II Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | - У меня на столе чёрный ящик. В нём объект, который сегодня на уроке мы будем исследовать. Подсказка № 1 - здесь находится вещество, без которого невозможна жизнь на Земле. Предположите что в чёрном ящике. Проверим наши предположения с помощью подсказки № 2 Я и туча, и туман, И ручей, и океан, И летаю, и бегу, И стеклянной быть могу! Слайд №2, 3 (Достаю воду, на коробке записка «Жизнь на Земле невозможна без воды». Крепим на доске) Вы согласны с этим утверждением? Докажите опираясь на Слайд № 4. | (Ответы учащихся) - Вода (аргументы учащихся) | К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; П: логические- анализ объектов с целью выделения признаков |
III Постановка учебной задачи | - Без воды нам не прожить. С этим не поспоришь. Сегодня нам с вами предстоит открыть ещё одну страницу знаний. Для начала предлагаю наш класс переименовать в научный центр. Мы - исследователи. Кто знает, кого называют исследователями? Обратимся к словарю Слайд №5 Исследователь – это человек, занимающийся научными исследованиями. Слайд №6 Правила поведения в исследовательском центре, соответствуют нашим правилам работы в группе. Озвучим их. Спасибо. Ну, что приступаем к исследованию! Удачи нам! - Итак, мы с вами будем исследовать, а предметом нашего исследования является ……? (Крепим на доске) И, следовательно, тема нашего урока…. Мы с вами не сможем за один урок узнать о воде всё. - Поэтому предлагаю нам сегодня остановиться на свойствах и состояниях воды. Итак, наш научный центр начинает свою работу по исследованию свойств воды. Слайд №7 Определим задачи исследования: Слайд №8 Исследовать свойства воды; Исследовать новые слова Открыть новые знания о состояниях воды: Делать выводы по результатам работы. Предлагаю сегодня на уроке исследовать следующие вопросы Слайд №9 (Крепим на доске) Имеет ли вода цвет? Имеет ли вода запах? Имеет ли вода вкус? Имеет ли вода форму? Итак, коллеги приступаем к работе. | (ответы детей) -Да - Людей, которые проводят исследования, опыты. - Вода - Исследовать - Исследование воды - Нет - Исследование свойств и состояний воды. (ответы детей) | Р: целеполагание; П: общеучебные – самостоятельное выделение – формулирование поставленной цели; логические - формулирование проблемы |
IV Совместное открытие знаний (исследовательская деятельность учащихся) | - Итак, проверим ответ на вопрос №1 Имеет ли вода цвет? Ваша гипотеза (предположение) …. Мы её должны доказать или опровергнуть. ОПЫТ 1. Исследование цвета воды? Посмотрите, у меня два стакана в первом молоко, во втором вода Берём две бусины и опускаем их в стаканы. Что мы видим? Какой можно сделать вывод? Вывод: вода прозрачная. Значение слова прозрачная? Обратимся к словарю: Слайд №10 Прозрачность – это способность пропускать свет. Чтобы запомнить результат опыта нам нужно зафиксировать полученные данные в технологическую карту, которая лежит на вашем столе Запишем в технологическую карту результат опыта №1 «вода прозрачная». (Крепим на доске надпись «ПРОЗРАЧНАЯ») ОПЫТ 2. Исследование цвета воды? У меня в руках: стакан с водой. Какого же цвета вода? Поднесём стакан к палитре красок. Что мы видим? Какой можно сделать вывод? Значит, какое свойство воды вы только, что подтвердили с помощью этого опыта? Запишем в технологическую карту результат опыта №2 «вода не имеет цвета». (Крепим на доске надпись «НЕ ИМЕЕТ ЦВЕТА») Вернёмся к нашей гипотезе: мы с вами подтвердили наше предположение или опровергли? Таким образом, мы с вами выяснили, что 1. вода не имеет цвета. 2. вода прозрачная ОПЫТ 3. Исследование запаха воды. - Следующее свойство, вы будете исследовать под руководством старшего научного сотрудника нашего центра, т.е. меня. Будьте внимательны и осторожны на вашем рабочем месте. На столе: Бокал с чистой питьевой водой Ломтик апельсина - Коллеги, понюхайте, апельсин и стаканчик с водой. Что вы заметили? С помощью очередного опыта мы с вами вывели еще одно свойство воды. Какое? Запишем в технологическую карту результат опыта №3 «вода не имеет запаха». (Крепим на доске надпись «НЕ ИМЕЕТ ЗАПАХА») ОПЫТ 4. Исследование вкуса воды. Внимательно следуем моим инструкциям У вас на столе: Бокал с чистой питьевой водой Сахар Ложка Попробуйте воду из стакана. А теперь возьмите и положите в этот стакан кусочек сахара, размешайте ложкой. Попробуйте на вкус. Какой вывод вы можете сделать? А если в воду добавим лимон? Ягоды? Соль? - Уважаемые коллеги, какое еще свойство воды, мы с вами доказали? Запишем в технологическую карту результат опыта №4 «вода не имеет вкуса» (Крепим на доске надпись «НЕ ИМЕЕТ ВКУСА») ОПЫТ 5. Исследование формы воды На моём столе: Стакан Ваза изогнутая Колба Вода - Все эти предметы имеют форму. А имеет ли вода форму? Коллеги, а вот мы это сейчас и проверим. - Наливаю воду из прозрачного кувшина в три разные ёмкости (стаканчик, вазу, колбу). - Какой мы можем сделать вывод? Запишем в технологическую карту результат опыта №5 «вода не имеет формы» (Крепим на доске надпись «НЕ ИМЕЕТ ФОРМЫ») - Таким