем? (Каким он был в детстве)



Работа в паре.

- У вас на столах карточки. Прочитав текст , каждая пара должна ответить на вопрос»Что вы узнали о жизни Маршака?»



Самуил Яковлевич Маршак родился 3 ноября 1887 года в Воронеже. Раннее детство и первые школьные годы будущий писатель провёл в маленьком городке Острогожске. Его семья жила небогато, но дружно. В семье было 6 детей.

Мальчик с детства тянулся к знаниям, к книгам, рано стал писать стихи. Когда Маршаку было всего 4 года, уже тогда он пытался сочинять стихотворные строчки. В 12 лет Самуил Яковлевич писал целые поэмы.

Сначала учился в гимназии, потом окончил Лондонский университет. Первая детская книга Самуила Яковлевича Маршака называлась — «Детки в клетке» и была выпущена в 1923 году.



- Где и когда родился Самуил Яковлевич Маршак? (В Воронеже, 3 ноября 1887 года) Слайд №6

- В каком городе провёл ранее детство и первые школьные годы будущий писатель? (В Острогожске.)

- Сколько детей было в семье? (6 детей)

Когда Самуил Маршак начал сочинять стихи? (В 4 года) Слайд №7.

- Как называлась первая детская книга С.Маршака? («Детки в клетке») Слайд №8,9.



Физ. Минутка.



- Посмотрите внимательно на экран и попробуйте составить слово из слогов, составив которое вы прочитаете название стихотворения, отрывок из которого мы будем читать. (Угомон)

- Объясните смысл заголовка. Как вы думаете, о чём это произведение?

Давайте выясним значение слова «угомон»? Что нам для этого понадобится? ( Толковый словарь)

Угомон: угомо́н м. разг. Успокоение от шума, возни. Слайд №9

Чтение стихотворения учителем.

Коммуникативные: умение высказывать своё отношение к литературным произведениям и героям

-Ребята ,понравилось вам произведение? Какую картину вы представили , когда слушали его?

- Совпали ли ваши предположения с прочитанным?

- Кто главный герой? (Угомон)

- А кто или что такое Угомон? (учитель, милиционер…)

- Как вы думаете, существует ли он на самом деле и почему? (Нет, т.к. вымышленный персонаж)

- Как вы думаете, что он мог сказать ребятам, зайдя в класс? (…)

- Что случилось нынче в школе (Рассорился 1 класс)

2) Чтение детей по 2 строчки

-О ком идёт речь?- о детях, об Угомоне.

-Что делают дети? ( Я считаю, что ребята успокаивают друг друга

- Это помогает? - нет. Почему? (ответы детей)

- Кто такой Угомон? Это персонаж, который дал детям хороший совет.

-Давайте найдём и про читаем слова, которые произнёс Угомон в стихотворении. (Чтение строк)

-Я думаю, вы согласны с Угомоном. Только в том случае, когда каждый ученик будет себя контролировать - будет порядок. А будут порядок и дисциплина, будут хорошие знания.

Сейчас предлагаю разделиться на 2 группы. Первая группа собирается на 1 парте, вторая – на последней. Я сейчас дам вам по слову. Вы должны будете составить схему этого слова и продемонстрировать их всем для проверки. Давайте вспомним правила работы в группе. Выбираем.Уважаем. Слушаем и предлагаем.



- Так зачем же нужно соблюдать правила поведения в школе? (Я думаю для того ,чтобы хорошо учиться и не мешать учиться другим ученикам, чтобы вы не причинить друг другу никакого вреда, чтобы не было травм, и все были здоровы). А какие правила поведения вы знаете?

На уроке я сижу,

Не кричу, и не стучу.

Ручку прямо поднимаю

Если спросят – отвечаю.

Учитель спросит- надо встать,

Когда он сесть позволит – сядь.

Ответить хочешь, не кричи

А только руку подними.





VIII. РЕФЛЕКСИЯ.

Регулятивные: стимулировать активность учащихся, их стремление к диагностике успехов, формировать умение самооценки своей деятельности, удовлетворенности на уроке.

-С творчеством какого писателя и поэта мы познакомились? (С творчеством С.Я. Маршака)

- С каким его стихотворением? Назовите еще, которые знаете? («Угомон»,…)

- Чему учит нас стихотворение «Угомон»? (Правильному отношению друг к другу)

Слайд №

- Я для себя сделал открытие:

- Меня удивило :

- Оказывается, что:

Рекомендации учителя уч-ся .

