СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Соседи восточных славян

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИСТОРИИ

Тема урока

СОСЕДИ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

Тип урока

Урок изучения нового материала

Цель урока

Рассказать о соседях славян, их местонахождении, занятиях, уровне развития и отношениях со славянами.

Образовательные  ресурсы

Учебник «История России с древнейших времен до конца XVI века», рабочая тетрадь к учебнику, презентация, видеофрагменты  карточки-тесты для проверки домашнего задания

План урока

1. Жители лесной полосы Восточной Европы

2. Тюркский и Аварский каганаты

3. Хазарский каганат

4. Волжская Булгария и Византия

Личностно значимая проблема

Благоприятное ли было окружение у славян для дальнейшего развития?

методы и формы обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная, технология сотрудничества, технология деятельностного метода

Основные понятия

колонизация, городище, каган, ислам.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: проявлять личностные свойства в основных видах деятельности.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения, применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников мира; определять понятия; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. С помощью документов и письменных источников сформировать представление у учащихся о соседях славян; сформировать представление о взаимоотношениях и взаимовлиянии этих племен; учить формировать собственный взгляд на исторические события.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Получать  необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения, умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем, другими учениками и работать самостоятельно, формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок

формировать у учащихся научное мировоззрение о народностях, проживавших в VI-IX вв. рядом со славянами; воспитывать нравственные качества уважения к другим народам; формировать навыки и умения работать в коллективе. Развивать у учащихся познавательный интерес к истории; развивать у учащихся творческие способности; развивать чувство воображения.

Коммуникативные: планируют цели и способы  взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу;  учитывают выделенные учителем ориентиры действия; овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного

Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности. Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории  как науки.

       

 

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

 

Этапы урока

 

 

Время

 

Обучающие

и развивающие компоненты, задания и упражнения

 

Деятельность учителя

 

Деятельность

учащихся

Формы организации взаимодействия

 

Универсальные

учебные действия

(УУД)

 

Формы

контроля

I.

Мотивация

к учеб-

ной

деятельности

2

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать

 

Фронтальная

работа

 

Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения

 

II.

Актуализация

знаний

 

7

Беседа

 

фронтальный опрос

 

 

 

 

 

 

работа с картой

 

 

занятия славян, религия. Беседа

1. Учитель сообщает тему урока, его цель, обращает внимание на форму проведения

  1. - С какими племенами мы познакомились на прошлом уроке?
  2. - Кто такие праславяне?
  3. - Когда и где проживали праславяне?
  4. - К какой языковой группе относились народы Восточной Европы?
  5. - Когда и на кого разделились балтославянские племена?
  6. - Какую территорию занимали славяне?
  7. - На какие ветви разделились славяне в Восточной Европе?
  8. - Покажите на карте территорию заселения славянами в VI-VIII веках н.э.
  9. - Покажите на карте племенные союзы славян поляне – р.Днепр; ильменские словене – оз.Ильмень; древляне, дреговичи; полочане – р.Полота; кривичи, родимичи, вятичи; северяне, волыняне; уличи, тиверцы.

1. Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение, записывают план в тетради. Слушают.

Восточные славяне

Древние предки славян

В Центральной и Восточной Европе, 4 тысячи лет назад

Балтославянская индоевропейская языковая группа

В V веке до н.э. на балтов и славян

Среднее течение р.Днепр до р.Одер и от Карпатских гор до р.Припять; от Черного до Балтийского моря

Западные, южные, восточные; наши предки – восточные славяне

От оз.Ильмень до Причерноморских степей с севера на юг и от Карпатских гор до Реки Волга с запада на восток

Фронтальная работа.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы

1. Работа

в тетради

 

 

 

 

 

 

 

 

Устные ответы

 

 

 

Записи в тетради

 

 

III.

Изучение

нового

материала

 

 

17

Работа с документами по группам

 

 

 

 

 

 

Чтение документа № 1

 

 

 

Работаем с картой

 

Чтение документа № 2

 

 

 

 

 

 

Чтение документа № 3

 

 

 

Вывод:

 

 

 

 

 

 

 

Работа с картой

 

 

Читаем документ №4

 

 

 

 

 

 

Работа с картой

Читаем документ № 5

 

 

 

 

Вопросы к документу

 

Работа с терминами

 

Работа ведется по документам, которые раздаются по рядам. Первый ряд получают раздаточный материал (документы № 1,2,3). Второй ряд получает раздаточный материал (№ 4). Третий ряд получает раздаточный материал (документы №5)

Знакомство с соседями славян мы начнем с жителей лесной полосы Восточной Европы, которые обитали на севере и северо-востоке от славян. Вот что об этом говорится в «Повести временных лет» - письменном источнике XII века:

Вопросы к документу:

- Назовите народы, перечисленные в документе?

