СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский народный женский костюм

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изобразительного искусства в 5 классе.

Тема: «Русский народный женский костюм».

Вид урока: комбинированный.

Цель: Используя единый шаблон декорировать форму сарафана и кокошника.

Задачи:

Обучающие:

1.Познакомить с элементами  народного женского костюма XIX  века.

2.Научить пользоваться шаблонами.

3.Рассказать о видах геометрического орнамента. Объяснить алгоритм построения.

4.Выделить цветовую гамму.

5.Объединить элементы костюма в целостный образ.

Развивающие:

1.Художественный вкус.

2.Логическое мышление.

3.Цветовое и формальное восприятие.

Воспитательные:

1.Воспитание интереса к этнографии и истории русского народного женского костюма.

2.Приобщение к сохранению национальных традиций в современном костюме.

Методы: 1.Рассказ. 2.Объяснение. 3.Демонстрация.

Средства для учеников: Два листа белой бумаги (формат А4), графитный каран­даш, резинка, линейка, фломастеры, шаблоны.

Средства для учителя: Презентация, конспект урока.

Оборудование: ПК, проектор, экран, программа Microsoft Office PowerPoint.

План урока:

1.Организационная работа (2 минуты).

2.Работа с презентацией (15 минуты).

3.Практическая работа (25 минуты).

4.Подведение итогов (3 минуты).

   Ход урока:

I. Историческая справка.

Введение.

В конце XIX начале XX столетий у русских, населяющих огромную территорию,  сформировались свои культурные традиции. Немаловажную роль отводили одежде. Одежда бедных слоев населения отличалась от богатых. С давних пор крестьяне выращивали на своих плодородных землях лен. Его мяли, ткали из него холст, белили и шили повседневную одежду. Зимой носили теплую верхнюю одежду, сделанную из сукна. Вплоть до начала XX столетия крес­тьянство было обуто в лапти. Городское население - в кожаную обувь.

Поскольку ткачеством, шитьем и вышиванием традиционно занималась женская половина населения, женская одежда выглядела наряднее, чем мужская. О ней стоит говорить подробнее.

СЛАЙД 2

Традиционный летний женский костюм. XIX век.

Женская традиционная летняя одежда состояла из нескольких элементов: рубахи, сарафана, головного убора и обуви.

Рубаха – вид одежды, сшитый из прямоугольного куска холста.

Рубашечный покрой одежды был распространен в Древней Руси. Рубаха кроилась из прямоугольных кусков холста, на ее плечи нашивали цветные вставки (полики).

Яркие и нарядные вышивки рубах играли роль оберега человека от злых сил. Места для вышивок были четко определены: ворот, плечо, запястье, низ рубахи, поле рукавов. Женщины надевали рубаху под сарафан или поневу (юбку), распространенную в южнорусских губерниях.

Сарафан – длинная женская одежда без рукавов с проймами. Передняя часть сарафана сверху донизу застегивалась на пуговицы. Края и середина обшивались гасами и позументом. Сарафан подпоясывался кушаком.

Кушак – пояс из длинного широкого куска ткани или плетеный из шнура.

Женщины одевали на голову повойник.

Повойник – будничный головной убор замужних женщин. Шапочка из ткани, либо платок, обвязанный вокруг головы.

Стопы ног обматывались льняными кусками ткани, затем сверху одевались лапти.

Лапти – обувь из лыка, бересты или веревок, которую носили крестьяне.

СЛАЙД 3

Традиционный нарядный женский костюм. XIX век.

Нарядную одежду крестьянки одевали по большим праздникам. Все элементы женского костюма бережно хранились и передавались из поколения в поколение от матери к дочери.  Рубаха была обильно украшена вышивками. Сарафан расшивали шелком, лентами, тесьмой и бисером. Поверх сарафана одевали душегрею.

Душегрея –  вид летней женской одежды. Конструктивной особенностью были рукава, цельнокроеные с верхней частью спинки, и наличие отложного воротника. Праздничные душегреи вышивались золотыми нитями, цветным бисером и декорировались бахромой.

На голову одевали ко­кошник.

Кокошник – женский головной убор в виде высокого веерообразного щитка надо лбом. Кокошник украшали золотым шитьем, канителью, бисером и жемчугом. В каждой губернии носили разные по форме и размеру кокошники.

Стопы ног обматывались льняными кусками ткани, затем сверху одевались сапоги.

Сапоги – род обуви, сделанный из кожи, с высоким голенищем.

СЛАЙД 4

Традиционный зимний женский костюм. XIX век.

В зимнее время года носили теплую одежду и обувь. Самой распространенной зимней одеждой был зипун.

Зипун – зимняя крестьянская одежда, представляющая собой кафтан без воротника, изготовленный из грубого сукна ярких цветов со швами, отделанными контрастными шнурами.

