Вода | Загадки Карточка «Вода» | Загадывает загадки: Он всё время занят делом, Он не может зря идти. Он идёт и красит белым Всё, что видит на пути. (Снег) Рассыпался горох на тысячу дорог, Никто его не соберёт. (Град) Молоко над речкой плыло, Ничего не видно было. Растворилось молоко – Стало видно далеко. (Туман) Растёт она вниз головою, Не летом растёт, а зимою. Но солнце её припечёт – Заплачет она и потечёт. (Сосулька) Чуть дрожит на ветерке Лента на просторе, Узкий кончик в роднике, А широкий - в море. (Река) беседа. Какое вещество «спряталось» в загадках? Начинает строить понятийную гроздь методом динамического моделирования. Где властвует вода? Может ли человек обойтись без воды? Зачем нужна вода растениям? Как человек использует воду в быту? Почему воду называют самым удивительным веществом на Земле? | Отгадывают загадки Отвечают на вопросы. - Высоко в небе, глубоко под землёй, в морях и океанах, и даже в наших квартирах. Без воды человек всё живое на Земле бы погибло. Все растения пьют воду и получают вместе с ней питательные вещества. Умывается, стирает, убирается, кушает пищу, приготовленную на воде, пьет чай, кофе, молоко. Везде есть вода. Затруднение | |
Вода в жидком состоянии Вода-растворитель. Морская вода. Пресная вода. | Фотоснимки Карточки: газообразная – пар; твёрдая – снег, лёд; жидкая. Стакан с водой, коническая и круглая колбы. Радуга. Три стакана с кипячённой холодной водой, соль, сахар, чайная ложка на каждую парту. Учебник Фотографии Карточки из понятийной грозди. | - Рассмотрите фотоснимки. - Что их объединяет? - Чем они различаются? - Сколько состояний у воды? - Есть ли ещё вещество, которое может быть в трёх состояниях? Продолжает формировать понятийную гроздь. - Убедиться в существовании многих свойств воды можно с помощью простого наблюдения. Рассмотрите стакан с водой. - Можно ли сказать, что вода прозрачная? Обоснуйте свой ответ. Демонстрирует. - Есть ли у воды цвет? Соотносит с радугой. - Как можно назвать это свойство воды? Какую форму имеет вода в стакане? - Какова её форма в конической колбе? - Какая форма у воды в круглой колбе -Есть ли у воды собственная форма? Есть такие свойства воды, которые можно обнаружить только с помощью специального исследования. Вам потребуются три стакана с кипячёной холодной водой, соль и сахар, ложечки. Проведите исследование, используя инструкцию в учебнике. Попробуйте использовать другие органы чувств для определения веществ в стаканах. Можно ли это сделать с помощью обоняния? Различается ли запах воды в стаканах? На какое свойство воды указывает этот факт? Какой ещё способ можно использовать для того, чтобы определить, где находятся соль и сахар, а где — чистая вода? Можно попробовать вещества на вкус? Что вы можете сказать о вкусе воды в первом стакане? Есть ли у неё вкус? Это ещё одно свойство воды. Чистая вода не имеет вкуса. Используя информацию в учебнике, выясните, морская или пресная вода обладает этими свойствами. Рассмотрите фотографии. Что происходит с водой? Можно ли сказать, что она неподвижна? Как называется такое свойство жидкой воды? Продолжите составлять схему о свойствах воды. Даёт задание на карточках: Отметь знаком «+» истинные высказывания, а знаком «-» - ложные высказывания. Вода – белого цвета. Вода – растворитель Вода – бесцветная жидкость. Вода не имеет запаха. Вода бывает только в жидком состоянии. Вода имеет запах. Вода имеет форму. Морская вода имеет характерный вкус. Предлагает проверить задание по эталону, представленному на доске. В какое состояние переходит вода при ее охлаждении до нуля градусов? а) в твердое б) в жидкое в) в газообразное в) в любое При каком условии вода испаряется быстрее? а) при охлаждении б) при нагревании в) в закрытом сосуде г) при купании в ней Выдели неверное утверждение: а) твердое состояние воды – в виде снега б) газообразное состояние воды - в виде пара в) жидкое состояние воды – в виде льда г) жидкое состояние воды - в озере летом В каком состоянии бывает вода ? Соедини каждое состояние с картинкой Задаёт домашнее задание: повторить свойства воды, уметь отвечать на вопросы по карточке. По желанию: придумать сказку «Капля-путешественница» | Рассматривают фотоснимки. Анализируют. Вода Сравнивают. На 1 фото – вода в жидком состоянии, на 2 снимке вода – лёд, снег – твёрдое состоя- ние, на3 фото – вода в газообразном состоянии – пар. Три состояния: газообразное, твёрдое, жидкое. Нет. Да. Если опустить в стакан с водой ложку или другой предмет, то они будут видны. Наблюдают. Нет. Вода – бесцветная. Форму стакана. Форма конической колбы. Форма круглой колбы. Нет. Вода принимает форму сосуда, в котором она находится. Проводят исследование по инструкции в учебнике. Нет. Нет. Исследуют. Вода не имеет запаха. Да. На вкус легко определить, в каком стакане растворена соль, а в каком — сахар. Исследуют. Нет. Она без вкуса. Изучают информацию учебника. . Нет Текучесть. Продолжают составлять схему на доске. Работают самостоятельно на карточках. Проверяют работу. Записывают задание в дневник. | Вода – единственное вещество на Земле, которое может быть в трёх состояниях: и газообразной (пар), и твёрдой (снег, лёд), и жидкой. Вода прозрачна. Вода не имеет цвета. Вода не имеет формы. Вода - растворитель. В ней растворяются многие вещества. Вода не имеет запаха. Чистая вода не имеет вкуса. Различают пресную и морскую воду. Морская вода содержит соли, имеет характерный вкус и запах. Пресная вода без вкуса, без цвета без запаха. Жидкая вода текуча. Вода – самое удивительное вещество на Земле, так как только она может быть в трёх состояниях. Так как вода – растворитель, то она одно из главных богатств на Земле. |