СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИСТОРИИ
Тема урока |
СОСЕДИ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН |
||
Тип урока |
Урок изучения нового материала |
||
Цель урока |
Рассказать о соседях славян, их местонахождении, занятиях, уровне развития и отношениях со славянами. |
||
Образовательные ресурсы |
Учебник «История России с древнейших времен до конца XVI века», рабочая тетрадь к учебнику, презентация, видеофрагменты карточки-тесты для проверки домашнего задания |
||
План урока |
1. Жители лесной полосы Восточной Европы 2. Тюркский и Аварский каганаты 3. Хазарский каганат 4. Волжская Булгария и Византия |
||
Личностно значимая проблема |
Благоприятное ли было окружение у славян для дальнейшего развития? |
||
методы и формы обучения |
Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная, технология сотрудничества, технология деятельностного метода |
||
Основные понятия |
колонизация, городище, каган, ислам. |
||
Планируемые результаты |
|||
Предметные |
Метапредметные УУД |
Личностные УУД |
|
Научатся: проявлять личностные свойства в основных видах деятельности. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения, применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников мира; определять понятия; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. С помощью документов и письменных источников сформировать представление у учащихся о соседях славян; сформировать представление о взаимоотношениях и взаимовлиянии этих племен; учить формировать собственный взгляд на исторические события. |
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Получать необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения, умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем, другими учениками и работать самостоятельно, формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок формировать у учащихся научное мировоззрение о народностях, проживавших в VI-IX вв. рядом со славянами; воспитывать нравственные качества уважения к другим народам; формировать навыки и умения работать в коллективе. Развивать у учащихся познавательный интерес к истории; развивать у учащихся творческие способности; развивать чувство воображения. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия; овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного |
Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности. Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки. |
|
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока
|
Время
|
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы организации взаимодействия |
Универсальные учебные действия (УУД) |
Формы контроля |
I. Мотивация к учеб- ной деятельности |
2 |
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала |
Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися |
Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать
|
Фронтальная работа
|
Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения |
|
II. Актуализация знаний
|
7 |
Беседа
фронтальный опрос
работа с картой
занятия славян, религия. Беседа |
1. Учитель сообщает тему урока, его цель, обращает внимание на форму проведения
|
1. Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение, записывают план в тетради. Слушают. Восточные славяне Древние предки славян В Центральной и Восточной Европе, 4 тысячи лет назад Балтославянская индоевропейская языковая группа В V веке до н.э. на балтов и славян Среднее течение р.Днепр до р.Одер и от Карпатских гор до р.Припять; от Черного до Балтийского моря Западные, южные, восточные; наши предки – восточные славяне От оз.Ильмень до Причерноморских степей с севера на юг и от Карпатских гор до Реки Волга с запада на восток |
Фронтальная работа. |
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы |
1. Работа в тетради
Устные ответы
Записи в тетради
|
III. Изучение нового материала
|
17 |
Работа с документами по группам
Чтение документа № 1
Работаем с картой
Чтение документа № 2
Чтение документа № 3
Вывод:
Работа с картой
Читаем документ №4
Работа с картой Читаем документ № 5
Вопросы к документу
Работа с терминами
|
Работа ведется по документам, которые раздаются по рядам. Первый ряд получают раздаточный материал (документы № 1,2,3). Второй ряд получает раздаточный материал (№ 4). Третий ряд получает раздаточный материал (документы №5) Знакомство с соседями славян мы начнем с жителей лесной полосы Восточной Европы, которые обитали на севере и северо-востоке от славян. Вот что об этом говорится в «Повести временных лет» - письменном источнике XII века: Вопросы к документу: - Назовите народы, перечисленные в документе? Учитель: Эти народы проживали на территории от Балтийского моря до Уральских гор. «Расселение славян», находим перечисленные народы. На доску прикрепляем название языковой группы, к которой принадлежали эти народы – Финноугорские