СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по теме: "Пищеварение"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок биологии 8 класс по теме:"Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме: "Пищеварение"»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА «Пищеварение в кишечнике. Всасывание».

Тема урока

Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ

Тип урока

Урок общеметодологической направленности

Целевые установки

Личностные: формирование научного мировоззрения обучающихся, ценностей биологического знания как важнейшего компонента естественно-научной картины мира.

Метапредметные: развитие познавательные интересы и мотивы; умения работать в группе, выделять ключевые мысли в тексте, работать с дополнительной литературой, Интернет-ресурсами.

Предметные: ознакомление с процессом пищеварения в кишечнике, всасыванием питательных веществ.

Основное содержание изучаемой темы

Человек и здоровье. Химическая обработка пищи в тонком кишечнике и всасывание питательных веществ. Печень и её функции. Толстая кишка, аппендикс и их функции.

Ключевые опорные точки темы урока

Человек и здоровье. Изменение в тонкой кишке. Функции печени. Значение толстой кишки.

Термины и понятия

Желчь, поджелудочная железа, поджелудочный сок, кишечный сок, питательные вещества, брыжейка, кишечные ворсинки, кишечная стенка, печень, незаменимые аминокислоты, мочевина, гликоген, аппендикс, аппендицит.

Планируемые образовательные результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

Понимание роли процесса пищеварения в кишечнике и всасывания питательных веществ для всего организма.

Познавательные УУД: умение структурировать знания о пищеварении в кишечнике, роли поджелудочной железы, печени, кишечных желез в пищеварении, о всасывании питательных веществ в пищеварительном канале.

Регулятивные УУД: умение ставить учебные цели с помощью учителя и самостоятельно, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения.

Коммуникативные УУД: умение учитывать позицию собеседника (партнера), организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками.

Обучающиеся должны знать: основные понятия темы, функции тонкого кишечника, пищеварительных соков, выделяемых в просвет тонкой кишки, кишечных ворсинок.

Обучающиеся должны уметь: описывать с помощью иллюстрации в учебнике строение кишечных ворсинок; различать пищевые вещества по особенностям всасывания их в тонком кишечнике; раскрывать роль печени и аппендикса в организме человека; описывать механизм регуляции глюкозы в крови; называть функции толстой кишки.

Организация деятельности обучающихся в информационно-коммуникационной предметной среде

Информационные ресурсы

Формы работы

Межпредметные связи

Дидактические и раздаточные материалы

Биологический

эксперимент

Демонстрации


Диагностические материалы


  1. Учебник Биология

Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология: человек Учебник для учащихся 8 класс общеобразовательных учреждений.-2-е изд: 2022 г. - с.141-144, рис.67

Рабочая тетрадь с печатной основой:

Задание 109, 110, 111, 114, с.69-72.

Интернет-ресурсы:

Подготовка брошюры «Пищевые отравления», «Влияние алкоголя и курения на пищеварение», «Старайся правильно питаться!»

Интерактивные:

презентация «Пищеварение в кишечнике», «Острый аппендицит».

коллективная (К);

индивидуальная (И);

парная (П);

групповая (Г)

Химия, ОБЖ

1.Информационный текст «Всасывание».


Лабораторное исследование:

Практическая работа:

Виртуальный эксперимент:




1.Типовые задания.

2. Учебно-познавательные задачи.

3. Учебно-практические задачи.

4.Информационный текст.






Технология урока, направленная на реализацию системно-деятельностного подхода


Деятельность учителя и обучающихся

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД обучающихся как результат совместной деятельности

I. Актуализация изученного

  1. Организует деятельность по актуализации знаний о пищеварении в ротовой полости и желудке с помощью таблицы

- Что вы уже узнали о пищеварении?

1)Из каких органов состоит пищеварительная система?

2)Какие процессы происходят в ротовой полости?

3)Какие процессы происходят в желудке?

4)Какие функции выполняет желудок?

5)Какие форму и размер имеет желудок?

