СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта "Времена глаголов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта "Времена глаголов"»

Технологическая карта урока

ФИО учителя: Капитонова Кристина Николаевна

Тема урока: Времена глаголов

Цель: Формирование умения определять время глагола

Задачи:

Обучающие: изучить новое понятие «время глагола», рассмотреть особенности образования каждой временной формы.

Развивающие: развивать речь; пополнять словарный запас; формировать УУД.

Воспитательные: воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, способам решения новой языковой задачи.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

  • осознавать важность правильного определения времени глагола;

  • проявлять интерес к языку.

Познавательные УУД:

  • находить в учебнике необходимую информацию, использовать ее в практических целях;

  • анализировать языковой материал;

  • обобщать, делать выводы.

Коммуникативные УУД:

  • слушать и понимать речь других;

  • участвовать в диалоге;

  • аргументировано отвечать, доказывать своё мнение.

Регулятивные УУД:

  • учить принимать и сохранять учебную задачу;

  • развивать умение работать с информацией;

  • контролировать свои действия и оценивать результаты собственной работы.









Этап фрагмента урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Форма организации учебной деятельности

Дидактические средства,

интерактивное оборудование

Планируемые результаты (предметные, метапредметные (П- познавательные,

Р- регулятивные, К - коммуникативные), Л-личностные)

1. Организационный момент

 Создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Словесный (объяснение)

- Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь на свои места. Я рада поприветствовать вас на уроке русского языка. Надеюсь, наша встреча принесет нам всем радость общения и хорошее настроение.

- В наших силах сделать урок полезным и интересным. Будем работать вдумчиво и внимательно, порадуем друг друга успехами.

- Проверьте свою готовность к уроку: У вас на парте должны лежать учебник, дневник, тетрадь, пенал.

- Всё на месте?

- Открываем тетради, отступаем от предыдущей работы две строки. Записываем число и «Классная работа».

Слушают учителя. Проверяют свою готовность к уроку. Делают записи в тетради.

Фронтальная работа


- осуществлять самоконтроль (Р.);

- слушать и понимать речь других (К.)


2. Минутка чистописания

Совершенствование техники письма, на предупреждение дисграфии и исправление графических ошибок


Картинный диктант.

- Ребята, вы смотрите на картинку и записываете название этой картинки

На слайде учитель показывает картинки. Затем высвечивает на слайде все слова, с выделенной орфограммой. (песок, одуванчик, гвоздика, сирень, ромашка, кровать)


Работа в парах.

- Составить и записать 1 предложение с любым из слов. Выделить основу.

Записывают в тетради слова, выделяют орфограммы.










Работая в парах, придумывают предложение, выделяют основы.

Индивидуальная и парная работа

Проектор, экран

- выделение необходимой информации (П.);

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П.);

- синтез как составление целого из частей (П.);

- умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои

мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К.).

3. Актуализация знаний

Подготовка учеников к работе, восприятию нового материала, напоминание детям ранее изученные темы, актуализировать их умения и навыки.


- Выразительно прочитайте отрывок стихотворения Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится…»
- Посмотрите на выделенные слова и скажите, к какой части речи они относятся?

- Верно. Сейчас я буду задавать вопросы. В ходе обсуждения мы с вами будем составлять кластер по теме «Глагол». Я – на доске, вы - у себя в тетради.

- Глагол – это самостоятельная часть речи?

Фиксируем это в нашем кластере.

- Глагол обозначает состояние или действие предмета?

Записываем.

- Глагол отвечает на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие?

- А на какие вопросы отвечает глагол?

- Следующий вопрос: глагол в предложении может являться подлежащим?

- А чем в предложении может являться глагол?

- Следующий вопрос. Глагол изменяется по числам?

-Как вы думаете, всё ли мы знаем о глаголе? А хотите узнать? Что еще можно изучать о глаголе?

Один ученик читает стихотворение вслух, остальные – про себя.




- Глагол.



Отвечают на вопросы, совместно с учителем составляют кластер.




- Да, глагол – часть речи.





- Глагол обозначает действие предмета.



- Нет.



- Глагол отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать? и другие.

- Нет.


- В предложении глагол является сказуемым.



- Да.


- Мы не знаем.


Фронтальная работа

Карточка со стихотворением

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме (П.);

- доказательство (П.);

- синтез как составление целого из частей (П.);

- знаково-символическое действие (моделирование) (П.);

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К.);

- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств (К.).

4. Постановка учебной задачи.

