СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по обществознанию,10 класс "Образование"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по обществознанию,10 класс "Образование"»


1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА

ФИО разработчика

Журкану Екатерина Николаевна, учитель обществознания

Место работы

МБОУ ЖДЛ

2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс (укажите класс, к которому относится урок):

10

Место урока (по тематическому планированию ПРП)

Духовная культура (Наука и образование)

Тема урока

Образование

Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):

Базовый (можно применить и в углубленном)

Тип урока (укажите тип урока):

  • ☐ урок освоения новых знаний и умений

☐ урок-закрепление

☐ урок-повторение

☐ урок систематизации знаний и умений

☐ урок развивающего контроля

☐ комбинированный урок

☐ другой (впишите)

Планируемые результаты (по ПРП):

Личностные: Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ не успешности учебной деятельности. Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах.

Метапредметные

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Получать необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения, умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем, другими учениками и работать самостоятельно, формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок.

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Развивать умение работать в группах

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия; овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного

Предметные:

Определять смысл, различать признаки научных понятий «образование», «наука».

Использовать понятийный аппарат при анализе и оценке достижений российской науки при изложении собственных суждений и построении устных и письменных высказываний.

Классифицировать виды наук; виды и уровни образования в Российской Федерации.

Характеризовать причины и последствия возрастания роли науки в современном обществе, функции образования и науки как социальных институтов.

Представлять в виде схемы систему российского образования.

Вести целенаправленный поиск необходимых сведений о роли науки в современном обществе, о применении научных достижений в различных сферах жизни человека.

Использовать знания о системе образования в Российской Федерации, непрерывности образования в целях успешного выполнения социальной роли обучающегося.

Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок):

Образование, приоритетность образования, общее и профессиональное образование в РФ, самообразование

Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы)

На уроке предусмотрено использование следующих образовательных материалов: "Презентация", "Параграф учебника", "Интерактивный справочник терминов и понятий", "Кейсы по работе с информацией", " Бланк взаимооценки работы в группе», "Вопросы в формате ГИА", "Чек-лист".

3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА

БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что)

Учитель делит учащихся на группы, при входе в учебный кабинет , парты выстроены и поделены на 4 сектора.У кажого сектора свой цвет. Педагог организует просмотр презентации, после просмотра учащимся задан вопрос «Для чего мы учимся?» . Правильные ответы выводятся на экран.

На партах ,листы со справочной информацией и тезариусом . Учащиеся ищут определение термина «образование» и объяснить в чем заключается его цель и смысл.


Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового

Подводит детей к пониманию необходимости изучения различных предметных областей. Формулирует задачи, поставленные в Федеральном государственном образовательном стандарте.

Игра «Что изучать?»: каждой группе предлагаются на выбор четыре области знания. Выбрать можно от одной до четырех, затем нужно обосновать свой выбор. На обсуждение дается одна минута. Задача подвести учащихся к пониманию того, что для получения разностороннего образования необходимо изучать все области знания. Учитель формулирует задачи, поставленные в Федеральном государственном образовательном стандарте и поясняет, что требования к школьному образованию в современной России изменились в соответствии с требованиями времени и социальным развитием общества.

Этап 1.3. Целеполагание

Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься

Как выдумаете: о чем сегодня на уроке мы будем дискутировать?

Правильно об образовании.

Л.Н. Толстой.

Сколько б ты ни жил, всю жизнь следует учиться.

Сенека.

Надо много учиться, чтобы знать хоть немного.

Монтескье.

Ученик никогда не превзойдет учителя, если видит в нем образец, а не соперника.

Белинский В. Г.

В древности люди учились для того, чтобы совершенствовать себя. Ныне учатся для того, чтобы удивить других.(У каждого сектора своя цитата)

Проанализируйте цитату , сформулируйте цель, образовательные задачи на сегодняшний урок. Аргументируйте свою точку зрения.

Учащиеся формулируют тему урока, цели и задачи.

БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. ) на общее понимание и мотивацию на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д.

Учитель показывает презентацию, рассказывает о деятельности С.А. Рачинского и особенностях его школы. В мае 2018 г. широко отмечалось 185-летие выдающегося педагога, общественного деятеля, основателя народной церковной школы Сергея Александровича Рачинского (1833–1902). Формулирует понятия «гуманист», «просветитель», «меценат».

Работа в группах: Учитель выдает кейсы, ставит задачу, наблюдает за групповой работой учащихся. Отвечает на вопросы.

Каждая группа получает кейс-задание.. Анализируют и сравнивают содержание предложенных документов, заполняют рабочий лист, готовят выступление перед классом. Учитель наблюдает за работой групп, консультирует учащихся.

Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон)

Учитель вместе с учащимися слушает доклады каждой группы, анализирует их деятельность.

Один ученик из каждой группы представляет результат работы.

Анализируют свою работу на уроке.

Оценивают результат работы каждого участника группы в соответствии с предложенными критериями.Каждая группа оценивает работу другой группы.

Вносят оценки в бланк.

БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.).

Предлагается детям аргументировать свою точку зрения по проблеме: «Современное образование».» « Роль образования»

Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Подберите соответствующие учебные задания

Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве; б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняются указанные Вами: а) сходство; б) различие.

Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Подберите соответствующие учебные задания

1.Павел учится на втором курсе университета. Он играет в студенческом театре, нередко выступает в составе баскетбольной команды своего факультета. На каком уровне образования находится Павел?

