СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Температура воздуха"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта к уроку географии "Температура воздуха" 6 класс

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Температура воздуха"»

Технологическая карта урока географии


Авторы, разработчики:


Учитель географии Глазкова Юлия АнатольевнаМБОУ СОШ №80, г. Воронеж

Предмет

География (рабочая программа составлена на основе программы основного общего образования по географии. 5—9 классы, авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин)

Авторы УМК

Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова

Класс

6 класс

Тип урока

Урок «открытия» нового знания

Технология построения урока

Системно-деятельностная

Тема

Температура воздуха

Цель

Создание условийдля самостоятельного изучения учащимися закономерностей нагревания земной поверхности

Задачи

Общеобразовательная:сформировать представления о закономерностях нагревания атмосферного воздуха от земной поверхности, научить устанавливать причинно-следственные связи между температурой воздуха и высотой  солнца над горизонтом, высотой местности, сформировать навык определения среднесуточных температур, амплитуды колебания температуры воздуха

Развивающая: развивать умение работать с цифровыми данными, электронными образовательными ресурсами, анализировать, делать выводы; развивать творческие, коммуникативные способности, воображение учащихся.

Воспитательные: развивать речевую культуру, формировать экологическое сознание, воспитывать культуру общения, чувство любви к малой родине.

Основные термины, понятия

Температура, тропосфера, средняя суточная температура, амплитуда.

Таблица № 2

Планируемый результат

Предметные умения













Метапредметные

















Личностные

даватьопределения терминов, понятий по тематике уро­ка;

объяснятьзакономерности изменения температуры с высотой, распределения тепла по поверхности Земли, изменения темпе­ратуры во времени; устанавливатьзависимость между пока­зателями температуры и широтами точек земной поверхности, характером подстилающей поверхности, составом атмосферы;

проводитьинструментальные измерения температуры возду­ха;

рассчитыватьсредние значения температуры воздуха, ам­плитуды температур;

строитьи читатьграфики хода темпе­ратуры; трансформироватьгеографическую информацию из одного вида представления в другой;

работатьс тематически­ми картами.


Регулятивные УУД:

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

-проговаривать последовательность действий на уроке;

- умение выполнять учебное задание в соответствии с целью, осуществлять самоконтроль;

- умение соотносить учебные действия с известными правилами

ПознавательныеУУД

формирование и развитие посредством географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение и передачу с помощью технических средств.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- формулировать и аргументировать свое мнение и позицию, нахождить общее решение;

- уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.


Личностные УУД:

- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

-осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира;

-умение вести наблюдения;

-умение прогнозировать ситуацию.


Таблица № 3

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы:


работа в группах

индивидуальная

фронтальная



тетрадь,учебник,атлас, фонарик

групповые задания

технические средства обучения:

метеостанция

документ-камера

Компьютер

Таблица № 4

Дидактические задачи этапов урока


Этапы урока

Дидактические задачи

Вызов

Установить тематическую рамку («могу»)

Организовать мотивирование ученика к учебной деятельности через актуализацию знаний («надо»)

Создать условия для включения в учебную деятельность («хочу»)

Осмысление

Мотивировать учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельному выполнению

Создать условия для решения типовых заданий

Научить фиксировать индивидуальные затруднения, определять способы устранения ошибки,

соотносить свои действия с алгоритмом, ключом, понятиями

Рефлексия

Создать условия для соотнесения полученного результата и эталона

Формировать адекватную оценку правильности результатов действия

Создать ситуацию успеха для мотивации познавательной деятельности
















Таблица № 5

Технология изучения

Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Организационный момент

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- прогнозирование учебной деятельности

Приветствие, проверка присутствующих, готовность к уроку.

Загадывает загадку.


- Добрый день! Все присутствуют на уроке? Проверьте всё готово у вас к уроку? Хорошо.

Отгадайте загадку:

Есть у радости подруга

В виде полукруга

На лице она живёт.

То куда-то вдруг уйдёт,

То внезапно возвратится

Грусть-тоска её боится.

(Улыбка).

- Подарим друг другу улыбки и начнём работу.

Приветствуют учителя.

Заинтересовываются.

