СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Соли"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Соли"»

Технологическая карта урока

Дата проведения:


Предмет: 

химия

Класс: 

8

Учебник:

О.С. Габриелян 8 класс. Москва. Дрофа, 2014 г.

Тип урока:

комплексное применение знаний, умений и навыков.

Тема урока

Соли как производные кислот и оснований. ЛР № 13 «Ознакомление с коллекцией солей».

Цель урока

формирование понятия о солях как об одном из классов неорганических соединений, ознакомление с составом, строением солей.

Задачи урока:

  • образовательные;

  • развивающие;

  • воспитательные.

  • сформировать у учащихся представление о солях;

  • формировать навык работы с различными источниками информации с целью поиска и отбора необходимого материала; развивать память, химический язык; формировать положительную мотивацию учебной деятельности;

  • развивать культуру умственного труда; навыки делового сотрудничества в процессе решения проблемы, работы в парах; воспитывать умение работать в коллективе; развивать умения формулировать и аргументировать собственное мнение, самостоятельность.

Предполагаемые результаты:

  • предметные;

  • личностные;

  • метапредметные


предметные: давать определение «соли», распознавать соли среди других веществ, составлять формулы солей, называть их, классифицировать, описывать физические свойства;

личностные: принятие социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения, социальных и межличностных отношений;

познавательные: умение определять понятия, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения и делать выводы, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность;

регулятивные: умение планировать и регулировать свою деятельность, самостоятельно планировать пути достижения цели, владение основами самоконтроля и самооценки;

коммуникативные: готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу, доказательства, продуктивно взаимодействовать со своими партнерами, владение письменной речью.

Основные понятия и термины темы

Соли, номенклатура солей, поваренная соль, растворимые, нерастворимые, малорастворимые.

Ресурсы урока

(программное обеспечение, дидактические, технические средства, демонстрационное оборудование и материалы)

1. Презентация «Соли».

2. Таблица растворимости.

3. ОМС «Соли».

3. Дидактические карточки (УЭ).

4. Коллекция солей.

Технологии, формы, методы и приемы организации деятельности учителя и учащихся

Формы работы:

• фронтальная;

• индивидуальная;

• парная

•групповая.

Методы обучения:

• по источнику знаний – словесные, наглядные, практические;

• по характеру деятельности обучающихся – проблемное изложение, частично-поисковый.

Приемы обучения: постановка проблемных вопросов, работа с электронными образовательными ресурсами и компьютерными программами.

Межпредметные связи:


• биология

• география













СТРУКТУРА И ХОД УРОКА



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1

2

3

4

5

1

Самоопределение к деятельности. Организационный момент.

(Цель: создать мотивацию к учебной деятельности)

Приветствует обучающихся, определяет готовность к уроку


Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Организация проблемной ситуации.

(Цель: актуализация имеющихся знаний по пройденным темам)

Создает  проблемную ситуацию путем предложения задания:   

1 задание (слайд 4), (приложение 1)

H3PO4, MgO, Ca3(PO4)2, SO2, CaCO3, KOH, NaCl, Li2O, Ca(OH)2 , HNO3, Fe(OH)3, H2SO4

Распределить предложенные вещества по классам, дать определения известных классов

Обучающиеся отвечают на вопросы.

Выполняют задание – выделяют  3 группы веществ по признакам классов: оксиды,

основания, кислоты; вещества четвертой группы неизвестны.

Дают определения оксидов, оснований, кислот.


Познавательные:

логические – анализ объектов с целью выделения признаков;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.


3



Постановка учебной задачи

Создает условия для формулирования темы, цели и задач урока (приложение 2)

К какой группе веществ мы отнесем NaCl, CaCO3, Ca3(PO4)2? Изучали ли мы подобные вещества?

Для того чтобы ответить на этот вопрос и сформулировать тему урока, учитель предлагает обучающимся выполнить контекстные задания в группах.

На основе прослушанной информации учитель предлагает сделать вывод, о каком веществе идет речь?

Мы нашли название группы веществ 4 класса. Какова будет тема урока? Цель? Что мы можем узнать о солях?