Учитель: Эти народы проживали на территории от Балтийского моря до Уральских гор.

 «Расселение славян», находим перечисленные народы. На доску прикрепляем название языковой группы, к которой принадлежали эти народы – Финноугорские племена

Вопросы к документу:

- О каких контактах с финноугорскими племенами мы можем узнать из документов?

- Чем они занимались?

- Почему эти слова поздно попали в письменные источники? (В основном в летописях содержались церковные сведения, исторические события, а не хозяйственная жизнь)

Вопросы к документу:

- Какие сведения мы можем получить из этого документа о занятиях соседей славян?

- Почему славяне не заимствовали у финноугорских народов слова: «кирвез», «ядр», «ягез»?

Жители лесной зоны жили в суровом климате, не получали большие урожаи. Поэтому занимались скотоводством, охотой, рыбной ловлей, собирательством, а долгие зимние дни занимались ремеслом. Жили они в полуземлянках. Рядом с поселением строили городище – территория защищенная рвом и земляным валом – сюда в случае опасности сгоняли скот, приносили зерно и имущество. Религия – язычество.

На северо-западе проживали балты (балтийские народы). На доску прикрепляем термин. На карте находим племена: литовцы, латыши (латгалы), пруссы, ятвяги.нарва, ливы, эсты, земгалы.

Вопросы к документам:

- О каких контактах славян с балтами говорят источники?

Вывод: Существовали тесные контакты, близкие языки, заимствование слов.

Религия – язычество.

Основные занятия – земледелие, охота, ремесло, рыбная ловля.

Прикрепляем на доску термин.

В VII веке до н.э. скифы обитали в Причерноморских степях. В III веке до н.э. образовали рабовладельческое государство на территории современного полуострова Крым. Возможно потомки скифов слились с древнеславянскими племенами и обогатили славянский язык словами: «хорошо», «топор», «собака». Эти слова существовали на ряду со славянскими словами: «добро», «секира», «пёс».

- Чем занимались скифы?

Вывод: Происходило мирные контакты, постепенное проникновение и заимствование культур, слов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Весь, меря, мурома, черемисы, мордва, чудь, Пермь, ямь (емь)

 

 

 

 

 

а) Ловили рыбу – мойва, морж – новые виды для славян.

б) Осваивали новые предметы быта – нарты, пимы, нодья – для выживания.

в) Освоение природы – тундра, пурга, хижи – мелколесье.

 

Основное занятие - земледелие. Соседи славян заимствовали названия орудий труда – «серп», «цеп» - похожее произношение

У славян уже были вои названия – топор, соха, борона

 

 

 

 

 

 

а) Охота (зубр)

б) Обмен, торговля (дёготь, янтарь), кувшин.

в) Пища (травяные супы на основе лебеды). У славян зерновые супы и каши.

не Перун, а Перкунас, Перкунь

 

 

На юге соседями славян были ираноязычные племена. К ним принадлежали скифы. Они занимали территорию Северного Причерноморья и Крымский полуостров. На карте находим места проживания скифов.

 

 

Скотоводством, земледелием, ремеслом

бог, богатырь, хата, топор, собака

Общий вывод: Со всеми этими народами славяне мирно жили, происходило взаимное влияние друг на друга, мирного освоения соседних территорий. Такой процесс называется колонизация.

Индивидуальная работа.

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная

работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная

работа

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная

работа

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная

работа

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная

работа

 

Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания.

Регулятивные: совместно с читателем обнаруживают и формулируют выводы

Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о своих предках, о связи между поколениями; ориентируются в своей системе

знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; отбирают необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем.

Коммуникативные: читают вслух и про себя тексты учебников и при этом ведут «диалог с автором» (прогнозируют будущее чтение,  ставят вопросы к тексту и ищут ответы; проверяют себя); отделяют новое от известного; выделяют главное; составляют план

 Устные

ответы.

 

 

 

 

 

 

Устные ответы.

 

 

 

 

 

Устное задание

 

 

 

 

Записи в тетради

 

 Устные ответы.

IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

7

Работа в парах

 

 

Работа по карте

1. Нацеливает учащихся на самостоятельную работу, поясняет задания, организует выборочный контроль.

Организация  работы в парах или в группах.

На карте находим государства: Тюркский каганат, Аварский каганат, Хазарский каганат, Волжская Булгария, Византийская империя.

Заполняем таблицу: Государственные образования тюркоязычных народов VI-IX вв. При отсутствии времени в таблицу заносим данные о Тюркском каганате, Аварском каганате, Хазарском каганате. Данные о Волжской Булгарии и Византийской империи ученики заносят в таблицу в качестве домашнего задания.

Учитель: Можем ли мы теперь ответить на основной вопрос? Благоприятное ли было окружение у славян для дальнейшего развития?

