СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта по биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

технологическая карта к уроку биологии разработана в соответствии с ФГОС по теме "Пищеварение в ротовой полости"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта по биологии»

Технологическая карта урока биологии учителя биологии Петрашовой М.А.

Предмет

Биология

Класс

8

Тип урока

Комбинированный, исследовательский

Тема

Пищеварение в ротовой полости

Цель

Формирование представлений об особенностях пищеварения в ротовой полости, механизме пищеварения в ротовой полости, свойствах ферментов, строении и типах зубов, рефлексивной регуляции в ротовой полости; развитие умений сравнивать, анализировать и делать выводы;Осуществление собственной самооценки учебной деятельности на уроке.

Задачи

Развивать умение сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека.( личностные УУД);

Развивать умение обнаруживать и формулировать учебную проблему, тему урока совместно с учителем; определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать свою версию ( регулятивные УУД)

Развивать умение слушать и понимать речь других; работать в группе, выполнять разные роли (коммуникативные УУД)

Развивать умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. ( познавательные УУД)

Условные обозначения УУД: Личностные – Л, Познавательные – П ,Регулятивные – Р



Средства обучения:

  • Кусок накрахмаленного бинта величиной с ладонь, блюдце со слабым раствором йода, ватные палочки;

  • компьютер, проектор;

  • мультимедийная презентация;

  • учебная литература.









Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.




Организационный момент – 2 минуты


Учитель проверяет готовность обучающихся к уроку. Создаёт эмоциональный настрой на работу.





2.

актуализация знаний и умений – 8 минут


Предлагает вспомнить основные понятия по теме « Строение органов пищеварения». Раздаёт карточки с заданиями, после завершения выполнения, проводит взаимопроверку.

Создание проблемной ситуации.- «Почему мы, когда долго жуем хлеб, он становится сладким?- Какой вкус вы назвали бы приятным, а какой – нет?- Чем мы ощущаем вкус пищи?- Еще в Древней Индии применяли «испытание рисом». На суде для решения вопроса о виновности или невиновности подсудимого предлагали съесть сухой рис. Если он его съест, значит, он не виновен, если нет, то виновен. Можно ли в данном случае на 100% говорить о виновности или невиновности человека?»


Выполняют задания по карточкам.

Л: Ориентируются в социальных ролях и межличностных отношениях

П: Умеют структурировать знания, развитие логического мышления

К: Умеют адекватно использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения

Р: Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.


3.

Изучение нового материала – 22 минуты;


Изучение нового материала

1. Формирует 4 группы по желанию учащихся: 1.Группа «Анатомы».

2.Группа «Практики». 3.Группа «Теоретики». 4.Группа «Методисты».

2.Раздает задания группам.

Групповая работа.

Ученики получают карточки с заданиями.

Задания групп:

1.Группа «Анатомы» изучает дополнительный материал о составе слюны, расположении слюнных желез, готовит выступление для всего класса. Приложение№2.

2.Группа «Практики» выполняет лабораторную работу «Действие ферментов слюны на крахмал», объясняет методику изучения слюнных желез, готовит сообщения для класса. Приложение№3.

3.Группа «Теоретики» изучает материал о глотании. Приложение№4.

4.Группа «Методисты» работает над дополнительным материалом, раскрывающим методику изучения функций слюнных желез, готовит сообщения для класса Приложение№5




Работа в группах

Л: Осознают смысл учения и понимают личную ответственность за будущий результат

П: Конструируют новый способ действия и формируют понятия

К: Проводят коллективное исследование. Участвуют в обсуждении содержания материала. Групповая работа : выступление представителей групп, обмен мнениями, рефлексия деятельности в группе.

Р: Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату;


4.

Закрепление и систематизация материала – 8 минут;


1. Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом:

- Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Чьи версии подтвердились? Как оцените свою работу?

  1. Раздаёт карточки с заданием. Тест (правильные варианты ответов дают слово ЖЕЛУДОК – тема следующего урока)

  2. Пословицы, поговорки о еде, пищеварении

  3. Найди ошибку:

Центр слюноотделения расположен в ПРОМЕЖУТОЧНОМ мозге.

Поэтому, когда мы чувствуем запах шашлыка , но его не едим, начинается рефлекс БЕЗУСЛОВНОГО слюноотделения. В день у взрослого человека выделяется 4 литра слюны, которая выделяется из 8 пар желез. Слюна расщепляет ЖИРЫ. Содержащийся в ней белок ТРИПСИН обволакивает пищу, образуя пищевой комок. Затем пищевой комок попадает в глотку. При этом надгортанник ОТКРЫТ.

