СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Что будущее нам готовит?"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В ходе урока обучающиеся систематизируют полученные знания при изучении темы "Пищеварение" по направлениям:

- рациональное питание;

 - цели, задачи и методы рационального питания;

- натуральные и генетическимодифицированные продукты питания;

- ген и его значение.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Что будущее нам готовит?"»



Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Черницынская средняя общеобразовательная школа»

Октябрьского района Курской области









ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ ПО ЭКОЛОГИИ


Тема «ЧТО БУДУЩЕЕ НАМ ГОТОВИТ?»


( 8 КЛАСС)




ВЫПОЛНИЛА: Золотарева Татьяна Владимировна,

учитель биологии МКОУ «Черницынская СОШ»

Октябрьского района Курской области



2019г.




Тема занятия: «Что будущее нам готовит?»


Тип занятия:

По ведущей дидактической цели: урок комплексного применения знаний и умений.

По способу организации деятельности: индивидуально-групповой.

По ведущему методу обучения: проблемно - поисковый (исследовательский).

Цель занятия:

- усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки,

осуществлять их перенос в новые условия.

Задачи:


Обучающие:

  • систематизировать знания, понятия, термины по темам «Рациональное питание»;

  • углубить знания обучающихся по изученной теме, используя работу с дополнительным материалами и ресурсами.


Воспитательные:

  • обеспечить условия для воспитания положительного интереса к предмету с помощью опережающих заданий, проблемных вопросов;

  • способствовать формированию научного мировоззрения обучающихся на примере знаний о рациональном питании;

  • способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности при выполнении предложенных заданий;

  • обеспечить ситуации, способствующие воспитанию патриотизма, показав вклад отечественных ученых;

  • способствовать развитию чувства ответственности за результаты своего труда, развитию творческой активности и самореализации, воспитанию чувства толерантности к чужому мнению, коммуникативной и информационной компетентности, культуры речи через средства парной, фронтальной работы, созданию позитивного микроклимата.


Развивающие:

  • обеспечить условия, способствующие развитию аналитико-синтетических умений обучающихся: сравнивать (продукты различных групп), обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обоснованные выводы (о целесообразности использования тех или иных методов в производстве продуктов питания и др.);

  • обеспечить условия для развития информационной культуры обучающихся, коммуникативных умений: вести диалог с учителем, одноклассниками, грамотно и четко выражать мысли, аргументировать свою точку зрения;

  • способствовать развитию умений обобщать полученные знания, применять их для решения генетических задач, решения проблемных вопросов.


Планируемые образовательные  результаты:


Предметные

- понимание и осознание, что собой представляют генномодифицированные организмы и способов их внедрения в продукты питания;

- возможность знать важнейшие направления в освоении генномодифицируемых продуктов, их роль для прогресса человечества.



Метапредметные

1.     Познавательные:

     - научиться ориентироваться в учебной, научной литературе, в сети Интернет, находить и использовать нужную информацию;

- учиться строить высказывания;

- учиться анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

2.     Коммуникативные:

- учиться слушать и понимать речь другого человека;

- учиться самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре;

- учиться ставить вопросы, выражать свои мысли.

3.     Регулятивные:

- учиться самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности

(формулировка вопроса урока);

- учиться осуществлять самоконтроль и коррекцию.

Личностные

-   осознавать единство и целостность мира.

-   постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

-   личностное самоопределение и смыслообразование.

- общаться, обмениваться мнениями с одноклассниками по учебной теме, проявить творческие способности в выполнении исследовательской работы;

- оценивать роль продуктов питания для своего здоровья, удовлетворения эстетических потребностей;

- формулировать собственное мнение по этическим, экономическим и экологическим аспектам использования продуктов питания с ГМО лично для себя и для общества в целом.

  Основные понятия, используемые на занятии:

Пища, продукты питания, рациональное питание, натуральные и трансгенные продукты, ген, чужеродные организмы.





Требования к уровню подготовки учащихся:

1. Учащиеся  должны знать:

- что такое рациональное питание;

- каковы цели, задачи и методы рационального питания;

- что такое натуральные и генетическимодифицированные продукты питания;

- что такое ген и его значение.