2. Актуализация знаний

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- волевая саморегуляция

Коммуникативные УУД:

- сотрудничество с учителем

Личностные УУД:

- действие смыслообразования


Организует работу в РТ



Организует географический диктант.



Такой большой,

Что занимает весь мир,

Такой маленький,

Что в любую щель пролезет.

Что это?

(Воздух).

Итак, мы изучаем воздушную оболочку Земли – атмосферу. Давайте проверим изученный материал. Работаем в РТ по теме Атмосфера к П. 26.

Географический диктант. 8 утверждений по теме, вам отметить – если верное, ставите знак +, если ложное – знак -.

Обменяйтесь тетрадями и выполните взаимопроверку, оцените работу, за каждый правильный ответ – 1б.


3. Постановка учебной задачи

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

- анализ объектов с целью выделения существенных признаков

Регулятивные УУД:

- целеполагание, постановка учебной задачи, прогнозирование дальнейшей деятельности

Коммуникативные УУД:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Организует формулировку темы урока детьми. Организует постановку цели урока.


Какими качествами или показателями мы можем охарактеризовать воздух? (температура, влажность, атмосферное давление).


Сегодня на уроке мы с вами узнаем, как и почему в атмосфере меняется температура. Назовем тему урока.

Значит, цель нашего урока – познакомиться с температурой воздуха.

С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель. Записывают тему в тетрадь.

4. Опытно-практическая часть


Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- определять степень успешности выполнения работы

Познавательные УУД:

-формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.


Коммуникативные УУД:

- умение слушать и понимать речь других;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции;

- умение публично защищать свою позицию

ЛичностныеУУД:

-осознаниеценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

Предметные результаты:

- актуализация знаний озакономерностях изменения температуры воздуха.

  1. Учащимся предлагается определить назначение такого известного прибора, как термометр, познакомиться с его изобретателем АндерсомЦельсом. Как вы думаете, для чего необходим термометр? (на экране фото А.Цельса).




  1. Снимаем температурные показания метеостанции о температуре на данный момент (на экране данные показания метеостанции)

Предлагается провести исследования закономерностей изменения температуры, практическими опытами доказать или подтвердить закономерности изменения температуры(на экране слайд – «почему воздух на поверхности Земли нагревается по-разному?).

Индивидуальный лист(на каждую группу)

участниковпрактических исследований «Температура воздуха»

6 «_» класса МБОУ СОШ№80, команды «______»

Ф.И._______________________________

Тема: «Температура воздуха»

Цель: изучить закономерности нагревания земной поверхности.

Этап №1. Практическое исследование

Подойти к окну. Определить рукой степень нагрева подоконника и стекла. Сделать вывод о нагревании подоконника и стекла.

Воздух так же, как и стекло, – прозрачный. Как же он нагревается?





Команда, быстрее других справившаяся с заданием, предлагает свой вариант.

Этап №2.Наблюдение

Предлагаю перейти ко второму этапу наших исследований. Посмотрите фрагмент мульпликационного фильма «Путешествие Незнайки на воздушном шаре». Какая географическая неточность в нем допущена?









Сформулируйте закономерность нагревания воздуха с высотой.


Прочтите текст задачи и рассчитайте эту закономерность в цифровом варианте:

« В аэропорту города Сочи температура воздуха +24°С. Самолет поднялся в воздух и взял направление на Москву. Самолет летит на высоте 4 км. Температура за бортом -0°С».

Команда, быстрее других справившаяся с заданием предлагает свой вариант.






Этап №3. Исследование

Для формулирования третьей закономерности изменения температуры воздуха необходимо провести исследование

Возьмите фонарь (это будет Солнце). Посветите им на поверхность листа (это будет поверхность Земли) вертикально. Обведите круг, который будет охвачен светом.

Наклоните фонарь, и проделайте тоже действия два раза, увеличивая наклон. Сделайте об охвате территории светом.

Что вы увидели? В чем противоречие? (одна команда проводит исследование под документ камерой)

Определите, под каким углом падает свет в первом случае, во втором, в третьем? Как изменяется угол и охват территории?