  1. Установи соответствие между органами и выполняемыми функциями:   

      Органы:                    А-язык; Б-зубы; В- слюна   Г –губы

       Функции:

  1. Механическое измельчение (А, Б)

  2. Образование пищевого комка (А, В)

  3. Частичное расщепление углеводов(В)

  4. Определение качества пищи и ее температуры (А)

  5. Орган речи (А, Б, Г)

Ситуация для развития мышления:

По рассказу учителя выяснить и решить вопрос.

Можно ли данный метод применять в судах в настоящее время?

Еще в Древней Индии применяли «испытание рисом». На суде для решения вопроса о виновности или невиновности подсудимого предлагали съесть сухой рис. Если он его съест, значит, он не виновен, если нет, то виновен. Можно ли в данном случае на 100% говорить о виновности или невиновности человека?




К: Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих знаний.

Р: Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

Л: Умеют ориентироваться в своей системе знаний и осознают необходимость нового знания.

5.

подведение итогов урока. Рефлексия – 2 минуты;


1.Я сегодня узнал много нового.

2.Мне это пригодится в жизни.

3.На уроке было много интересного.

4. На все вопросы я получил ответы.

5.На уроке я работал добросовестно.

Примечание. Ко всем вопросам поставьте знак : (-) нет и (+)да.


Дают самооценку своей работы на уроке.









Приложение№1

Ротовая полость – часть пищеварительной системы. Какие еще органы составляют ее. Назовите их по порядку.

Самый верхний «этаж» пищеварительной системы – ротовая полость. Глотательные и сосательные движения ребенок начинает производить уже на пятом месяце эмбриональной жизни. После рождения у малышей через полость рта происходит активное взаимодействие с внешней средой: обычно они познают окружающие предметы, пытаясь запихнуть в их рот. Затем в течение жизни этот орган служит нам подручным лечебным средством: подобно животным, мы часто зализываем с помощью рта царапины или ушибы. Ну и конечно, именно с помощью рта человек оценивает вкус, температуру, консистенцию пищи.

        Сверху ротовая полость ограничена твердым и мягким небом, сбоку щеками, снизу – диафрагмой рта. Изнутри полость покрыта слизистой оболочкой – расположенные здесь железы выделяют слюну. В ротовой полости пища смачивается слюной и пережевывается, то есть происходит ее химическая и механическая обработка.

 За механическую обработку отвечают зубы. Они разрывают, размельчают и перетирают пищу благодаря движению нижней челюсти относительно неподвижной верхней. Еще Сервантес говорил: «Рот без зубов - все равно что мельница без жерновов». Зубы - это обнаженная часть нашего скелета, и каждый зуб - живой орган. Зуб имеет коронку, расположенную над десной, шейку и корень, находящийся внутри десны. Коронки покрыты крепкой эмалью желтовато-белого цвета. Под эмалью располагается плотное вещество - дентин. Дентинные клетки обеспечивают жизнь зуба, их гибель означает его смерть. Внутри находится полость, заполненная мякотью - пульпой, которая пронизана кровеносными сосудами и нервными окончаниями.

Сколько у человека зубов?

У новорожденного младенца вообще нет зубов. Обычно они появляются на 7-м месяце жизни; к одному году ребенок имеет 8 зубов, а к трем годам - 20. Это молочные зубы. Такое название дал Гиппократ. Он считал, что эти зубы образуются из материнского молока. После выпадения молочных к 6-7 годам их сменяют соответствующие постоянные. Кроме того, к 18-25 годам, в «мудрый период» жизни человека появляются зубы мудрости. У 10% людей их вообще нет. Бывают случаи, когда они появляются  только к 60-70 годам. Нам эти зубы не обязательны, а нашим предкам, потреблявшим грубую пищу они были необходимы.

Зубы различны по форме коронки и выполняемым функциям. Четыре резца имеют долотообразную коронку  и одиночный корень. Клыки - по 2 на каждой челюсти - имеют коронку с двумя режущими краями, сходящимися под углом, корень одиночный. Малые коренные зубы - по 4 на каждой челюсти - лежат за клыками, корень одиночный. Больших коренных зубов на каждой челюсти 6. Форма коронки кубовидная, верхние зубы имеют три корня, нижние - два. Расположение зубов можно записать в виде формулы.

3 2 1 2

2 1 2 3

верхняя челюсть

3 2 1 2

2 1 2 3

нижняя челюсть

Вопросы.

1. Сколько зубов у взрослого человека?

2. Каково внешнее строение зуба?

3. Как различаются зубы по форме коронки?

