СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме "Единственное и множественное число имён существительных." (5 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по теме "Единственное и множественное число имён существительных." (5 класс)

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Единственное и множественное число имён существительных." (5 класс)»

Урок русского языка в 5 классе по программе Л.М. Рыбченковой

Тема: Число имён существительных

Тип урока: Урок обобщения и углубления знаний.

Цель урока: формировать умения учащихся определять в тексте число существительного.

Метапредметные: пользоваться умениями ознакомительного чтения, выборочного аудирования.

Предметные: образовывать формы множественного и единственного числа, определять имена существительные, имеющие форму только единственного числа или только множественного, обогащать грамматический строй своей речи при овладении языковыми нормами.

Оборудование: учебник под редакцией Рыбченковой, проверочный тест

Ход урока

I. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку. Приветствие.

II. Мотивация учебной деятельности

1.Языковая разминка

Имена существительные: улы..ка, в..стор.., м..чта, п..чаль.

Запишите существительные, устно объясняя орфограммы. Назвать морфологические признаки существительных (устно).

- Определите, какое существительное больше всего походит сейчас к вашему настроению. Подчеркните его, составьте с ним предложение, определите падеж этого существительного в вашем предложении и то, каким членом является ваше слово в предложении.

2.Словарный диктант.

Чистота, интересный, стадион, легенда, образ, тихоня, безвкусный, блистать, блестеть, прилагать, компьютер, циркач, шепот, талант, столяр, шорох.

‒ Какое слово можно написать по-разному, составьте с ним словосочетания, чтобы доказать это.

- Найдите существительное общего рода. Докажите это.



III. Определение темы урока, целей урока.

‒ Знакома вам эта тема? Зачем же мы возвращаемся к ней?

(Повторить, что знаем, узнать что-то новое).

Проверим, так ли это.

IV. Развитие учебно-языковых умений, формирование навыков культуры речи

1.Работа по учебнику – с. 19

Самостоятельное знакомство с информацией. Определение, что известно, что нового.

2.Самостоятельное выполнение упражнения 294

.Проверка 2-3 работ учителем.

3.Взаимопроверка (в парах). Выставление балла за выполненную работу (5 –без ошибок, 4- 1-2 несовпадения, 3-3-4 несовпадения, 2 – 5-6 несовпадений)

4.Ответы на вопросы учебника после упражнения (устно)

5. Работа в парах. Образование форм единственного или множественного числа от некоторых существительных (слайд):

Директор (ед.ч) – ? (мн.ч) ДИРЕКТОРа

Крем (ед.ч.) - ? (мн.ч.) КРеМЫ

Нефть (ед.ч.) - ? (мн.ч.) ------

Тапки (мн.ч.) - ? (ед.ч.) ТаПКА

Туфли (мн.ч.) - ? (ед.ч.) ТуФЛЯ

Лыжи (ед.ч.) - ? (ед.ч.) ЛыЖа

Брюки (мн.ч.) - ? (ед.ч) ------------

Торт (ед.ч.) -? (мн.ч.) ТоРТЫ

Договор (ед.ч) - ? (мн.ч.) ДОГОВоРЫ

Сравните результаты с ответамиУ кого не возникло затруднений и все получилось правильно? От каких существительных не можем образовать другое число. Сделайте вывод. Сравните его с материалом учебника (с. 19)

6. Работа по группам.

Упр. 293 

7. Вопрос-шутка. Употребление формы единственного или множественного числа имен существительных иногда вызывает затруднения. Посмотрим, сможете ли вы определить, как правильно сказать:

У рыбов нет зубов,

У рыбей нет зубей

Или – у рыб нет зубов?

(ответ: у рыб нет зубов). 

8.Комментированное 296 (устно)



(коренья, хлебы, образы, корпуса)



Дополнительное задание (если время остается_ - по группам составить предложения со словами).





V.Самоконтроль знаний по теме

V. Рефлексия. Итоги урока.

  • Покажите смайликом, какое настроение у вас сейчас.

  • В чем испытывали затруднения сегодня? В чем?

  • Что нового узнали об имени существительном?

  • Где могут пригодиться знания, полученные сегодня? (Правильное употребление форм множественного числа свидетельствует об образованности и культуре человека. Знания, полученные на уроке пригодятся в жизни и на экзамене).

- Вспомните, какие мы ставили цели в начале урока. Достигли мы их?

Оцените свою работу на уроке.

Учитель выставляет оценки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки.

VIII. Домашнее задание.

Упр. 294, с. 20



















Приложение № 1:

Тест по теме «Признаки имени существительного»



Фамилия ______________

Укажите правильный ответ, обведя его в кружочек.

  1. Укажите ряд имен существительных, которые имеют форму только множественного числа:

а) именины, прятки, очистки;

б) Альпы, Карпаты, Кавказ;

в) лыжи, вагоны, варежки;

г) герои, сапоги, ножницы;

  1. Укажите ряд имен существительных, которые имеют форму только единственного числа:

а) студенчество, фарфор, жмурки;

б) просторы, дороги, природа;

в) радость, молоко, крапива;

г) карандаш, цифра, рюкзак.

  1. Укажите, склонение какого существительного определено неверно:

а) молодость – 3-е склонение;

б) бусинки -  2-е склонение;

в) предложение - 2-е склонение;

г) библиотека - 1-е склонение;

  1. Укажите ряд, в котором перечислены существительные только в косвенных падежах:

а) о пенале, тетрадь, портфелем;

б) скрипка, к роялю, на флейте;

в) художник, кисть, холст;

г) по дороге, к лесу, поляной.

  1. Укажите, падеж какого существительного определен неверно:

а) из города – род.п.

б) за внимание - вин.п.

в) о творчестве - тв.п.

г) под горой - тв.п.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!