СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по русскому языку в 7 классе по теме "Буквы о и а на конце наречий с приставками из-, до-, с-"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок закрепления темы "Буквы о и а на конце наречий ".  

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по русскому языку в 7 классе по теме "Буквы о и а на конце наречий с приставками из-, до-, с-"»

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе по теме: «Буквы О и А на конце наречий с приставками из-, до-, с-»



Учебный предмет: русский язык

Класс: 7

Автор УМК: Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др.

Тема: Закрепление темы: «Буквы О и А на конце наречий с приставками из-, до-, с-».

Тип урока: урок закрепления и обобщения пройденного материала.

Цель урока: закрепить и обобщить знания, полученные по теме; развивать навыки монологической речи; самостоятельной работы; внимание, память, мышление; формировать навыки самоконтроля.

Задачи: закрепить и обобщить правила правописания гласных о и а на конце наречий с приставками из-, до-, с-; буквы о и е после шипящих; одна и две буквы н в наречиях на –о и –е; буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий; слитное и раздельное написание не с наречиями на –о и –е.

Планируемые результаты:

1. Предметные: овладение знанием условия выбора букв А-О на конце наречий с приставками из-, до-, с-; повторение правил буквы о и е после шипящих; одна и две буквы н в наречиях на –о и –е; буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий; слитное и раздельное написание не с наречиями на –о и –е.

2. Метапредметные: умение работать в группе; осуществлять сбор, обработку необходимой информации;

3. Личностные:

-смыслообразование, т.е. установление обучающимся связи между целью учебной деятельности и её мотивом;

-формирование ответственного отношения к учению, самооценки, мотивации на успех.

Формируемые УУД:

Личностные УУД: самоанализ и самоконтроль результата.

Регулятивные УУД: в сотрудничестве с учителем ставить учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные УУД: строить логическое рассуждение; строить высказывания в устной форме.

Коммуникативные УУД: допускать возможность различных точек зрения; задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия.

Оборудование: использование ИКТ (презентация).































Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Универсальные учебные действия

1.Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

Слово учителя.

На свете существует много разных музеев, и сегодня я приглашаю вас в один из них - Музей русского языка. В нем много разных залов, в каждом из которых представлены своеобразные экспонаты:  части речи, морфемы, фонемы, знаки препинания и многое другое. Сегодня мы с вами будем сотрудниками музея, работать будем в зале, посвященном одной части речи, а  какой именно, поможет отгадать загадка. Попробуйте назвать подряд 5 дней недели, не называя ни названия, ни чисел.

К какой части речи относятся эти слова?


Предполагаемый ответ учащихся: позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра. Слайд № 2.

















Предполагаемый ответ учащихся: наречие

Личностные: выработка учебной мотивации, установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Регулятивные: учиться работать по предложенному плану

Коммуникативные: умение отвечать за себя

2.Целеполагание

Итак, мы с вами - сотрудники музея, работающие в зале « Наречие». Нам нужно подготовить зал к открытию и быть готовыми рассказать посетителям о наречии и его правописании. Для этого нам с вами нужно определить тему нашего урока. И в этом нам помогут слова: досуха, издалека, снова. Выделите приставку и суффикс в наречиях.

Выполняют задание. Слайд № 3 Излагают свою точку зрения, обосновывают свои высказывания.

Примерно определяют тему урока. Слайд № 4

Личностные: готовность к учебной деятельности. Регулятивные: определение темы урока, постановка целей изучения темы. Коммуникативные: выражение своих мыслей, вхождение в учебное сотрудничество с учителем. Познавательные: чтение и слушание с целью извлечения нужной информации; выводы.

3. Повторение и обобщение пройденного материала.

Работая в нашем музее, мы не только повторим теоретические сведения о наречии, но и используем наши знания на практике, т. к. экскурсоводы должны быть готовы не только ответить на любые вопросы посетителей, но быть грамотными, правильно и красиво говорить. Поэтому повторим, что мы знаем о наречии и заходим в зал под названием «Блиц-опрос».


Работа со слайдом № 5,6. Комментирование ответов. Отработка навыков правописания гласных на конце наречий; выбор написания одной или двух букв н в наречиях.

Личностные: оценивание усваиваемого содержания.

Регулятивные: коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального результата; оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем; умение выражать свои мысли.

Познавательные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;  анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. 

Давайте спросим у хранителя музея, что нового он узнал об истории происхождения слова « наречие » (Представить хранителя музея.)















Переходим в следующий зал «Знание правил». Наречие - очень интересная часть речи. Правописание наречий очень часто вызывает затруднения. Одно из опасных мест в наречиях - конец наречий. В безударном положении у нас смешиваются звуки, у наречий смешиваются на конце о и а. Помогут разобраться в этом приставки. Какие это приставки? Сформулируйте правило.


Слово « наречие » существовало еще в древнерусском языке. Что же оно означает? В слове можно выделить корень -реч-. В древнерусском языке слово «речь » имело различные значения, одно из которых было названием части речи – «глаголют», связь между глаголом и наречием самая непосредственная. Древние римляне эту часть речи называли «приглаголием».



Ученики вспоминают и формулируют правило « Буквы о и а на конце наречий с приставками из-, до-, с- ». Слайд № 7



Молодцы! А мы с вами открываем дверь в зал «Проверим на практике». Вам нужно выполнить следующие задания:

А. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, объясните правописание.

1.(из)давн__, 2.(с)лев__,

3. (до)статочн__, 4. (с)прав__,

5. (до)темн__, 6. (до)стойн__,

7. (из)далек__, 8. (с)горяч__.


Б. Замените словосочетания одним синонимом-наречием или просто наречием. Слайд № 6. Образец: расстаться на долгое время = надолго расстаться.

1. Плотно, вдоволь, вволю, всласть, сколько влезет поесть; 2. Навещать нечасто, редко; 3. В пылу спора, под горячую руку обидеть; 4. знаем с давних пор; 5. растереть до белого цвета;

6. рубить с помощью плеча.


В. Работа с учебником выполнить Упр. № 269




Слайд № 8,9. Учащиеся письменно выполняют задание. Выделяют приставку и вставляют пропущенную букву в наречиях.



Работа со слайдами № 10,11.

Предполагаемый устный ответ учеников:

1. Досыта поесть.

2. Изредка навещать

3. Сгоряча обидеть

4. Издавна

5. Добела

6. Рубить сплеча

Учащиеся письменно выполняют упр. 269.


 

VI. В нашем музее есть интересное наречие дотла. Что обозначает это наречие и какова его историческая основа? Давайте об этом спросим хранителя нашего музея.








С каким глаголом чаще всего употребляется это наречие?

В древнерусском языке существовало слово тло - «дно; основание», наречие «дотла» образовалось от родительного падежа ед. числа этого слова с помощью предлога до. В значении наречия дотла (до основания, без остатка) сохраняется значение древнего существительного тло).

Сгореть дотла

 



4.Рефлексия. Итог урока.

Итак, наша работа в музее русского языка закончена. Ребята, давайте подведем итог урока. Скажите мне, какую тему мы с вами закрепили сегодня на уроке? Важно ли нам знать правописание наречий? Для чего?







Домашнее задание: § 43, Упр. 272



Рефлексия










Предполагаемый ответ учащихся: « Буквы о и а на конце наречий с приставками из-, до-, с- ».

Да.

Для того чтобы правильно писать слова и быть грамотными.



Ученики записывают д/з в дневник. Слайд № 12.



Слайд № 13.








Личностные: умение давать верную эмоциональную оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные: оценка процесса и результатов деятельности.  


Коммуникативные: умение выражать свои мысли.


Регулятивные: оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!