  1. Внимательно слушают вопросы учителя (К) и отвечают на них (И)

  2. Самостоятельно заполняют столбец «До» в таблице:

ДО

УТВЕРЖДЕНИЕ

ПОСЛЕ


Кишечник человека состоит из тонкой и толстой кишки.



Двенадцатиперстная кишка – основное место расщепления всех питательных веществ.



Среда в тонком кишечнике щелочная.



В толстой кишке происходит всасывание воды.



Больше всего ферментов содержит поджелудочный сок.



Желчь расщепляет жиры.



В толстом кишечнике живут бактерии, вызывающие гниение.



  1. Поработайте над этим заданием самостоятельно.

  2. В столбце «ДО» поставьте «+», если вы согласны с утверждением, или «-», если не согласны с утверждением.

  3. Чтобы принять решение учитывайте ваш личный опыт, знания и убеждения.


Личностные: умение осмысливать свои знания о процессе пищеварения в желудке.

Метапредметные

Познавательные:

Регулятивные: Слушать вопросы и дополнять, уточнять ответы одноклассников.

Коммуникативные: Воспринимать на слух вопросы учителя и ответы учащихся. Строить понятные для собеседника речевые высказывания, допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его
собственной, и ориентироваться на позицию партнера в
общении и взаимодействии.

Предметные: актуализировать знания обучающихся о процессе пищеварения в кишечнике, всасывании питательных веществ, о значении толстой кишки в процессе пищеварения

II. Самоопределение к изучению нового материала и целеполагание


1.Организует обсуждение проблемного вопроса.

( 2 -3 гипотезы записываются учителем на доске)


2.С помощью вопросов подводит учащихся к формулировке цели и учебных задач урока.


3.Предлагает сформулировать цель урока и выстроить учебные задачи для достижения намеченной цели


1.Ученики, отвечая на проблемный вопрос учителя «Как отличается форма строения желудка от формы строения кишечника и чем это объясняется»? Выдвигают гипотезы и ищут ответы на них(И) .











2.Ищут ответы на вопрос учителя для формулирования цели и задач урока (К).













3.С помощью учителя работаю по целеполаганию (К, И). Моя цель на уроке узнать о….


Личностные: умение формировать учебно-познавательную мотивацию учения, (интерес) и находить ответ на вопрос о том, «какой смысл имеет для меня учение».

Метапредметные

Познавательные:

Высказывать логические рассуждения в выдвижении гипотез. Осознанно и произвольно строить речевые высказывания при выдвижении гипотез и их обсуждении. Регулятивные: Ставить учебные цели с помощью учителя и самостоятельно. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Определять цели, способы взаимодействия.

III. Учебно-познавательная деятельность


  1. Организует работу в 3-х группах, анализирует и корректирует результаты работы групп.




















  1. Организует работу с текстом «Всасывание»





  1. Предлагает выполнить задание 111 в РТ.


  1. Используя материал П. 33 заполняют таблицу в тетрадях. Заполнение таблицы происходит по группам (Г):

1 группа. Изучают текст на с.141-142. Заполняют таблицу.

Орган

Особенности строения и состава.

Функции

Вырабатываемые вещества

Тонкая кишка





2 группа. Изучают текст на с.142. Заполняют таблицу.


Орган

Особенности строения и состава.

Функции

Вырабатываемые вещества

Печень





3 группа. Изучают текст на с.142-143. Заполняют таблицу.

Орган

Особенности строения и состава.

Функции

Вырабатываемые вещества

Толстая кишка






Афиширование результатов работы (Г).


  1. Читают текст и отвечают на вопросы:

1.Где заканчивается пищеварение?

2.Что такое всасывание?

3.Каков механизм всасывания?

4.Какие продукты пищеварения интенсивно всасываются в кровь?


  1. Пользуясь рис.67 на с.141.выполняют задание 111 в РТ на с.70 (И).

Личностные: умение понимать и осмысливать знания о работе кишечника, важности процесса всасывания питательных веществ в организме

Метапредметные

Познавательные:

Общеучебные

  • Осознанно строить речевые высказывания.

  • Искать и выделять необходимую информацию.

Логические

  • Анализировать объекты  с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

  • Устанавливать причинно-следственные связи,   строить логические цепи рассуждений.