1. Выполнение заданий в рабочей тетради.

2. Рассуждают, отвечают на вопросы. Задают  друг другу вопросы

 

Да, с большинством народов и племен были добрососедские отношения, шло мирное проникновение на соседние территории и слияние языков. Военные конфликты не имели затяжного характера и происходили в основном с юго-восточными государствами. Это позволило в дальнейшем создать свое государство

1.Индивидуальная работа.

 

 

2.Фронтальная работа

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации.

Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради

Проверка выполнения заданий в рабочей

тетради

 

V. Итоги урока. Рефлексия

5

Обобщение полученных на уроке сведений

Решение тестов

 

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

 

Фронтальная работа

 

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся за работу на уроке

Домашнее задание

2

 

Конкретизирует домашнее задание

§ 2, продолжить заполнение таблицы

Записывают домашнее задание

Индивидуальная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Соседи восточных славян

1. Религия иудаизм получила распространение

А) в Тюркском каганате                   Б) в Византии                    В) в Хазарии

 

2. Во главе Тюркского государства находился:

А) царь                Б) каган             В) император

 

3. В бога грома Перкуня верили:

А) гунны             Б) финноугры      В) скифы

 

4. Столицей Византийской империи был город:

А) Константинополь    Б) Казань            В) Рим

 

5. Авары в основном занимались:

А) скотоводством          Б) торговлей

В) военными походами

 

6. Натуральный или денежный побор с покорённых племён и народов называется:

А) оброк             Б) барщина     В) торг     Г) дань

 

7. Первое, известное нам нападение Руси на Константинополь относится к:

А) 907 г.              Б) 680 г.      В) 860 г.       Г) 911 г.

 

8.  Путь «из варяг в греки» соединял:

А) Скандинавский полуостров с Византийской империей

Б) Скандинавский полуостров с Тюркским каганатом

В) Византийскую империю с Волжской Булгарией

Г) Волжскую Булгарию со Скандинавским полуостровом

 

9. Какое из данных племён не относится к финно-угорским:

А) мурома          Б) весь       В) литва        Г) меря

 

10. Поляне платили дань:

А) хазарам        Б) варягам        В) булгарам               Г) веси

 

11. Среди названий этого города укажите лишнее:

А) Византий       Б) Царьград

В) Рим                Г) Константинополь

 

12. Согласно "Повести временных лет" дань обоюдоострыми мечами заплатили хазарам:

А) северяне        Б) ильменские словене

В) поляне          Г) вятичи

 

13. Столица Хазарского каганата - город:

А) Таматарха     Б) Итиль

В) Саркел           Г) Игрень

 

14. Верны ли следующие суждения?

А. Ещё до появления восточных славян Восточноевропейская равнина была очень плотно заселена.

Б. Славяне с оружием в руках отвоевали у местных племён часть Восточноевропейской равнины.

А) верно только А           Б) верно только Б

В) верны оба суждения Г) оба суждения неверны

 

15. Государство Волжская Булгария было создано:

А)  иранскими племенами           Б) славянскими племенами

В) тюркскими племенами          Г) финно-угорскими племенами

Соседи восточных славян

1. Религия иудаизм получила распространение

А) в Тюркском каганате                   Б) в Византии                    В) в Хазарии

 

2. Во главе Тюркского государства находился:

А) царь                Б) каган             В) император

 

3. В бога грома Перкуня верили:

А) гунны             Б) финноугры     В) скифы

 

4. Столицей Византийской империи был город:

А) Константинополь    Б) Казань            В) Рим

 

5. Авары в основном занимались:

А) скотоводством          Б) торговлей

В) военными походами

 

6. Натуральный или денежный побор с покорённых племён и народов называется:

А) оброк             Б) барщина     В) торг     Г) дань

 

7. Первое, известное нам нападение Руси на Константинополь относится к:

А) 907 г.              Б) 680 г.      В) 860 г.       Г) 911 г.

 

8.  Путь «из варяг в греки» соединял:

А) Скандинавский полуостров с Византийской империей

Б) Скандинавский полуостров с Тюркским каганатом

В) Византийскую империю с Волжской Булгарией

Г) Волжскую Булгарию со Скандинавским полуостровом

 

9. Какое из данных племён не относится к финно-угорским:

А) мурома          Б) весь      В) литва         Г) меря

 

10. Поляне платили дань:

А) хазарам        Б) варягам        В) булгарам               Г) веси

 

11. Среди названий этого города укажите лишнее:

А) Византий       Б) Царьград

В) Рим                Г) Константинополь

 

12. Согласно "Повести временных лет" дань обоюдоострыми мечами заплатили хазарам:

А) северяне        Б) ильменские словене

В) поляне          Г) вятичи

 

13. Столица Хазарского каганата - город:

А) Таматарха     Б) Итиль

В) Саркел           Г) Игрень

 

14. Верны ли следующие суждения?

