-смыслообразование, т.е. установление обучающимся связи между целью учебной деятельности и её мотивом;
-формирование ответственного отношения к учению, самооценки, мотивации на успех.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Универсальные учебные действия |
1.Организационный момент, мотивация к учебной деятельности | Слово учителя. На свете существует много разных музеев, и сегодня я приглашаю вас в один из них - Музей русского языка. В нем много разных залов, в каждом из которых представлены своеобразные экспонаты: части речи, морфемы, фонемы, знаки препинания и многое другое. Сегодня мы с вами будем сотрудниками музея, работать будем в зале, посвященном одной части речи, а какой именно, поможет отгадать загадка. Попробуйте назвать подряд 5 дней недели, не называя ни названия, ни чисел. К какой части речи относятся эти слова? | Предполагаемый ответ учащихся: позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра. Слайд № 2.
Предполагаемый ответ учащихся: наречие | Личностные: выработка учебной мотивации, установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом Регулятивные: учиться работать по предложенному плану Коммуникативные: умение отвечать за себя |
2.Целеполагание | Итак, мы с вами - сотрудники музея, работающие в зале « Наречие». Нам нужно подготовить зал к открытию и быть готовыми рассказать посетителям о наречии и его правописании. Для этого нам с вами нужно определить тему нашего урока. И в этом нам помогут слова: досуха, издалека, снова. Выделите приставку и суффикс в наречиях. | Выполняют задание. Слайд № 3 Излагают свою точку зрения, обосновывают свои высказывания. Примерно определяют тему урока. Слайд № 4 | Личностные: готовность к учебной деятельности. Регулятивные: определение темы урока, постановка целей изучения темы. Коммуникативные: выражение своих мыслей, вхождение в учебное сотрудничество с учителем. Познавательные: чтение и слушание с целью извлечения нужной информации; выводы. |
3. Повторение и обобщение пройденного материала. | Работая в нашем музее, мы не только повторим теоретические сведения о наречии, но и используем наши знания на практике, т. к. экскурсоводы должны быть готовы не только ответить на любые вопросы посетителей, но быть грамотными, правильно и красиво говорить. Поэтому повторим, что мы знаем о наречии и заходим в зал под названием «Блиц-опрос». | Работа со слайдом № 5,6. Комментирование ответов. Отработка навыков правописания гласных на конце наречий; выбор написания одной или двух букв н в наречиях. | Личностные: оценивание усваиваемого содержания. Регулятивные: коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального результата; оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем; умение выражать свои мысли. Познавательные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. |
Давайте спросим у хранителя музея, что нового он узнал об истории происхождения слова « наречие » (Представить хранителя музея.)
Переходим в следующий зал «Знание правил». Наречие - очень интересная часть речи. Правописание наречий очень часто вызывает затруднения. Одно из опасных мест в наречиях - конец наречий. В безударном положении у нас смешиваются звуки, у наречий смешиваются на конце о и а. Помогут разобраться в этом приставки. Какие это приставки? Сформулируйте правило. | Слово « наречие » существовало еще в древнерусском языке. Что же оно означает? В слове можно выделить корень -реч-. В древнерусском языке слово «речь » имело различные значения, одно из которых было названием части речи – «глаголют», связь между глаголом и наречием самая непосредственная. Древние римляне эту часть речи называли «приглаголием».
Ученики вспоминают и формулируют правило « Буквы о и а на конце наречий с приставками из-, до-, с- ». Слайд № 7 |
|
Молодцы! А мы с вами открываем дверь в зал «Проверим на практике». Вам нужно выполнить следующие задания: А. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, объясните правописание. 1.(из)давн__, 2.(с)лев__, 3. (до)статочн__, 4. (с)прав__, 5. (до)темн__, 6. (до)стойн__, 7. (из)далек__, 8. (с)горяч__. Б. Замените словосочетания одним синонимом-наречием или просто наречием. Слайд № 6. Образец: расстаться на долгое время = надолго расстаться. 1. Плотно, вдоволь, вволю, всласть, сколько влезет поесть; 2. Навещать нечасто, редко; 3. В пылу спора, под горячую руку обидеть; 4. знаем с давних пор; 5. растереть до белого цвета; 6. рубить с помощью плеча. В. Работа с учебником выполнить Упр. № 269 |
Слайд № 8,9. Учащиеся письменно выполняют задание. Выделяют приставку и вставляют пропущенную букву в наречиях.
Работа со слайдами № 10,11. Предполагаемый устный ответ учеников: 1. Досыта поесть. 2. Изредка навещать 3. Сгоряча обидеть 4. Издавна 5. Добела 6. Рубить сплеча Учащиеся письменно выполняют упр. 269. | |
| VI. В нашем музее есть интересное наречие дотла. Что обозначает это наречие и какова его историческая основа? Давайте об этом спросим хранителя нашего музея.
С каким глаголом чаще всего употребляется это наречие? | В древнерусском языке существовало слово тло - «дно; основание», наречие «дотла» образовалось от родительного падежа ед. числа этого слова с помощью предлога до. В значении наречия дотла (до основания, без остатка) сохраняется значение древнего существительного тло). Сгореть дотла | |
4.Рефлексия. Итог урока. | Итак, наша работа в музее русского языка закончена. Ребята, давайте подведем итог урока. Скажите мне, какую тему мы с вами закрепили сегодня на уроке? Важно ли нам знать правописание наречий? Для чего?
Домашнее задание: § 43, Упр. 272
Рефлексия
| Предполагаемый ответ учащихся: « Буквы о и а на конце наречий с приставками из-, до-, с- ». Да. Для того чтобы правильно писать слова и быть грамотными.
Ученики записывают д/з в дневник. Слайд № 12.
Слайд № 13.
| Личностные: умение давать верную эмоциональную оценку своей деятельности на уроке. Познавательные: оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли.
Регулятивные: оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. |