Работа обучающихся в группах – смысловое чтение материала: О каком веществе идет речь? (Приложение 3)



Отвечают на вопрос. Формулируют тему урока, цель и задачи (слайд 11)

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: постановка вопросов;

Познавательные: общеучебные – смысловое чтение, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

4









Построение проекта выхода из затруднения

Организуется работа по исследованию класса солей.

2 задание

Определить состав солей, воспользовавшись формулами из 1 задания

3 задание

Воспользовавшись текстом параграфа, таблицей «Состав и классификация солей» изучить названия и классификацию солей.

Учитель объясняет алгоритм нахождения степени окислении элементов-неметаллов в солях, нахождение зарядов ионов кислотных остатков.

4 задание

Воспользовавшись алгоритмом нужно составить формулы солей

5 задание

Учитель предлагает решить экспериментальную задачу по определению растворимости солей в воде.


Определяют состав вещества:

Металл + кислотный остаток (слайд 13) Формулируют определение класса солей, записывают в тетрадь


Самостоятельное изучение нового материала в форме индивидуальной деятельности.


Используя алгоритм составления формул солей, составляют (приложение 4) формулы солей, называют соль используя таблицу







Работа с таблицей растворимости кислот, солей и оснований в воде.

Ученики работают в группах по 4 человека, из трех выданных солей определяют какие растворимые, какие нерастворимые.


Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации;

Регулятивные: самостоятельно анализируют условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия;

Познавательные:

общеучебные – смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания;

логические – построение логической цепочки рассуждений, анализ, синтез.

5

Первичное закрепление

Организует работу по отработке умений находить степени окисления элементов в формулах солей.

Организует работу по отработке умений устанавливать классификацию солей.

Организует работу по отработке умений составлять соли, определять индексы


Работа обучающихся с таблицей кислот и кислотных остатков, солей (Приложение 8,9); тренажером (электронное приложение к учебнику Химия О.С. Габриеляна):

1. Определение степени окисления элементов в формулах солей;

2. Составлять формулы солей и называть соли.

3. Определение к какому классу относиться данная соль.

Регулятивные:

контроль, оценка, коррекция;

Познавательные: общеучебные.

6

Самостоятельная работа

Учитель организует деятельность по применению новых знаний.

1.Выполните задания.

1) дайте названия: CuSO4, Al(NO3)3 , Fe(NO2)3 , Mg3(PO4)2 , K2SO3.

2) решите задачу. Какое количество вещества соответствует 34,2 мг сульфата алюминия. Сколько молекул содержится в данном количестве?

2. Работа на тренажере за компьютером (у доски) (по желанию).

Анализирует выполнение обучающимися заданий, корректирует, оценивает их деятельность.

Индивидуальная работа обучающихся с заданием.

Обучающиеся осуществляют самопроверку заданий. Оценивают результаты своей работы.

Регулятивные:

контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению;

Личностные: самоопределение.

7

Рефлексия деятельности

(итог урока)

Организует рефлексию в форме массажа.
Совершая массажные движения вдоль пальцев рук, ответьте на вопросы:

МИЗИНЕЦ. Какие знания, опыт я сегодня получил?

БЕЗЫМЯННЫЙ. Что я делал и чего достиг?

СРЕДНИЙ. Какое у меня настроение?

УКАЗАТЕЛЬНЫЙ. Кому я сегодня помог, чем порадовал, чему поспособствовал?

БОЛЬШОЙ. Что я сделал для своего здоровья?

Обучающимся предлагается заполнить анкету. Обучающиеся осуществляют самоанализ, дают качественную и количественную оценку урока

Познавательные:

рефлексия

Личностные: смыслообразование

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

8

Домашнее задание

Учитель формулирует задание, комментируя его по необходимости: параграф 22 по учебнику Габриелян О.С. Химия 8 класс.

На оценку «5» - зад. 1-3 на стр.133. На оценку «4» - зад. 1, 2 на стр.133. На оценку «3» - зад. 1 на стр.133

Обучающиеся воспринимают информацию, фиксируют задание.






