А. Ещё до появления восточных славян Восточноевропейская равнина была очень плотно заселена.

Б. Славяне с оружием в руках отвоевали у местных племён часть Восточноевропейской равнины.

А) верно только А           Б) верно только Б

В) верны оба суждения Г) оба суждения неверны

 

15. Государство Волжская Булгария было создано:

А)  иранскими племенами           Б) славянскими племенами

В) тюркскими племенами          Г) финно-угорскими племенами

Документ №1

« … А на Белоозере сидит весь, а на Ростовском озере меря, а на Клещине озере также меря. А по реке Оке - там, где она впадает в Волгу, - мурома, говорящая на своем языке. Вот кто только говорит по-славянски на Руси: поляне, древляне, новгородцы, полочане, дреговичи, северяне, бужане, прозванные так потому, что сидели по Бугу, а затем ставшие называться волынянами, А вот другие народы, дающие дань Руси: чудь,меря, весь, мурома, черемисы, мордва, пермь, печера, ямь, литва, зимигола, корь, нарова, ливонцы- эти говорят на своих языках».

 

Документ № 2

Контакты славян с финноугорскими народами. В скобках указаны даты, когда данное слово впервые появляется в письменных источниках, которые сохранились до наших дней.

Народы

Слова, заимствованные русским языком

финны

Мойва (1550 г.), хижи (мелколесье)

саамы

Морж (1526 г.), тундра (1631 г.)

карелы

Пурга, нодья (лесной костер)

коми

Нарта (1526 г.), пимы (валенки)

(Народы России: энциклопедия, М.,1994,с.125)

 

Документ № 3

Контакты финноугорских народов со славянами.

«Основу экономики вепсов издревле составляло земледелие (с пережитками подсечной системы), главными орудиями которого служили топор (кирвез), соха (адр), борона-суковатка (ягез), зубчатый серп (сирп), цеп для молочения зерна (чеп)». (Народы России: энциклопедия, М., 1994, с.125)

 

Документ №4

Контакты славян с балтийскими народами (балты). Балты- это литовцы, латыши. А также ныне существующие пруссы, ятвяги. От балтийских народов к славянам пришли названия:

Русское слово

Народ

Литовское слово

дёготь-темная густая жидкость из древесины

белорусы, поляки, русские, украинцы,словаки

Лит: дегугцас, дегти-«гореть»

толока – работа общиной за угощение, взаимопомощь

белорусы, поляки, русские, украинцы

Лит: тэлкти - «набирать, нанимать»

янтарь - окаменевшая древесная смола желтого цвета

белорусы, сербы, русские, украинцы, хорваты

Лит: гинтарас

баланда – жидкое кушанье (чаще плохое)

белорусы, русские, украинцы

Лит: баланда «лебеда»

кувшин – глиняный сосуд, с ручкой, носиком

белорусы, русские

Лит: каушинас

Возможно, от балтийских народов нам достались слова: зубр – самбрис (на ятвяжском), рука – ранка (на литовском), десять – дэшимтас (на литовском), жив – гивас (на литовском), озеро – эжэрас (на литовском).

Документ № 5

 

Геродот о народах Северного Причерноморья

«Восточнее скифов-земледельцев, на другой стороне реки Пантикапа, обитают скифы-кочевники; они вовсе ничего не сеют и не пашут… За рекой Герой идут так называемые царские владения. Живет там самое доблестное и наиболее многочисленное скифское племя. Эти скифы считают прочих скифов себе подвластными. Их область к югу простирается до Таври (Крымский полуостров), а на восток- до рва, выкопанного потомками слепых рабов (на Керченском полуострове)»

В VII веке до н.э. скифы обитали в Причерноморских степях. В III веке до н.э. образовали рабовладельческое государство на территории современного полуострова Крым. Возможно потомки скифов слились с древнеславянскими племенами и обогатили славянский язык словами: «хорошо», «топор», «собака». Эти слова существовали на ряду со славянскими словами: «добро», «секира», «пёс».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заполняем таблицу: Государственные образования тюркоязычных народов VI-IX вв.

Государства

Место расположения, время

Управление, религия

Основные занятия

Итог

Тюркский каганат

от Монголии до Р.Волга VI в.

каган

кочевники-ско- товоды, военные походы

распад середина VII в.

Аварский каганат

на территории современной Венгрии

каган, племенная верхушка

кочевники- скотоводы, набеги

VII в. поражение от Византии

Хазарский каганат

Нижнее Поволжье, Северный Кавказ, Приазовье, до Днепра

хан

Просмотр содержимого документа
«Соседи восточных славян»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИСТОРИИ

Тема урока

СОСЕДИ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

Тип урока

Урок изучения нового материала

Цель урока

Рассказать о соседях славян, их местонахождении, занятиях, уровне развития и отношениях со славянами.