Знаково-символические действия

  • Структурировать знания.

  • Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

  • Переводить информацию из одной знаковой системы в другую:

-из полного текста в таблицу.

Регулятивные:

  • Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения.

  • Осуществлять итоговый и пошаговый контроль своих действий.

Коммуникативные:

  • Инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации.

  • С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

  • Владеть монологической и диалогической формами речи.

Предметные: умение актуализировать знания обучающихся о процессе пищеварения в кишечнике, всасывании питательных веществ, о значении толстой кишки в процессе пищеварения.



IV. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

1. Организует самостоятельную работу по вариантам (РТ с.70)

2. Предлагает разрешить жизненную ситуацию, и выявить основные ошибки в поведении девочки

(с использованием материала учебника на с.143).

1. Самостоятельно работают (И):

I вариант –с.70 задание 109;

II вариант –с.70, задание 110.



2.Работают в парах с текстом «Острый аппендицит».

Задание: читают и анализируют текст, выявляют основные ошибки в поведении заболевшей девочки (К):

«Острый аппендицит»

Из медицинской карты врача:

«1 июня. Солнце палило беспощадно. Чтобы купить вещи Вере предстояло обойти еще несколько магазинов, но сил уже не оставалось. Утомляла не только жара, но и слабость, начинающаяся где-то в животе.
2 июня. Следующее утро не принесло желанных сил и бодрости. К вечеру друзья позвали поиграть в волейбол, и, несмотря на общее недомогание, Вера не хотела упускать возможности хорошо провести время. Уже на спортивной площадке она стала понимать, что совершила ошибку, согласившись. Живот словно был наполнен колючками, из-за которых даже дышать было тяжело.
2 июня - ночь. Уснуть не удавалось. Тошнота подкатывала к горлу, колючки в животе выросли в булыжники с острыми краями. Вспоминая существующие болезни, Вера пыталась понять, что же с ней происходит».


Личностные: умение формировать учебно-познавательную деятельность.

Метапредметные

Познавательные:

Общеучебные

  • Осознанно строить речевые высказывания.

  • Искать и выделять необходимую информацию.

Логические

  • Анализировать объекты  с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

  • Устанавливать причинно-следственные связи,   строить логические цепи рассуждений.

Знаково-символические действия

  • Структурировать знания.

  • Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Регулятивные:

  • Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения.

  • Осуществлять итоговый и пошаговый контроль своих действий.

Коммуникативные:

  • Инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации.

  • С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

  • Владеть монологической и диалогической формами речи.

Предметные: актуализировать знания обучающихся о процессе пищеварения в кишечнике, всасывании питательных веществ, уметь анализировать жизненные ситуации.

V. Оценочно-рефлексивная деятельность

I. Организует деятельность по закреплению и оцениванию изученного материала и предлагает обучающимся выбрать один вопрос на с.143 и обсудить его в парах.


2.Организует выполнение задания «Найди соответствие».























II. Предлагает в таблице заполнить третий столбец

  1. Выбирают вопросы (И), обсуждают ответы в парах (П), отвечают на них.












  1. На основе имеющихся знаний дополняют третье понятие так, чтобы в правой части существовала такая же связь, как в левой части соответствия. Взаимопроверяют себя по эталону (И):

Пример эталона: Предсердие - сердце = желчный пузырь – печень


Задание.

легкие – дыхание == тонкий кишечник –…….

зубы – кариес == десна – …………

желудок – желудочные железы = ротовая полость –…………

печень – желчь = поджелудочная железа – …………….

углеводы – глюкоза = белки – …………………….

желудок – язва желудка = аппендикс – ……………………


II. Самостоятельно оценивают свою деятельность на уроке и заполняют третий столбец в таблице.

Личностные: понимать роль процесса пищеварения в кишечнике и всасывания питательных веществ для всего организма.

Метапредметные

Познавательные:

Логические

    • синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;

Знаково-символические действия

  • Структурировать знания.

  • Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Регулятивные:

  • Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения.

  • Осуществлять итоговый и пошаговый контроль своих действий.

