Тема урока: Волга
Цель урока: Показать разнообразие ландшафтов Волжского бассейна. 3.Сформировать представление о роли Волги как хозяйственной оси Европейской России
Задачи:
Образовательная: познакомить учащихся с составом района, выявить особенности ЭГП, оценить природные условия и ресурсы.
Развивающая: продолжить формирование умения работать с различными источниками географической информации. Совершенствовать навыки работы с тематическими картами, умение делать выводы. Работа учащихся с картами Урала умение их сопоставлять. Развитие навыков общения, самостоятельности в работе. Продолжать развитие навыков работы с дополнительной информацией и картами. Развивать познавательный интерес и географическое мышление обучающихся; коммуникативные навыки при работе в группах; умения анализировать, сравнивать, формулировать выводы.
Привлечение технических средств обучения.
Воспитательная: способствовать развитию познавательного интереса, творческой активности учащихся.
Тип урока: урок изучения нового материала
Методы обучения:
по источнику знаний: словесные (беседа с опорой на субъективный опыт уч-ся, рассказ), наглядный (слайды, атласы, учебник)
по активности познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
по функции метод устного изложения (беседа, рассказ), метод самостоятельной работы по осмыслению и усвоению нового материала, метод проверки знаний и умений.
Форма урока: урок с элементами интегрирования географии, истории, экономики.
Краткая аннотация урока:
Предложенная модель урока позволяет обучающимся: выявить значимость реки Волги для хозяйства России, оценить природные ресурсы для развития хозяйства региона.
При планировании урока большое внимание уделяется организации работы обучающихся на уроке, предполагается смена деятельности детей на уроке..
На уроке применяются различные технологии: коммуникативная, проблемно-исследовательская, дифференцированного подхода и др.
Используются виды работ: с картой, контурной картой, учебником, схемами, просмотр фрагмента художественного фильма, , работа в группах, индивидуальное сообщение и др.
Учебно-методический комплекс:
Физическая карта Урала;
Атласы 8 и 9 класса;
ТСО: (компьютер, проектор);
Учебники: «География: население и хозяйство РФ», авторы: А.И.Алексеев, В.В.Николина; «География России : население и хозяйство», авторы: В.Я.Ром., В.П.Дронов.
Оборудование: физическая карта России; учебник В.П. Дронов, В.Я. Ром. География России. Население и хозяйство
Ход урока:
1. Организационный момент.
Приветствие, психологический настрой (повернитесь друг к другу и поприветствуйте друг друга улыбками)
II. Изучение нового материала.
Учитель: Сегодня мы продолжаем изучать образ Европейской части России.
Давайте с помощью теста проверим ваши знания о особенностях Восточно-Европейской равнины. Использую игровую обучающую платформу Kahhot ((kahoot.com)
Обратите внимание на слайд. Перед вами три картинки, вам необходимо найти логическую связь, между эти объектами, т.е. что их объединяет. Это и будет тема нашего урока.
Ученики: ответы детей.
Учитель: Сегодня на уроке мы приступаем к изучению реки Волга. Название темы: Волга. (Запись темы урока).
Учитель: Какую цель мы поставим сегодня на уроке? Что необходимо узнать о реке Волга? (2. Показать разнообразие ландшафтов Волжского бассейна. 3.Сформировать представление о роли Волги как хозяйственной оси Европейской России.) (Ответы детей).
Учитель: а что вы знаете о реке Волге? Какие ассоциации возникают у вас?
(Для жителей России – это символ страны. «Мать русских рек» воспета в литературе, живописи, песнях, фольклоре. Ни о какой другой реке не говорилось столько ласковых слов, как о реке Волге).
А.Дюма в1858 году. Увидев Волгу, Дюма записал: «Каждая страна имеет свою национальную реку. Россия имеет Волгу - самую большую реку в Европе, царицу наших рек,- и я поспешил поклониться ее величеству Волге». Давайте выясним, прав ли А.Дюма, и поговорим о Волге и о России.
(Ответы детей). Один ученик показывает реку Волгу на карте. Найдите исток и устье Волги.
На какой равнине она расположена?
Сегодня мы совершим путешествие по Волге. Начинаясь из небольшого болотца на Валдайской возвышенности (д. Волговерховье в Тверской области), река несет свои воды в Каспийское море.