образом, какой мы с вами можем сделать вывод о свойствах воды. Пожалуйста. Итак, уважаемые коллеги мы с вами выяснили, что: «Вода не имеет цвета, вкуса, запаха, формы». Вода чистая и прозрачная жидкость. - Юные исследователи, опираясь на жизненый опыт, ответьте, пожалуйста, на вопрос: Если в чистую прозрачную воду добавить краску? (Она приобретёт цвет) Если в чистую прозрачную воду добавить ароматизатор? (Она приобретёт запах) Если в чистую прозрачную воду добавить вкусовые добавки? (Она приобретёт вкус) Какой можно сделать вывод? Вывод: вода приобретёт цвет, вкус, запах, форму того вещества с которым взаимодействует. Если в чистую прозрачную воду добавить грязь, мусор, какой станет вода? (грязной, не пригодной для жизни?) Итак, чтобы вода на нашей планете была чистой, нужно …… Спасибо заслужили перерыв, у нас в гостях капельки, которые приглашают Вас отдохнуть повторяя за ними движения. (Физминутка) Слайд №11 Слайд №12 Коллеги, на связи с нами внештатный сотрудник лаборатории «Триста пятый». Он готов рассказать нам о трёх состояниях воды. Внимание на экран. Слайд №13 | предположения детей: Выбираем одну из предложенных - В стакане с молоком бусина не видна, а в стакане с водой видна. (мнения учащихся) -Вода прозрачная - Молоко белого цвета - Без цвета - Вода не имеет цвет (ответы и вывод детей) Апельсин имеет запах, а вода нет. Вода без запаха. - Когда мы добавили воду, вода стала сладкой. - Станет кислой, сладкой, соленой. - Мы доказали, что вода не имеет вкуса -Вода приобретёт цвет, вкус, запах, форму того вещества с которым взаимодействует Дети приходят к выводу, что в данный момент вода не имеет собственной формы. (ответы детей: имеет, не имеет). - Вода не имеет цвета, она прозрачная, не имеет вкуса, запаха, принимает форму сосуда в котором находится. - лёд, вода (Просмотр видеоролика) | К: развиваем умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме; умение работать по инструкции Л: развиваем умения высказывать свое мнение; формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности Р: развиваем умение высказывать предположение на основе работы с материалом; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; прогнозировать предстоящую работу Развивать навык работы с технологической картой |
V Первичное закрепление знаний | -Уважаемые исследователи, вспомните и назовите агрегатные состояния воды, о которых говорил «Триста пятый». (Крепим на доску) Запишем в технологическую карту результат опыта № 6 - Уважаемые коллеги, а сейчас с помощью наших технологической карты, подведем итог наших открытий. -Итак, что мы узнали о свойствах воды? О состоянии воды? - Сделаем вывод наших исследований и запишем его в технологическую карту. | - Вода бывает в трех агрегатных состояниях жидком, твердом и газообразном. - Вода не имеет цвета, она прозрачная, не имеет вкуса и запаха и принимает форму сосуда, в котором она находится. | Р: контроль, оценка, коррекция; П: общеучебные – структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий; К: управление поведением |
VI Домашнее задание | - Домашнее задание от нашего сотрудника «Триста пятого» Слайд №14 1. Приглашаю Вас вступить в клуб «Берегиня»! Чтобы стать его активным членом нужно- беречь богатства нашей планеты, рационально их использовать, расширять свои знания о них и делиться ими с окружающими. Чтобы расширить знания о ВОДЕ вы можете: 1.Подобрать иллюстрации, на которых изображены различные состояния воды. 2. Подобрать литературные произведения о различных состояниях воды. 3. Провести опыт по исследованию состояния воды при различной температуре 4. Подобрать репродукции картин художников, на которых изображены различные состояния воды И поделиться результатами своего исследования с учителем и одноклассниками на следующем уроке. УСПЕХА, ВАМ, ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ!!! | Получают распечатанные задания | Р: выделение и осознание того, что уж усвоено и что еще подлежит усвоению осознание качества и уровня усвоения; Л: самоопределение |
VII Рефлексия деятельности (Итог урока) | Есть ли желающие проанализировать свою работу на уроке, опираясь на алгоритм самооценивания: Слайд №15 Что я узнал… Чему научился… Больше всего мне понравилось… Поэтому я оцениваю себя на отметку…. - Ребята! Вы – настоящие исследователи! Вами проделана огромная работа – вы ставили опыты, наблюдали, совещались, высказывали предположение. И как результат - открытые вами свойства воды. Спасибо вам за работу. Слайд №16 Помните, что без воды нет жизни на Земле. Берегите воду! -На ваших столах лежат капельки, передайте капельке свое эмоциональное состояние, свое настроение и дополните им наш проект. (Песня «Кап-кап». Апплодисменты) | Предполагаемый ответ учащихся: - Я узнал о свойствах воды и о трех агрегатных состояниях, узнал понятия слов «исследователь», «прозрачность»; -Я научился наблюдать, делать выводы; - Больше всего мне понравился видеоролик о трех состояниях воды; - Я оцениваю свою работу на 5 | К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; П: рефлексия; |