Проектная деятельность
на уроках истории и внеклассных мероприятиях
Шайдуллина Л.М., учитель истории
МБОУ школа-интернат г.Белебея
Еще в начале XX века Альберт Эйнштейн сказал: «Образование есть то, что остаётся после того, когда забывается всё, чему нас учили».
А что остаётся? Остаются те знания и умения, те компетенции личностного роста, которые помогут человеку определиться в жизни.
Одним из эффективных методов в развитии познавательной самостоятельности учащихся и формировании у них умений исследовательской деятельности является проектное обучение.
Смысл проектного обучения заключается в создании условий для самостоятельного освоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов.
На сегодняшний день существует достаточно много информации, посвященной использованию проектной методики. Кратко и содержательно структуру проекта определил к.п.н. Игорь Станиславович Сергеев в методическом пособии «Как организовать проектную деятельность».
Проект — это «пять «П»:
- Проблема (постановка проблемы, компоненты которой требуют решения).
- Проектирование (планирование деятель нести).
- Поиск информации (сбор, систематизация, структурирование информации).
- Продукт (изготовление, оформление продукта).
- Презентация (выбор формы, подготовка и презентация, а также самооценка и самоанализ).
Шестое «П» проекта — его Портфолио, то есть папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, планы, промежуточные отчеты и другое.
Данная технология активно применяется учителями школы-интерната г.Белебея. Анализируя опыт использования метода проектов на уроках истории и внеклассных мероприятиях в нашей школе, можно выделить ряд особенностей. Основное предпочтение отдается истории России, краеведению, истории своей семьи. По деятельности учащихся, проекты в основном, исследовательские, информационные, игровые и творческие. По продолжительности - краткосрочные (несколько уроков), недельные и мини-проекты. Тип проекта зависит от возраста учащихся, индивидуальных особенностей и темы. В полном объеме данная методика применяется в основном в старших классах и во внеурочное время.
Отдельные элементы проектной технологии успешно внедряются при обучении истории уже в 5 классах, так называемые мини-проекты, которые учитывают особенности психофизического развития подростков данного возраста, не занимают много учебного времени и рассчитаны на быструю их реализацию. Использование минипроектов способствует достижению личностных и метапредметных результатов [4, с. 172]. Такие проекты можно разделить на несколько видов: творческие домашние задания и проблемные задачи на уроке. Например, ролево-игровые проекты «Я – ученик древнеегипетской школы», «Я – ученик спартанской школы». Более сложной формой задания является составление отрывков из утерянных летописей и записей древних историков на определенную тему, например, воспоминания гладиатора и т.д.
На итоговом уроке по истории Древнего мира реализуется недельный проект «Дневник-путешествие по странам Древнего мира». Учащиеся разделяются на группы, и каждая группа представляет свой проектный продукт, который является частью «Дневника-путешествия».
На уроках истории в 6-7 классах широко используются дидактические игры, загадки, шарады, ребусы. Они развивают, активизируют мыслительную деятельность. Но ведь эти различные головоломки могут создавать сами учащиеся. Вот это и есть мини-проект, который учащиеся могут выполнять и в группе, и индивидуально, и с помощью родителей.
На уроках истории в 6-7 классах возможны небольшие по объему исследовательские творческие проекты, например: «Изобретения Средневековья», «Деньги мира», «Кухня по Домострою». Свои проекты обучающиеся представляют на школьной исследовательской конференции Шаг в науку».
Формирование гражданского самосознания невозможно без знания основных событий истории Отечества, героического прошлого России, без представления о связи истории своей семьи с историей Отечества. Учебные проекты помогают решать не только учебные, но и воспитательные задачи. Воспитанию патриотизма и гордости за свою страну способствовало создание проекта об Ольге Федоровне Берггольц «…Я знаю о многом. Я помню. Я смею…». Эта тема очень актуальна, так как страдания и мужество, терпение и отвага жителей города Ленинграда – достойный пример для нас, живущих в XXI веке. Работая над данным проектом, учащиеся изучили события Великой Отечественной войны, связанные с обороной Ленинграда; познакомились с творчеством О.Ф. Берггольц; создали презентацию и сценарий историко-литературной гостиной.
Проект межпредметный групповой, средней продолжительности (2 недели). Эта работа ещё раз напомнила всем о великом подвиге советского народа в годы Великой Отечественной войны.
В 2017-2018 учебном году учащиеся нашей школы впервые создали внутришкольный межклассный проект, посвященный 100-летию Октябрьской революции 1917 года «Октябрь 1917г.: взгляд из XXI века». Учащиеся 5-9 классов после работы над проектом представили свой продукт в виде учебно-познавательного мероприятия, которое проходило в несколько этапов и на уроках, и на переменах.
№
п/п
|
Мероприятие
|
Время проведения
|
Ответственные
|
1
|
«Легендарная быль». Выступление лекторской группы.
|
25.10.2017г.
8.15.-8.30
|
9–е кл.
|
2
|
«По страницам Октябрьской революции». Медиалекторий
|
25.10.2017г.
