МКОУ ЧИСТОПОЛЬСКАЯ СОШ
Технологии организации исследовательской работы школьников на уроках истории и обществознания в рамках региональной исследовательской конференции «Патриот»
Учитель истории и обществознания Максименко М.Г.
2022г.
Исследовательский метод при работе с историческими текстами на примере изучения мифов Древней Греции в 5 классе
Учитель истории и обществознания Максименко М.Г.
Структура функциональной грамотности, формируемая при использовании исследовательского метода : Читательская грамотность – способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, участвовать в социальной жизни. Информационная грамотность: умение находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и др. печатных текстов, использовать информацию из СМИ. Коммуникативная грамотность: умение работать в группе, команде, расположить к себе других людей, не поддаваться колебаниям своего настроения.
Зевс — в древнегреческой мифологии бог неба, грома и молний, ведающий всем миром.
ПРОБЛЕМА: «Мифы –вымысел или историческая реальность?»
Миф о Тесее и Минотавре История древнего мира, параграф 24, стр.116
Инструкция 1. Внимательно прочитайте текст. 2. Найдите, что сказочного или вымышленного в этом мифе. ( Читая текст, подчеркните одной чертой ключевые фразы или слова, указывающие на вымышленную информацию). 3. Перенесите найденную информацию в первый столбец таблицы. 4. Найдите в тексте информацию, которая соответствует исторической действительности. ( Подчеркнуть двумя чертами). 5. Перенесите найденную информацию во второй столбец таблицы. 6. Сформулируйте вывод, запишите под таблицей.
Результаты исследования Мифа о Тесее и Минотавре
Что сказочного в мифе?
(В чем состоит вымысел?)
Что соответствует исторической действительности?
- Чудовище с телом человека и головой быка.
2. Богиня Афродита внушает Ариадне любовь к Тесею.
3. Происхождение названия Эгейского моря.
Результаты исследования «Мифа о Тесее и Минотавре»
Что сказочного в мифе?
(В чем состоит вымысел?)
Что соответствует исторической действительности?
- Чудовище с телом человека и головой быка.
2. Богиня Афродита внушает Ариадне любовь к Тесею.
3. Происхождение названия Эгейского моря.
1. Название географических объектов: острова Крит, Наксос, Эгейское море.
2. Название города Афины.
3. Правители – цари: Минос, Эгей.
4. Наличие государства (признаки: власть царей, дань).
5. Строительство дворцов, архитектура.
6. Парусные корабли, мореплавание.
1. Мифы –вымысел или историческая реальность? 2. Может ли миф быть историческим источником?
Вывод: существует много информации, которую мы можем извлечь из мифов.
Миф – это полноценный источник для изучения прошлого.