 

1)  среднее профессиональное

2)  высшее профессиональное

3)  основное общее

4)  среднее общее

Пояснение.

Среднее профессиональное  — после основной школы обучение профессии и получение среднего образования (техникум, колледж); высшее профессиональное после среднего общего обучение в высших учебных заведениях (институт, университет, академия); основное общее  — 5−9 классы; среднее общее  — 10−11 классы.

 

Правильный ответ указан под номером 2.

2. Верны ли следующие суждения о системе образования в РФ?

 

А.  Наличие основного общего образования даёт возможность человеку поступить в учреждение высшего профессионального образования.

Б.  Наличие среднего общего образования позволяет человеку поступить в учреждения среднего и высшего профессионального образования.

 

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба суждения

4)  оба суждения неверны


Пояснение.

Основное общее образование  — вторая ступень общего образования в России и в большинстве других стран, в конце последнего 9-го года школьники сдают тесты (в России  — ОГЭ), результаты которых определяют возможность каждого ученика получить либо полное среднее образование, либо среднее профессиональное. Среднее (полное) общее образование  — третья, завершающая ступень общего образования в России. Среднее полное общее образование заканчивается сдачей государственных экзаменов (ЕГЭ), результаты которых определяют возможность поступления в ВУЗ.

 

Правильный ответ указан под номером 2.

Социологические службы опросили жителей страны Z. Им задавали вопрос: «С чем, по вашему мнению, связано отклоняющееся поведение людей?»

 

3.Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.

Пояснение.

а)  Наиболее популярным ответом в обеих группах было мнение, что отклоняющееся поведение связано с образом жизни человека (так как чаще всего отклоняющееся поведение характерно для людей ведущих асоциальный образ жизни, который оставляет отпечаток на их действиях).

б)  Граждане с высшим образованием в большей степени склонны полагать, нежели граждане со среднем образованием, что некоторые люди предрасположены к отклоняющемуся поведению генетически (так как более образованные люди более сведущи в генетике и ее влияние на поведение человека, нежели люди со среднем образовании).



Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

Подберите соответствующие учебные задания

С какими тремя изменениями в общественной жизни связывает автор становление современной системы образования?


 

Образование получило широкое распространение в течение последних двух или трех веков. Почему это происходило так долго?..

 

Первой из коренных перемен стала демократическая революция. Как видно на примере Французской революции конца XVIII в., она была вызвана растущим стремлением неаристократических классов... участвовать в политических делах. В ответ на это требование были прежде всего расширены возможности получения образования: ведь новые актеры на политической сцене не должны представлять «невежественные народные массы». Поэтому в 30-е гг. XIX в. реформаторов образования в США волновала проблема повышения грамотности будущих избирателей, их осведомленность в социальных вопросах и способность принимать разумное решение при голосовании... Идеал общества равных возможностей представляет собой другой аспект демократической революции... Равные социальные возможности стали почти синонимом равных возможностей получения образования...

 

Важнейшим событием... стала промышленная революция... Развитие промышленности в широких масштабах потребовало расширения системы образования для подготовки квалифицированных работников, которые могли бы выполнять новые, более сложные виды деятельности... В странах, конкурирующих между собой в борьбе за мировой рынок, быстро осознали, что превосходство в промышленном развитии тесно связано с более высоким уровнем образования...

 

Важная перемена... была связана с развитием самого института образования. Когда социальный институт укрепляет свое положение, его члены обычно образуют группу, объединенную общими законными интересами, и предъявляют требования к обществу  — например, относительно поддержания своего престижа или материальной поддержки со стороны государства... [К тому же] американцы всегда были склонны верить: чем выше уровень их образования, тем больше вероятность добиться успеха в жизни.

 

 

Н. Смелзер

Пояснение.

Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

В ответе должны быть указаны следующие изменения:

− демократическая революция;

− промышленная революция;

− становление самого института образования.



Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами

Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

Найдите в приведенном списке свойства человека, имеющие социальную природу. Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  способность к совместной преобразовательной деятельности

2)  стремление к самореализации

3)  умение приспосабливаться к природным условиям

4)  устойчивые взгляды на мир и свое место в нем

5)  потребность в воде, пище, отдыхе

Пояснение.

Свойства человека, имеющие социальную природу,  — это способность к совместной преобразовательной деятельности, стремление к самореализации и устойчивые взгляды на мир и свое место в нем. А умение приспосабливаться к природным условиям и потребность в воде, пище, отдыхе  — это свойства человека, имеющие физиологическую природу.

 

Ответ: 124.


БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания


Бланк взаимооценки работы в группе по каждому критерию вы можете поставить от 1 до 3 баллов

Фамилия, имя участника группы

Принимал активное участие в работе группы


Нашел и выделил нужную информацию в тексте

Логично, доступно, четко изложил информацию в письменной форме

Логично, доступно, четко изложил информацию в устной форме

Умеет сотрудничать в группе, вести диалог





















 

 

 

 



БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам

- На листе бумаги запишите одну хвалебную фразу и отдайте ее партнеру по команде.

- Если вы остались довольны тем как прошёл урок, прилепите магнит-смайлик с улыбкой на доску.

Если вы не испытали чувство удовлетворения от работы,то возьмите ластик смайлик , в подарок.( раздать всем желающим, кому какой нравится.)



Этап 5.2. Домашнее задание

Введите рекомендации по домашнему заданию.


Дается домашнее задание, обсуждается.





3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!