2. Учащиеся должны уметь:

- владеть мышлением высокого уровня: анализом, синтезом, сравнением, обобщением и систематизацией, оценкой;

- совершенствовать навыки работы с информационными ресурсами в электронной среде обучения с использованием возможностей Интернета;

- развить коммуникативные умения и навыки сотрудничества.



Обеспечение занятия: учебники, рабочие тетради, компьютер, мультимедийный проектор, базисные листы для этапа рефлексии (цветные).



Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся


Формируемые УУД

Организационный (1-2 мин.)


Проверяет присутствующих, готовит к работе на уроке, проверяет подготовленность рабочего места  учащихся к уроку, организует внимание класса к работе на уроке, включает в учебный ритм, создаёт положительный, эмоциональный настрой обучающихся.



Эмоционально настраиваются на предстоящую учебную деятельность.

Осуществляют самопроверку

готовности к уроку.

  Коммуникативные УУД: - учатся культуре общения. Личностные УУД: - самоопределение, смыслообразование


Актуализация знаний (3 мин.)

Актуализирует имеющиеся знания, способы действия в новых условиях.

«Мы на занятиях по экологии завершили изучение темы, связанную с рассмотрением аспектов рационального питания. Но в ходе изучения появилась проблема, касающуюся не только меня и вас на учебном занятии по экологии, но и каждого человека, покупающего продукты питания в магазинах.

Тема нашего сегодняшнего обсуждения, которая вызывает наибольшее количество споров в разных кругах общественности - трансгенные, или генетически модифицированные продукты. Прежде чем приступить к обсуждению этой проблемы, посмотрите, что я сейчас представлю вашему вниманию (пакет с гамбургером из Макдональдса). Именно этот продукт питания у меня в данный момент ассоциируется с нашей темой занятия. Логично возникает вопрос: «Почему?». Яхочу ответить на него в конце урока, а вы выскажите свои предположения сейчас. Для этого проделайте следующее:

перед вами находятся листы трех цветов: красный, зеленый и желтый. Выберите лист того цвета, который в данный момент вам более приятен и на нём ответьте на следующие вопросы:

-Как данный вид пищевого продукта у Вас ассоциируется с теми словами(или если быть более точной с новыми терминами , которые я произнесла сейчас)?

И хотя мы только сегодня более подробно поговорим о гетическимодифицируемых продуктах, но постарайтесь сейчас ответь на следующие вопросы на листах

- Кто считает, что трансгенные продукты можно вводить в рацион человека, записывает об этом на зелёной листе, кто выступает против – красный лист, сомневающимся остаётся жёлтый лист»


 


Определяют тему урока.

Участвуют в постановке познавательной цели урока. Вспоминают ранее изученный материал.  


Познавательные УУД: - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, формулировать выводы.   Коммуникативные УУД: - учатся культуре общения.         Личностные УУД: смыслообразование и личностное самоопределение.  


Создание проблемной ситуации.(3 мин.)

Организует осознание обучающимися внутренней потребности к построению учебных действий и  фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. Создает для учеников проблемную ситуацию.

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО: «Несколько лет назад мировая общественность забила тревогу: журналисты заговорили о том, что из нас делают мутантов и подопытных кроликов, нам скармливают «еду Франкинштейна», подождите, пройдёт ещё совсем немного времени, и человечество превратится в самых настоящих монстров. Паника была вызвана появлением на прилавках генетичеки модифицированных продуктов. С тех пор началось великое противостояние противников и сторонников этого явления нашей жизни.

Рассуждая на бытовом уровне, труднее отыскать истину в таком сложном вопросе, а поэтому мы должны были рассмотреть данную проблему человечества с разных сторон. На все эти вопросы вы уже можете ответить самостоятельно после изученных тем на занятиях по экологии и проведенной проектно-исследовательской работе по данной тематике»


  Вступают в диалог с учителем выявляют проблему – проговаривают и осознают её.

Актуализируют свои знания об основных законах генетики и селекции, ищут решения проблемных заданий.

Личностные УУД: - личностное самоопределение. Коммуникативные УУД: - учатся выражать свои мысли, - учатся культуре общения. Познавательные УУД: - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать.


Целеполагание.

(2 мин.)

Организует работу по  формулировке цели учебной деятельности, по овладению обобщёнными способами полученных новых знаний.

Проводит подводящий диалог.

