Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Самоопределение к деятельности. Орг. момент СЛАЙД 2 ► | Включение в деловой ритм. Устное сообщение СЛАЙД 1 Мы – умные! Мы – дружные! Мы – внимательные! В 1 классе учимся. Всё у нас получится. - Отгадайте загадку: Тридцать три сестрички Ростом невелички, Если знаешь наш секрет, Мы покажем целый свет. - Мы сегодня заканчиваем изучение алфавита. Я желаю всем хорошего настроения и успехов в работе. | Подготовка к работе Отгадывают загадку (Алфавит) |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | - Какую букву мы узнали на прошлом уроке? На экране слова: СЛАЙД 3 День, сон, тень. Нос, рыть, ныть. Сыр, сок, лень. Конь, шум, шить. – Найдите в каждой строчке слова с мягким знаком. Прочитайте. – Какую «работу» выполняет мягкий знак в этих словах? – Какую ещё «работу» выполняет мягкий знак? – Послушайте правило-стихотворение: Я мягкий знак не простой, А удивительный – разделительный. Перед е, ё, и, ю, я Я в словах стою, друзья! - Повторите, перед какими буквами стоит разделительный мягкий знак? | Читают слова Обозначает мягкость согласного (Он бывает разделительным.) Слушают, отвечают на вопрс Перед е, ё, и, ю, я |
3. Постановка учебной задачи. СЛАЙД 4 ► СЛАЙД 5 ► СЛАЙД 6 СЛАЙД 7 | - А что обозначает каждая буква? Отгадайте загадку: Загадка: Его не видно. В руки не взять, Но зато слышно. - Каждая ли буква в алфавите обозначает звук? - Была хорошая погода. (Показ солнышка на доске) Вышли буквы погулять. - Сейчас я буду показывать букву в алфавите, а вы называть ее звук. -Ребята, почему Вы молчали, когда я показывала Вам Ъ и Ь знаки? 1. Доскажи словечко: Безголосый он добряк, Всё смягчает ... (Мягкий знак) | Что случилось с мягким знаком? Был мягкий знак высоковат. Сказали буквы строго: – Эй, наклонись немного! И так согнулся он, чудак, Что превратился… (В твёрдый знак) | - Как вы думаете, почему я оставила перед вами Ъ и Ь знаки? Тема нашего урока: Разделительные Ъ и Ь знаки. Слушание сказки– Послушайте сказку. ДВЕ БУКВЫ Жили-были две буквы, и не могли они ни слышать, ни говорить. Очень обидно им было. Тогда одна буква нашла себе работу – стала указывать на мягкость согласного звука. – Какая это буква? А другая буква осталась без работы. И тогда они вместе стали локтями распихивать буквы и нашли себе работу. Теперь они довольны. – О каких буквах сказка? Твёрдый и мягкий знаки Как король и королева, Сами звук не издают, Приказанья раздают. – Какие же это приказы? -Поставьте задачу урока. | (Звук) нет (не обозначают звуков) Отгадывают загадки Слушают, отвечают на вопросы Ставят цели, формируют (уточняют) тему урока. Научиться находить эти буквы, читать в слове |
4. Построение проекта выхода из затруднения Интерактивная доска | - Какую работу выполняет Ь? – Про работу ъ узнаем, выполнив звукобуквенный анализ. 1. Звуковой анализ слов «сел», «съел». – Прочитайте слова в учебнике. с.148 – С помощью фишек выложите звуковые модели слов «сел», «съел». – Чем различаются слова по звуковому составу? – Какой буквой обозначаются стоящие рядом звуки й’ и э? – Что получится, если не поставить в слове «съел» букву ъ? – Расскажите о «работе» твёрдого знака. 2. Работа по учебнику с.148. Чтение стихотворения А. Потаповой. 3. Чтение скороговорки. На доске записано: · Сели – с ели – съели. · Шишки падали вниз с ели. Мы тогда подальше сели. И запасы наши съели. 4. Работа по учебнику. Чтение слов с.149. – Прочитайте слова в столбиках. – Прочитайте имя. – Прочитайте слова с разделительным твёрдым знаком. | (Ь знак нашёл сразу две «работы»: 1) указывает на мягкость согласного звука; 2) отделяет согласные от гласных.) 2 уч по очереди работают на интерактивной доске (Сел – съел.) (Во втором слове звуков больше, чем в первом. Буква с стала обозначать твёрдый звук с, буква е стала обозначать два звука – й’ и э.) (Буквой е.) (Твёрдый знак отделяет согласные от гласных.) Чтение хором слов Чтение стихотворения по 1 строчке учениками по очереди, затем чтение хором. Чтение по-цепочке Выборочное чтение |
5. Первичное закрепление. | 1. Работа по учебнику. Чтение рассказа с.149 – О ком этот рассказ? (О братьях Коле и Вове.) – Как можно озаглавить этот рассказ? («Братья».) | Чтение хорошо читающими учениками. Отвечают на вопросы |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Дифференцированные задания по карточкам: - Выделите в тексте ъ и ь знаки – Подчеркните в тексте слова с ъ и ь знаками. – Подчеркните в тексте слова с разделительными ъ и ь знаками. | Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. |
7. Рефлексия деятельности(итог ) | -Какая тема была сегодняшнего урока? - Какие были поставлены задачи? - Мы их выполнили? -Итак, ребята, за то, что мы сегодня хорошо поработали, нам солнышко подарило лучики. - Вам нужно выбрать и поднять один лучик. - Поднимите жёлтый лучик, если всё было понятно на уроке. - Поднимите оранжевый, если есть ещё вопросы. - Поднимите красный, если было не понятно и скучно на уроке - Прикрепите свои лучики на доску | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. |