СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе по теме: "Буквы о и а на конце наречий"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Буквы О и А на конце наречий»

Формирование умения написания наречий с приставками ДО, С, ИЗ, НА, В, ЗА , оканчивающихся суффиксами О, А

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка в 7 классе по теме: "Буквы о и а на конце наречий"»



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9

ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА И.А. ШАРОВА

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАНЕВСКОЙ РАЙОН






Технологическая карта

Урока русского языка в 7 классе

по теме « Буквы о и а на конце наречий»



Подготовила и провела

Дударь Александра Евгеньевна,

учитель русского языка и литературы





2024 г.



Технологическая карта урока открытия новых знаний в 7 классе



Тема

«Буквы О и А на конце наречий»

Цель

Формирование умения написания наречий с приставками ДО, С, ИЗ, НА, В, ЗА , оканчивающихся суффиксами О, А

Задачи

Образовательные:

  1. Создать условия для формирования умения написания букв А и Она конце наречий;

  2.  Организовать деятельность учащихся по систематизации имеющихся знаний о наречии;

  3.  Содействовать формированию осознания целостности разделов лингвистики.

Развивающие:

  1. Развивать навык правописания наречий с суффиксами –о-, -а-,

  2.  Развивать навыки исследовательской работы,

  3. Развивать коммуникативные навыки.

Воспитательные:

  1. Обеспечить воспитание умения слушать и говорить;

  2. Способствовать воспитанию доброжелательного отношения друг к другу при совместной работе;

  3. Создать условия для воспитания уважительного отношения к традициям и культуре русского народа.                                                          

УУД

Коммуникативные: формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и исследовательские формы работы)

 

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в разные виды деятельности и формы сотрудничества.

 

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования текста лингвистического рассуждения.

Планируемые результаты

Личностные: усвоение традиционных ценностей российского общества, уважительное отношение к русскому языку, стремление к речевому самосовершенствованию.

 

Предметные:- знать: правила правописания наречий с приставками ДО, С, ИЗ, НА, В, ЗА, оканчивающимися суффиксами А, О.
- уметь:  правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора правильных написаний.

 

Метапредметные: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности, владение устной и письменной речью

Основные понятия

Наречие, приставки С,ДО,ИЗ,НА,В, ЗА, суффиксы О,А, способы словообразования

Межпредметные связи

Русский язык, литература

Ресурсы

Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/БарановМ.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. идр.-М.:Просвещение,2020

Тип урока

Комбинированный

Технология

Исследование



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность
 ученика

Формируемые
 умения

1. Мотивация к учебной деятельности

Цель: Создание доброжелательной атмосферы. Мотивация на учебу, создание ситуации успеха

- Добрый день, дорогие ребята. Я рада вновь видеть вас, ваши улыбки, и думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом и мы активно и дружно поработаем. Успехов вам!


Ученики поворачиваются друг к другу с улыбкой, положительными эмоциями

Личностные: Самоопределение

Регулятивные: планирование учебного сотрудничества с учителями и сверстниками

2. Актуализация и пробное учебное действие.

Орфографическая разминка.(задание на слайде)

Объясните орфограммы.

невежливо, нелепо, никогда, мужественно, громче, свежо


невежливо(есть синоним-грубо), нелепо( слово без не не употребляется), никогда( отрицательное наречие безударная приставка), мужественно(пишется нн , потому что образовано от прилагательного с нн),громче( в безударном положении после шипящего пишем букву е), свежо(под ударением после шипящего пишется о)

Вспоминают и проговаривают орфограммы

П:выполняют учебно-познавательные действия

Р:принимают и сохраняют учебную задачу

3. Выявление места и причины затруднения

Создает проблемную ситуацию, в которой учащиеся обнаруживают дефицит своих знаний и желание активно преодолевать возникающие противоречия в процессе учебной деятельности.

-Обратите внимание на слайд. По какому признаку разделены слова на два столбика?(по конечному суффиксу)

?

?

Досуха

Добела

Изредка

Издавна

Снова

Докрасна

Засветло

Досрочно

Насухо

исправно

Начисто

Влево

-Мы исследовали языковой материал, а теперь попробуйте определить тему и цель нашего урока. 

-Тема «Буквы О и А на конце наречий»

-хочу узнать (правило написания букв О и А на конце наречий)

-хочу научиться распознавать наречия в тексте

-От чего зависит выбор суффикса?

Побуждает к выдвижению гипотез, принимает и проверяет каждую гипотезу.

В о з м о ж н ы е варианты ответов:

-от ударения- не подтверждается,

-образовано от прилагательных- не подтверждается

-от способа образования.

-Сделаем словообразовательный разбор. Один ученик у доски.

─┐ ۸

издавна←давний (приставочно-суффиксальный способ)

─┐ ۸

изредка←редкий (приставочно-суффиксальный способ)

۸

засветло←светлый (суффиксальный сп.)

۸

Снова←новый(суффиксальный сп.)

Вывод: Наречия с буквой А на конце слова образовались приставочно-суффиксальным способом, а наречия с буквой О на конце - суффиксальным способом.

Открывается третий столбик таблицы Слайд.

?

?

?

Добела

Изредка

Искоса

Снова

Досрочно

Извилисто

исправно

сбивчиво

Влево

Вправо

Заново

чисто

















Определяют тему и цель урока.



Формируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Делают выводы. Обдумывают ответы на вопросы.















П: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы

Р:осознают недостаточность своих знаний.

К: - формулируют свою позицию;
- используют языковые средства в соответствии с языковой задачей и условиями общения

3.Целеполагание и построение выхода из затруднения.

Формирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя.

-Что общего у этого столбика слов с первым столбиком?

(способ образования)

-А в чем отличие?

(другие приставки и суффикс О)

-Когда же в конце наречий пишется А?(ученики предпринимают попытку сформулировать правило)

-В наречиях с приставками из-, до-,с- на конце пишется суффикс А; а в наречиях с приставками в-, за-, на- суффикс-О

Отвечают на вопросы, делают выводы.

Р:- планируют необходимые действия

К: осуществляют совместную деятельность в парах.



4.Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта

-Чтобы легко запомнить данное правило, я предлагаю вам прием «ОКНО» нужно приставку наречия присоединить к слову ОКНО и посмотреть, на что это слово будет заканчиваться. Такая буква и будет писаться на конце наречия.

Из- до- с-

Например, ДОСУХ…                ДО ОКНА                ДОСУХА


В- -за- на-

ВЛЕВ… В ОКНО ВЛЕВО

Откройте тетради для правил и запишите этот прием.

Запись теоретического материала в виде алгоритма. Организует и направляет деятельность учащихся.

Алгоритм

  1. Есть ли в наречии приставки ИЗ- , ДО-, С-

↓ ↓

Да нет

↓ ↓

пишу О

Смотрим, как образовано

наречие:

↓ ↓

прист-суф. способ суф. сп.

↓ ↓

пишу А пишу О

-Вы можете пользоваться этим алгоритмом или планом работы(на листочках раздается план работы)

  1. При написании наречий с приставками нужно учитывать способ словообразования.

  2. Если наречие образовано суффиксальным способом от прилагательного, имеющего приставку ИЗ, ДО, С, то на конце пишем О.  Например, ДОСЛОВНО (ДОСЛОВНЫЙ)

  3. Если в основе словообразования наречия приставочно-суффиксальный способ, то используем правило «окна»


-Правило написания букв А и О на конце наречий есть и в учебнике. Параграф 31, стр.98 прочитаете его дома.



Отвечают на вопросы, делают выводы. Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи.











Составляют алгоритм.



П:
- сравнивать, классифицировать языковые явления по заданным критериям;
- наблюдать, выделять существенные признаки изучаемых понятий.
Р:
- принимать цель деятельности, поставленную учителем;
- работать по предложенному плану;
- осуществлять самоконтроль.



5.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Упр.181

Слева, издавна, досуха, справа, досыта, сначала

Досрочно, изобильно, доходчиво, стеснительно, дословно, достаточно, извилисто, исправно, доверительно


Сапроверка по эталону

Выполняют задание, работают с учебником, формулируют собственные мысли, высказывают свою точку зрения



П: Осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации

Р:адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

К: формулируют собст собственные мысли, высказывают свою точку зрения

6. Включение в систему знаний и повторение.

Индивидуальные задания.

Задание 1. Замените словосочетания наречиями на О и А на конце. Графически обозначьте орфограмму.

Идти в правую сторону(вправо), беседовать без стеснения(запросто), раскалить до красного цвета(докрасна), расстаться на долгое время(надолго)

Задание 2. Выпишите в один столбик словосочетания с наречиями на-О, в другой -с А. Обозначьте главные и зависимые слова.

Дом находится слева от продуктового магазина, мы почти пришли. В этом ресторане я наелся досыта , здесь предлагается на выбор очень много необычных блюд. Девушка повернула направо, а затем она двинулась вперёд. Сначала необходимо сдать экзамен, затем следует подать заявление в университет.


Самопроверка по эталону.


Упр.178 взаимопроверка по эталону. Прошу вас оценить друг друга и заполнить листы взаимооценки.

Приехать издалека,начать снова,стоял справа,подошел слева,похоронить заживо,пойти влево,выглядеть нелепо,сказал громко,написал аккуратно,выполнять небрежно,вести себя мужественно,стало интересно,выглядеть прилежно,было скучно,становится холодно,стоит очень дорого,говорить уверенно.

формулируют собственные мысли, высказывают свою точку зрения









работают с учебником







Р: оценивают свою работу, исправляют и объясняют свои ошибки, выполняют взаимопроверку

К: формулируют собственные мысли, высказывают свою точку зрения



Домашнее задание.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Параграф 31, упр.180


Учитель  предлагает учащимся высказаться одним предложением, выбирая начало фразы  на карточке:

  1. Сегодня я познакомился…

  2. Теперь я могу…

  3. Я вспомнил…

  4. Было интересно

  1. Было трудно

  2. Я могу объяснить другому…

  3. Мне еще надо поработать над…

Учащиеся записывают домашнее задание, внимательно слушают инструкцию к его выполнению.

Учащиеся выбирают фразу и заканчивают ее, озвучивая целое предложение и осуществляя тем самым рефлексию.

П:- воспринимать необходимую информацию;
- воспринимать содержание заданий, инструкций.

Р:- осуществлять самоконтроль при выполнении заданий и при принятии инструкции.

К:
 - правильно формулировать вопросы;
- правильно строить свое речевое поведение в ситуациях общения, следовать правилам речевого этикета;



3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!