«Прогресс не остановить. Генетически модифицированные продукты уже стали частью нашей жизни. Это свершившийся факт. Главный вопрос, над которым предстоит поразмышлять: «Что будущее нам готовит?»

Действительно ли, генетически модифицированные продукты, решат многие проблемы человечества и у него счастливое будущее? Каково оно, это счастливое будущее?

Или наоборот.

Действительно ли, в результате использования генетически модифицированные продуктов, есть вероятность появления монстров, которые усугубляют проблемы человечества? Что будущее нам готовит в этом случае?»


Читают эпиграф.

«Недостаточно точно обладать мудростью, нужно уметь пользоваться ею».

(Цицерон)

Формулируют цели урока:

Знать: закономерности наследования признаков при скрещивании;

Уметь:

искать информацию;

анализировать условие поставленных задач;

устанавливать причинно-следственные связи.

Отвечают на вопросы, высказывают свои предположения.                     Формулируют конкретную цель своих будущих учебных действий.

Познавательные УУД: - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное. Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека, учатся ставить вопросы, выражать свои мысли.

Регулятивные УУД: - учатся самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка проблемы урока) Личностные УУД: - смыслообразование и личностное самоопределение.

Планирование, обобщение и систематизация знаний, понимание способов действия.

(2 мин.)

Организует выбор способа и средств реализации  учебной цели. Побуждает к высказыванию предложений о том, как (метод уточнения, если новый способ действия можно сконструировать из ранее изученных или метод дополнения, если изученных аналогов нет, и требуется введение принципиально нового знака или способа действий) и с помощью чего можно достичь поставленной цели.


«Мной были предложены вопросы, на основании которых вы могли сформулировать тему своей исследовательской работы, её цели и задачи и сейчас вы результаты своего труда нам представите»


Выбирают способ  (как?) и средства для построения плана работы над проектом (с помощью чего?). Работают в парах и одиночно. Обсуждают и составляют план работы. Озвучивают план и  обсуждают его с учителем.                                         Высказывают свои предположения (гипотезы)

Познавательные УУД: - учатся ориентироваться в учебной и научной литературе, в Интернете, находить и использовать нужную информацию (смысловое чтение), - учатся преобразовывать информацию в соответствии с заданием, - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека, - учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе над проектом в паре, - учатся выражать свои мысли.

Личностные УУД: - формирование  личностного и жизненного самоопределения

Применение знаний и способов действия в знакомой, изменённой и новой ситуации.

(20 мин.)

Формирует основы  теоретического мышления, развивает умение находить общее, закономерности, отличное, развивает способности к обобщению.

Обучающиеся представляют свои работы:

  1. Трансгенные продукты.(Презентация)

  2. Видеорепортаж исследования продуктов питания сети магазинов «Пятерочка».

  3. Беседа по итогам просмотра видеорепортажа:

- Обозначьте, какие трудности у Вас возникли при выполнении своей исследовательской работы?

- Почему не на всех продуктах есть маркировка, гласящая о содержании ГМО?

- Предложите, как должна быть промаркирована продукция, содержащая ГМО?

- Предложите, как можно наказать тех производителей, которые будут умалчивать о содержании в их продукции ГМО?

А теперь сопоставим ваши выводы и предложения с позицией нашего государства в этом вопросе. Посмотрите репортаж Первого канала «ГМО: три невеселых буквы».

  1. Опросник-презентация «Что такое ГМП?»

  2. Видеорепортаж социологического опроса.


Я также провела небольшое исследование в ходе, которого установила, что чаще всего нашими обучающимися для быстрого перекуса в магазине покупается следующая продукция – это чипсы и сухарики. Чаще всего для удешевления этих продуктов его основой является мука и соевый крахмал, который делается из генетически модифицированной сои. Эти ингредиенты смешиваются и из них делают тонкие пластины, которые после обжариваются в кипящем растительном масле. Вместе с тем следует отметить, что чипсы могут делать и из картошки, но это не значит, что она полезна, поскольку во избежание повреждения клубней вредителями используется только геномодифицированный картофель, который долго хранится и имеет правильную ровную форму. Вред продуктов с ГМО доказан, они вызывают бесплодие и раковые заболевания.

