СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по теме: Волга

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме: Волга»

Тема урока: Волга

Цель урока: Показать разнообразие ландшафтов Волжского бассейна. 3.Сформировать представление о роли Волги как хозяйственной оси Европейской России

Задачи:

  • Образовательная: познакомить учащихся с составом района, выявить особенности ЭГП, оценить природные условия и ресурсы.

  • Развивающая: продолжить формирование умения работать с различными источниками географической информации. Совершенствовать навыки работы с тематическими картами, умение делать выводы. Работа учащихся с картами Урала умение их сопоставлять. Развитие навыков общения, самостоятельности в работе. Продолжать развитие навыков работы с дополнительной информацией и картами. Развивать познавательный интерес и географическое мышление обучающихся; коммуникативные навыки при работе в группах; умения анализировать, сравнивать, формулировать выводы. 

Привлечение технических средств обучения.

  • Воспитательная: способствовать развитию познавательного интереса, творческой активности учащихся.

Тип урока: урок изучения нового материала

  • Методы обучения:
    по источнику знаний: словесные (беседа с опорой на субъективный опыт уч-ся, рассказ), наглядный (слайды, атласы, учебник)

  • по активности познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

  • по функции метод устного изложения (беседа, рассказ), метод самостоятельной работы по осмыслению и усвоению нового материала, метод проверки знаний и умений.

Форма урока: урок с элементами интегрирования географии, истории, экономики.
Краткая аннотация урока:

  • Предложенная модель урока позволяет обучающимся: выявить значимость реки Волги для хозяйства России, оценить природные ресурсы для развития хозяйства региона.

  • При планировании урока большое внимание уделяется организации работы обучающихся на уроке, предполагается смена деятельности детей на уроке..

  • На уроке применяются различные технологии: коммуникативная, проблемно-исследовательская, дифференцированного подхода и др.

  • Используются виды работ: с картой, контурной картой, учебником, схемами, просмотр фрагмента художественного фильма, , работа в группах, индивидуальное сообщение и др. 



Учебно-методический комплекс:
Физическая карта Урала;

Атласы 8 и 9 класса;

ТСО: (компьютер, проектор);

Учебники: «География: население и хозяйство РФ», авторы: А.И.Алексеев, В.В.Николина; «География России : население и хозяйство», авторы: В.Я.Ром., В.П.Дронов.

Оборудование: физическая карта России; учебник В.П. Дронов, В.Я. Ром. География России. Население и хозяйство


Ход урока:

1. Организационный момент.

Приветствие, психологический настрой (повернитесь друг к другу и поприветствуйте друг друга улыбками)

II. Изучение нового материала.

Учитель: Сегодня мы продолжаем изучать образ Европейской части России.

Давайте с помощью теста проверим ваши знания о особенностях Восточно-Европейской равнины. Использую игровую обучающую платформу Kahhot ((kahoot.com)

Обратите внимание на слайд. Перед вами три картинки, вам необходимо найти логическую связь, между эти объектами, т.е. что их объединяет. Это и будет тема нашего урока.

Ученики: ответы детей.

Учитель: Сегодня на уроке мы приступаем к изучению реки Волга. Название темы: Волга. (Запись темы урока).

Учитель: Какую цель мы поставим сегодня на уроке? Что необходимо узнать о реке Волга? (2. Показать разнообразие ландшафтов Волжского бассейна. 3.Сформировать представление о роли Волги как хозяйственной оси Европейской России.) (Ответы детей).

Учитель: а что вы знаете о реке Волге? Какие ассоциации возникают у вас?

(Для жителей России – это символ страны. «Мать русских рек» воспета в литературе, живописи, песнях, фольклоре. Ни о какой другой реке не говорилось столько ласковых слов, как о реке Волге).

А.Дюма в1858 году. Увидев Волгу, Дюма записал: «Каждая страна имеет свою национальную реку. Россия имеет Волгу - самую большую реку в Европе, царицу наших рек,- и я поспешил поклониться ее величеству Волге». Давайте выясним, прав ли А.Дюма, и поговорим о Волге и о России.

(Ответы детей). Один ученик показывает реку Волгу на карте. Найдите исток и устье Волги.

На какой равнине она расположена?

Сегодня мы совершим путешествие по Волге. Начинаясь из небольшого болотца на Валдайской возвышенности (д. Волговерховье в Тверской области), река несет свои воды в Каспийское море.