Образовательные ресурсы

Учебник «История России с древнейших времен до конца XVI века», рабочая тетрадь к учебнику, презентация, видеофрагменты карточки-тесты для проверки домашнего задания

План урока

1. Жители лесной полосы Восточной Европы

2. Тюркский и Аварский каганаты

3. Хазарский каганат

4. Волжская Булгария и Византия

Личностно значимая проблема

Благоприятное ли было окружение у славян для дальнейшего развития?

методы и формы
обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная, технология сотрудничества, технология деятельностного метода

Основные понятия

колонизация, городище, каган, ислам.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: проявлять личностные свойства в основных видах деятельности.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения, применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников мира; определять понятия; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. С помощью документов и письменных источников сформировать представление у учащихся о соседях славян; сформировать представление о взаимоотношениях и взаимовлиянии этих племен; учить формировать собственный взгляд на исторические события.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Получать необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения, умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем, другими учениками и работать самостоятельно, формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок

формировать у учащихся научное мировоззрение о народностях, проживавших в VI-IX вв. рядом со славянами; воспитывать нравственные качества уважения к другим народам; формировать навыки и умения работать в коллективе. Развивать у учащихся познавательный интерес к истории; развивать у учащихся творческие способности; развивать чувство воображения.

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия; овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного

Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности. Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки.


ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА


Этапы урока



Время


Обучающие

и развивающие компоненты, задания и упражнения


Деятельность учителя


Деятельность

учащихся

Формы организации взаимодействия


Универсальные

учебные действия

(УУД)


Формы

контроля

I.

Мотивация

к учеб-

ной

деятельности

2

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать


Фронтальная

работа


Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения


II.

Актуализация

знаний


7

Беседа


фронтальный опрос







работа с картой



занятия славян, религия. Беседа

1. Учитель сообщает тему урока, его цель, обращает внимание на форму проведения

  1. - С какими племенами мы познакомились на прошлом уроке?

  2. - Кто такие праславяне?

  3. - Когда и где проживали праславяне?

  4. - К какой языковой группе относились народы Восточной Европы?

  5. - Когда и на кого разделились балтославянские племена?

  6. - Какую территорию занимали славяне?

  7. - На какие ветви разделились славяне в Восточной Европе?

  8. - Покажите на карте территорию заселения славянами в VI-VIII веках н.э.

  9. - Покажите на карте племенные союзы славян поляне – р.Днепр; ильменские словене – оз.Ильмень; древляне, дреговичи; полочане – р.Полота; кривичи, родимичи, вятичи; северяне, волыняне; уличи, тиверцы.

1. Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение, записывают план в тетради. Слушают.

Восточные славяне

Древние предки славян

В Центральной и Восточной Европе, 4 тысячи лет назад

Балтославянская индоевропейская языковая группа

В V веке до н.э. на балтов и славян

Среднее течение р.Днепр до р.Одер и от Карпатских гор до р.Припять; от Черного до Балтийского моря

Западные, южные, восточные; наши предки – восточные славяне

От оз.Ильмень до Причерноморских степей с севера на юг и от Карпатских гор до Реки Волга с запада на восток

Фронтальная работа.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы

1. Работа

в тетради









Устные ответы




Записи в тетради



III.

Изучение

нового

материала



17

Работа с документами по группам







Чтение документа № 1




Работаем с картой


Чтение документа № 2







Чтение документа № 3




Вывод:








Работа с картой



Читаем документ №4







Работа с картой

Читаем документ № 5





Вопросы к документу


Работа с терминами


Работа ведется по документам, которые раздаются по рядам. Первый ряд получают раздаточный материал (документы № 1,2,3). Второй ряд получает раздаточный материал (№ 4). Третий ряд получает раздаточный материал (документы №5)

Знакомство с соседями славян мы начнем с жителей лесной полосы Восточной Европы, которые обитали на севере и северо-востоке от славян. Вот что об этом говорится в «Повести временных лет» - письменном источнике XII века:

Вопросы к документу:

- Назовите народы, перечисленные в документе?

Учитель: Эти народы проживали на территории от Балтийского моря до Уральских гор.

«Расселение славян», находим перечисленные народы. На доску прикрепляем название языковой группы, к которой принадлежали эти народы – Финноугорские племена

Вопросы к документу:

- О каких контактах с финноугорскими племенами мы можем узнать из документов?

- Чем они занимались?

- Почему эти слова поздно попали в письменные источники? (В основном в летописях содержались церковные сведения, исторические события, а не хозяйственная жизнь)

Вопросы к документу:

- Какие сведения мы можем получить из этого документа о занятиях соседей славян?

