СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Текст и основная мысль текста 6 класс (Ладыженская)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Текст и основная мысль текста 6 класс (Ладыженская)»

Текст и его основная мысль

Текст и его основная мысль

ЦЕЛИ расширить знания о тексте, его основной мысли и теме дать представление о формах текстов и видах речи, о языковых средствах связи предложений в текстах научиться соотносить содержание текста с его заглавием, находить средства связи предложений в тексте

ЦЕЛИ

  • расширить знания о тексте, его основной мысли и теме
  • дать представление о формах текстов и видах речи, о языковых средствах связи предложений в текстах
  • научиться соотносить содержание текста с его заглавием, находить средства связи предложений в тексте
Текст – речевое высказывание, в котором предложения связаны общей темой, общей мыслью (имеет начало и конец). Текст может иметь заглавие. Текст состоит из двух или нескольких предложений. Предложения в нем связаны по смыслу и грамматически.

Текст – речевое высказывание, в котором предложения связаны общей темой, общей мыслью (имеет начало и конец).

Текст может иметь заглавие.

Текст состоит из двух или нескольких предложений. Предложения в нем связаны по смыслу и грамматически.

По форме тексты бывают: устные письменные По виду речи тексты бывают: монологические диалогические По типу речи тексты бывают: описание рассуждение повествование

По форме тексты бывают:

  • устные
  • письменные

По виду речи тексты бывают:

  • монологические
  • диалогические

По типу речи тексты бывают:

  • описание
  • рассуждение
  • повествование
У текста есть структура: он имеет начало, развитие мысли и конец. Начало текста подготавливает к тому, о чем будет говориться дальше. В нем формируется тема. В средней части текста тема развивается, а в концовке – завершается, то есть в конце мы подводим итог тому, что было сказано и написано.

У текста есть структура: он имеет начало, развитие мысли и конец.

Начало текста подготавливает к тому, о чем будет говориться дальше. В нем формируется тема.

В средней части текста тема развивается, а в концовке – завершается, то есть в конце мы подводим итог тому, что было сказано и написано.

Предложения в тексте связываются заменой существительного местоимением, с помощью однокоренных слов, синонимов и другими средствами. Тема текста – о ком или о чём говорится в тексте. Основная мысль текста – что хотел сказать автор. Иногда автор подсказывает её в одном из предложений текста, но чаще она раскрывается во всем тексте. Тема (а также основная мысль) могут быть отражены в названии текста.

Предложения в тексте связываются заменой существительного местоимением, с помощью однокоренных слов, синонимов и другими средствами.

Тема текста – о ком или о чём говорится в тексте.

Основная мысль текста – что хотел сказать автор. Иногда автор подсказывает её в одном из предложений текста, но чаще она раскрывается во всем тексте.

Тема (а также основная мысль) могут быть отражены в названии текста.

Рассмотрим текст. Можно ли его назвать текстом? Девять  Картин  Нарисовано  Тут. Мы разглядели их  В девять  Минут.  Но если б  Их было  Не девять,  А больше,  То мы  И глазели  На них бы  Подольше. Основная мысль: сколько времени мы бы потратили на разглядывание картин, если бы их было больше. Предложения связаны между собой по смыслу и грамматически. Тема: разглядывание картин.

Рассмотрим текст. Можно ли его назвать текстом?

Девять Картин Нарисовано Тут.

Мы разглядели их В девять Минут. Но если б Их было Не девять, А больше, То мы И глазели На них бы Подольше.

Основная мысль: сколько времени мы бы потратили на разглядывание картин, если бы их было больше. Предложения связаны между собой по смыслу и грамматически.

Тема: разглядывание картин.

Какие слова повторяются во 2 предложении из 1? Бим уснул, притеплившись в духовитом сене. В таком сене, дух которого вызывает невольную улыбку, даже человек засыпает немедленно… Повторяется слово «сено». Этим словом 2 предложение как бы сцеплено с 1. Такая связь называется цепной или последовательной, при которой содержание каждого последующего предложения включает в свой состав повторяющиеся слова и словосочетания предыдущих предложений.