8.30-9.15.
|
9а кл.
|
3
|
«Октябрьская революция в живописи». Экскурс.
|
25.10.2017г.
9.15.-9.25
|
8а кл.
|
4
|
«Судьба и Родина – едины». Попурри из революционных песен.
|
25.10.2017г.
10.10-10.30
|
5а кл.
|
5
|
«Революция в поэзии». Поэтическая перемена
|
25.10.2017г.
11.15-11.35
|
7а кл.
|
6
|
«Октябрь 1917г.: взгляд из XXI века». Выступление лекторской группы.
|
25.10.2017г.
12.20-12.30
|
6а кл.
|
Через эмоциональное переживание, погружение в проблему, переживание «ситуации успеха», учащийся делает открытие в самом себе, в товарищах, в предмете исследования. Реализуется принцип связи обучения с жизнью. Очень важно, чтобы работы учеников были представлены в каком-либо конкурсе или конференции. Это очень нужно ребятам: для них это реальная возможность испытать себя и попробовать свои силы, а также оценить себя со стороны.
Разработка проекта «…Я знаю о многом. Я помню. Я смею…» был представлен на Всероссийский конкурс «Педагогический дебют – 2018» и занял первое место.
Использование проектной технологии в формировании гражданского самосознания дает положительные образовательные и воспитательные результаты. Это ценностное отношение к историческим и культурным традициям, формирование духовных ценностей обучающихся, реализация творческих способностей, опыт социальных отношений.
Таким образом, работа по формированию гражданского самосознания обучающихся с использованием проектной деятельности обеспечивает непрерывность и системность в учебно-воспитательном процессе с учетом интересов и индивидуальных склонностей ученика, формирует мировоззренческие основы личности необходимых для будущей жизни.
Немало этот метод дает и нам - учителям. Это и возможность творчества, и новые умения, и новый этап сотрудничества и взаимодействия с ребятами. Проектный метод позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более интересным и увлекательным, а поэтому и более эффективным.
Французский писатель и журналист Анри Барбюс в начале XX века сказал: «Школа - это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее».
Список использованной литературы:
- Бычков А. В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000
- Крылова Ната, Проектная деятельность школьника как принцип организации и реорганизации образования // Народное образование 2005. - №2, - стр. 113-121.
- Лукашенкова Ж.В. Формирование духовно-нравственных ценностей у школьников на уроках и во внеурочной деятельности - Смоленск, воспитание и обучение, 2013.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. – М., 2002. – 272 с.
- Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2004.
- Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2005.
- Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы: Проект. – М.: Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения).
Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность на уроках истории и внеклассных мероприятиях Шайдуллина Л.М., учитель истории МБОУ школа-интернат г.Белебея»
Проектная деятельность
на уроках истории и внеклассных мероприятиях
Шайдуллина Л.М., учитель истории
МБОУ школа-интернат г.Белебея
Еще в начале XX века Альберт Эйнштейн сказал: «Образование есть то, что остаётся после того, когда забывается всё, чему нас учили».
А что остаётся? Остаются те знания и умения, те компетенции личностного роста, которые помогут человеку определиться в жизни.
Одним из эффективных методов в развитии познавательной самостоятельности учащихся и формировании у них умений исследовательской деятельности является проектное обучение.
Смысл проектного обучения заключается в создании условий для самостоятельного освоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов.
На сегодняшний день существует достаточно много информации, посвященной использованию проектной методики. Кратко и содержательно структуру проекта определил к.п.н. Игорь Станиславович Сергеев в методическом пособии «Как организовать проектную деятельность».
Проект — это «пять «П»:
Проблема (постановка проблемы, компоненты которой требуют решения).
Проектирование (планирование деятель нести).
Поиск информации (сбор, систематизация, структурирование информации).
Продукт (изготовление, оформление продукта).
Презентация (выбор формы, подготовка и презентация, а также самооценка и самоанализ).
Шестое «П» проекта — его Портфолио, то есть папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, планы, промежуточные отчеты и другое.
Данная технология активно применяется учителями школы-интерната г.Белебея. Анализируя опыт использования метода проектов на уроках истории и внеклассных мероприятиях в нашей школе, можно выделить ряд особенностей. Основное предпочтение отдается истории России, краеведению, истории своей семьи. По деятельности учащихся, проекты в основном, исследовательские, информационные, игровые и творческие. По продолжительности - краткосрочные (несколько уроков), недельные и мини-проекты. Тип проекта зависит от возраста учащихся, индивидуальных особенностей и темы. В полном объеме данная методика применяется в основном в старших классах и во внеурочное время.
Отдельные элементы проектной технологии успешно внедряются при обучении истории уже в 5 классах, так называемые мини-проекты, которые учитывают особенности психофизического развития подростков данного возраста, не занимают много учебного времени и рассчитаны на быструю их реализацию. Использование минипроектов способствует достижению личностных и метапредметных результатов [4, с. 172]. Такие проекты можно разделить на несколько видов: творческие домашние задания и проблемные задачи на уроке. Например, ролево-игровые проекты «Я – ученик древнеегипетской школы», «Я – ученик спартанской школы». Более сложной формой задания является составление отрывков из утерянных летописей и записей древних историков на определенную тему, например, воспоминания гладиатора и т.д.
