Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. | Словесный (беседа) Объяснительно – иллюстративный | Проводит беседу о ранее изученном. - В 1941 году фашистские войска напали на нашу страну. Четыре долгих года длилась эта война. - А кто помнит, какого числа был подписан документ о капитуляции Германии? (9 мая) - Как называлась наша страна в то время? (Советский Союз) - Посмотрите на карточки со словарными словами: Союз, Москва, народ, столица, русский. - Назовите непроверяемые гласные и согласные. - Открываем тетради, записываем число, классная работа. - Записываем на первой строчке: Гг - Во второй строке буква г пишется в соединении с буквами, которые стоят в алфавитном порядке: га гб гв гг гд - А сейчас запишите словарные слова: Союз, Москва, народ, столица, русский, в тетради и подчеркните непроверяемые гласные и согласные. - Внимательно прослушайте предложение: «К тому времени когда фашисты напали на нашу страну, они уже силой захватили много стран» - Назовите глаголы в этом предложении. (напали, захватили). - Давайте вспомним, что такое глагол? - - В какой форме глаголы называют действие одного предмета? (в форме единственного числа) -Приведите пример (поёт, рисует, идёт) - А что делают глаголы в форме множественного числа? (называют действие многих предметов) - Приведите пример (рисуют, цветут, крякают) | - Слушают Вспоминают написание словарных слов - Глагол. - По числам. - Действие происходит как бы в разное время. - «Времена глаголов». - Узнать, какие времена есть у глаголов; на какие вопросы они отвечают; научиться определять время глаголов. | Объяснять орфограммы в словарных словах Распознавать глаголы; определять грамматические признаки глагола - число. | Р: принимать и сохранять учебную задачу; К: владеть диалогической формой речи; П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием её реализации; | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу |
Выявление места и причины затруднения. | Словесный (беседа) Практический (работа с учебником) | Ребята, сегодня мы поговорим о временах глаголов. - Прочитайте предложения на слайде - Война подходила к концу. И вот наконец пришло желанное время, о котором мы мечтали четыре года, с того самого дня, как вступили на нашу землю враги. Повели наши солдаты последний бой, чтобы кончить войну и поднять над главным зданием Берлина Красное знамя. . - Найдите в предложениях глаголы. (подходила, мечтали, вступили) - Подумайте, когда произошли или происходили эти действия, до или после момента речи? (до момента речи) - Подходила, мечтали, вступили- глаголы прошедшего времени. - Выпишите эти глаголы., определите форму числа глагола, напишите над ними время глагола - Найдите глагол в прошедшем временив третьем предложении (повели) - Определите форму числа глагола (множественное число) - Какой мы можем сделать вывод? (Глаголы прошедшего времени называют действия, которые происходили или происходят до момента речи.) -Внимательно прослушайте ещё один отрывок из рассказа Льва Кассиля и запомните встречающиеся глаголы. - Хвастались фашисты: - Возьмём Москву, устроим там свой парад и прошагаем по Красной площади с нашими знамёнами. Пусть весь мир увидит, что мы победили Советский Союз и коммунисты сдались. - Назовите глаголы, которые вы запомнили. (устроили, прошагаем, увидит, победили, сдались.) - Давайте определим время глаголов «победили» и «сдались» - В каком времени используются глаголы? (в прош времени) - Запишите в тетрадь глаголы «устроили» и «прошагаем» - Как вы думаете, какие действия называют глаголы до момента речи или после? (после момента речи) - Почему вы так решили? (Потому что фашисты только мечтали о том, что произойдёт в будущем) - Правильно, глаголы будущего времени называют действия, которые будут происходить после момента речи. - Так какое время нам нужно подписать над глаголами (будущее время). - А сейчас, ребята , давайте отдохнём и выполним физминутку. _ Чтоб здоров был пальчик наш (растирают указ палец) Сделаем ему массаж (растирают средний палец) Посильнее разотрём (растирают безымянный палец) И к другому перейдём (растирают мизинец и повторяют всё снова, меняя руку). - Ребята, как вы думаете, почему не исполнились мечты фашистов захватить нашу родину? (Потому что русские люди сопротивлялись и не позволили им это сделать. Русская армия освободила от фашистов не только Россию, но и многих других стран) - посмотрите на слайд и прочитайте стихотворение «Советский солдат» С. Погореловского «Над вольным Дунаем Над славным Днепром Душевные песни Слагают о нём В нагорных лесах, На просторе долин Его вспоминают И чех, и румын. — Пылало село, — Вспоминает хорват, — Он кинулся в пламя, Советский солдат! Из хаты горящей, Из дыма-огня Он вынес, отважный, Мальчонку — меня! Словачка сказала: — И мне он помог: Озябшей, голодной Дал хлеба кусок. Назвал по-отцовски Дочуркой своей. Шутя подмигнул мне: «Гляди веселей!» Вздохнула румынка: — Был яростный бой, Меня от осколка Прикрыл он собой... Убит, он лежит Под холмом у села. Калина над ним Поднялась-расцвела. — Нет, — молвил болгарин. — Он жив, не убит! Я видел его: Он в дозоре стоит. Стоит он в дозоре И зорок, и смел, Чтоб мир потревожить Никто не посмел! - Ребята, как вы думаете, почему болгарин не считает русского солдата мёртвым? (герои не умирают) Да, русский солдат навсегда останется в памяти тех людей, которых он спас. - Посмотрите на слайд, что вы видите? (глаголы из стихотворения). - Прочитайте их ( слагают, вспоминают, стоит). - Как вы думаете, когда здесь происходит действие – до, после, или в момент речи? ( в момент речи) - Глаголы настоящего времени называют действия, которые происходят в момент речи. Запишите эти глаголы в тетрадь. Определите число и проставьте время глаголов Организует работу с учебником. - Сравните свой вывод с выводом в учебнике на с. 112. - Верно ли ваше предположение? | Подходила, мечтали, вступили - прош. вр., ед ч. - . Повели- пр вр, мн ч Победили, сдались- пр в, мн ч Устроили, прошагаем- буд вр Выполняют физминутку Чтение стихотворения Слагают, вспоминают, стоит – наст вр | Распознавать глаголы; определять грамматические признаки глагола - форму времени, число. | Р: принимать и сохранять учебную задачу; К: владеть диалогической формой речи; П: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. |
Построение проекта выхода из затруднения. | Словесный (беседа) Практический (работа с учебником) | - Давайте составим памятку - схему. Вам нужно написать напротив каждого времени глагола вопросы, и в какой момент речи это происходит. (Проверка на слайде). - Как определить время глагола? Организует работу с упражнениями. - Посмотрите на упражнение 195. Прочитайте задание. - Что нужно сделать? - По цепочки выполняем упражнение устно. - Выполним упражнение 197. - Прочитайте задание. Что нужно сделать? - Как вы понимаете «употреблены в переносном значении»? - Спишите, вставляя пропущенные буквы. Определите время и число глаголов в каждом предложении. | - По вопросу и значению. | | К: владеть диалогической формой речи; П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; К: обосновывать свою позицию и соотносить её с позицией одноклассников; | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. |