СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Русская народная вышивка" 5 класс

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Русская народная вышивка 5 класс

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Русская народная вышивка" 5 класс»

Технологическая карта урока

Русская народная вышивка


Учебный предмет

Изобразительное искусство

Класс

5 класс

Тип урока

Получение новых знаний.

Технология построения урока

Личностно-ориентированная

Тема урока

Русская народная вышивка.

Цель урока

Создать условия для формирования навыков создания единого художественного образа русской народной вышивки

Основные термины, понятия

Вышивка, виды и особенности русской народной вышивки

Оборудование



Изобразительное искусство. Декоративно – прикладное искусство в жизни человека. 5 класс. Учебник Н. А. Горяева, О. В. Островская; под ред. Б. М. Неменского.

Альбом, простой карандаш, ластик, кисти, краски (акварель, гуашь).

Планируемый результат

Предметные умения

- Развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся;

- Умение компоновать рисунок;




Познавательные УУД:

- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Коммуникативные УУД:

- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы;

- использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи.

Регулятивные УУД:

- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,

- уметь организовать место занятий.





Структура урока


Этапы урока

Цели этапа

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный

Формирование и развитие ЦО (ценностных ориентиров) к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

Регулятивные: правильность выбора учебных принадлежностей

Организация местоположения каждого ученика. Мотивирует учащихся на начало урока, высказывает добрые пожелания детям.

Занимают свои места, выполняют самооценку готовности к уроку, приветствуют присутствующих, эмоционально настраиваются на урок.

Постановка учебной проблемы

Формирование и развитие ЦО к умению определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему урока.

Регулятивные: целеполагание Коммуникативные: постановка вопросов Познавательные: самостоятельное формулирование познавательной цели

Учитель активирует знания учащихся, создаёт проблемную ситуацию, предлагает ответить на вопросы, обращая внимание на предметы крестьянского быта.

- Сегодня мы будем говорить о символике древних образов, какими вышивками украшали в старину на Руси полотенца.


Дети формулируют проблему, ставят перед собой цель и задачу, определив границы знания и незнания, убеждаются в необходимости получения новых знаний.

- Руки

- Конструкцию и декор.

Организация выполнения плана деятельности.

Формирование и развитие ЦО к совместной познавательной деятельности по открытию нового знания.

Регулятивные: целеполагание, умение наблюдать, анализировать, осуществлять сравнение. Предметные: умение читать символический образный язык ДПИ, солярные знаки, цвет и форму. Личностные: формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать народное искусство во всем разнообразии

Представляет новый материал, структурирует материал, оживляет внимание обучающихся. Учитель предлагает рассмотреть, полюбоваться предметами быта, о которых мы, современные люди, уже давно забыли.

Демонстрирует презентацию слайды 3-13

- Посмотрите какие красивые полотенца, салфетки, скатерти сегодня я приготовила для вас, все они украшены вышивкой

- Все эти украшения не просто узоры, это орнаменты.

- Скажите, а что же такое орнамент? (орнамент – от лат. – украшение – узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов).

- Язык орнамента является самым древним языком, возникшим задолго до появления письменности. Орнамент старше всех произведений искусств.

Чтение стихотворения.

На вид орнамент не приметен

Но он столетия живет

Не зря его на белом свете

Народ издревле бережет.

Быть может, нитками зигзаги

В узоры вытканы не зря

И мы с тобою видим знаки

Славянского календаря.

Воспринимают новый материал и основные вопросы, подлежащие усвоению.


Самостоятельная работа учащихся.

Формирование и развитие ЦО к закреплению знаний и способов действий.

Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Личностные: самоопределение

Учитель устанавливает осознанность восприятия. Предлагает ответить на вопросы:

-Какие элементы декора вы рассмотрели?

-Какой смысл, символическое значение они имеют?


-Какую роль играет декор в крестьянском прикладном искусстве?

Учащиеся сотрудничают с учителем и одноклассниками, строят речевое высказывание. Сравнивают, находят общее в конструкции и декоре предметов народного быта. Рассуждают о связях произведений искусства с природой.

Просмотр работ учащихся.

Формирование и развитие ЦО к самооценке знаний и способов действий.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Познавательные: рефлексия

Личностные: смыслообразование

Учитель организует деятельность по применению новых знаний.

- В центре расположите главный орнаментальный мотив: женский образ, образ птицы, древа жизни, и дополните его орнаментальными рядами, выстраивая их на основе повтора и ритмического чередования символических знаков воды, солнца, земли, ее плодородия.

- Скажите, каким цветом мы будем выполнять орнаменты? (красным по белому фону).

Да, и это не случайно. Ведь красный цвет символизирует силу, мужество – мужское начало, а белый – нежность, чистоту – женское начало.

Во время практической работы учитель делает целевые обходы, осуществляет контроль за выполнение учащимися практической работы.

Звучит русская народная музыка.

mp3.retroportal.ru›1.shtml

Учащиеся под музыку выполняют творческое задание. Конструируют выразительную форму полотенца и украшают её в соответствии с традициями народного искусства

Сначала необходимо вырезать узор по краю листа, а затем заполнить его орнаментальными узорами.


Итог урока

Формирование и развитие ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения.

Умение соотносить результаты собственной деятельности.

Учитель организует рефлексию.

Закончите фразу:

- Сегодня я выступил (а) в роли…

- Я на уроке научился(лась)…

- У меня получилось…

- Делать своими руками – это…

- Мне понравилось …

Заключительное слово учителя.


Дети осознают свою учебную деятельность, осуществляют самооценку результатов своей деятельности и всего класса. Делают вывод, что создавать единство конструкции и декора предметов не простая, но творческая и радостная работа,

что декор – не только украшение, но и носитель жизненно важных смыслов.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!