  1. Опыты, доказывающие вредность продуктов, содержащих трансгенные компоненты. Опыты выполняются согласно инструктивным карточкам.(Обучающиеся проводят их самостоятельно и в конце делают выводы)

Мы можем желать только одного, чтобы лаборатории, которые «дают жизнь» новым ГМ-продуктам лучше проверяли их воздействие на живые организмы. И, конечно, каждый человек вправе знать, что он потребляет в пищу.

Подобного рода продукция должна быть промаркирована надлежащим образом.


Работают в паре. Применяют выбранный способ действия для решения задачи, вызвавшей затруднение. Сообщают о результатах выполненной работы. Отвечают на вопросы. Осуществляют самоконтроль.


Познавательные УУД: - учатся ориентироваться в научной литературе, находить и использовать нужную информацию - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека. - учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре. - формирование умения выражать свои мысли. Регулятивные УУД: - учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию;

Личностные УУД: - формирование жизненного самоопределения.


Рефлексия.

(2-3 мин).

Организует самооценку учащимися собственной учебной деятельности на уроке, меру своего продвижения к цели. Организует подводящий диалог

Перед вами находятся листы трех цветов: красный, зеленый и синий. Выберите лист того цвета, который в данный момент вам более приятен и на нём ответьте на следующие вопросы:

  1. Самым сложным на занятии было…

  2. Самым интересным на занятии было…

  3. Сегодня я узнал новое…


А теперь я отвечу на вопрос, связанный с ассоциативным восприятием темы нашего занятия и продукцией Макдональдса.

А теперь вас попрошу ответить на вопросы, которые я вывела на экран во время формулировки основополагающего вопроса нашего занятия (вернуться к слайдам темы занятии и вопросам)

У нас осталось время и давайте подумаем, что, уже имея достаточно внушительный багаж знаний по данной проблематике, где мы можем поставить запятую в предложении «Купить нельзя запретить».

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности. Определяют степень своего продвижения к цели, высказывают оценочные суждения.       Формулируют и записывают то, что узнали на уроке.

Познавательные УУД: - учатся находить и использовать нужную информацию, учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека, учатся  выражать свои мысли. Регулятивные УУД - учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию;

Личностные УУД: - формирование личностного самоопределения.


Домашнее задание. (2 мин).

Комментирует домашнее задание (по выбору):

1.Написать эссе по теме «Что будущее нам готовит?».

2. Составить кроссворд по теме «Геномодифицированные продукты».

С результатами нашего сегодняшнего занятия мы выступим на школьной научной конференции.


  Записывают домашнее задание, задают вопросы, осмысливают задания

Личностные УУД: - формирование личностного самоопределения. Регулятивные УУД: - ставят самостоятельно учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно. - мобилизуют свои силы к волевому усилию, т.е к выбору преодоления препятствий.                                            









Литература

  1. Артемов А. «Энциклопедия БИОЛОГИЯ». М., 1995.

  2. Коган В.Л. и др. «Биология». М., 1984.

  3. Биология. Введение в общую биологию и экологию: Учеб. Для 9 кл. общеобразоват. учеб. заведений /А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник – М.: Дрофа, 2013.

  4. Основы общей биологии: Методическое пособие. 9 класс / А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник – М.: Дрофа, 2013.

  5. Общая биология. 9-11 классы: разноуровневые упражнения и тестовые задания / сост. М.В. Высоцкая. – Волгоград: Учитель, 2008.

  6. Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Поурочные разработки по общей биологии: 9 класс. – М.: ВАКО, 2006.




Электронные ресурсы


1. Единая коллекция ЦОР. Предметная коллекция «Биология»

http://school-collection.edu.ru/collection

2. Газета «Биология» и сайт для учителей «Я иду на урок биологии»

http://bio.1september.ru

3. Открытый колледж: Биология

http://college.ru/biology

4. Внешкольная экология. Программа «Школьная экологическая инициатива»

http://www.eco.nw.ru

5. Вся биология: научно-образовательный портал

http://www.sbio.info

6. Государственный Дарвиновский музей

http://www.darwin.museum.ru

7. Живые существа: электронная иллюстрированная энциклопедия

http://www.livt.net

8. Заочная естественно-научная школа (Красноярск): учебные материалы по биологии для школьников

http://www.zensh.ru




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!