племена Вопросы к документу: - О каких контактах с финноугорскими племенами мы можем узнать из документов? - Чем они занимались? - Почему эти слова поздно попали в письменные источники? (В основном в летописях содержались церковные сведения, исторические события, а не хозяйственная жизнь) Вопросы к документу: - Какие сведения мы можем получить из этого документа о занятиях соседей славян? - Почему славяне не заимствовали у финноугорских народов слова: «кирвез», «ядр», «ягез»? Жители лесной зоны жили в суровом климате, не получали большие урожаи. Поэтому занимались скотоводством, охотой, рыбной ловлей, собирательством, а долгие зимние дни занимались ремеслом. Жили они в полуземлянках. Рядом с поселением строили городище – территория защищенная рвом и земляным валом – сюда в случае опасности сгоняли скот, приносили зерно и имущество. Религия – язычество. На северо-западе проживали балты (балтийские народы). На доску прикрепляем термин. На карте находим племена: литовцы, латыши (латгалы), пруссы, ятвяги.нарва, ливы, эсты, земгалы. Вопросы к документам: - О каких контактах славян с балтами говорят источники? Вывод: Существовали тесные контакты, близкие языки, заимствование слов. Религия – язычество. Основные занятия – земледелие, охота, ремесло, рыбная ловля. Прикрепляем на доску термин. В VII веке до н.э. скифы обитали в Причерноморских степях. В III веке до н.э. образовали рабовладельческое государство на территории современного полуострова Крым. Возможно потомки скифов слились с древнеславянскими племенами и обогатили славянский язык словами: «хорошо», «топор», «собака». Эти слова существовали на ряду со славянскими словами: «добро», «секира», «пёс». - Чем занимались скифы? Вывод: Происходило мирные контакты, постепенное проникновение и заимствование культур, слов |
Весь, меря, мурома, черемисы, мордва, чудь, Пермь, ямь (емь)
а) Ловили рыбу – мойва, морж – новые виды для славян. б) Осваивали новые предметы быта – нарты, пимы, нодья – для выживания. в) Освоение природы – тундра, пурга, хижи – мелколесье.
Основное занятие - земледелие. Соседи славян заимствовали названия орудий труда – «серп», «цеп» - похожее произношение У славян уже были вои названия – топор, соха, борона
а) Охота (зубр) б) Обмен, торговля (дёготь, янтарь), кувшин. в) Пища (травяные супы на основе лебеды). У славян зерновые супы и каши. не Перун, а Перкунас, Перкунь
На юге соседями славян были ираноязычные племена. К ним принадлежали скифы. Они занимали территорию Северного Причерноморья и Крымский полуостров. На карте находим места проживания скифов.
Скотоводством, земледелием, ремеслом бог, богатырь, хата, топор, собака Общий вывод: Со всеми этими народами славяне мирно жили, происходило взаимное влияние друг на друга, мирного освоения соседних территорий. Такой процесс называется колонизация. |
Индивидуальная работа.
Фронтальная работа.
Фронтальная работа
Фронтальная работа
Фронтальная работа
Фронтальная работа
|
Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания. Регулятивные: совместно с читателем обнаруживают и формулируют выводы Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о своих предках, о связи между поколениями; ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; отбирают необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем. Коммуникативные: читают вслух и про себя тексты учебников и при этом ведут «диалог с автором» (прогнозируют будущее чтение, ставят вопросы к тексту и ищут ответы; проверяют себя); отделяют новое от известного; выделяют главное; составляют план |
Устные ответы.
Устные ответы.
Устное задание
Записи в тетради
Устные ответы. |
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного |
7 |
Работа в парах
Работа по карте |
1. Нацеливает учащихся на самостоятельную работу, поясняет задания, организует выборочный контроль. Организация работы в парах или в группах. На карте находим государства: Тюркский каганат, Аварский каганат, Хазарский каганат, Волжская Булгария, Византийская империя. Заполняем таблицу: Государственные образования тюркоязычных народов VI-IX вв. При отсутствии времени в таблицу заносим данные о Тюркском каганате, Аварском каганате, Хазарском каганате. Данные о Волжской Булгарии и Византийской империи ученики заносят в таблицу в качестве домашнего задания. Учитель: Можем ли мы теперь ответить на основной вопрос? Благоприятное ли было окружение у славян для дальнейшего развития? |
1. Выполнение заданий в рабочей тетради. 2. Рассуждают, отвечают на вопросы. Задают друг другу вопросы
Да, с большинством народов и племен были добрососедские отношения, шло мирное проникновение на соседние территории и слияние языков. Военные конфликты не имели затяжного характера и происходили в основном с юго-восточными государствами. Это позволило в дальнейшем создать свое государство |
1.Индивидуальная работа.
