СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Повесть временных лет".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок представлен в форме технологической карты. Урок соответствует требованиям ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Повесть временных лет".»

6 класс Дата 18.09.2018 Урок № 6

Тема: Повесть временных лет

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Цели:

Метапредметные:

М/п: анализировать, обобщать, делать выводы, использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее), строить рассуждения.

Предметные:

ЛР: познакомить детей с памятниками древнерусской литературы.

Оборудование: компьютерная презентация; раздаточный материал.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.



II. Этап мотивации.

Учащиеся записывают в тетрадь число, классная работа, тему урока.

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, классифицировать, делать выводы. ТОУУ


III. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии.


 - Зачем мы обращаемся к литературе далекого прошлого? Что она дает современному читателю?

Прежде всего, конечно, культурный человек должен знать свою историю. Знакомство с историей учит человека ценить то прекрасное, что создал народ. Видя, каким трудом, борьбой и подвигами строили многие поколения дание нашей культуры, мы обретаем «самостоянье человека» (А. С. Пушкин), осознаем себя звеном в цепи поколений.

- А что дает чтение летописи?

Читая летопись, мы слышим живой голос далеких предков. Произведения прошлого как бы разрушают преграды между эпохами.

Попытаемся и мы почувствовать сопричастность к истории. Но воспринять искусство древности не просто, ведь древняя литература очень своеобразна.

Летописание на Руси началось в XI веке. Первым летописцем был киево-печерский монах Никон (слайд 2), которого называли Великим. Жизнь его была полна бурных событий, он активно включался в политическую борьбу против тех киевских князей, которые свои интересы ставили выше общерусских, дважды был вынужден бежать в Тьмутаракань. В конце жизни он стал игуменом Киево-Печерского монастыря. Тогда-то, по-видимому, он и составил летопись. Ученые называют датой ее создания 1073 год.

Труд его продолжили другие, а в первой четверти XII века монах Киево-Печерского монастыря Нестор (слайд 3), дополнив ее новыми сведениями, дал летописи заглавие – «Повесть временных лет». Это одно из самых замечательных произведений древнерусской литературы. До нас дошла эта «Повесть…», переписанная и отчасти переработанная монахом соседнего Выдубецкого монастыря Сильвестром. Так что это произведение – плод творчества нескольких поколений летописцев.

Выразительное чтение учащимися вступительной статьи учебника (автор Д. С. Лихачев).

Рассматривание и сравнивание миниатюры «Летописец Сильвестр» и картины В. М. Васнецова (слайд 4).

- Давайте познакомимся с миниатюрой из Летописного свода, изображающей Сильвестра.

Сильвестр, монах Выдубецкого монастыря, пишет летопись

Это образ идеального летописца. Древнерусский художник не стремился передать индивидуальные черты писателя. Ему важно было изобразить не именно Сильвестра, а летописца вообще. А поскольку летописцами в те времена могли быть только монахи, то на миниатюре изображен монастырь – его стены, храм, убранство внутри монастыря и даже внутри кельи, и монах, пишущий за столом.

Рассмотрим миниатюру. Обратите внимание на то, как изображает художник предметы.

Он не стремится нарисовать их так, как видит глаз. Обстановка кельи летописца изображена в «обратной перспективе»: ближние горизонтальные линии короче дальних. Это не потому, что художник еще не умеет нарисовать правильно. В древнерусском искусстве иное представление о правдивости. Точка зрения, с которой видятся предметы, помещается как бы в центре картины, внутри храма. Соотношение размеров предметов подчинено задаче показать весь предмет целиком и одновременно выделить главное. Так, монастырь должен быть изображен весь, а не кусочек его интерьера. Происходящее же внутри него показывается на переднем плане, поэтому летописец изображен как бы вне монастыря, фигура его расположена в центре и занимает в картине больше места, чем храм.

Сравним это изображение с репродукцией картины В. М. Васнецова «Нестор-летописец», помещенной на форзаце учебника.

Художник современности использует совсем другие художественные приемы: мы видим часть интерьера внутри кельи; летописец изображен так, как увидели бы его мы, если бы вошли в келью. Такое изображение не лучше и не хуже – просто это другой язык.

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (проблему) урока.






Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.

2. Создавать модели объектов в знаково-символической форме, преобразовывать структуры и модели.









Коммуникативные УУД

1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

4. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.






Регулятивные УУД

1. Искать пути решения проблемы.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.



IV. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи.


Закрепление материала.

Демонстрация репродукции первой страницы «Повести…»*(слайд 5)

Обратите внимание на изящный орнамент, построенный из геометрических фигур, переплетения линий, переходящих в изображение птицы, похожей на орла. Легко можно разобрать первые строки.

Буквы писались вертикально, каждая отдельно, для экономии места. Некоторые слова сокращались, и пропущенные буквы надписывались сверху. Промежутков между словами почти нет. Такой шрифт называется «устав». Написание текста напоминало рисование: красиво, ровными рядами стоят буквы. Конечно, процесс написания книги занимал годы усердного труда.

Познавательные УУД

1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

2. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.


V. Этап включения изученного в систему знаний.

Чтение летописного «Сказания о Кожемяке» учителем.

Беседа по вопросам:

– «И стал тужить Владимир…» – говорится в «Сказании…». Почему?

– Кем был юноша, решившийся на поединок? (Дружина – почетная часть общества, но среди дружинников не нашлось поединщика. Юноша – простой челоек, не знатный. Уже это говорит о демократизме «Сказания…».)

– Что прославляет летописец?

– Какие особенности речи повествователя вы заметили?

– Почему летописцу важно было рассказать об этом эпизоде? (Доказательство того, что у русских есть свои герои, не уступающие героям других народов, продолжающие подвиги тех, чьи имена уже внесены в скрижали мировой истории.

Коммуникативные УУД

1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

4. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

VI. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.


Подведение итогов.

– Продолжите, пожалуйста, предложения.

Сегодня мы изучали……

Мы теперь знаем, как….

Мы умеем правильно….

Полученные знания нам помогут….

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

VII. Д/з.

подготовить художественный пересказ произведения древнерусской литературы





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!