Пофантазируйте и нарисуйте Угомона.



Самоанализ урока литературного чтения 1 класс. 3 четверть. УМК "Школа России", учебник «Азбука» Горецкого В.Г. ( стр.100-101).



Тема: С.Я.Маршак «Угомон»

Продолжительность урока: 45 мин.

Цель: создать условия для развития интереса к литературному творчеству и чтению; развитие речевых умений, фонематического слуха.

Данный урок рассматривается в разделе уроков послебукварного периода. При планировании урока были учтены все особенности и возможности класса. Содержание урока соответствует возрастным и индивидуальным особенностям учащихся.

Тип урока: урок новых знаний

Задачи урока:

познакомить учащихся с жизнью и творчеством С.Я.Маршака; расширять читательский опыт; учить различать народные и авторские сказки; формировать понятие о дисциплине и порядке.

Планируемые результаты образования:

Предметные: умение читать выразительно, пересказывать произведение, используя соответствующую лексику.

Личностные: интерес к учебному труду, умение оценивать свои поступки и знания, внимание к переживаниям других людей, сопереживание.

Метапредметные: (критерии сформированности УУД):

П о з н а в а т е л ь н ы е: умение анализировать и сравнивать произведения.

Р е г у л я т и в н ы е: умение самостоятельно оценивать правильность выполнения действий, планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей.

К о м м у н и к а т и в н ы е: умение высказывать своё отношение к литературным произведениям и героям, ориентироваться на позицию партнёра, вырабатывая общую позицию.

Формы и методы обучения: Фронтальная, групповая, работа в парах и индивидуальная; непродуктивный.

Образовательные ресурсы: презентация, «Азбука»



Выбранная структура урока рациональна для решения поставленных целей, что обеспечивает для каждого уч-ся ситуацию успеха, помогает учителю осуществлять личностно-ориентированный подход в обучении.

Для обучения деятельности использовала подводящий диалог, создание проблемной ситуации, совместное формулирование темы и цели урока. Для этого в начале урока были созданы условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность. Этот этап урока настроил на доброжелательную обстановку, активизировал внимание учеников. Результатом такого взаимодействия явилась готовность к учебной деятельности. Акцент сделан на значимость и ценность изучаемого материала, что помогает создавать эмоциональный настрой на работу и обеспечить у учащихся необходимую мотивацию.

В непринужденной форме обучала детей пользоваться имеющимися у них знаниями для ответа на поставленный перед ними вопрос, активизировала мышление, память, воображение, стимулировала желание узнать больше.

Учебные задания не давались в готовом виде, использовала задания развивающего характера. Дети владели предложенным содержанием. На этом этапе была создана «ситуация успеха», когда ребенок выполняя учебную задачу, не испытывал затруднения. Была выявлена содержательная область урока, и ученики смогли самостоятельно определить тему урока. Учебную деятельность на уроке формировали фронтальная, работа в парах и индивидуальные формы работы. Также была организована самостоятельная работа, в ходе которой предлагалась помощь, которая давала возможность каждому ребенку решать учебную задачу в соответствии с его возможностями. Контроль над учебной деятельностью осуществлялся через организацию коллективного поиска и самостоятельной работы поискового характера, в виде самопроверки, взаимопроверки, что позволило установить обратную связь с уч-ся, определить уровень усвоения знаний

На уроке были реализованы принципы наглядности, научности (дети оперировали научными понятиями), доступности (реализован в подборе материала), индивидуализации и дифференциации (при выполнении самостоятельной работы), принцип связи обучения с жизнью. Достижению цели способствовали следующие методы:-

-беседы;

- самостоятельные работы учащихся;

- использование в качестве наглядности мультимедийной техники;

- работа с раздаточным материалом.



Важным моментом также на уроке было соблюдение здоровьесберегающего режима: смена видов деятельности, динамическая пауза, упражнения для снятия нагрузки с глаз.

Общая организация работы на уроке позволила создать в классе рабочую обстановку и рационально распределить время на каждом этапе.

Рефлексия полученных знаний была организована с использованием методики «Тест незаконченных предложений».

На этапе рефлексии каждый ребенок попытался сам оценить свою работу, выбирая необходимый цвет. Для каждого ученика создавалась ситуация успеха, что позволило завершить урок на положительном эмоциональном уровне.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!