СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока развития речи в 5 классе по ФГОС по теме «Что такое текст.»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Помочь найти мысль текста и работать по тексту

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока развития речи в 5 классе по ФГОС по теме «Что такое текст.»»


6.10.2016г.

Автор: Сахадуллаева Гулизар Исламутдиновна-, учитель русского языка и литературы МКОУ «Гелинская СОШ» Карабудахкентского района

Технологическая карта урока развития речи в 5 классе по ФГОС по теме «Имя прилагательное» (По учебнику Т.А. Ладыженской)



Урок развития речи в 5 классе.

Тема: Что такое текст.

Цели:

  • Познакомить учащихся с отличительными особенностями текста

  • Формировать у школьников навыки связного устного высказывания

  • Способствовать воспитанию чувства прекрасного.



I. Актуализация знаний

- Сегодня, ребята, я предлагаю вам забыть, что вы ученики и представить, что мы с вами группа серьезных, маститых, всемирно известных ученых, работающих над важнейшими проблемами лингвистики. Представили?


-Ребята, а какое качество является самым важным качеством для ученого? (умение мыслить, анализировать, думать)


-Вы обладаете такими качествами? (Да)

- Тогда я только напомню вам правила общения. (слайд)


-И мы начинаем наш урок, на котором будем работать с очень важным не только для ученых материалом? Каким? Угадайте?


II. Загадка. Определение темы и цели урока.


- Это слово заимствовано из немецкого языка, но произошло оно от латинского слова, означает ткань, единство. Обозначает оно словесное единство. О каком языковом понятии идет речь? (о тексте)


-Да, ребята, на уроке мы будем говорить о тексте. А на каких уроках помимо уроков русского языка вам приходится работать с текстом? (на любых)


(Запись темы урока: Что такое текст.)


-Итак, господа ученые, тему мы определи, а теперь мне хотелось бы вас попросить определить цель нашего урока. На какие вопросы нам необходимо сегодня ответить?


(Что такое текст. Каковы признаки текста.)


- Для чего нам это нужно знать? Где мы найдем применение данным знаниям?


(Чтобы научиться самим строить тексты.)

- Итогом нашей работы будут тезисы, которые вы должны будете продолжить.

А я лишь напоминаю, что такое тезис. (слайд)


III. Практическая работа

1задание. Какой из данных отрывков является текстом?


1. Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Чистым белым снегом покрылась земля. Далеко видны во ржи голубые и синие цветы васильков. Еще цветут поздние осенние цветы.

2. Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Медленно кружатся в воздухе, падают и падают с берез легкие, невесомые желтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити легкой паутины. Еще цветут поздние осенние цветы.

(Текстом можно назвать второй отрывок, т.к. в нем идет речь об одном предмете речи, предложения связаны между собой единой темой).


- Сделайте вывод об обязательном признаке текста. (Текст – это группа предложений, объединенных в целое одной темой)


- Тематическое и смысловое единство – необходимые признаки текста.

Связанный по смыслу текст должен быть озаглавлен. Текст вместе с заголовком представляет собой единое целое. Что нужно сделать, чтобы озаглавить текст? (Надо поставить два вопроса: о чем говорится? Что именно?)

Какой заголовок подходит нашему тексту?

1) Осенние цветы.

2) Русский лес осенью.

3) Осенние листья.


2 задание. На ваших столах тексты. Прочтите.


Я люблю свою лошадку. Причешу ей шерстку гладко. Конь бьется, вырваться хочет, но парень схитрил – привязал конец аркана к дереву и стал сматывать веревку. Монголо-татары были кочевниками. Они перемещались верхом по степям Центральной Азии. Мотает, мотает все короче и короче, конь совсем из сил выбился. Гребешком приглажу хвостик и верхом поеду в гости. А конь этот оказался не простым. Монгольская знать владела огромными табунами лошадей, стадами верблюдов и овец. Пасли эти стада простые кочевники. Да и парень тоже не промах – еще крепче веревку натянул.


- Докажите, что прочитанное можно назвать текстом? (текстом назвать нельзя, т.к. нет смысловой связи)


- Попробуйте вычленить из данного отрывка 3 текста, обратите внимание на лексику, грамматические формы слов, смысл. Для удобства подчеркивайте строки текста карандашами разных цветов. Можно эту работу делать в паре.


- Докажите, что перед вами текст.

- Можем ли мы понять текст, если не знаем значение некоторых слов? Все ли слова вам понятны?

- Встретились неизвестные слова – аркан, кочевник. Чтобы понять текст, нам необходимо узнать значение этих слов. Как нам это сделать? К какому словарю мы можем обратиться?


(Толковый словарь: Аркан – длинная веревка с затягивающейся петлей на конце для ловли животных. Кочевник – человек, который ведет кочевой образ жизни, т.е. переходит с места на место со своим жильем и имуществом)

- Озаглавливаем тексты. Какие два вопроса нужно поставить? (о чем говорится? что именно?)

1 ряд- первый текст, 2 ряд – второй, 3 ряд – третий. ( Моя лошадка. Заарканил. Кочевники).


- Сделайте вывод, какими признаками должен обладать текст. (Должно быть тематическое, смысловое единство. Предложения должны быть связаны не только по смыслу, но и грамматически. Должно быть стилистическое единство.)


Физминутка. Если услышите слово с проверяемой безударной гласной в корне, то ловите ее и хлопайте. Если в непроверяемой – присядьте.