Определите, в каком месте Земли солнечные лучи падают на Землю под прямым углом, а где под наклоном? Сделайте вывод












Этап №4. Воспоминания(практика)

Вспомните летние каникулы. День. Вы на пляже, стоите на песчаном берегу, а потом входите в воду. Одинаково ли нагреты песок и вода?


А теперь Вы пришли на пляж вечером.

Что изменилось в нагреве песка и воды?



Сделайте вывод о нагреве суши и воды.


Команда, быстрее других справившаяся с заданием предлагает свой вариант, они работают с презентацией на доске

Комментируют и объясняютсвои предположения, для чего необходим термометр.

Делятся на три команды (заранее):

«Цельсии»,«Фаренгейты»,«Кельвины».Учащиеся объясняют почему такие названия команд


определяют показания температуры, записывают их.












Подходят к подоконнику и определяют, как нагрелся подоконник и как нагрелосьстекло. Анализируют полученную информацию, переносят информацию, полученную опытным путем в новые условия. Отвечают на вопрос «Как нагревается воздух, если он прозрачный?

Полученный вывод учащиеся записывают в индивидуальный лист.

Маршрутный лист у каждого учащегося.

Воздух нагревается от поверхности земли

Учащиеся его анализируют, дополняют, если необходимо исправляют свои выводы.


Смотрят мультфильм, анализируют, комментируют, формулируют свои предположения. Доказывают свою точку зрения.

Воздушный шар поднимается в высоту. Он удаляется от поверхности Земли, которая нагревает воздух, а значит, воздух становится холоднее. Таким образом, коротышкам из Цветочного городка должно было стать холодно, чего не показали в мультфильме.

Чем выше от поверхности Земли, тем температура воздуха холоднее.


Учащиеся решают полученную задачу

Начальная температура +24

Высота 4 км

При подъеме на эту высоту температура снизилась до 0°С.

24:4=6°С

Полученный вывод они записывают в индивидуальный лист.

При подъеме на 1 км температура понижается на 6 ºС

Учащиеся его анализируют, дополняют, если необходимо исправляют свои выводы.


Проводят исследование, анализируют полученную информацию, делают вывод, Полученный вывод они записывают в индивидуальный лист.






Луч света одинаковый, а охваченная территория разная, она увеличивается, значит, и изменяется степень нагрева


В первом случае угол падения солнечных лучей - 90º, во втором – меньше, а в третьем –почти половина 90º, около - 45º, при этом в первом случае охвачена лучами самая маленькая территория, а в последнем – самая большая

Чем больше угол падения солнечных лучей, тем сильнее нагревается поверхность Земли, а, значит, лучше нагреется от нее воздух. На экваторе солнечные лучи падают под прямым углом, там высокие температуры воздуха.


Учащиеся анализируют собственный опыт. Выстраивают полученную информацию, делают вывод о закономерности изменения температуры

Полученный вывод они записывают в индивидуальный лист:

суша днем теплее, а вода холоднее, вечером суша холоднее, а вода теплее.

Температура воздуха зависит от подстилающей поверхности.

Суша нагревается быстро и также быстро остывает, а вода нагревается медленно и медленно остывает.

5. Теоретико-расчетная

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

-самостоятельный учет выделенных ориентиров в учебном материале,

- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;

- осуществлять самоконтроль;

Познавательные УУД:

-анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД:

- учет разных мнений,

- планирование работы учебного сотрудничества,

- управление поведение партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

ЛичностныеУУД:

- учебно-познавательный интерес,

Предметные результаты:

-формирование понятий «средняя суточная температура», «амплитуда температур».

-умение работать с графиками, анализировать, делать выводы;

- развитие речевой культуры.

  1. Предлагает приступить ковторому этапу в маршрутном листе.








Давайте обратимся к работе нашей станции. Посмотрим, какую температуру она показывает?


Как учитывать температуру воздуха, если она меняется даже в течение одних суток?



По данным наблюдений сегодня температура была

в 7 часов – - 9 ºС;

в 10 часов – -6ºС;

в 11 часов– -5 ºС;

во время урока –-4 ºС.






Как рассчитать температуру, если она имеет разные значения?







