СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта к уроку русского языка по теме "Времена глаголов" 3 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта к уроку русского языка по теме "Времена глаголов" Цели: продолжить формирование  понятия "глагол"; дать представление о временах глаголов, об особенностях каждой временной формы; развивать умение точного употребления глаголов в речи, расширять словарный запас учащихся; воспитывать аккуратность, любовь к Родине.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта к уроку русского языка по теме "Времена глаголов" 3 класс»

МКОУ Куртамышского района «Закоуловская ООШ»










Урок русского языка, 3 класс

Тема: Времена глаголов



Учитель: Реутова Н.А.








с. Закоулово

2022 г






ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Ф.И.О.  Реутова Надежда Алексеевна

Предмет: русский язык.

Класс: 3.

Тема урока: «Времена глаголов».

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении темы «Времена глаголов».

Задачи:

Планируемые результаты

Дидактические:

  1. Формировать умения: распознавать глаголы; определять грамматические признаки глагола -  форму времени, число.

  2. Формировать умения: проверять написанное, находить в словах изученные орфограммы.

Предметные (учащиеся научатся):

  1. Распознавать глаголы; определять грамматические признаки глагола -  форму времени, число.

  2. Проверять написанное, находить в словах изученные орфограммы.

Развивающие:

  1. Формировать умения: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием её реализации; самостоятельно оценивать правильность выполнения действия.

  1. Формировать умения: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; осуществлять обобщение изученного; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

  1. Формировать умения: владеть диалогической формой речи; обосновывать свою позицию и соотносить её с позицией одноклассников.

Метапредметные:

Регулятивные:

  1. учащиеся научатся принимать и сохранять учебную задачу;

  2. учащиеся научатся планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием её реализации;

  3. учащиеся получат возможность научиться самостоятельно оценивать правильность выполнения действия.

Познавательные:

  1. учащиеся научатся осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  2. учащиеся научатся осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

  3. учащиеся научатся осуществлять обобщение изученного; 

  4. учащиеся получат возможность научиться строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные:

  1. учащиеся научатся владеть диалогической формой речи;

  2. учащиеся получат возможность научиться обосновывать свою позицию и соотносить её с позицией одноклассников.

Воспитательные:

  1. Воспитать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

  2. Вырабатывать способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Личностные

  1. у учащихся будет сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

  2. у учащихся будет сформирована способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Дидактические средства: учебник В. Г. Горецкий, М. В. Голованова,  Л.Ф. Климанова  «Русский язык» 3 класс, часть 2.

Интерактивное оборудование: компьютер, презентация.



ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Методы и приёмы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(Р, П, К)

Личностные

  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Словесный (объяснение)

Словесный (беседа)

Объяснительно – иллюстративный

Приветствует учащихся.

- Здравствуйте, ребята

Какое сейчас время года? (Весна)

- А какие праздники мы отмечаем весной? (8 марта, День Победы)

- Посмотрите на доску, сегодня мы с вами поговорим о празднике Победы.

Приветствуют


- Отвечают на вопросы.


Р: принимать и сохранять учебную задачу;

К: владеть диалогической формой речи;


  1. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Словесный (беседа)

Объяснительно – иллюстративный

Проводит беседу о ранее изученном.

- В 1941 году фашистские войска напали на нашу страну. Четыре долгих года длилась эта война.

- А кто помнит, какого числа был подписан документ о капитуляции Германии? (9 мая)

- Как называлась наша страна в то время? (Советский Союз)

- Посмотрите на карточки со словарными словами: Союз, Москва, народ, столица, русский.

- Назовите непроверяемые гласные и согласные.

- Открываем тетради, записываем число, классная работа.

- Записываем на первой строчке:

Гг

- Во второй строке буква г пишется в соединении с буквами, которые стоят в алфавитном порядке:

га гб гв гг гд

- А сейчас запишите словарные слова: Союз, Москва, народ, столица, русский, в тетради и подчеркните непроверяемые гласные и согласные.

- Внимательно прослушайте предложение:

«К тому времени когда фашисты напали на нашу страну, они уже силой захватили много стран»

- Назовите глаголы в этом предложении. (напали, захватили).