Чтобы защитить кисти рук от замерзания одевали варежки.

Варежки – предмет зимней одежды для кистей рук, в которой есть два отделения: одно для большого пальца, а другое – для всех остальных пальцев. Варежки вязали из шести.

Самым популярным головным убором была кичка.

Кичка – старинный русский головной убор замужних женщин с высоким очельем, богато украшенный. Кичка – это шапочка с твердой передней частью в форме рогов или лопатки. Сверху на кичку одевали шаль.

Шаль – большой прямоугольный платок из тонкой шерстяной ткани с цветочной каймой или орнаментом.

На ноги одевали валенки.

Валенки – теплые войлочные сапоги из свалянной овечьей шерсти.

СЛАЙД 5

Традиционный женский костюм. Губернии и районы России. XIX век.

Народный костюм – это целостный художественный образ. На формирование русского костюма оказывали влияния географическая среда и климатические условия, хозяйственный уклад и уровень развития производительных сил.

Немаловажными факторами явились историко - социальные процессы, способствующие созданию особых форм одежды, значительна была роль местных культурных традиций.

До 1930 года народный костюм составлял неотъемлемую часть художественного облика сельского населения: русских хороводов, свадебных обрядов, посиделок и так далее. У многих народов национальный костюм (в качестве праздничного) сохраняется до сих пор. Он осваивается как художественное наследие современными модельерами, живет в творчестве народных фольклорных ансамблей.

II. Технологическая карта изделия.

СЛАЙД 6

Технологическая карта:

1 этап (работа с шаблоном).

На первом листе бумаги по шаблону <Рисунок1> дети обводят контур сарафана и рукавов рубахи, на втором листе - контур кокошника <Рисунок2>.

2 этап (прорисовывание деталей).

В форме сарафана, рукавах рубахи и кокошнике намечают орнаментальные полосы.

3 этап (украшение орнаментом).

Полосы заполняют геометрическим орнаментом по образцу.

СЛАЙД 7 

Цветовая гамма орнамента.

Сарафан, рукава рубахи и кокошник дети разукрашивают ограниченным количеством цветов: красным, синим и серым по образцу.

СЛАЙДЫ 8 - 11

Геометрия орнамента.

На этих слайдах показано как изобразить и разукрасить основные виды геометрических орнаментов, которыми можно декорировать сарафан и рукава рубахи.

СЛАЙД 12

Украшение кокошника.

Образец  кокошника.

СЛАЙД 13

Украшение сарафана.

Образец готового изделия.

III. Практическая работа обучающихся.

IV. Подведение итогов.

Выставка работ. Обсуждение. Оценка.

Интернет ресурсы:

http://biblioteka.teatr-obraz.ru

http://creatioart.ru/dictionary

http://dic.academic.ru

http://fasmer-dictionary.info

http://ozhegjv.info

http://ru.wikipedia.org

http://russia.yaxy.ru

  

 

Просмотр содержимого документа
«Русский народный женский костюм»

 ВСЕРОССИЙСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ «ОТКРЫТЫЙ УРОК»  ПРЕЗЕНТАЦИЯ  К УРОКУ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В 5 КЛАССЕ  ПО ТЕМЕ «РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ»  РАЗРАБОТАЛА УЧИТЕЛЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА МБОУ СОШ № 86 ИМ. ПЕСКОВА Д. М. ПОЛИВОДА ТАТЬЯНА ВАСИЛЬЕВНА   РОСТОВ – НА – ДОНУ 2012 – 2013 УЧЕБНЫЙ ГОД

ВСЕРОССИЙСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ «ОТКРЫТЫЙ УРОК»

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

К УРОКУ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В 5 КЛАССЕ

ПО ТЕМЕ «РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ»

РАЗРАБОТАЛА

УЧИТЕЛЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

МБОУ СОШ № 86 ИМ. ПЕСКОВА Д. М.

ПОЛИВОДА ТАТЬЯНА ВАСИЛЬЕВНА

РОСТОВ – НА – ДОНУ

2012 – 2013 УЧЕБНЫЙ ГОД

 В презентации использованы иллюстрации русских народных костюмов, выполненные для оформления историко - этнографического справочника «Народы мира» художником - графиком  Маланичевым Робертом Ивановичем. Издательство «Советская энциклопедия». Москва. 1988 год.  Дизайн презентации разработан в графических редакторах CORELDRAW и Adobe Photoshop учителем изобразительного искусства –  Поливода Татьяной Васильевной.

В презентации использованы иллюстрации русских народных костюмов, выполненные для оформления историко - этнографического справочника «Народы мира» художником - графиком Маланичевым Робертом Ивановичем. Издательство «Советская энциклопедия». Москва. 1988 год.

Дизайн презентации разработан в графических редакторах CORELDRAW и Adobe Photoshop учителем изобразительного искусства – Поливода Татьяной Васильевной.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!