МБОУ « Знаменская СОШ» учитель начальных классов Калиновская Людмила Густавна
Русский язык. 2 класс.
Тема «Единственное и множественное число имён существительных» «Школа России»
Тема урока: «Единственное и множественное число имён существительных»
Цели:
- дать понятие об изменении имён существительных по числам;
- учить определять число имён существительных;
- употреблять в речи формы единственного и множественного числа;
Задачи урока :
Личностные:
- мотивация учебной деятельности;
- самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности;
- формирование социальной роли ученика.
Метапредметные:
- формулировать и удерживать учебную задачу;
Предметные:
- определять число имён существительных;
- различать имена существительные в единственном и во множественном
числе;
- изменять имена существительные по числам;
- употреблять в речи единственное и множественное число имён
существительных.
Планируемые результаты:
Предметные:
- определять грамматический признак имён существительных – число;
- изменять имена существительные по числам;
- совершенствовать навык правописания слов с изученными орфограммами.
Метапредметные:
- использовать специальную терминологию, отделять главное от
второстепенного, использовать правила для подтверждения своей позиции;
- работать с разными видами информации, представленными в текстовой
форме, с правилами, с дидактическими иллюстрациями.
- уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом
учебника.
Личностные:
- сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в
соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- уметь слушать и понимать речь друг друга.
Технологии, методы: работа в парах, фронтальная работа, индивидуальная
работа, физкультминутка.
Средства (ресурсы, учебник и учебные пособия, оборудование):
В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. «Русский язык», 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений, часть 2.
Ход урока
1. Приветствие.
Итак, русский язык друзья!
На вас надеюсь, как всегда!
Мы хороший, дружный класс,
Всё получится у нас!
2. Актуализация знаний
а) Орфографическая минутка
сон сом сор сок
- Прочитайте слова!
- Что общего у этих слов?
- Уберите из слов гласную и напишите сочетания букв!
- Какие сочетания вы написали?
- Проверим ! сн см ср ск
- Оцените свою работу!
- Оцените свою работу!
3. Самоопределение к деятельности. Постановка темы и учебной задачи.
а) Попробуйте вставить словарные слова: лисица, месяц, медведь в предложения.
Декабрь, январь, февраль – зимние ….
Рыжая … выбежала на опушку леса.
Зимой в берлогах спят ….
- Всё ли у вас получилось? Какие возникли затруднения? ( Мы не можем использовать существительные - месяц, медведь, т.к. они обозначают один предмет, а в предложениях речь идёт о множестве предметов).
- Как вы поступите в данной ситуации? (Нам нужно изменить существительные так, чтобы они обозначали много предметов)
- Попробуйте назвать тему нашего урока.
-Чему хотели бы научиться? Поставьте цели урока.
Сегодня на уроке мы узнаем …
научимся …
попробуем …
- Сегодня мы на уроке узнаем о единственном и множественном числе имён существительных, научимся определять число имен существительных, попробуем изменять имена существительные по числам.
4. Изучение нового материала
1. Работа по учебнику стр.61, упр. 104
- Прочитайте две группы слов.
- В чём сходство слов в разных столбиках?
- В чём различие слов?
В лексическом значении: обозначают один предмет и много однородных предметов; в графическом написании: изменилась частичка в слове - а - ы.
2. Давайте прочитаем правило на стр. 61 (Введение терминов «единственное число» и «множественное число» и определений признаков этих имён существительных).
- Объясните значения слов: один - единственное, много – множественное
3 Самостоятельная работа
Напишите в каждый столбик по 3 слова (работа в парах)
4.Проверка самостоятельной работы
Физминутка
Игра «Один - много»
Я называю имена существительные в единственном числе – хлопаете 1 раз, во множественном числе – 2 раза.
Сад, магазины, окунь, караси, солнце, облака, ученик, родители. леопард, ведро, листья, город, горы, мальчики, стекла, стаканы, тарелки.
5. Первичное закрепление изученного материала
1. упр. 105 стр. 61
-Выписать по 5 слов в единственном и во множественном числе.
2.Проверка самостоятельной работы
6. Закрепление изученного материала
- Принято обозначать имя существительное единственного числа – ед.ч. ,
имя существительное множественного числа – мн.ч..
с.62 правило
с 62 упр.105 (работа в парах)
Проверка.
7. Рефлексия
- Измените число имён существительных.
Птичка, гусь, берёза, хвост, море, грибы, пчела, столы, реки, книга.
- Какие цели мы ставили на уроке?
- Достигли ли мы целей?
Расскажите по схеме:
Сегодня на уроке я узнал …
научился …
могу похвалить себя ….
8 Домашнее задание
с.61 правило, с.62 упр.107