2.Фронтальная работа |
Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации. Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради |
Проверка выполнения заданий в рабочей тетради
|
V. Итоги урока. Рефлексия |
5 |
Обобщение полученных на уроке сведений |
Решение тестов
|
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке
|
Фронтальная работа
|
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала |
Оценивание учащихся за работу на уроке |
Домашнее задание |
2 |
|
Конкретизирует домашнее задание § 2, продолжить заполнение таблицы |
Записывают домашнее задание |
Индивидуальная работа |
|
|
Соседи восточных славян 1. Религия иудаизм получила распространение А) в Тюркском каганате Б) в Византии В) в Хазарии
2. Во главе Тюркского государства находился: А) царь Б) каган В) император
3. В бога грома Перкуня верили: А) гунны Б) финноугры В) скифы
4. Столицей Византийской империи был город: А) Константинополь Б) Казань В) Рим
5. Авары в основном занимались: А) скотоводством Б) торговлей В) военными походами
6. Натуральный или денежный побор с покорённых племён и народов называется: А) оброк Б) барщина В) торг Г) дань
7. Первое, известное нам нападение Руси на Константинополь относится к: А) 907 г. Б) 680 г. В) 860 г. Г) 911 г.
8. Путь «из варяг в греки» соединял: А) Скандинавский полуостров с Византийской империей Б) Скандинавский полуостров с Тюркским каганатом В) Византийскую империю с Волжской Булгарией Г) Волжскую Булгарию со Скандинавским полуостровом
9. Какое из данных племён не относится к финно-угорским: А) мурома Б) весь В) литва Г) меря
10. Поляне платили дань: А) хазарам Б) варягам В) булгарам Г) веси
11. Среди названий этого города укажите лишнее: А) Византий Б) Царьград В) Рим Г) Константинополь
12. Согласно "Повести временных лет" дань обоюдоострыми мечами заплатили хазарам: А) северяне Б) ильменские словене В) поляне Г) вятичи
13. Столица Хазарского каганата - город: А) Таматарха Б) Итиль В) Саркел Г) Игрень
14. Верны ли следующие суждения? А. Ещё до появления восточных славян Восточноевропейская равнина была очень плотно заселена. Б. Славяне с оружием в руках отвоевали у местных племён часть Восточноевропейской равнины. А) верно только А Б) верно только Б В) верны оба суждения Г) оба суждения неверны
15. Государство Волжская Булгария было создано: А) иранскими племенами Б) славянскими племенами В) тюркскими племенами Г) финно-угорскими племенами |
Соседи восточных славян 1. Религия иудаизм получила распространение А) в Тюркском каганате Б) в Византии В) в Хазарии
2. Во главе Тюркского государства находился: А) царь Б) каган В) император
3. В бога грома Перкуня верили: А) гунны Б) финноугры В) скифы
4. Столицей Византийской империи был город: А) Константинополь Б) Казань В) Рим
5. Авары в основном занимались: А) скотоводством Б) торговлей В) военными походами
6. Натуральный или денежный побор с покорённых племён и народов называется: А) оброк Б) барщина В) торг Г) дань
7. Первое, известное нам нападение Руси на Константинополь относится к: А) 907 г. Б) 680 г. В) 860 г. Г) 911 г.
8. Путь «из варяг в греки» соединял: А) Скандинавский полуостров с Византийской империей Б) Скандинавский полуостров с Тюркским каганатом В) Византийскую империю с Волжской Булгарией Г) Волжскую Булгарию со Скандинавским полуостровом
9. Какое из данных племён не относится к финно-угорским: А) мурома Б) весь В) литва Г) меря
10. Поляне платили дань: А) хазарам Б) варягам В) булгарам Г) веси
11. Среди названий этого города укажите лишнее: А) Византий Б) Царьград В) Рим Г) Константинополь
12. Согласно "Повести временных лет" дань обоюдоострыми мечами заплатили хазарам: А) северяне Б) ильменские словене В) поляне Г) вятичи
13. Столица Хазарского каганата - город: А) Таматарха Б) Итиль В) Саркел Г) Игрень
14. Верны ли следующие суждения? А. Ещё до появления восточных славян Восточноевропейская равнина была очень плотно заселена. Б. Славяне с оружием в руках отвоевали у местных племён часть Восточноевропейской равнины. А) верно только А Б) верно только Б В) верны оба суждения Г) оба суждения неверны
15. Государство Волжская Булгария было создано: А) иранскими племенами Б) славянскими племенами В) тюркскими племенами Г) финно-угорскими племенами |
Документ №1
« … А на Белоозере сидит весь, а на Ростовском озере меря, а на Клещине озере также меря. А по реке Оке - там, где она впадает в Волгу, - мурома, говорящая на своем языке. Вот кто только говорит по-славянски на Руси: поляне, древляне, новгородцы, полочане, дреговичи, северяне, бужане, прозванные так потому, что сидели по Бугу, а затем ставшие называться волынянами, А вот другие народы, дающие дань Руси: чудь,меря, весь, мурома, черемисы, мордва, пермь, печера, ямь, литва, зимигола, корь, нарова, ливонцы- эти говорят на своих языках».