Приложение 1

Вариант 1

1. Выберите из предложенных веществ оксиды, выпишите их формулы:

H3PO4, Al2O3, Ca3(PO4)2, SO2, CaCO3, KOH, NaCl, Li2O, Ca(OH)2 , HNO3, Fe(OH)3, H2SO4

Назовите их. (За каждый правильный ответ 2 балла)

2. Дайте определение «оксиды» - это …

(За правильный ответ 1 балл)

Вариант 2

1. Выберите из предложенных веществ основания, выпишите их формулы:

H3PO4, Al2O3, Ca3(PO4)2, SO2, CaCO3, KOH, NaCl, Li2O, Ca(OH)2 , HNO3, Fe(OH)3, H2SO4

Назовите их. (За каждый правильный ответ 2 балла)

2. Дайте определение «основания» - это …

(За правильный ответ 1 балл)

Вариант 3

1. Выберите из предложенных веществ кислоты, выпишите их формулы:

H3PO4, Al2O3, Ca3(PO4)2, SO2, CaCO3, KOH, NaCl, Li2O, Ca(OH)2 , HNO3, Fe(OH)3, H2SO4

Назовите их. (За каждый правильный ответ 2 балла)

2. Дайте определение «кислоты» - это …

(За правильный ответ 1 балл)





Приложение 2

Фронтальная беседа по вопросам:

1. Какие формулы соединений ни одна группа не выбрала? Ответ: NaCl, CaCO3, Ca3(PO4)2

2.Почему? Ответ: они не подходят по определению ни к одному из изученных классов.

3. Какой состав у этих веществ? Ответ: Состоят из ионов металлов и ионов кислотных остатков.

4. В каких из изученных классов соединений есть эти составные части? Ответ: ионы металлов - есть у оснований, а кислотные остатки есть у кислот.

5.Можно ли используя кислоты и основания получить эти вещества? Ответ: видимо, да.

6. Какие же вещества состоят из ионов металлов и ионов кислотных остатков? Ответ: не известно



Приложение 3

О каком веществе идет речь?

Семь тысяч лет назад на дне высохшего древнего моря люди обнаружили залежи белого кристаллического вещества. И, конечно же, попробовали применить его в своем нехитром хозяйстве. Вещество оказалась не только пригодным в пищу – оно делало еду намного вкуснее. А приправленное им мясо и рыба переставали портиться, что было для древних людей настоящим чудом. Неудивительно, что языческие народы стали почитать это вещество как святыню. Позднее они научились получать его из морской воды, но от этого не перестали верить в магические свойства белого вещества, которое залечивало раны, восстанавливало силы и отпугивало врагов – ведь на полях, посыпанных этим веществом, ничего не росло! Уже тогда люди почувствовали мощную энергетику неизвестного вещества, но еще не умели с ним обращаться, поэтому боялись и преклонялись перед этим загадочным веществом.

В античные времена это вещество ценилась так высоко, что служило денежным эквивалентом: им платили жалованье римским солдатам-легионерам. Об этом до сих пор напоминает английское слово «salary», что значит «заработная плата». А в Древнем Китае из вещества делали настоящие деньги – монеты-лепешки, выпеченные из теста, на которые накладывалось клеймо императора. В Абиссинии за четыре куска этого вещества можно было купить раба. А на Руси можно было заплатить за купленную вещь.

Неизвестное вещество, подаренное людям самой Землей, было оценено ими по достоинству. Хлебом и этим веществом встречали добрых гостей, без него не обходился ни один народный обряд, ни один праздник.

Чтобы узнать человека, надо с ним пуд этого вещества съесть.

Ответ: соль

Приложение 4

Памятка

Алгоритм составления формул и названий солей



  1. Записываем ионы, из которых состоит соединение.

  2. Определяем заряды ионов.

  3. Находим наименьшее общее кратное для зарядов ионов.

  4. Делим наименьшее общее кратное на заряды ионов. Получаем индексы

  5. Составляем химическую формулу, вписывая индексы.



Название соли = название кисл. ост-ка + название металла + ст. окисл. мет.

(в родительном падеже)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!