СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологические карты уроков по УД "Биология"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раздел: Происхождение человека

Тема: Человеческие расы.

Просмотр содержимого документа
«Технологические карты уроков по УД "Биология"»


План занятия

Занятие №

38-39

Дата


УД/МДК:

Биология

Группа

211

Тема(Раздел) программы:

Тема урока:

Происхождение человека



Человеческие расы

Форма и методы занятия:

Методы обучения: частично-поисковый (выполнение самостоятельных исследований); словесный (эвристическая беседа с элементами самостоятельной работы); наглядно-образный (слайды, иллюстрации, решение кроссворда, отрывки из поэзии).

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.


Цель занятия:

сформировать знания о человеческих расах и их единстве



1. Образовательная:

Познакомить студентов с гипотезами расогенеза.

2. Развивающая:

развивать логическое мышление, интерес к предмету биология, развивать образное мышление,


3. Воспитательная:

Формировать у обучающихся научное мировоззрение;

нравственные качества личности.


Формируемые компетенции:

личностных:

−− владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации в области естественных наук, постановке цели и выбору путей ее достижения в профессиональной сфере;

метапредметных:

−− повышение интеллектуального уровня в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

−− способность применять биологические и экологические знания для анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности;

предметных:

−− сформированность представлений о роли и месте биологии в

−− владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описанием, измерением, проведением наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;

−− сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, глобальным экологическим проблемам и путям их решения.


Методико-дидактические оснащение занятия:

Константинов В.М., Резанов А.Г., Фадеева Е.О., Биология учебник для студ.учережд сред. проф. образования , Изд.центр «Академия» 2014.

Оборудование

Интерактивная доска, компьютер, проектор,

компьютерная презентация «Расы их происхождение»; стенд; сигнальные карточки;

информационные листы




МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

При изучении темы обратить внимание на:

Основные понятия: человеческие расы; европеоидная, монголоидная и австрало-негроидная расы, расогенез; расизм.


ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ:

1.Морфологические признаки рас  

В основе деления человечества на расы лежат морфологические признаки;

 Не все группы, народности можно разделить по трем основным расам;

Большие расы тоже неоднородны по своим морфологическим признакам и делятся на малые расы.

  1. Доказательства принадлежности человеческих рас к одному биологическому виду

все расы одинаковы по генетическим, биохимическим, физиологическим признакам;

Они имеют неограниченные возможности скрещивания, от смешанных браков рождается плодовитое потомство; это указывает на то, что все расы - биологически равноценны и относятся к одному виду - Ното sapiens)

  1. Возникновение рас и механизм расогенеза

признаки каждой расы наследуются, однако они не являются неизменными; на ранних стадиях развития человека естественный отбор способствовал формированию морфологических признаков в разных климатических условиях – эти признаки имели адаптивное значение


  1. Ложная теория расизма

что разный культурный уровень народов различных рас не обусловлен их биологическими особенностями. Умственные способности, сообразительность, одаренность присущи людям разных рас.


Вывод по уроку: все современное человечество принадлежит к одному виду. Единство человечества вытекает из общности происхождения, сходства строения и плодовитости потомства от браков между представителями разных рас. Общий уровень физического и умственного развития одинаков у всех людей, различия состоят в морфологических признаках, что позволяет внутри вида Ноmo sapiens выделять большие расы. Для современного этапа эволюции человека (последние 30-40 тыс. лет) характерно снижение роли биологических факторов и усиление роли социальных факторов, что создает благоприятные возможности для раскрытия индивидуальных возможностей каждой личности.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ:

Задание: 

1. внимательно рассмотреть портреты людей, принадлежащих к разным расам (австрало-негроидная, европеоидная, монголоидная) слайд

2. выявить морфологические признаки каждой расы. Каждая группа учащихся вписывает признаки в таблицу информационного листа и на лист ватмана, который затем вывешивается на стенд.


ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

  • В чём причина биологической равноценности рас?

  • Как внутри вида Ноmо sapiens возникли разные человеческие расы?

  • какое же адаптивное значение имели морфологические признаки на ранних стадиях развития человека?


Д/З. Подготовить сообщения или рефераты, подобрав дополнительную литературу о происхождении, расселении и особенностях рас на Земле



ДАТА и ВРЕМЯ ПРОВЕРКИ:



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!