1.Огранизационный момент 2.Актуализация знаний Вопросы: – Перечислите основные свойства воздуха. – Почему воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается? – Какой газ нам необходим для дыхания? – Отчего загрязняется воздух? – Что надо делать для его охраны? 3.Цеполагание Разгадайте кроссворд и ответьте на вопрос (слайд 2) Без чего невозможна жизнь на Земле? 1.Кто он, сказочный герой, Жизнь свою связал с водой? 2. Речка бежала, Упала с горы. Это явление ты назови. 3. В огне не горит И в воде не тонет. 4.Без крыльев летит, Без ног бежит, Без паруса плывет. в о д а я л е о к о б л д о д а п о д в й о н - Исходя из этого, сформулируйте тему сегодняшнего урока(3 слайд) - Вы все знаете о воде? - Тогда какие цели поставим перед собой? - Что бы вы хотели узнать? - Для чего нам нужно это знать? - А что вы о ней знаете? - Оцените свои знания 4.Основная часть -Подумайте, где вас окружает вода в жизни? В чем ее можно увидеть? Где она содержится? – Что же такого особенного в ней? Вода – самое удивительное и полное тайн вещество. Посмотрите на нашу планету(слайд4). Голубым цветом изображены моря, океаны нашей планеты. Вода занимает 3/4 поверхности земного шара. Вода повсюду: в воздухе, под землей, в огромных скопленных льдах у Северного и Южного полюса. Вода входит в состав любого живого организма. Она содержится во всех частях растений. Многим кажется, что они хорошо знают воду. Но оказывается, не так все просто в природе. В ней еще много тайн. Ученые стараются разгадать их. А мы пока начнем с простого и постараемся определить свойства воды. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА 5. Практическая работа. - Сегодня наш класс превратится в научную лабораторию. Кто знает, что такое лаборатория? – Выясним свойства воды, выполняя п р а к т и ч е с к у ю р а б о т у (слайд 5) – Постараемся заполнить таблицу, которую видим на доске: № п/п | Вопрос | Предполагаемые ответы | Ответы после опыта | 1 | Какова прозрачность воды? | | | 2 | Имеет ли вода запах? | | | 3 | Какого цвета вода? | | | 4 | Что произойдет с солью, если ее бросить в воду? | | | 5 | Имеет ли вода вкус? | | | 6 | Имеет ли вода определенную форму? | | | С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а в группах (парах). - Наметим план наших действий. - Как же мы будем исследовать воду? 1 группа работает над первым свойством воды-прозрачность. Оборудование-стаканы с водой, чайная ложка) Инструкция по проведению опыта. Опусти ложку в стакан с водой, а затем в стакан с молоком. Видна ли она? Что вы заметили? О каком свойстве воды это говорит? 2 группа работает над вторым свойством воды- цвет. Оборудование-стакан с водой, разноцветные полоски. Инструкция по проведению опыта. Сравни цвет воды с цветом полосок. О каком свойстве воды это говорит? 3 группа работает над третьим свойством воды – запах. Оборудование-стакан с водой Инструкция по проведению опыта. Понюхай жидкость в стакане. Вспомнить правила при определении запаха жидкости!!! Что вы заметили? 4 группа работает над свойством - вкус. Оборудование: стакан с водой. Инструкция по проведению опыта. Попробуй жидкости в стаканах. Что ты определил? Можно ли пробовать на вкус незнакомые вещества? 5 группа работает над свойством- форма. Оборудование: стакан с водой, различные емкости(пробирка, пузырек и.т.п.),мел. Инструкция по проведению опыта. Рассмотрите кусочек мела. Попробуйте перелить воду из стакана в разные емкости, пролить воду на стол. Что вы заметили? 6 группа работает над свойством - вода растворитель. Оборудование: два стакана с водой, соль, сахар. Инструкция по проведению опыта. В один стакан брось кусачек сахара, а в другой насыпь ложку соли. Что ты заметил? П о д в е д е н и е у ч а щ и х с я к в ы в о д у. Вода – одно из главных богатств на земле. Трудно представить, что бы стало с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует. От загрязнения воды страдает все живое, оно вредно и для жизни человека. Поэтому воду надо беречь. 6. Итог практической части - Ну, теперь давайте подведем итог наших исследований . - Какое вещество было объектом нашего исследования? - Какими свойствами она обладает? Свойства воды. Цвет/прозрачность | нет цвета, прозрачна | Запах | нет | Вкус | нет | Текучесть/форма | формы нет, текучая | Способность растворять вещества | растворитель | 7.Домашнее задание 8.Итог и рефлексия (слайд 6) По памятке подведём итоги нашей работы на уроке: Я понял что…. Было интересно….. Было трудно…… Мне захотелось….. У меня получилось……. Спасибо вам за урок, вы большие молодцы, активно работали и участвовали в беседе. Урок окончен. | водяной водопад лед облако Вода Узнать все о воде. Научиться бережно к ней относиться. Ответы детей. Вода важна в жизни человека Капельки: зелёные - знаю все, желтые - знаю, но не все, красные - ничего не знаю Воду пьют поля и леса. Без нее не могут жить ни звери, ни птицы. Вода не только «поит», но еще и «кормит» – по морям и океанам плавают тысячи рыболовных судов. Вода «добывает» электрический ток на электростанциях. Вода моет всех людей, города, машины, дороги. Сок в плодах – это вода с растворенными в ней различными веществами. В теле животного вода обычно составляет больше половины массы. Наш организм в основном состоит из воды (почти на 2/3). Место, в котором проводятся научные опыты 1.Сами проведем опыты и понаблюдаем за веществом и его свойствами. 2.Сделаем выводы. Ребята разбиваются на 5 рабочих групп. Рассуждения. Когда ложка опускается в воду, то ее видно. Вывод: вода прозрачная Рассуждения. Рассматривая полоски, мы увидели, что полоски имеют цвет, а вода нет. Вывод: вода не имеет цвета, бесцветна. Рассуждения. Мы понюхали жидкости в стаканах и определили, что сок имеет запах, а вода не пахнет. Вывод: вода не имеет запаха. Рассуждения и вывод Вода не имеет вкус. Рассуждения. Рассматривая мел, мы увидели, что он имеет форму. Вода при переливании в разные сосуды принимала их форму, а когда пролили на стол, потеряла форму. Вывод: вода не имеет формы, вода текучая. Рассуждения. Постепенно кристаллики сахара и соли исчезли, растворились. Вывод-вода растворитель. растворяет многие вещества. -Вода. -Прозрачность, нет запаха и вкуса, нет форма, растворяет вещества. | Л1,Л2,МП1,МК1,МК2 МП2,МР2 П1,П2,П3,П4 П1,П2,П3,П4 МР1 П1,П2,П3,П4 Л1,Л2,МП1,МК1,МК2 МП2,МР2 П1,П2,П3,П4 Л1,Л2,МП1,МК1,МК2 МП2,МР2 П1,П2,П3,П4 П1,П2,П3,П4 Л1,Л2,МП1,МК1,МК2 МП2,МР2 П1,П2,П3,П4 Л1,Л2,МП1,МК1,МК2 МП2,МР2 П1,П2,П3,П4 Л1,Л2,МП1,МК1,МК2 МП2,МР2 П1,П2,П3,П4 Л1,Л2,МП1,МК1,МК2 МП2,МР2 П1,П2,П3,П4 |