- Почему славяне не заимствовали у финноугорских народов слова: «кирвез», «ядр», «ягез»?

Жители лесной зоны жили в суровом климате, не получали большие урожаи. Поэтому занимались скотоводством, охотой, рыбной ловлей, собирательством, а долгие зимние дни занимались ремеслом. Жили они в полуземлянках. Рядом с поселением строили городище – территория защищенная рвом и земляным валом – сюда в случае опасности сгоняли скот, приносили зерно и имущество. Религия – язычество.

На северо-западе проживали балты (балтийские народы). На доску прикрепляем термин. На карте находим племена: литовцы, латыши (латгалы), пруссы, ятвяги.нарва, ливы, эсты, земгалы.

Вопросы к документам:

- О каких контактах славян с балтами говорят источники?

Вывод: Существовали тесные контакты, близкие языки, заимствование слов.

Религия – язычество.

Основные занятия – земледелие, охота, ремесло, рыбная ловля.

Прикрепляем на доску термин.

В VII веке до н.э. скифы обитали в Причерноморских степях. В III веке до н.э. образовали рабовладельческое государство на территории современного полуострова Крым. Возможно потомки скифов слились с древнеславянскими племенами и обогатили славянский язык словами: «хорошо», «топор», «собака». Эти слова существовали на ряду со славянскими словами: «добро», «секира», «пёс».

- Чем занимались скифы?

Вывод: Происходило мирные контакты, постепенное проникновение и заимствование культур, слов











Весь, меря, мурома, черемисы, мордва, чудь, Пермь, ямь (емь)






а) Ловили рыбу – мойва, морж – новые виды для славян.

б) Осваивали новые предметы быта – нарты, пимы, нодья – для выживания.

в) Освоение природы – тундра, пурга, хижи – мелколесье.


Основное занятие - земледелие. Соседи славян заимствовали названия орудий труда – «серп», «цеп» - похожее произношение

У славян уже были вои названия – топор, соха, борона







а) Охота (зубр)

б) Обмен, торговля (дёготь, янтарь), кувшин.

в) Пища (травяные супы на основе лебеды). У славян зерновые супы и каши.

не Перун, а Перкунас, Перкунь



На юге соседями славян были ираноязычные племена. К ним принадлежали скифы. Они занимали территорию Северного Причерноморья и Крымский полуостров. На карте находим места проживания скифов.



Скотоводством, земледелием, ремеслом

бог, богатырь, хата, топор, собака

Общий вывод: Со всеми этими народами славяне мирно жили, происходило взаимное влияние друг на друга, мирного освоения соседних территорий. Такой процесс называется колонизация.

Индивидуальная работа.








Фронтальная

работа.









Фронтальная

работа








Фронтальная

работа








Фронтальная

работа








Фронтальная

работа


Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания.

Регулятивные: совместно с читателем обнаруживают и формулируют выводы

Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о своих предках, о связи между поколениями; ориентируются в своей системе

знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; отбирают необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем.

Коммуникативные: читают вслух и про себя тексты учебников и при этом ведут «диалог с автором» (прогнозируют будущее чтение, ставят вопросы к тексту и ищут ответы; проверяют себя); отделяют новое от известного; выделяют главное; составляют план

Устные

ответы.







Устные ответы.






Устное задание





Записи в тетради


Устные ответы.

IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

7

Работа в парах



Работа по карте

1. Нацеливает учащихся на самостоятельную работу, поясняет задания, организует выборочный контроль.

Организация работы в парах или в группах.

На карте находим государства: Тюркский каганат, Аварский каганат, Хазарский каганат, Волжская Булгария, Византийская империя.

Заполняем таблицу: Государственные образования тюркоязычных народов VI-IX вв. При отсутствии времени в таблицу заносим данные о Тюркском каганате, Аварском каганате, Хазарском каганате. Данные о Волжской Булгарии и Византийской империи ученики заносят в таблицу в качестве домашнего задания.

Учитель: Можем ли мы теперь ответить на основной вопрос? Благоприятное ли было окружение у славян для дальнейшего развития?

1. Выполнение заданий в рабочей тетради.

2. Рассуждают, отвечают на вопросы. Задают друг другу вопросы


Да, с большинством народов и племен были добрососедские отношения, шло мирное проникновение на соседние территории и слияние языков. Военные конфликты не имели затяжного характера и происходили в основном с юго-восточными государствами. Это позволило в дальнейшем создать свое государство

1.Индивидуальная работа.



2.Фронтальная работа

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации.

Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради

Проверка выполнения заданий в рабочей

тетради


V. Итоги урока. Рефлексия

5

Обобщение полученных на уроке сведений

Решение тестов


Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке


Фронтальная работа


Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся за работу на уроке

Домашнее задание

2


Конкретизирует домашнее задание

§ 2, продолжить заполнение таблицы

Записывают домашнее задание

Индивидуальная работа













Соседи восточных славян

1. Религия иудаизм получила распространение

А) в Тюркском каганате Б) в Византии В) в Хазарии


2. Во главе Тюркского государства находился:

А) царь Б) каган В) император


3. В бога грома Перкуня верили:

А) гунны Б) финноугры В) скифы


4. Столицей Византийской империи был город:

А) Константинополь Б) Казань В) Рим


5. Авары в основном занимались:

А) скотоводством Б) торговлей

В) военными походами


6. Натуральный или денежный побор с покорённых племён и народов называется:

А) оброк Б) барщина В) торг Г) дань


7. Первое, известное нам нападение Руси на Константинополь относится к:

А) 907 г. Б) 680 г. В) 860 г. Г) 911 г.


8. Путь «из варяг в греки» соединял:

А) Скандинавский полуостров с Византийской империей

Б) Скандинавский полуостров с Тюркским каганатом

В) Византийскую империю с Волжской Булгарией

Г) Волжскую Булгарию со Скандинавским полуостровом


9. Какое из данных племён не относится к финно-угорским:

А) мурома Б) весь В) литва Г) меря


10. Поляне платили дань:

А) хазарам Б) варягам В) булгарам Г) веси


11. Среди названий этого города укажите лишнее:

А) Византий Б) Царьград

В) Рим Г) Константинополь


12. Согласно "Повести временных лет" дань обоюдоострыми мечами заплатили хазарам:

А) северяне Б) ильменские словене

В) поляне Г) вятичи


13. Столица Хазарского каганата - город:

А) Таматарха Б) Итиль

В) Саркел Г) Игрень


14. Верны ли следующие суждения?

А. Ещё до появления восточных славян Восточноевропейская равнина была очень плотно заселена.

Б. Славяне с оружием в руках отвоевали у местных племён часть Восточноевропейской равнины.

А) верно только А Б) верно только Б

В) верны оба суждения Г) оба суждения неверны


15. Государство Волжская Булгария было создано:

А) иранскими племенами Б) славянскими племенами

В) тюркскими племенами Г) финно-угорскими племенами

Соседи восточных славян

1. Религия иудаизм получила распространение

А) в Тюркском каганате Б) в Византии В) в Хазарии


2. Во главе Тюркского государства находился:

А) царь Б) каган В) император


3. В бога грома Перкуня верили:

А) гунны Б) финноугры В) скифы


4. Столицей Византийской империи был город:

А) Константинополь Б) Казань В) Рим


5. Авары в основном занимались:

А) скотоводством Б) торговлей

В) военными походами


6. Натуральный или денежный побор с покорённых племён и народов называется:

А) оброк Б) барщина В) торг Г) дань


7. Первое, известное нам нападение Руси на Константинополь относится к:

А) 907 г. Б) 680 г. В) 860 г. Г) 911 г.


8. Путь «из варяг в греки» соединял:

А) Скандинавский полуостров с Византийской империей

Б) Скандинавский полуостров с Тюркским каганатом

В) Византийскую империю с Волжской Булгарией

Г) Волжскую Булгарию со Скандинавским полуостровом


9. Какое из данных племён не относится к финно-угорским:

А) мурома Б) весь В) литва Г) меря


10. Поляне платили дань:

А) хазарам Б) варягам В) булгарам Г) веси


11. Среди названий этого города укажите лишнее:

А) Византий Б) Царьград

В) Рим Г) Константинополь


12. Согласно "Повести временных лет" дань обоюдоострыми мечами заплатили хазарам:

А) северяне Б) ильменские словене

В) поляне Г) вятичи


13. Столица Хазарского каганата - город:

А) Таматарха Б) Итиль

В) Саркел Г) Игрень


14. Верны ли следующие суждения?

А. Ещё до появления восточных славян Восточноевропейская равнина была очень плотно заселена.

Б. Славяне с оружием в руках отвоевали у местных племён часть Восточноевропейской равнины.

А) верно только А Б) верно только Б

В) верны оба суждения Г) оба суждения неверны


15. Государство Волжская Булгария было создано:

А) иранскими племенами Б) славянскими племенами

В) тюркскими племенами Г) финно-угорскими племенами

Документ №1

« … А на Белоозере сидит весь, а на Ростовском озере меря, а на Клещине озере также меря. А по реке Оке - там, где она впадает в Волгу, - мурома, говорящая на своем языке. Вот кто только говорит по-славянски на Руси: поляне, древляне, новгородцы, полочане, дреговичи, северяне, бужане, прозванные так потому, что сидели по Бугу, а затем ставшие называться волынянами, А вот другие народы, дающие дань Руси: чудь,меря, весь, мурома, черемисы, мордва, пермь, печера, ямь, литва, зимигола, корь, нарова, ливонцы- эти говорят на своих языках».