3 задание. А теперь решаем еще одну задачу. В нашем тексте предложения перепутались. Проверим, важна ли в тексте последовательность предложений?

Расставьте предложения в таком порядке, чтобы получился текст. (письменно)Укажите сцепляющие слова. Какими словами присоединяется 2 пред. к 1, и т.д.

А. Да это белка!

Б. Вдруг на одном бревне появился рыжий зверек.

В. Как она очутилась в городе?

Г. В городе Орле рабочие пилили толстые бревна на доски.


( ГБАВ. Сцепляющие слова: бревна – одно бревно, рыжий зверек – белка, белка – она.)


- Сделайте вывод, какими признаками должен обладать текст. (Необходима последовательность предложений, грамматическая связь)


4 задание. А теперь мы обратимся к поэтическим текстам. Какова тема текстов? Можно ли понять, как авторы относятся к изображаемому?


  1. Чудная картина! Тучи без конца,

Дождик так и льется, лужи у крыльца.

Чахлая рябина мокнет под окном;

Смотрит деревушка сереньким пятном. (А. Плещеев)

  1. Унылая пора! Очей очарованье,

Приятна мне твоя прощальная краса,

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса. (А.С.Пушкин)


( Тексты посвящены осени, но авторы по-разному относятся к изображаемому. Пушкин видит в увядающей природе прекрасные черты, а Плещеев создает унылую картину дождя. Таким образом, тексты различны по цветовой гамме, уменьшительно-ласкательные суффиксы одного текста и возвышенная лексика другого.)


- Таким образом тексты отличаются основной мыслью. Что такое основная мысль текста?

Ответ на этот вопрос вы найдете в учебнике на стр. 160 ( Это то, для чего текст написан. Что хочет нам сказать автор. Это авторская позиция текста.)


- Текст создается для выражения мысли.





IV. Прослушайте стихотворение Виктора Орлова «Что нельзя купить» и определите основную мысль.

Я с утра брожу босой,

Весь обрызганный росой,

С птицей возле тополька

Воду пью из родника.

Если деньги накопить,

Можно многое купить –

Дом, одежду и завод,

Самолет и пароход.

Где-то дома у метро –

Пепси-кола и ситро,

Карусели, зоосад,

Всюду вывески висят.

Но нельзя купить росу,

Птичье пение в лесу,

И не спрятать в кошелек

Родничок и тополек.


( Не все на свете можно купить. И то, что не покупается, и является самым ценным на свете)

V. Подведение итогов урока

- Закончите работу над тезисами «Признаки текста», дайте оценку уроку, а также себе поставьте оценку за работу на уроке и сдайте листочки.

- А мы подведем итог. Какими признаками должен обладать текст?


VI. Домашнее задание

- Напишите мини-сочинение на тему «Что нельзя купить?»




















1 задание.


1. Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Чистым белым снегом покрылась земля. Далеко видны во ржи голубые и синие цветы васильков. Еще цветут поздние осенние цветы.

2. Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Медленно кружатся в воздухе, падают и падают с берез легкие, невесомые желтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити легкой паутины. Еще цветут поздние осенние цветы.


- Сделайте вывод об обязательном признаке текста.

- Тематическое и смысловое единство – необходимые признаки текста.

Связанный по смыслу текст должен быть озаглавлен. Текст вместе с заголовком представляет собой единое целое. Что нужно сделать, чтобы озаглавить текст? Какой заголовок подходит нашему тексту?

1) Осенние цветы.

2) Русский лес осенью.

3) Осенние листья.


2 задание.


Я люблю свою лошадку. Причешу ей шерстку гладко. Конь бьется, вырваться хочет, но парень схитрил – привязал конец аркана к дереву и стал сматывать веревку. Монголо-татары были кочевниками. Они перемещались верхом по степям Центральной Азии. Мотает, мотает все короче и короче, конь совсем из сил выбился. Гребешком приглажу хвостик и верхом поеду в гости. А конь этот оказался не простым. Монгольская знать владела огромными табунами лошадей, стадами верблюдов и овец. Пасли эти стада простые кочевники. Да и парень тоже не промах – еще крепче веревку натянул.


- Докажите, что прочитанное можно назвать текстом?


- Попробуйте вычленить из данного отрывка 3 текста, обратите внимание на лексику, грамматические формы слов, смысл. Для удобства подчеркивайте строки текста карандашами разных цветов. Можно эту работу делать в паре.


- Докажите, что перед вами текст.

- Можем ли мы понять текст, если не знаем значение некоторых слов? Все ли слова вам понятны?

- Встретились неизвестные слова – аркан, кочевник. Чтобы понять текст, нам необходимо узнать значение этих слов. Как нам это сделать? К какому словарю мы можем обратиться?


(- Озаглавливаем тексты. Какие два вопроса нужно поставить? (о чем говорится? что именно?)


- Сделайте вывод, какими признаками должен обладать текст.






3 задание. А теперь решаем еще одну задачу. В нашем тексте предложения перепутались. Проверим, важна ли в тексте последовательность предложений?

Расставьте предложения в таком порядке, чтобы получился текст. (письменно)Укажите сцепляющие слова. Какими словами присоединяется 2 пред. к 1, и т.д.


А. Да это белка!

Б. Вдруг на одном бревне появился рыжий зверек.

В. Как она очутилась в городе?

Г. В городе Орле рабочие пилили толстые бревна на доски.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!