Документ № 2
Контакты славян с финноугорскими народами. В скобках указаны даты, когда данное слово впервые появляется в письменных источниках, которые сохранились до наших дней.
Народы |
Слова, заимствованные русским языком |
финны |
Мойва (1550 г.), хижи (мелколесье) |
саамы |
Морж (1526 г.), тундра (1631 г.) |
карелы |
Пурга, нодья (лесной костер) |
коми |
Нарта (1526 г.), пимы (валенки) |
(Народы России: энциклопедия, М.,1994,с.125)
Документ № 3
Контакты финноугорских народов со славянами.
«Основу экономики вепсов издревле составляло земледелие (с пережитками подсечной системы), главными орудиями которого служили топор (кирвез), соха (адр), борона-суковатка (ягез), зубчатый серп (сирп), цеп для молочения зерна (чеп)». (Народы России: энциклопедия, М., 1994, с.125)
Документ №4
Контакты славян с балтийскими народами (балты). Балты- это литовцы, латыши. А также ныне существующие пруссы, ятвяги. От балтийских народов к славянам пришли названия:
Русское слово |
Народ |
Литовское слово |
дёготь-темная густая жидкость из древесины |
белорусы, поляки, русские, украинцы,словаки |
Лит: дегугцас, дегти-«гореть» |
толока – работа общиной за угощение, взаимопомощь |
белорусы, поляки, русские, украинцы |
Лит: тэлкти - «набирать, нанимать» |
янтарь - окаменевшая древесная смола желтого цвета |
белорусы, сербы, русские, украинцы, хорваты |
Лит: гинтарас |
баланда – жидкое кушанье (чаще плохое) |
белорусы, русские, украинцы |
Лит: баланда «лебеда» |
кувшин – глиняный сосуд, с ручкой, носиком |
белорусы, русские |
Лит: каушинас |
Возможно, от балтийских народов нам достались слова: зубр – самбрис (на ятвяжском), рука – ранка (на литовском), десять – дэшимтас (на литовском), жив – гивас (на литовском), озеро – эжэрас (на литовском).
Документ № 5
Геродот о народах Северного Причерноморья
«Восточнее скифов-земледельцев, на другой стороне реки Пантикапа, обитают скифы-кочевники; они вовсе ничего не сеют и не пашут… За рекой Герой идут так называемые царские владения. Живет там самое доблестное и наиболее многочисленное скифское племя. Эти скифы считают прочих скифов себе подвластными. Их область к югу простирается до Таври (Крымский полуостров), а на восток- до рва, выкопанного потомками слепых рабов (на Керченском полуострове)»
В VII веке до н.э. скифы обитали в Причерноморских степях. В III веке до н.э. образовали рабовладельческое государство на территории современного полуострова Крым. Возможно потомки скифов слились с древнеславянскими племенами и обогатили славянский язык словами: «хорошо», «топор», «собака». Эти слова существовали на ряду со славянскими словами: «добро», «секира», «пёс».
Заполняем таблицу: Государственные образования тюркоязычных народов VI-IX вв.