Документ № 2

Контакты славян с финноугорскими народами. В скобках указаны даты, когда данное слово впервые появляется в письменных источниках, которые сохранились до наших дней.

Народы

Слова, заимствованные русским языком

финны

Мойва (1550 г.), хижи (мелколесье)

саамы

Морж (1526 г.), тундра (1631 г.)

карелы

Пурга, нодья (лесной костер)

коми

Нарта (1526 г.), пимы (валенки)

(Народы России: энциклопедия, М.,1994,с.125)


Документ № 3

Контакты финноугорских народов со славянами.

«Основу экономики вепсов издревле составляло земледелие (с пережитками подсечной системы), главными орудиями которого служили топор (кирвез), соха (адр), борона-суковатка (ягез), зубчатый серп (сирп), цеп для молочения зерна (чеп)». (Народы России: энциклопедия, М., 1994, с.125)


Документ №4

Контакты славян с балтийскими народами (балты). Балты- это литовцы, латыши. А также ныне существующие пруссы, ятвяги. От балтийских народов к славянам пришли названия:

Русское слово

Народ

Литовское слово

дёготь-темная густая жидкость из древесины

белорусы, поляки, русские, украинцы,словаки

Лит: дегугцас, дегти-«гореть»

толока – работа общиной
за угощение, взаимопомощь

белорусы, поляки, русские,
украинцы

Лит: тэлкти - «набирать, нанимать»

янтарь - окаменевшая
древесная смола желтого цвета

белорусы, сербы, русские, украинцы, хорваты

Лит: гинтарас

баланда – жидкое кушанье
(чаще плохое)

белорусы, русские,
украинцы

Лит: баланда «лебеда»

кувшин – глиняный сосуд,
с ручкой, носиком

белорусы, русские

Лит: каушинас

Возможно, от балтийских народов нам достались слова: зубр – самбрис (на ятвяжском), рука – ранка (на литовском), десять – дэшимтас (на литовском), жив – гивас (на литовском), озеро – эжэрас (на литовском).

Документ № 5


Геродот о народах Северного Причерноморья

«Восточнее скифов-земледельцев, на другой стороне реки Пантикапа, обитают скифы-кочевники; они вовсе ничего не сеют и не пашут… За рекой Герой идут так называемые царские владения. Живет там самое доблестное и наиболее многочисленное скифское племя. Эти скифы считают прочих скифов себе подвластными. Их область к югу простирается до Таври (Крымский полуостров), а на восток- до рва, выкопанного потомками слепых рабов (на Керченском полуострове)»

В VII веке до н.э. скифы обитали в Причерноморских степях. В III веке до н.э. образовали рабовладельческое государство на территории современного полуострова Крым. Возможно потомки скифов слились с древнеславянскими племенами и обогатили славянский язык словами: «хорошо», «топор», «собака». Эти слова существовали на ряду со славянскими словами: «добро», «секира», «пёс».
















































Заполняем таблицу: Государственные образования тюркоязычных народов VI-IX вв.

Государства

Место расположения, время

Управление,
религия

Основные
занятия

Итог

Тюркский
каганат

от Монголии до
Р.Волга
VI в.

каган

кочевники-ско-
товоды, военные походы

распад
середина VII в.

Аварский
каганат

на территории
современной
Венгрии

каган,
племенная
верхушка

кочевники-
скотоводы,
набеги

VII в.
поражение от
Византии

Хазарский
каганат

Нижнее Поволжье,
Северный Кавказ, Приазовье, до
Днепра

хан
столица – Итиль

язычество,
иудаизм

кочевники-
скотоводы,
набеги

VIII в. брали
дань с
восточных
славян

Волжская
Булгария

ханство
(царство)

Среднее Поволжье

хан

ислам

земледелие, скотоводство

Xв.- зависимость от
хазар

XII в.подчинили
племена башкир

Византийская
империя

Балканский п-ов,
Малая Азия, Сирия,
Палестина, Египет

Император
(василевс)

земледелие,
ремесло,
торговля

могущественная
империя











 

Рас­смот­ри­те схему и вы­пол­ни­те за­да­ние



Как на­зы­вал ле­то­пи­сец Не­стор древ­ний реч­ной путь, обо­зна­чен­ный на схеме циф­рой «1».


По­яс­не­ние.

Не­стор на­зы­вал этот путь «из варяг в греки».


Рас­смот­ри­те схему и вы­пол­ни­те за­да­ние


На­пи­ши­те на­зва­ние от­ме­чен­но­го на карте пути.

По­яс­не­ние.

На карте Древ­ней Руси изоб­ра­жен тор­го­вый путь из варяг в греки, ко­то­рый про­хо­дил по рекам Рус­ской рав­ни­ны.

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!