- Давайте вспомним, что такое глагол?

- - В какой форме глаголы называют действие одного предмета? (в форме единственного числа)

-Приведите пример (поёт, рисует, идёт)

- А что делают глаголы в форме множественного числа? (называют действие многих предметов)

- Приведите пример (рисуют, цветут, крякают)




- Слушают










Вспоминают написание словарных слов

























- Глагол.

- По числам.

- Действие происходит как бы в разное время.

- «Времена глаголов».

- Узнать, какие времена есть у глаголов; на какие вопросы они отвечают; научиться определять время глаголов.













Объяснять орфограммы в словарных словах

























Распознавать глаголы; определять грамматические признаки глагола -  число.

Р: принимать и сохранять учебную задачу;

К: владеть диалогической формой речи;

П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием её реализации;

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

  1. Выявление места и причины затруднения.

Словесный (беседа)

Практический (работа с учебником)


Ребята, сегодня мы поговорим о временах глаголов.

- Прочитайте предложения на слайде

- Война подходила к концу. И вот наконец пришло желанное время, о котором мы мечтали четыре года, с того самого дня, как вступили на нашу землю враги. Повели наши солдаты последний бой, чтобы кончить войну и поднять над главным зданием Берлина Красное знамя.

.

- Найдите в предложениях глаголы. (подходила, мечтали, вступили)

- Подумайте, когда произошли или происходили эти действия, до или после момента речи? (до момента речи)

- Подходила, мечтали, вступили- глаголы прошедшего времени.

- Выпишите эти глаголы., определите форму числа глагола, напишите над ними время глагола

- Найдите глагол в прошедшем временив третьем предложении (повели)

- Определите форму числа глагола (множественное число)

- Какой мы можем сделать вывод? (Глаголы прошедшего времени называют действия, которые происходили или происходят до момента речи.)

-Внимательно прослушайте ещё один отрывок из рассказа Льва Кассиля и запомните встречающиеся глаголы.

- Хвастались фашисты:

- Возьмём Москву, устроим там свой парад и прошагаем по Красной площади с нашими знамёнами. Пусть весь мир увидит, что мы победили Советский Союз и коммунисты сдались.

- Назовите глаголы, которые вы запомнили. (устроили, прошагаем, увидит, победили, сдались.)

- Давайте определим время глаголов «победили» и «сдались»

- В каком времени используются глаголы? (в прош времени)

- Запишите в тетрадь глаголы «устроили» и «прошагаем»

- Как вы думаете, какие действия называют глаголы до момента речи или после? (после момента речи)

- Почему вы так решили? (Потому что фашисты только мечтали о том, что произойдёт в будущем)


- Правильно, глаголы будущего времени называют действия, которые будут происходить после момента речи.

- Так какое время нам нужно подписать над глаголами (будущее время).

- А сейчас, ребята , давайте отдохнём и выполним физминутку.

_ Чтоб здоров был пальчик наш (растирают указ палец)

Сделаем ему массаж

(растирают средний палец)

Посильнее разотрём

(растирают безымянный палец)

И к другому перейдём

(растирают мизинец и повторяют всё снова, меняя руку).

- Ребята, как вы думаете, почему не исполнились мечты фашистов захватить нашу родину? (Потому что русские люди сопротивлялись и не позволили им это сделать. Русская армия освободила от фашистов не только Россию, но и многих других стран)

- посмотрите на слайд и прочитайте стихотворение «Советский солдат» С. Погореловского

«Над вольным Дунаем

Над славным Днепром

Душевные песни

Слагают о нём

В нагорных лесах,

На просторе долин

Его вспоминают

И чех, и румын.

— Пылало село, —

Вспоминает хорват, —

Он кинулся в пламя,

Советский солдат!

Из хаты горящей,

Из дыма-огня

Он вынес, отважный,

Мальчонку — меня!

Словачка сказала:

— И мне он помог:

Озябшей, голодной

Дал хлеба кусок.

Назвал по-отцовски

Дочуркой своей.

Шутя подмигнул мне:

«Гляди веселей!»