Учитель: Работа в парах. На партах у учащихся находится раздаточный материал по теме: река Волга. Задача, нанести на контурную карту города-миллионеры, и старые крупные города (Ярославль, Кострома) особо охраняемые территории (Астраханский, Жигулёвский, Самарская Лука, Валдайский) (Работа с атласом стр. 28-29, работа с учебником п.17. стр. 98-99) цветом выделите нефтегазовый район на карте и подписать его (атлас 9 кл. стр.11)

(Дети обозначают субъекты на контурных картах в тетради).

Учитель: работа в группах (каждой группе даны задания, объясняется выполнение работы). https://www.online-stopwatch.com/christmas/trees/ для контроля времен, использую праздничный таймер. Для поднятия настроения, и отсчета работы в группе.

Физкультминутка: Волна (штиль и шторм)

1-ая группа – отвечает на вопрос почему раньше на реке Волге были наводнения? А сейчас они остались в прошлом (учебник, стр.100) Ответ: Одна из причин, почему разрушительные наводнения остались в прошлом — Нижегородская ГЭС. К счастью, наше поколение уже не увидит таких ужасных катастроф. С 1935 года была создана сеть плотин на Волге и примыкающих реках. Они нужны, чтобы не просто защитить нас от наводнения

2-ая группа –что такое, Единая глубоководная система европейской части России. Ответ: была создана в советское время, для соединения крупных рек и улучшение условий плавания судов. «Почему Москва — порт пяти морей? Ответ: Это выражение впервые прозвучало из уст Иосифа Сталина на открытии канала имени Москвы, который соединил Москву-реку с Волгой. Идея в том, что после строительства двух каналов — имени Москвы и «Волга-Дон» — из столицы водным путём можно добраться до пяти морей: Белого, Балтийского, Черного, Азовского и Каспийского.

3-ая группа – Влияние деятельности человека на Волгу. Ответ: Человеческая деятельность постепенно истощает водные ресурсы реки, потому что вода из нее активно разбирается на сельскохозяйственные нужды для орошения полей. Кроме того, промышленная деятельность людей сильно загрязняет Волгу, в нее попадают всяческие стоки и отходы.

Выступление 1 – ой группы (сопровождают показом на карте и приклеивают полоски на доске). Почему на берегах Волги расположены многие крупные города?

(Потому что, Волга является источником питьевой воды, поставщиком электроэнергии. На Волге построено много ГЭС.)

Выступление 2- ой группы Вывод: Таким образом Волга, связанная тесными узами со своими притоками и другими реками, стала осью Единой глубоководной системы европейской части России. Осуществилась мечта Петра I протянуть через всю страну водные пути и связать ими северные и южные моря.


Закрепление: решение кроссворда. (Приложение 1)
IV. Рефлексия

«Восхождение на пик знаний». Даётся карточка с изображением горы. Если вы считаете, что хорошо усвоили материал на уроке, разобрались в изученной теме, то нарисуйте себя на вершине горы. Если осталось что-то неясно, нарисуйте себя ниже, а слева или справа решите сами.



Домашнее задание: §17

1 уровень – ответить на вопросы в конце параграфа

2 уровень – Презентация «Астраханский заповедник» или «Жигулевский заповедник»

3 уровень - Буклет «Туристический маршрут по Волге»

Подведение итогов, выставление оценок

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Кроссворд по теме: Волга

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. В месте впадения Волги в Каспийское море – был создан один из первых в России заповедников.

  2. Искусственный водоём для хранения или регулирования запасов воды.

  3. В каком субъекте РФ находится исток реки Волги?

  4. Город-миллионер, который находится в нижнем течении реки Волги

  5. В какое море впадает река Волга

  6. Значительные затопления местности, возникающие в результате подъема уровня воды в реке, в водохранилище или в озере.





















 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

н

а

в

о

д

н

е

н

и

е

 

 

 

 

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

л

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

т

в

е

р

ь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

о

 

а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

д

 

д

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

о

 

 

 

5

 

 

 

 

 

1

а

с

т

р

а

х

а

н

с

к

и

й

 

 

 

 

 

 

 

 

 

р

 

 

 

а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а

 

 

 

с

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

н

 

 

 

п

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

и

 

 

 

и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

л

 

 

 

й

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

щ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

е

 

 

 

 

 

 

 

 

 





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!