Коммуникативные:

  • Инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации.

  • С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

  • Владеть монологической и диалогической формами

речи.

Предметные: закрепить знания о процессе пищеварения в кишечнике, всасывании питательных веществ, о значении толстой кишки в процессе пищеварения.

Домашнее задание:

Для всех параграф 33, рабочая тетрадь (РТ) с.71, задание 112.

На выбор подготовить сообщение об опытах академика И.П.Павлова над безусловными и условными рефлексами, оформить брошюры «Пищевые отравления», «Влияние алкоголя и курения на пищеварение», «Старайся правильно питаться!»

Подготовка к ГИА выучить термины урока







Приложение 1

Прочитайте текст и ответьте на вопросы:

Текст «Всасывание»

В тонкой кишке происходит превращение пищевых веществ в те соединения, которые усваиваются организмом. Здесь переваривается около 80% поступивших с пищей углеводов и почти 100% белков и жиров. В тонком кишечнике осуществляется и интенсивное всасывание питательных веществ. Что же из себя представляет всасывание?

Всасывание – это совокупность процессов, обеспечивающих перенос веществ из кишки в кровь и лимфу, которые осуществляются преимущественно в тонкой кишке. Органами всасывания являются ворсинки.

Ворсинки – это тонкие выступы слизистой кишки длинной около 1 мм. Внутренняя поверхность кишечника имеет площадь 0,65 кв.м, наличие ворсинок увеличивает площадь кишечника до 4 – 5 кв.м (что в 2- 3 раза больше поверхности всего тела). Вдоль ворсинки располагаются гладкие мышечные волокна, которые во время пищеварения сокращаются, а содержимое их кровеносных и лимфатических сосудов выдавливается и уходит в общий ток крови и лимфы. При расслаблении мышечных волокон ворсинка расправляется, набухает и накапливает всосавшиеся через эпителий питательные вещества. Действие ворсинок как всасывающего аппарата напоминает работу насоса. Ворсинки сокращаются от 4 до 6 раз в минуту.

Проникшие через стенки ворсинок продукты всасывания поступают в кровеносные капилляры и лимфатические сосуды. Непосредственно в кровь всасывается глюкоза и расщепленные до аминокислот белки. Жиры при наличии желчи всасываются в виде растворенных в воде солей жирных кислот и глицерина, в клетках эпителия они превращаются в характерные для человека жировые вещества, за тем поступают из кишечника не сразу в кровь, а сначала в лимфу и уже оттуда попадают в кровеносную систему. Всасывание поступающих с пищей жиров невелико. Всего за сутки у человека может всосаться примерно 150 – 160 г жира. Некоторые вещества всасываются не только в тонком отделе кишечника, но и в других отделах пищеварительного тракта: часть лекарств и воды - в ротовой полости; в желудке – вода, алкоголь, соли, глюкоза, аминокислоты; в толстой кишке – вода, могут всасываться и углеводы.

Вопросы:


1.Где заканчивается пищеварение?

2.Что такое всасывание?

3.Каков механизм всасывания?

4.Какие продукты пищеварения интенсивно всасываются в кровь?











Приложение 2

ТАБЛИЦА

  1. Поработайте над этим заданием самостоятельно.

  2. В столбце «ДО» поставьте «+», если вы согласны с утверждением, или «-», если не согласны с утверждением.

  3. Чтобы принять решение учитывайте ваш личный опыт, знания и убеждения.


ДО

УТВЕРЖДЕНИЕ

ПОСЛЕ


Кишечник человека состоит из тонкой и толстой кишки.



Двенадцатиперстная кишка – основное место расщепления всех питательных веществ.



Среда в тонком кишечнике щелочная.



В толсто кишке происходит всасывание воды.



Больше всего ферментов содержит поджелудочный сок.



Желчь расщепляет жиры.



В толстом кишечнике живут бактерии, вызывающие гниение.


  1. Теперь по завершению изучения ещё раз прочтите утверждения.

  2. В столбце «ПОСЛЕ» поставьте «+», если вы согласны с утверждением, или «-», если не согласны с утверждением.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!