4. Почему в больнице, когда удаляют зуб, идет кровь и вы испытываете боль?

В ротовой полости параллельно механической происходит химическая обработка пищи с помощью слюны. В пределах твердого неба находится до 30 выводных отверстий слюнных желез, в пределах мягкого неба - до 230. Значительно более крупные железы - околоушные, подъязычные и подчелюстные. Нажмите на щеки впереди и ниже ушей с левой и правой сторон. Чувствуете, как во рту появляется слюна? Это место положения околоушных желез. Нажмите под нижней челюстью с левой и правой сторон, отступая на 2-3 см от ее углов к центру, пока не почувствуете, как ротовая полость наполняется слюной. Это место положения подчелюстной слюнной железы.

Подъязычная железа лежит глубоко. Ее прощупать не удастся. Посмотрите на рисунок и запомните расположение слюнных желез. При потреблении разных продуктов питания выделяется неодинаковое количество слюны. Это зависит от консистенции пищи. Когда мы едим мясо, выделяется 1, 1 мл слюны, хлеба – 2 мл, сухарей – 3 мл. Состав слюны зависит от функционального состояния и возраста человека. Внешне она похожа на воду, но в 18-35 раз более вязкая.

Приложение №2

Первый пищеварительный сок. Во рту слюной пища смачивается. Это облегчает не только ее механическое измельчение, но и подвергает химическому разложению. Увлажненные слюной куски легче разлагаются желудочным соком.

Вся слизистая оболочка рта, от губ до зева, имеет множество слюнных и слизистых желез разной величины. На внутренней стороне губ они с просяное зерно, но много среди них микроскопически малых. Крупные железы похожи на гроздья винограда, их 3 пары: подъязычные, поднижнечелюстные, околоушные.

Околоушную железу можно обнаружить, если сжать пальцами щеки впереди ушей. Чувствуется, как слюна заполняет рот. Околоушные железы выделяют самую жидкую слюну.

Если слегка сжать кожу под нижней челюстью, тоже начнется выделение слюны в ротовую полость. Это подчелюстная слюнная железа. Подъязычную прощупать не удается, т.к. она находится глубоко под языком, но ее работу можно пронаблюдать.

Возьмите зеркало и поставьте так, чтобы можно было хорошо рассмотреть рот. Затем захватите язык верхними зубами и резко отогните его вверх и назад, прикрыв при этом рот. Вы увидите, как из-под языка брызнет фонтанчик слюны. Выход протока подъязычной слюнной железы находится под уздечкой языка. Часто в этом месте удается рассмотреть небольшое отверстие. Подъязычные железы выделяют самую вязкую слюну. Слюна, как правило, является смесью секретов всех слюнных желез и представляет собой бесцветную слизистую мутноватую жидкость.

За сутки у человека выделяется в среднем 1 л. слюны. При сухой пище выделяется много слюны. При влажной – мало.

Слюна состоит из 99,4 %воды. У здорового человека слюна имеет щелочную реакцию, т.к. содержит соли щелочных металлов. Они нейтрализуют кислоты гниения, которые образуются при разложении остатков пищи во рту под влиянием микробов.

В слюне содержится особое вещество – лизоцим, которое растворяет микробы, вызывая их гибель.

Кроме того, слюна содержит ферменты, например. Птиалин: если пожевать немного булки, не глотая, то можно ощутить сладкий вкус. Крахмал под действием фермента слюны превратился в сахар. Подобным же действием обладает фермент амилаза.

Приложение№3

Лабораторная работа

«Действие ферментов слюны на крахмал»

Оборудование: на каждом столе: кусок накрахмаленного накануне сухого бинта величиной с ладонь, чашка Петри или блюдце со слабым раствором йода, спички (без головки) с намотанными на конец кусочками ваты.

Цель работы Убедиться, что в слюне есть ферменты, способные расщеплять крахмал.

Порядок работы

      1. Смочите вату на спичке слюной и напишите ею букву в середине кусочка накрахмаленного бинта.

      2. Зажмите марлю между ладонями на 2—3 мин, а затем опустите в рас вор йода.

      3. Наблюдайте, как окрасился кусочек марли. Объясните результаты опыта.

      4. Отчетное задание

Запишите в тетрадь результаты работы по плану:

1. Цель опыта. 3. Результат опыта.

  1. Ход опыта. 4. Вывод из опыта.

Приложение №4

Дальше по пищеводу.

Тщательно отработанный пищевой комок, смоченный слюной и слизью, движениями языка проталкивается к ввходу в пищевод, в глотку.