Какие слова повторяются во 2 предложении из 1?

Бим уснул, притеплившись в духовитом сене. В таком сене, дух которого вызывает невольную улыбку, даже человек засыпает немедленно…

Повторяется слово «сено». Этим словом 2 предложение как бы сцеплено с 1. Такая связь называется цепной или последовательной, при которой содержание каждого последующего предложения включает в свой состав повторяющиеся слова и словосочетания предыдущих предложений.

Есть ли в тексте повторяющиеся слова, скрепляющие предложения? Вышла с ведром Петровна. Бим ее приветствовал. Она — во двор, и Бим — во двор, следом. Она села под корову, Бим — неподалеку. Нет. Все предложения связаны с первым по смыслу и грамматически. Такая связь называется параллельной.

Есть ли в тексте повторяющиеся слова, скрепляющие предложения?

Вышла с ведром Петровна. Бим ее приветствовал. Она — во двор, и Бим — во двор, следом. Она села под корову, Бим — неподалеку.

Нет. Все предложения связаны с первым по смыслу и грамматически. Такая связь называется параллельной.

Катю вызвали отвечать урок, а Маша в окно засмотрелась. Катя подсказку ждёт, а Маша видит собаку Лукьяна и говорит тихо, вслух: «Я люблю собак. Вот у этой собаки, мне кажется, хорошее настроение. Почему? Потому что у нее хозяин добрый. И никто не ставит ей никаких отметок…» Текст-рассуждение (Маша рассуждает, почему она любит собак)

Катю вызвали отвечать урок, а Маша в окно засмотрелась. Катя подсказку ждёт, а Маша видит собаку Лукьяна и говорит тихо, вслух: «Я люблю собак. Вот у этой собаки, мне кажется, хорошее настроение. Почему? Потому что у нее хозяин добрый. И никто не ставит ей никаких отметок…»

Текст-рассуждение (Маша рассуждает, почему она любит собак)

Катю вызвали отвечать урок, а Маша в окно засмотрелась. Катя подсказку ждёт, а Маша видит собаку Лукьяна и говорит тихо, вслух: «Какая красивая собака! Она рыжая. И глаза блестят, как фонарики, а уши большие и мягкие, словно лепестки подсолнуха». Текст-описание (Маша описывает собаку)

Катю вызвали отвечать урок, а Маша в окно засмотрелась. Катя подсказку ждёт, а Маша видит собаку Лукьяна и говорит тихо, вслух: «Какая красивая собака! Она рыжая. И глаза блестят, как фонарики, а уши большие и мягкие, словно лепестки подсолнуха».

Текст-описание (Маша описывает собаку)

Катю вызвали отвечать урок, а Маша в окно засмотрелась. Катя подсказку ждёт, а Маша видит собаку Лукьяна и говорит тихо, вслух: — Лукьян… Катя думала, ей подсказали, и повторяет: — Лукьян… — При чём тут Лукьян?! — удивился учитель. Учитель сердито смотрит на Катю. Катя сердито смотрит на Машу. А Маша спокойно смотрит в окно. Текст-повествование

Катю вызвали отвечать урок, а Маша в окно засмотрелась. Катя подсказку ждёт, а Маша видит собаку Лукьяна и говорит тихо, вслух:

— Лукьян…

Катя думала, ей подсказали, и повторяет:

— Лукьян…

— При чём тут Лукьян?! — удивился учитель.

Учитель сердито смотрит на Катю. Катя сердито смотрит на Машу. А Маша спокойно смотрит в окно.

Текст-повествование

Упр. 77 Упр. 78 Упр. 80 Упр. 83 Упр. 85 Упр. 87

Упр. 77

Упр. 78

Упр. 80

Упр. 83

Упр. 85

Упр. 87

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ Что такое текст? Какие бывают тексты по форме, виду речи и типу речи? Тема текста – это… Основная мысль текста – это…

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

  • Что такое текст?
  • Какие бывают тексты по форме, виду речи и типу речи?
  • Тема текста – это…
  • Основная мысль текста – это…
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Упр. 88

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Упр. 88


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!