Государства |
Место расположения, время |
Управление, религия |
Основные занятия |
Итог |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тюркский каганат |
от Монголии до Р.Волга VI в. |
каган |
кочевники-ско- товоды, военные походы |
распад середина VII в. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Аварский каганат |
на территории современной Венгрии |
каган, племенная верхушка |
кочевники- скотоводы, набеги |
VII в. поражение от Византии |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Хазарский каганат |
Нижнее Поволжье, Северный Кавказ, Приазовье, до Днепра |
хан
Просмотр содержимого документа
|
Тема урока | СОСЕДИ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН | ||
Тип урока | Урок изучения нового материала | ||
Цель урока | Рассказать о соседях славян, их местонахождении, занятиях, уровне развития и отношениях со славянами. | ||
Образовательные ресурсы | Учебник «История России с древнейших времен до конца XVI века», рабочая тетрадь к учебнику, презентация, видеофрагменты карточки-тесты для проверки домашнего задания | ||
План урока | 1. Жители лесной полосы Восточной Европы 2. Тюркский и Аварский каганаты 3. Хазарский каганат 4. Волжская Булгария и Византия | ||
Личностно значимая проблема | Благоприятное ли было окружение у славян для дальнейшего развития? | ||
методы и формы | Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная, технология сотрудничества, технология деятельностного метода | ||
Основные понятия | колонизация, городище, каган, ислам. | ||
Планируемые результаты | |||
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД | |
Научатся: проявлять личностные свойства в основных видах деятельности. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения, применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников мира; определять понятия; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. С помощью документов и письменных источников сформировать представление у учащихся о соседях славян; сформировать представление о взаимоотношениях и взаимовлиянии этих племен; учить формировать собственный взгляд на исторические события. | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Получать необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения, умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем, другими учениками и работать самостоятельно, формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок формировать у учащихся научное мировоззрение о народностях, проживавших в VI-IX вв. рядом со славянами; воспитывать нравственные качества уважения к другим народам; формировать навыки и умения работать в коллективе. Развивать у учащихся познавательный интерес к истории; развивать у учащихся творческие способности; развивать чувство воображения. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия; овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного | Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности. Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки. |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока
|
Время
| Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия |
Универсальные учебные действия (УУД) |
Формы контроля |
I. Мотивация к учеб- ной деятельности | 2 | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися | Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать
| Фронтальная работа
| Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения |
|
II. Актуализация знаний
| 7 | Беседа
фронтальный опрос
работа с картой
занятия славян, религия. Беседа | 1. Учитель сообщает тему урока, его цель, обращает внимание на форму проведения - С какими племенами мы познакомились на прошлом уроке? - Кто такие праславяне? - Когда и где проживали праславяне? - К какой языковой группе относились народы Восточной Европы? - Когда и на кого разделились балтославянские племена? - Какую территорию занимали славяне? - На какие ветви разделились славяне в Восточной Европе? - Покажите на карте территорию заселения славянами в VI-VIII веках н.э. - Покажите на карте племенные союзы славян поляне – р.Днепр; ильменские словене – оз.Ильмень; древляне, дреговичи; полочане – р.Полота; кривичи, родимичи, вятичи; северяне, волыняне; уличи, тиверцы. | 1. Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение, записывают план в тетради. Слушают. Восточные славяне Древние предки славян В Центральной и Восточной Европе, 4 тысячи лет назад Балтославянская индоевропейская языковая группа В V веке до н.э. на балтов и славян Среднее течение р.Днепр до р.Одер и от Карпатских гор до р.Припять; от Черного до Балтийского моря Западные, южные, восточные; наши предки – восточные славяне От оз.Ильмень до Причерноморских степей с севера на юг и от Карпатских гор до Реки Волга с запада на восток | Фронтальная работа. | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы | 1. Работа в тетради
Устные ответы
Записи в тетради
|
III. Изучение нового материала
| 17 | Работа с документами по группам
Чтение документа № 1
Работаем с картой
Чтение документа № 2
Чтение документа № 3
Вывод:
Работа с картой
Читаем документ №4
Работа с картой Читаем документ № 5
Вопросы к документу
Работа с терминами