Формулирование темы и цели урока

Подводящий диалог, демонстрация

- Сегодня мы с вами отправимся в захватывающее путешествие на поиски нового знания.

- Прежде чем отправиться в путь, посмотрите на доску.


- Найдите в предложениях глаголы. Почему вы считаете, что именно эти слова являются глаголами?


- Запишите глаголы в тетрадь.


- Сравните их. Чем они отличаются?

- Скажите, а время совершения действия одинаковое?


- Сформулируйте тему урока


- Какую цель перед собой поставите?



- Для того, чтобы мы смогли достичь поставленной цели, предлагаю составить план урока:

1. Узнать, какие бывают времена глаголов.

2. Научиться определять времена глаголов.

3. Применять свои знания, выполняя упражнения.












Записывают в тетрадь глаголы: Дежурит, дежурила, будет дежурить.


Действие происходит в разное время





Формулируют тему урока «Времена глаголов».


Узнать о временах глагола и научиться определять времена у глаголов.


Ребята вместе с учителем планируют дальнейшую деятельность.


Фронтальная работа

Интерактивная доска

- выдвижение гипотез и их обоснование (п.);


- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (к.);
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации (к.);


- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно (р.);

5.Открытие нового знания

Открытие нового через учебное действие

Беседа

1. Из глаголов, которые вы записали в тетрадь, найдите тот, который обозначают действие, происходящее сейчас, в настоящий момент говорения.

- Задайте вопрос к глаголу. Предположите, как будет называться форма времени этого глагола? Правильно, записываем над глаголом – наст. вр.


2. Назовите глагол, который обозначает действие, которое уже произошло или происходило до момента речи.

- Какой вопрос можно задать?

- Предположите, как будет называться форма времени этого глагола?

Записывается над глаголом – прош. вр.

3. Какой глагол называет действие, которое еще не произошло, а произойдет в будущем, после момента речи?

- Какой вопрос можно задать?

-Как будет называться форма времени этого глагола? (записываем над глаголом - буд. вр.).

- Какие формы времени вы узнали?

- А теперь, давайте проверим наши предположения с учебником. Откройте учебник на стр. 112 и прочитайте правило.




- Это глагол «дежурит».




- Даша (что делает?) дежурит.

- Настоящее время.





- Глагол «дежурила».





- Люба (что делала?) дежурила.

- Форма прошедшего времени.




- «Будет дежурить».





- Тимур (что будет делать?) будет дежурить.


- Будущее время.



- Формы настоящего, будущего и прошедшего времени.

Читают информацию о формах настоящего, прошедшего и будущего времени и соотносят с выполненным заданием, подтвердились ли предположения.

Фронтальная, индивидуальная работа

Учебник русского языка, 3 класс

- осознавать важность правильного определения времени глагола (Л.);

- проявлять интерес к языку (Л.);

- принимать и сохранять учебную задачу, участвовать в ее решении (Р.);

- выполнять учебные действия в умственной и речевой форме (Р.);

- находить в учебнике необходимую информацию, использовать ее в практических целях (П.);

- анализировать языковой материал (П.);

- обобщать, делать выводы (П.);

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К.).

6. Физкультминутка



-Ребята, встаньте со своих мест. Сейчас я буду вам называть глаголы. Если это глагол настоящего времени – маршируйте на месте, если это глагол прошедшего времени – выполните одно приседание, а если это глагол будущего времени – потяните руки вверх.


Выполняют физкультминутку.

Фронтальная работа



- формирование здорового образа жизни (Л.)


- анализировать языковой материал (П.).

7. Работа по теме урока

Закрепление пробного учебного действия по новой теме

Беседа, работы с учебником, выполнение упражнения

- У каждого из вас на партах лежит табличка, ваша задача заключается в том, чтобы составить схему-памятку, в которой нужно указать, на какие вопросы отвечает глагол того или иного времени и указать, что обозначает определенное время.

-После выполнения задания обменяйтесь памятками с соседом по парте и проверьте правильность её выполнения.



Работа с учебником.

- Молодцы, ребята, а теперь давайте обратимся к учебнику. Открываем стр. 112 упр. 197.

- Что нужно сделать?

- Верно. Списываем предложение, вставляя пропущенные буквы и указываем над каждым глаголом время.

- Напоминаю, что в тетрадях мы пишем аккуратно, старательно.

Списывают предложения в тетрадь, вставляя пропущенные буквы. Три ученика по очереди работают у доски (1 ученик – 1-ое предложение, 2 ученик – 2-ое предложение и т.д.).