Каждая команда получает свой график хода температур и проводит вычисления средней температуры



Рассмотрите график хода температур, полученный при работе метеостанции.Какая это линия?


В начале урока мы узнали закономерность, что чем больше угол падения солнечных лучей, тем теплее.

Солнце выше всего над горизонтом в полдень, тогда почему максимальная температура в 14 часов дня?





А почему самая низкая температура перед рассветом?




На этом графике представлена еще и амплитуда температур. Как вы думаете, что это такое?



По данному графику рассчитайте амплитуду -


Учащиеся слушают, уясняют, анализируют и выполняют поставленную задачу. Фиксируют шаги, где возникло затруднение. Участвуют в обсуждении, аргументируют свою точку зрения в групповом режиме.


Ученики определяют по графикам температуру, записывают на доске рядом с измерением, записанным в начале урока.


Команды отвечают:

Вычислить среднее арифметическое показаний температуры.

Команды определяют среднесуточную температуру

По данным наблюдений сегодня температура была

в 7 часов – - 9 ºС;

в 10 часов – -6ºС;

в 11 часов– -5 ºС;

во время урока –-4 ºС

(-9 ºС)+(-6 ºС)+(-5 ºС)+(-4 ºС)=(-24 ºС)

(-24 ºС):4=(-6 ºС)

Получился ответ:-6ºС

Команды рассчитывают среднюю температуру при новых значениях

Часы

6

9

12

18

21

24

температураºС

-6

-3

3

1

0

-1


Ответ:-1ºС

Работают по заданию в индивидуальном листе





Это ломаная линия.

Температура изменяется.


Учащиеся в группах анализируют ситуацию


Земля нагрелась и еще некоторое время продолжает нагревать воздух.

Анализируют и систематизируют свои знания и используют их для решения поставленной проблемы.

Земля остыла и еще некоторое время продолжает охлаждать воздух.

Команды предлагают свои варианты ответа.

Амплитуда – это разница между самой высокой и самой низкой температурой в течение суток.

4 ºС-(-6 ºС)=10

6. Рефлексия(осмысление)

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности,

- выстраивание логической цепочки рассуждения;

- рефлексия способов и условий действий.

Коммуникативные УУД:

-умениеустно и письменно выражать свои мысли, идеи.

ЛичностныеУУД:

- установка связи между целью деятельности и ее результатом

- адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Предметные результаты:

- умение определять температуру воздуха;

- умение объяснять значение понятий «среднесуточная температура», «амплитуда температур»;

- знание закономерности изменения температур воздуха

Организует рефлексию.


1.Маша сказала: «Чем южнее, тем теплее». Права ли Маша?

2.Чему равна температура на высоте 6 км,

если у поверхности Земли она составляет +24◦С?

3.Найдите ошибку

Температура воздуха в первую очередь зависит от угла падения солнечных лучей на земную поверхность. График суточного хода температур показывает, что максимальных значений температура достигает в полдень, а минимальных – перед рассветом.Температура воздуха влияет на живые организмы и процессы, которые происходят в природе. Чтобы рассчитать среднюю суточную температуру, нужно составить все ее показатели, зарегистрированные на протяжении года, и разделить на количество наблюдений. Суточная амплитуда температур – это когда к самой маленькой температуре прибавляют самую высокую температуру воздуха в течение суток. Чем ближе поднимаешься к Солнцу, тем становится теплее. В течение дня вода нагревается медленно, а остывает быстро, а суша и быстро нагревается, и быстро остывает.

- Скажите, ребята, пригодятся ли знания темы: «Температура воздуха» в жизни. Объясните свой ответ.




Учащиеся слушают, уясняют, анализируют и выполняют поставленную задачу. Фиксируют шаги, где возникло затруднение. Участвуют в обсуждении, доказывают, аргументируют свою точку зрения во фронтальном режиме.



Осуществляют процедуру само- и взаимооценки собственной учебной деятельности и своих товарищей на уроке по алгоритму



Слушают, анализируют.




7. Информация о домашнем задании


п. 27. Выполнить зад. 3-5 на стр.111.


Творческое задание: создать презентацию об ученых, предложивших различные системы исчисления температур.


Записывают домашнее задание.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!