На итоговом уроке по истории Древнего мира реализуется недельный проект «Дневник-путешествие по странам Древнего мира». Учащиеся разделяются на группы, и каждая группа представляет свой проектный продукт, который является частью «Дневника-путешествия».
На уроках истории в 6-7 классах широко используются дидактические игры, загадки, шарады, ребусы. Они развивают, активизируют мыслительную деятельность. Но ведь эти различные головоломки могут создавать сами учащиеся. Вот это и есть мини-проект, который учащиеся могут выполнять и в группе, и индивидуально, и с помощью родителей.
На уроках истории в 6-7 классах возможны небольшие по объему исследовательские творческие проекты, например: «Изобретения Средневековья», «Деньги мира», «Кухня по Домострою». Свои проекты обучающиеся представляют на школьной исследовательской конференции Шаг в науку».
Формирование гражданского самосознания невозможно без знания основных событий истории Отечества, героического прошлого России, без представления о связи истории своей семьи с историей Отечества. Учебные проекты помогают решать не только учебные, но и воспитательные задачи. Воспитанию патриотизма и гордости за свою страну способствовало создание проекта об Ольге Федоровне Берггольц «…Я знаю о многом. Я помню. Я смею…». Эта тема очень актуальна, так как страдания и мужество, терпение и отвага жителей города Ленинграда – достойный пример для нас, живущих в XXI веке. Работая над данным проектом, учащиеся изучили события Великой Отечественной войны, связанные с обороной Ленинграда; познакомились с творчеством О.Ф. Берггольц; создали презентацию и сценарий историко-литературной гостиной.
Проект межпредметный групповой, средней продолжительности (2 недели). Эта работа ещё раз напомнила всем о великом подвиге советского народа в годы Великой Отечественной войны.
В 2017-2018 учебном году учащиеся нашей школы впервые создали внутришкольный межклассный проект, посвященный 100-летию Октябрьской революции 1917 года «Октябрь 1917г.: взгляд из XXI века». Учащиеся 5-9 классов после работы над проектом представили свой продукт в виде учебно-познавательного мероприятия, которое проходило в несколько этапов и на уроках, и на переменах.
№ п/п | Мероприятие | Время проведения | Ответственные |
1 | «Легендарная быль». Выступление лекторской группы. | 25.10.2017г. 8.15.-8.30 | 9–е кл. |
2 | «По страницам Октябрьской революции». Медиалекторий | 25.10.2017г. 8.30-9.15. | 9а кл. |
3 | «Октябрьская революция в живописи». Экскурс. | 25.10.2017г. 9.15.-9.25 | 8а кл. |
4 | «Судьба и Родина – едины». Попурри из революционных песен. | 25.10.2017г. 10.10-10.30 | 5а кл. |
5 | «Революция в поэзии». Поэтическая перемена | 25.10.2017г. 11.15-11.35 | 7а кл. |
6 | «Октябрь 1917г.: взгляд из XXI века». Выступление лекторской группы. | 25.10.2017г. 12.20-12.30 | 6а кл. |
Через эмоциональное переживание, погружение в проблему, переживание «ситуации успеха», учащийся делает открытие в самом себе, в товарищах, в предмете исследования. Реализуется принцип связи обучения с жизнью. Очень важно, чтобы работы учеников были представлены в каком-либо конкурсе или конференции. Это очень нужно ребятам: для них это реальная возможность испытать себя и попробовать свои силы, а также оценить себя со стороны.
Разработка проекта «…Я знаю о многом. Я помню. Я смею…» был представлен на Всероссийский конкурс «Педагогический дебют – 2018» и занял первое место.
Использование проектной технологии в формировании гражданского самосознания дает положительные образовательные и воспитательные результаты. Это ценностное отношение к историческим и культурным традициям, формирование духовных ценностей обучающихся, реализация творческих способностей, опыт социальных отношений.
Таким образом, работа по формированию гражданского самосознания обучающихся с использованием проектной деятельности обеспечивает непрерывность и системность в учебно-воспитательном процессе с учетом интересов и индивидуальных склонностей ученика, формирует мировоззренческие основы личности необходимых для будущей жизни.
Немало этот метод дает и нам - учителям. Это и возможность творчества, и новые умения, и новый этап сотрудничества и взаимодействия с ребятами. Проектный метод позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более интересным и увлекательным, а поэтому и более эффективным.
Французский писатель и журналист Анри Барбюс в начале XX века сказал: «Школа - это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее».
Список использованной литературы:
Бычков А. В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000
Крылова Ната, Проектная деятельность школьника как принцип организации и реорганизации образования // Народное образование 2005. - №2, - стр. 113-121.
Лукашенкова Ж.В. Формирование духовно-нравственных ценностей у школьников на уроках и во внеурочной деятельности - Смоленск, воспитание и обучение, 2013.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. – М., 2002. – 272 с.
Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2004.
Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2005.
Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы: Проект. – М.: Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения).