ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА И.А. ШАРОВА
Тема | «Буквы О и А на конце наречий» |
Цель | Формирование умения написания наречий с приставками ДО, С, ИЗ, НА, В, ЗА , оканчивающихся суффиксами О, А |
Задачи | Образовательные: Создать условия для формирования умения написания букв А и Она конце наречий; Организовать деятельность учащихся по систематизации имеющихся знаний о наречии; Содействовать формированию осознания целостности разделов лингвистики. Развивающие: Развивать навык правописания наречий с суффиксами –о-, -а-, Развивать навыки исследовательской работы, Развивать коммуникативные навыки. Воспитательные: Обеспечить воспитание умения слушать и говорить; Способствовать воспитанию доброжелательного отношения друг к другу при совместной работе; Создать условия для воспитания уважительного отношения к традициям и культуре русского народа. |
УУД | Коммуникативные: формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и исследовательские формы работы) |
| Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в разные виды деятельности и формы сотрудничества. |
| Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования текста лингвистического рассуждения. |
Планируемые результаты | Личностные: усвоение традиционных ценностей российского общества, уважительное отношение к русскому языку, стремление к речевому самосовершенствованию. |
| Предметные:- знать: правила правописания наречий с приставками ДО, С, ИЗ, НА, В, ЗА, оканчивающимися суффиксами А, О. - уметь: правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора правильных написаний. |
| Метапредметные: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности, владение устной и письменной речью |
Основные понятия | Наречие, приставки С,ДО,ИЗ,НА,В, ЗА, суффиксы О,А, способы словообразования |
Межпредметные связи | Русский язык, литература |
Ресурсы | Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/БарановМ.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. идр.-М.:Просвещение,2020 |
Тип урока | Комбинированный |
Технология | Исследование |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые умения |
1. Мотивация к учебной деятельности Цель: Создание доброжелательной атмосферы. Мотивация на учебу, создание ситуации успеха | - Добрый день, дорогие ребята. Я рада вновь видеть вас, ваши улыбки, и думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом и мы активно и дружно поработаем. Успехов вам! | Ученики поворачиваются друг к другу с улыбкой, положительными эмоциями | Личностные: Самоопределение Регулятивные: планирование учебного сотрудничества с учителями и сверстниками |
2. Актуализация и пробное учебное действие. | Орфографическая разминка.(задание на слайде) Объясните орфограммы. невежливо, нелепо, никогда, мужественно, громче, свежо невежливо(есть синоним-грубо), нелепо( слово без не не употребляется), никогда( отрицательное наречие безударная приставка), мужественно(пишется нн , потому что образовано от прилагательного с нн),громче( в безударном положении после шипящего пишем букву е), свежо(под ударением после шипящего пишется о) | Вспоминают и проговаривают орфограммы | П:выполняют учебно-познавательные действия Р:принимают и сохраняют учебную задачу |
3. Выявление места и причины затруднения | Создает проблемную ситуацию, в которой учащиеся обнаруживают дефицит своих знаний и желание активно преодолевать возникающие противоречия в процессе учебной деятельности. -Обратите внимание на слайд. По какому признаку разделены слова на два столбика?(по конечному суффиксу) ? | ? | Досуха Добела Изредка Издавна Снова Докрасна | Засветло Досрочно Насухо исправно Начисто Влево | -Мы исследовали языковой материал, а теперь попробуйте определить тему и цель нашего урока. -Тема «Буквы О и А на конце наречий» -хочу узнать (правило написания букв О и А на конце наречий) -хочу научиться распознавать наречия в тексте -От чего зависит выбор суффикса? Побуждает к выдвижению гипотез, принимает и проверяет каждую гипотезу. В о з м о ж н ы е варианты ответов: -от ударения- не подтверждается, -образовано от прилагательных- не подтверждается -от способа образования. -Сделаем словообразовательный разбор. Один ученик у доски. ─┐ ۸ издавна←давний (приставочно-суффиксальный способ) ─┐ ۸ изредка←редкий (приставочно-суффиксальный способ) ۸ засветло←светлый (суффиксальный сп.) ۸ Снова←новый(суффиксальный сп.) Вывод: Наречия с буквой А на конце слова образовались приставочно-суффиксальным способом, а наречия с буквой О на конце - суффиксальным способом. Открывается третий столбик таблицы Слайд. ? | ? | ? | Добела Изредка Искоса Снова | Досрочно Извилисто исправно сбивчиво | Влево Вправо Заново чисто | | Определяют тему и цель урока. Формируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Делают выводы. Обдумывают ответы на вопросы. | П: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы Р:осознают недостаточность своих знаний. К: - формулируют свою позицию; - используют языковые средства в соответствии с языковой задачей и условиями общения |
3.Целеполагание и построение выхода из затруднения. | Формирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя. -Что общего у этого столбика слов с первым столбиком? (способ образования) -А в чем отличие? (другие приставки и суффикс О) -Когда же в конце наречий пишется А?(ученики предпринимают попытку сформулировать правило) -В наречиях с приставками из-, до-,с- на конце пишется суффикс А; а в наречиях с приставками в-, за-, на- суффикс-О | Отвечают на вопросы, делают выводы. | Р:- планируют необходимые действия К: осуществляют совместную деятельность в парах. |
4.Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта | -Чтобы легко запомнить данное правило, я предлагаю вам прием «ОКНО» нужно приставку наречия присоединить к слову ОКНО и посмотреть, на что это слово будет заканчиваться. Такая буква и будет писаться на конце наречия. Из- до- с- -а Например, ДОСУХ… ДО ОКНА ДОСУХА В- -за- на- -о ВЛЕВ… В ОКНО ВЛЕВО Откройте тетради для правил и запишите этот прием. Запись теоретического материала в виде алгоритма. Организует и направляет деятельность учащихся. Алгоритм Есть ли в наречии приставки ИЗ- , ДО-, С- ↓ ↓ Да нет ↓ ↓ пишу О Смотрим, как образовано наречие: ↓ ↓ прист-суф. способ суф. сп. ↓ ↓ пишу А пишу О -Вы можете пользоваться этим алгоритмом или планом работы(на листочках раздается план работы) При написании наречий с приставками нужно учитывать способ словообразования. Если наречие образовано суффиксальным способом от прилагательного, имеющего приставку ИЗ, ДО, С, то на конце пишем О. Например, ДОСЛОВНО (ДОСЛОВНЫЙ) Если в основе словообразования наречия приставочно-суффиксальный способ, то используем правило «окна» -Правило написания букв А и О на конце наречий есть и в учебнике. Параграф 31, стр.98 прочитаете его дома. | Отвечают на вопросы, делают выводы. Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи. Составляют алгоритм. | П: - сравнивать, классифицировать языковые явления по заданным критериям; - наблюдать, выделять существенные признаки изучаемых понятий. Р: - принимать цель деятельности, поставленную учителем; - работать по предложенному плану; - осуществлять самоконтроль. |
5.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. | Упр.181 -а | -о | Слева, издавна, досуха, справа, досыта, сначала | Досрочно, изобильно, доходчиво, стеснительно, дословно, достаточно, извилисто, исправно, доверительно | Сапроверка по эталону | Выполняют задание, работают с учебником, формулируют собственные мысли, высказывают свою точку зрения | П: Осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации Р:адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. К: формулируют собст собственные мысли, высказывают свою точку зрения |
6. Включение в систему знаний и повторение. | Индивидуальные задания. Задание 1. Замените словосочетания наречиями на О и А на конце. Графически обозначьте орфограмму. Идти в правую сторону(вправо), беседовать без стеснения(запросто), раскалить до красного цвета(докрасна), расстаться на долгое время(надолго) Задание 2. Выпишите в один столбик словосочетания с наречиями на-О, в другой -с А. Обозначьте главные и зависимые слова. Дом находится слева от продуктового магазина, мы почти пришли. В этом ресторане я наелся досыта , здесь предлагается на выбор очень много необычных блюд. Девушка повернула направо, а затем она двинулась вперёд. Сначала необходимо сдать экзамен, затем следует подать заявление в университет. Самопроверка по эталону. Упр.178 взаимопроверка по эталону. Прошу вас оценить друг друга и заполнить листы взаимооценки. Приехать издалека,начать снова,стоял справа,подошел слева,похоронить заживо,пойти влево,выглядеть нелепо,сказал громко,написал аккуратно,выполнять небрежно,вести себя мужественно,стало интересно,выглядеть прилежно,было скучно,становится холодно,стоит очень дорого,говорить уверенно. | формулируют собственные мысли, высказывают свою точку зрения работают с учебником | Р: оценивают свою работу, исправляют и объясняют свои ошибки, выполняют взаимопроверку К: формулируют собственные мысли, высказывают свою точку зрения |
Домашнее задание. Рефлексия учебной деятельности на уроке. | Параграф 31, упр.180 Учитель предлагает учащимся высказаться одним предложением, выбирая начало фразы на карточке: Сегодня я познакомился… Теперь я могу… Я вспомнил… Было интересно Было трудно Я могу объяснить другому… Мне еще надо поработать над… | Учащиеся записывают домашнее задание, внимательно слушают инструкцию к его выполнению. Учащиеся выбирают фразу и заканчивают ее, озвучивая целое предложение и осуществляя тем самым рефлексию. | П:- воспринимать необходимую информацию; - воспринимать содержание заданий, инструкций. Р:- осуществлять самоконтроль при выполнении заданий и при принятии инструкции. К: - правильно формулировать вопросы; - правильно строить свое речевое поведение в ситуациях общения, следовать правилам речевого этикета; |