Остальные ученики работают в тетради и при объяснении орфограмм выражают согласие/несогласие с помощью карточек «светофора».


1. Гром перекатывается (приставка «пере»), грохочет (грОхот), ворчит (словарное слово), рокочет (рОкот), встряхивает землю.

2. Скоро ли луга позеленеют («по» – приставка, зЕлень, зелЕный), скоро ль у кудрявой у березы (словарное слово) распустятся клейкие листочки (лИст).

3. Осторожно ветер (словарное слово) из калитки вышел, постучал (приставка «по», правило ча/ща пишу с буквой «а») в окошко, пробежал (приставка-про, бЕг) по крыше, поиграл (приставка «по») немного ветками черемух.


- Глаголы, которые употреблены в переносном значении: Перекатывается, ворчит, рокочет, встряхивает, вышел, пробежал, поиграл. Так как гром и ветер в прямом значении не могут выполнить данные действия.

Индивидуальная работа

Таблица со схемой – памяткой, учебник


8. Первичное закрепление

Усвоение учащимися нового знания через способы действия

Работа с учебником,

Работа с учебником.

Найдите на стр. 113 упр. 198, прочитайте задание и выполните его.


Игра «Почтальон».

На доске конверты. На них указан адрес: прошедшее время, настоящее время, будущее время. Берете карточку с глаголом, определяете время глагола и кладете в нужный конверт.


Один ученик выполняет задание с объяснением у доски, остальные в тетрадях.


Каждый ученик по очереди выходит к доске, вытягивает карточку, читает вслух написанное и отправляет глагол в конверт по нужному адресу.

Индивидуальная работа

Учебник

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме (П.);
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий (П.);
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П.);

- учебное сотрудничества с учителем и сверстниками (К.);

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К.);
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации (К.).

9. Итог урока

Формирование системы знаний об окружающей действительности

Устный опрос

- Наш урок подходит к концу, и пора подводить итоги.

- Назовите тему нашего сегодняшнего урока.

- Какие времена глаголов вы теперь знаете?

-Что значит настоящее время? На какие вопросы отвечают? Приведите примеры.

-Что значит прошедшее время? На какие вопросы отвечают? Приведите примеры.

-Что значит будущее время? На какие вопросы отвечают? Приведите примеры.

Но у нас с вами осталось еще одно задание. Нам необходимо закончить наш кластер. Как думаете, какого пункта не хватает?

- Правильно, нужно добавить пункт «Изменяются по временам». Запишем.

- «Времена глагола».

- Настоящее время, прошедшее время и будущее время.

- Глаголы в форме настоящего времени отвечают на вопросы: что делает? что делают?
Эти глаголы обозначают действия, которые происходят в настоящем времени, в момент речи.

Приводят собственные примеры.


- Глаголы в форме прошедшего времени отвечаю на вопросы: что делал? что сделал? что делали? что сделали? Эти глаголы обозначают действия, которые уже произошли или происходили в прошедшем времени, до момента речи.

Приводят собственные примеры.


- Глаголы в форме будущего времени отвечают на вопросы: что сделает? что сделают? что будет делать? что будут делать? Эти глаголы обозначают действия, которые произойдут в будущем времени, после момента речи.

Приводят собственные примеры.

Фронтальная работа


-структурирование знаний (П.);

- знаково-символическое действие (моделирование) (П.);

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П.).


10. Рефлексия.

Самооценка результатов своей деятельности на уроке и соотнесение самооценки с оценкой учителя и одноклассников


- Покажите мне зеленый сигнал «светофора», если на уроке вам всё было понятно, вы знаете, какие бывают формы времени глаголов и уже умеете самостоятельно и безошибочно определять их.

- Покажите красный сигнал светофора, если на уроке вы усвоили не всё, если вам нужна помощь, чтобы до конца разобраться в сегодняшней теме.

(Если есть дети, которые подняли красный сигнал «светофора», с ними проводится дополнительная беседа и объяснение после уроков).


- Спасибо большое, ребята, за урок! Я вам желаю уважительно относиться к своему прошлому, ценить свое настоящее и задумываться о своем будущем.


Фронтальная работа

Карточки «сфетофор»

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П.);

- осознание качества и уровня усвоения (Р.);

- установление обучающимся значения результатов своей деятельности (Л.).


11. Домашнее задание



- Дома повторите правило на стр. 112 и выполните упр. 196.

Записывают домашнее задание.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!