| Работа ведется по документам, которые раздаются по рядам. Первый ряд получают раздаточный материал (документы № 1,2,3). Второй ряд получает раздаточный материал (№ 4). Третий ряд получает раздаточный материал (документы №5) Знакомство с соседями славян мы начнем с жителей лесной полосы Восточной Европы, которые обитали на севере и северо-востоке от славян. Вот что об этом говорится в «Повести временных лет» - письменном источнике XII века: Вопросы к документу: - Назовите народы, перечисленные в документе? Учитель: Эти народы проживали на территории от Балтийского моря до Уральских гор. «Расселение славян», находим перечисленные народы. На доску прикрепляем название языковой группы, к которой принадлежали эти народы – Финноугорские племена Вопросы к документу: - О каких контактах с финноугорскими племенами мы можем узнать из документов? - Чем они занимались? - Почему эти слова поздно попали в письменные источники? (В основном в летописях содержались церковные сведения, исторические события, а не хозяйственная жизнь) Вопросы к документу: - Какие сведения мы можем получить из этого документа о занятиях соседей славян? - Почему славяне не заимствовали у финноугорских народов слова: «кирвез», «ядр», «ягез»? Жители лесной зоны жили в суровом климате, не получали большие урожаи. Поэтому занимались скотоводством, охотой, рыбной ловлей, собирательством, а долгие зимние дни занимались ремеслом. Жили они в полуземлянках. Рядом с поселением строили городище – территория защищенная рвом и земляным валом – сюда в случае опасности сгоняли скот, приносили зерно и имущество. Религия – язычество. На северо-западе проживали балты (балтийские народы). На доску прикрепляем термин. На карте находим племена: литовцы, латыши (латгалы), пруссы, ятвяги.нарва, ливы, эсты, земгалы. Вопросы к документам: - О каких контактах славян с балтами говорят источники? Вывод: Существовали тесные контакты, близкие языки, заимствование слов. Религия – язычество. Основные занятия – земледелие, охота, ремесло, рыбная ловля. Прикрепляем на доску термин. В VII веке до н.э. скифы обитали в Причерноморских степях. В III веке до н.э. образовали рабовладельческое государство на территории современного полуострова Крым. Возможно потомки скифов слились с древнеславянскими племенами и обогатили славянский язык словами: «хорошо», «топор», «собака». Эти слова существовали на ряду со славянскими словами: «добро», «секира», «пёс». - Чем занимались скифы? Вывод: Происходило мирные контакты, постепенное проникновение и заимствование культур, слов |
Весь, меря, мурома, черемисы, мордва, чудь, Пермь, ямь (емь)
а) Ловили рыбу – мойва, морж – новые виды для славян. б) Осваивали новые предметы быта – нарты, пимы, нодья – для выживания. в) Освоение природы – тундра, пурга, хижи – мелколесье.
Основное занятие - земледелие. Соседи славян заимствовали названия орудий труда – «серп», «цеп» - похожее произношение У славян уже были вои названия – топор, соха, борона
а) Охота (зубр) б) Обмен, торговля (дёготь, янтарь), кувшин. в) Пища (травяные супы на основе лебеды). У славян зерновые супы и каши. не Перун, а Перкунас, Перкунь
На юге соседями славян были ираноязычные племена. К ним принадлежали скифы. Они занимали территорию Северного Причерноморья и Крымский полуостров. На карте находим места проживания скифов.
Скотоводством, земледелием, ремеслом бог, богатырь, хата, топор, собака Общий вывод: Со всеми этими народами славяне мирно жили, происходило взаимное влияние друг на друга, мирного освоения соседних территорий. Такой процесс называется колонизация. | Индивидуальная работа.
Фронтальная работа.
Фронтальная работа
Фронтальная работа
Фронтальная работа
Фронтальная работа
| Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания. Регулятивные: совместно с читателем обнаруживают и формулируют выводы Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о своих предках, о связи между поколениями; ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; отбирают необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем. Коммуникативные: читают вслух и про себя тексты учебников и при этом ведут «диалог с автором» (прогнозируют будущее чтение, ставят вопросы к тексту и ищут ответы; проверяют себя); отделяют новое от известного; выделяют главное; составляют план | Устные ответы.
Устные ответы.
Устное задание
Записи в тетради
Устные ответы. |
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного | 7 | Работа в парах
Работа по карте | 1. Нацеливает учащихся на самостоятельную работу, поясняет задания, организует выборочный контроль. Организация работы в парах или в группах. На карте находим государства: Тюркский каганат, Аварский каганат, Хазарский каганат, Волжская Булгария, Византийская империя. Заполняем таблицу: Государственные образования тюркоязычных народов VI-IX вв. При отсутствии времени в таблицу заносим данные о Тюркском каганате, Аварском каганате, Хазарском каганате. Данные о Волжской Булгарии и Византийской империи ученики заносят в таблицу в качестве домашнего задания. Учитель: Можем ли мы теперь ответить на основной вопрос? Благоприятное ли было окружение у славян для дальнейшего развития? | 1. Выполнение заданий в рабочей тетради. 2. Рассуждают, отвечают на вопросы. Задают друг другу вопросы
Да, с большинством народов и племен были добрососедские отношения, шло мирное проникновение на соседние территории и слияние языков. Военные конфликты не имели затяжного характера и происходили в основном с юго-восточными государствами. Это позволило в дальнейшем создать свое государство | 1.Индивидуальная работа.
