Для обнаружения воздуха мы проведем несколько опытов. Отправляемся в нашу научную лабораторию. Но прежде, чем приступить к опытам, я познакомлю вас с правилами работы: 1. Не мешать друг другу, работать спокойно, аккуратно, внимательно. 2. Приступать к выполнению опыта только после показа. Опыт 1- движение воздуха. Помахивание веером или листом бумаги (или смахивание легкой салфетки с края стола не прикасаясь). Опыт 2 - шум выходящего воздуха. Сжимание резиновой груши (или дуновение на край листа тонкой бумаги, в горлышко пустой бутылочки). Опыт 3 - наличие воздуха в пустом стакане. Погружение пустого стакана в тазик с водой - сначала вертикально, затем с наклоном. Опыт 4 - наличие воздуха в окружающих предметах. Погружение в воду кусочка сахара или поролоновой губки. Опыт 5 - продувание воздуха через трубочку. Опыт 6 - наполнение воздухом полиэтиленового пакета. После выполнения каждого опыта делаются выводы о наличии воздуха вокруг нас. Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо. Ветер тише, тише, тише, Деревцо все выше, выше, выше Проведем опыты для определения свойств воздуха. Опыт 1- воздух прозрачный. Мы только что провели опыты, которые доказали, что воздух везде, он окружает нас. Но несмотря на это, мы четко видим все предметы. Это означает, что воздух невидимый, бесцветный, прозрачный. Опыт 2 - воздух не имеет вкуса. Вдыхание воздуха ртом. Опыт 3 - воздух не имеет запаха. Вдыхание воздуха носом. Затем для сравнения вдыхание воздуха, в котором разбрызганы духи (запахи апельсина, чеснока и т.д.). Вывод :чистый воздух не имеет запаха, но воздух запахи переносит. Опыт 4 - воздух упругий. Сравнение двух воздушных шариков - не надутого и надутого; удары об пол резинового мячика. Опыт 5 - теплый воздух легче холодного. Сравнение показаний температуры двух термометров, расположенных на полу и высоко на стене. После выполнения каждого опыта делаются выводы о свойствах воздуха. Опыт для определения значения воздуха для дыхания человека - зажимание носа и рта ладошкой. Вывод: без воздуха можно прожить только несколько минут. Задание: учащимся предъявляются картинки с объектами живой и неживой природы. Требуется выделить те объекты которым нужен воздух (животные, растения, камни, солнце, песок и т.д.). Использование воздуха человеком (обзорно). Учащимся предъявляются иллюстрации. Игра "Мореплаватели" - запуск бумажных корабликов в тазу с водой. Вывод: движение воздуха - ветер движет корабли. Методы: - игра; -проблемная ситуация; - частично-поисковый; - работа с наглядностью; - фронтальная работа; - практическая работа. В ходе урока применяется словесное поощрение. |