Учитель: Работа в парах. На партах у учащихся находится раздаточный материал по теме: река Волга. Задача, нанести на контурную карту города-миллионеры, и старые крупные города (Ярославль, Кострома) особо охраняемые территории (Астраханский, Жигулёвский, Самарская Лука, Валдайский) (Работа с атласом стр. 28-29, работа с учебником п.17. стр. 98-99) цветом выделите нефтегазовый район на карте и подписать его (атлас 9 кл. стр.11)
(Дети обозначают субъекты на контурных картах в тетради).
Учитель: работа в группах (каждой группе даны задания, объясняется выполнение работы). https://www.online-stopwatch.com/christmas/trees/ для контроля времен, использую праздничный таймер. Для поднятия настроения, и отсчета работы в группе.
Физкультминутка: Волна (штиль и шторм)
1-ая группа – отвечает на вопрос почему раньше на реке Волге были наводнения? А сейчас они остались в прошлом (учебник, стр.100) Ответ: Одна из причин, почему разрушительные наводнения остались в прошлом — Нижегородская ГЭС. К счастью, наше поколение уже не увидит таких ужасных катастроф. С 1935 года была создана сеть плотин на Волге и примыкающих реках. Они нужны, чтобы не просто защитить нас от наводнения
2-ая группа –что такое, Единая глубоководная система европейской части России. Ответ: была создана в советское время, для соединения крупных рек и улучшение условий плавания судов. «Почему Москва — порт пяти морей? Ответ: Это выражение впервые прозвучало из уст Иосифа Сталина на открытии канала имени Москвы, который соединил Москву-реку с Волгой. Идея в том, что после строительства двух каналов — имени Москвы и «Волга-Дон» — из столицы водным путём можно добраться до пяти морей: Белого, Балтийского, Черного, Азовского и Каспийского.
3-ая группа – Влияние деятельности человека на Волгу. Ответ: Человеческая деятельность постепенно истощает водные ресурсы реки, потому что вода из нее активно разбирается на сельскохозяйственные нужды для орошения полей. Кроме того, промышленная деятельность людей сильно загрязняет Волгу, в нее попадают всяческие стоки и отходы.
Выступление 1 – ой группы (сопровождают показом на карте и приклеивают полоски на доске). Почему на берегах Волги расположены многие крупные города?
(Потому что, Волга является источником питьевой воды, поставщиком электроэнергии. На Волге построено много ГЭС.)
Выступление 2- ой группы Вывод: Таким образом Волга, связанная тесными узами со своими притоками и другими реками, стала осью Единой глубоководной системы европейской части России. Осуществилась мечта Петра I протянуть через всю страну водные пути и связать ими северные и южные моря.
Закрепление: решение кроссворда. (Приложение 1)
IV. Рефлексия
«Восхождение на пик знаний». Даётся карточка с изображением горы. Если вы считаете, что хорошо усвоили материал на уроке, разобрались в изученной теме, то нарисуйте себя на вершине горы. Если осталось что-то неясно, нарисуйте себя ниже, а слева или справа решите сами.
Домашнее задание: §17
1 уровень – ответить на вопросы в конце параграфа
2 уровень – Презентация «Астраханский заповедник» или «Жигулевский заповедник»
3 уровень - Буклет «Туристический маршрут по Волге»
Подведение итогов, выставление оценок
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Кроссворд по теме: Волга
В месте впадения Волги в Каспийское море – был создан один из первых в России заповедников.
Искусственный водоём для хранения или регулирования запасов воды.
В каком субъекте РФ находится исток реки Волги?
Город-миллионер, который находится в нижнем течении реки Волги
В какое море впадает река Волга
Значительные затопления местности, возникающие в результате подъема уровня воды в реке, в водохранилище или в озере.
| | | | | | | | 4 | | | | | | | |
| | | | | 6 | н | а | в | о | д | н | е | н | и | е |
| | | | | | | | о | | | | | | | |
| | | | | | | | л | | | | | | | |
| | | | | | | | г | | | | | | | |
| | | | | | | | о | | | | | | | |
| | | | | | 2 | | г | | | | | | | |
| | | | 3 | т | в | е | р | ь | | | | | | |
| | | | | | о | | а | | | | | | | |
| | | | | | д | | д | | | | | | | |
| | | | | | о | | | | 5 | | | | | |
1 | а | с | т | р | а | х | а | н | с | к | и | й | | | |
| | | | | | р | | | | а | | | | | |
| | | | | | а | | | | с | | | | | |
| | | | | | н | | | | п | | | | | |
| | | | | | и | | | | и | | | | | |
| | | | | | л | | | | й | | | | | |
| | | | | | и | | | | | | | | | |
| | | | | | щ | | | | | | | | | |
| | | | | | е | | | | | | | | | |