Вздохнула румынка:

— Был яростный бой,

Меня от осколка

Прикрыл он собой...

Убит, он лежит

Под холмом у села.

Калина над ним

Поднялась-расцвела.

— Нет, — молвил болгарин. —

Он жив, не убит!

Я видел его:

Он в дозоре стоит.

Стоит он в дозоре

И зорок, и смел,

Чтоб мир потревожить

Никто не посмел!

- Ребята, как вы думаете, почему болгарин не считает русского солдата мёртвым? (герои не умирают)

Да, русский солдат навсегда останется в памяти тех людей, которых он спас.

- Посмотрите на слайд, что вы видите? (глаголы из стихотворения).

- Прочитайте их ( слагают, вспоминают, стоит).

- Как вы думаете, когда здесь происходит действие – до, после, или в момент речи? ( в момент речи)

- Глаголы настоящего времени называют действия, которые происходят в момент речи. Запишите эти глаголы в тетрадь. Определите число и проставьте время глаголов


Организует работу с учебником.

- Сравните свой вывод с выводом

в учебнике на с. 112.

 - Верно ли ваше предположение?

Подходила, мечтали, вступили - прош. вр., ед ч.

-

.


























Повели- пр вр, мн ч

























Победили, сдались- пр в, мн ч




Устроили, прошагаем- буд вр
















Выполняют физминутку

























Чтение стихотворения
















































Слагают, вспоминают, стоит – наст вр

Распознавать глаголы; определять грамматические признаки глагола -  форму времени, число.

Р: принимать и сохранять учебную задачу;

К: владеть диалогической формой речи;

П: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

  1. Построение проекта выхода из затруднения.

Словесный (беседа)

Практический (работа с учебником)

- Давайте составим памятку - схему. Вам нужно написать напротив каждого времени глагола вопросы, и в какой момент речи это происходит.

(Проверка на слайде).

- Как определить время глагола?

Организует работу с упражнениями.

- Посмотрите на упражнение 195. Прочитайте задание.

- Что нужно сделать?

- По цепочки выполняем упражнение устно.

- Выполним упражнение 197.

- Прочитайте задание. Что нужно сделать?

- Как вы понимаете «употреблены в переносном значении»?

- Спишите, вставляя пропущенные буквы. Определите время и число глаголов в каждом предложении.

- По вопросу и значению.


К: владеть диалогической формой речи;

П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

К: обосновывать свою позицию и соотносить её с позицией одноклассников;

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

  1. Первичное закрепление с проговариваем во внешней речи.

Словесный (беседа)

Практический (работа с учебником)

Объяснительно – иллюстративный

- Сейчас посмотрите на упражнение 198.

- Прочитайте стихотворения.

- Назовите тему этих стихотворений.

- Найдите глаголы. Определите их время.

- В каком стихотворении все глаголы употреблены в будущем времени? Докажите.

- Напишите первое стихотворение по памяти.



К: владеть диалогической формой речи;

П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

;

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Практический

Объяснительно – иллюстративный

- Ребята, на слайде вам дан текст. Ваша задача переписать его и глаголы в скобках заменить на глаголы в нужном времени. Над каждым глаголом указать время.

Лена учится в третьем классе. Вчера она (писать) сочинение и (написать) его хорошо. Сейчас она (писать) диктант. Завтра Лена (писать) изложение. Дома она (прочитать) рассказ и (подготовиться) к его изложению.

- Ваше время закончилось, сдаём листочки.



П: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

  1. Включение нового знания в систему знаний и повторений.

Словесный (беседа)

Обобщение темы урока.

- Какая была тема нашего урока?

- Все ли задачи мы выполнили?

- Как изменяются глаголы?

- В каком времени могут стоять глаголы?



К: владеть диалогической формой речи;

П: осуществлять обобщение изученного;


  1. Рефлексия учебной деятельности.

Словесный (беседа)

- Ребята, если вам было всё понятно, то поднимите зелёный карандаш, если вы испытывали затруднения в изучении темы, то поднимите красный карандаш.

-Отлично! Спасибо вам за урок!



Р: самостоятельно оценивать правильность выполнения действия;

Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!