2.Фронтальная работа | Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации. Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради | Проверка выполнения заданий в рабочей тетради
|
V. Итоги урока. Рефлексия | 5 | Обобщение полученных на уроке сведений | Решение тестов
| Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке
| Фронтальная работа
| Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Оценивание учащихся за работу на уроке |
Домашнее задание | 2 |
| Конкретизирует домашнее задание § 2, продолжить заполнение таблицы | Записывают домашнее задание | Индивидуальная работа |
|
|
Соседи восточных славян 1. Религия иудаизм получила распространение А) в Тюркском каганате Б) в Византии В) в Хазарии
2. Во главе Тюркского государства находился: А) царь Б) каган В) император
3. В бога грома Перкуня верили: А) гунны Б) финноугры В) скифы
4. Столицей Византийской империи был город: А) Константинополь Б) Казань В) Рим
5. Авары в основном занимались: А) скотоводством Б) торговлей В) военными походами
6. Натуральный или денежный побор с покорённых племён и народов называется: А) оброк Б) барщина В) торг Г) дань
7. Первое, известное нам нападение Руси на Константинополь относится к: А) 907 г. Б) 680 г. В) 860 г. Г) 911 г.
8. Путь «из варяг в греки» соединял: А) Скандинавский полуостров с Византийской империей Б) Скандинавский полуостров с Тюркским каганатом В) Византийскую империю с Волжской Булгарией Г) Волжскую Булгарию со Скандинавским полуостровом
9. Какое из данных племён не относится к финно-угорским: А) мурома Б) весь В) литва Г) меря
10. Поляне платили дань: А) хазарам Б) варягам В) булгарам Г) веси
11. Среди названий этого города укажите лишнее: А) Византий Б) Царьград В) Рим Г) Константинополь
12. Согласно "Повести временных лет" дань обоюдоострыми мечами заплатили хазарам: А) северяне Б) ильменские словене В) поляне Г) вятичи
13. Столица Хазарского каганата - город: А) Таматарха Б) Итиль В) Саркел Г) Игрень
14. Верны ли следующие суждения? А. Ещё до появления восточных славян Восточноевропейская равнина была очень плотно заселена. Б. Славяне с оружием в руках отвоевали у местных племён часть Восточноевропейской равнины. А) верно только А Б) верно только Б В) верны оба суждения Г) оба суждения неверны
15. Государство Волжская Булгария было создано: А) иранскими племенами Б) славянскими племенами В) тюркскими племенами Г) финно-угорскими племенами | Соседи восточных славян 1. Религия иудаизм получила распространение А) в Тюркском каганате Б) в Византии В) в Хазарии
2. Во главе Тюркского государства находился: А) царь Б) каган В) император
3. В бога грома Перкуня верили: А) гунны Б) финноугры В) скифы
4. Столицей Византийской империи был город: А) Константинополь Б) Казань В) Рим
5. Авары в основном занимались: А) скотоводством Б) торговлей В) военными походами
6. Натуральный или денежный побор с покорённых племён и народов называется: А) оброк Б) барщина В) торг Г) дань
7. Первое, известное нам нападение Руси на Константинополь относится к: А) 907 г. Б) 680 г. В) 860 г. Г) 911 г.
8. Путь «из варяг в греки» соединял: А) Скандинавский полуостров с Византийской империей Б) Скандинавский полуостров с Тюркским каганатом В) Византийскую империю с Волжской Булгарией Г) Волжскую Булгарию со Скандинавским полуостровом
9. Какое из данных племён не относится к финно-угорским: А) мурома Б) весь В) литва Г) меря
10. Поляне платили дань: А) хазарам Б) варягам В) булгарам Г) веси
11. Среди названий этого города укажите лишнее: А) Византий Б) Царьград В) Рим Г) Константинополь
12. Согласно "Повести временных лет" дань обоюдоострыми мечами заплатили хазарам: А) северяне Б) ильменские словене В) поляне Г) вятичи
13. Столица Хазарского каганата - город: А) Таматарха Б) Итиль В) Саркел Г) Игрень
14. Верны ли следующие суждения? А. Ещё до появления восточных славян Восточноевропейская равнина была очень плотно заселена. Б. Славяне с оружием в руках отвоевали у местных племён часть Восточноевропейской равнины. А) верно только А Б) верно только Б В) верны оба суждения Г) оба суждения неверны
15. Государство Волжская Булгария было создано: А) иранскими племенами Б) славянскими племенами В) тюркскими племенами Г) финно-угорскими племенами |
Документ №1
« … А на Белоозере сидит весь, а на Ростовском озере меря, а на Клещине озере также меря. А по реке Оке - там, где она впадает в Волгу, - мурома, говорящая на своем языке. Вот кто только говорит по-славянски на Руси: поляне, древляне, новгородцы, полочане, дреговичи, северяне, бужане, прозванные так потому, что сидели по Бугу, а затем ставшие называться волынянами, А вот другие народы, дающие дань Руси: чудь,меря, весь, мурома, черемисы, мордва, пермь, печера, ямь, литва, зимигола, корь, нарова, ливонцы- эти говорят на своих языках».