Начавшееся глотание мы не можем приостановить. Движение мышц ротовой полости произвольны, но как только пища перейдет за язычок, человек не может произвольно управлять работой гладких мышц, во власть которых попадает пищевой комок. Дальнейшее проталкивание управляется последовательными рефлекторными движениями. Глотание является сигналом к открыванию входа в желудок.

В глотке пищеварительный путь перекрещивается с дыхательным. В момент глотания проиходит поднятие гортани и закрытие ее входа надгортанником. Кроме того, благодаря поднятию мягкого неба пища не попадает и в носовую полость. В результате сокращений мышц глотки пища продвигается в пищевод.

Проталкивание пищи по пищеводу идет при активной работе его станок. Пища не просто падает сама по себе вниз благодаря своей тяжести. Она проходит в желудок и при необычном положении тела. Вам, наверное, приходилось утолять жажду, склонившись у родника. Многие животные всегда пьют и едят с низко опущенной головой.

При неизлечимых повреждениях пищевода его можно заменить, его функцию может выполнить часть кишки, вшитая вместо удаленного хирургом пищевода. Впервые такую операцию, завоевавшую мировое признание, сделал в 1907 г. русский хирург П.А. Герцен.

Приложение №5

«Плевая железка». Блестящее исследования работы слюнных желез провели И.П. Павлов и его ученики. Ими была разработана простая и остроумная операция с наложением фистулы на околоушную слюнную железу собаки. Отверстие ее протока с кусочком слизистой из внутренней стороны щеки перенесли наружу. Слюна не поступала в рот, а стекала каплями через подклеенную к щеке воронку в пробирку. Таким образом, можно легко наблюдать деятельность железы.

Опыты показали, что на различные раздражители выделяется слюна, не одинаковая по количеству и составу. Так, из около ушной железы на мясо выделяется мало слюны, но она густая, богатая слизью, обволакивая мясо, слизь облегчает его проглатывание. Вдвое больше слюны выделяется при кормлении хлебом. Это можно объяснить тем, что, в противоположность мясу, хлеб впитывает в себя жидкость, а потому для его обволакивания нужно больше слюны. На жидкую пищу выделяется очень мало слюны; на подкисленную – очень много водянистой, но более щелочной слюны, которая нейтрализует кислоту; на введение в рот воды, подогретой до 450С, выделяется очень густая слюна, обволакивающая слизистую оболочку полости рта и предохраняющая ее от ожога.

Столь сложная и разнообразная работа слюнных желез обеспечивается рефлекторно нервной системой. Запах пищи раздражает находящиеся в полости носа окончания обонятельных нервов. Во рту пища раздражает окончания вкусовых, а также осязательных нервных волокон. Возникшие импульсы по соответствующим нервам передаются в ЦНС. Получив необходимую информацию, мозг посылает по другим нервам ответные импульсы к слюнным железам. Когда у собаки перерезали нерв и таким образом нарушили связь железы с мозгом, при ее кормлении из фистулы не вытекало ни одной капли слюны. Деятельность слюнной железы была выключена из общей системы организма. Отделение слюны можно вызвать раздражением электрическим током слюноотделительного центра в продолговатом мозгу. Нарушение его выводит из строя слюнные железы. Когда пища попадает в рот, возникает рефлекторное отделение слюны. Этот рефлекс врожденный, как и рефлекс отдергивания руки при уколе.

При виде пищи происходит такой же рефлекс, но только начинается он с нервных окончаний, находящихся не полости рта, а в глазу. Каждый из нас знает, что не редко при одном только виде пищи, а иногда даже при мысли о ней «текут только слюнки». Попробуйте вспомнить вкус лимона и представить себе, что отрезаете ломтик лимона и кладете себе в рот. Сразу же почувствуете отделение слюны. Это рефлекс не постоянный и не врожденный. Он приобретается в результате жизненного опыта, его называют условным. Слюнные железы связаны через нервную систему со всеми органами. Собака поранила лапу, и в ответ выделяется слюна, которой она с помощью языка зализывает рану. «Плевая железка», так ласково называл И.П. Павлов слюнную железу, была превращена в мощный телескоп, направленный на изучение деятельности мозга.

Используемая литература

  1. Ламберт Д. Тело человека/Д. Ламберт. Пер. с англ. Е. Ю. Гупало. – М.:ООО «Издательство «Астрель»: ООО «Издательства АСТ», Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология, 8. – М.: Дрофа.

  2. Н.Б. Ренева, Н.И. Сонин , Методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина « Биология. Человек. 8 класс»,

-М. : Дрофа

4. Сонин Н.И. , Сапин М.Р. Биология, 8. Человек –  М.: Дрофа.


























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!