Документ № 2
Контакты славян с финноугорскими народами. В скобках указаны даты, когда данное слово впервые появляется в письменных источниках, которые сохранились до наших дней.
Народы | Слова, заимствованные русским языком |
финны | Мойва (1550 г.), хижи (мелколесье) |
саамы | Морж (1526 г.), тундра (1631 г.) |
карелы | Пурга, нодья (лесной костер) |
коми | Нарта (1526 г.), пимы (валенки) |
(Народы России: энциклопедия, М.,1994,с.125)
Документ № 3
Контакты финноугорских народов со славянами.
«Основу экономики вепсов издревле составляло земледелие (с пережитками подсечной системы), главными орудиями которого служили топор (кирвез), соха (адр), борона-суковатка (ягез), зубчатый серп (сирп), цеп для молочения зерна (чеп)». (Народы России: энциклопедия, М., 1994, с.125)
Документ №4
Контакты славян с балтийскими народами (балты). Балты- это литовцы, латыши. А также ныне существующие пруссы, ятвяги. От балтийских народов к славянам пришли названия:
Русское слово | Народ | Литовское слово |
дёготь-темная густая жидкость из древесины | белорусы, поляки, русские, украинцы,словаки | Лит: дегугцас, дегти-«гореть» |
толока – работа общиной | белорусы, поляки, русские, | Лит: тэлкти - «набирать, нанимать» |
янтарь - окаменевшая | белорусы, сербы, русские, украинцы, хорваты | Лит: гинтарас |
баланда – жидкое кушанье | белорусы, русские, | Лит: баланда «лебеда» |
кувшин – глиняный сосуд, | белорусы, русские | Лит: каушинас |
Возможно, от балтийских народов нам достались слова: зубр – самбрис (на ятвяжском), рука – ранка (на литовском), десять – дэшимтас (на литовском), жив – гивас (на литовском), озеро – эжэрас (на литовском).
Документ № 5
Геродот о народах Северного Причерноморья
«Восточнее скифов-земледельцев, на другой стороне реки Пантикапа, обитают скифы-кочевники; они вовсе ничего не сеют и не пашут… За рекой Герой идут так называемые царские владения. Живет там самое доблестное и наиболее многочисленное скифское племя. Эти скифы считают прочих скифов себе подвластными. Их область к югу простирается до Таври (Крымский полуостров), а на восток- до рва, выкопанного потомками слепых рабов (на Керченском полуострове)»
В VII веке до н.э. скифы обитали в Причерноморских степях. В III веке до н.э. образовали рабовладельческое государство на территории современного полуострова Крым. Возможно потомки скифов слились с древнеславянскими племенами и обогатили славянский язык словами: «хорошо», «топор», «собака». Эти слова существовали на ряду со славянскими словами: «добро», «секира», «пёс».
Заполняем таблицу: Государственные образования тюркоязычных народов VI-IX вв.
Государства | Место расположения, время | Управление, | Основные | Итог |
Тюркский | от Монголии до | каган | кочевники-ско- | распад |
Аварский | на территории | каган, | кочевники- | VII в. |
Хазарский | Нижнее Поволжье, | хан язычество, | кочевники- | VIII в. брали |
Волжская ханство | Среднее Поволжье | хан ислам | земледелие, скотоводство | Xв.- зависимость от XII в.подчинили |
Византийская | Балканский п-ов, | Император | земледелие, | могущественная |
Рассмотрите схему и выполните задание
Как называл летописец Нестор древний речной путь, обозначенный на схеме цифрой «1».
Пояснение. Нестор называл этот путь «из варяг в греки».
| Рассмотрите схему и выполните задание
Напишите название отмеченного на карте пути. Пояснение. На карте Древней Руси изображен торговый путь из варяг в греки, который проходил по рекам Русской равнины.
|
© 2020, Шенгелая Елена Владимировна 645 0