Тип Инфузории.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Технология построения урока: технология проектного обучения, здоровьесберегающие технологии.
Цель: изучить представителей типа Инфузорий, особенности строения на примере Инфузории туфельки их многообразие в природе.
Задачи:
- образовательные: познакомить учащихся с особенностями строения типа Инфузорий.
- развивающие: анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
- воспитательные: осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду.
Планируемые результаты обучения
Предметные: обучающиеся имеют представление о строении, значении и многообразии одноклеточных.
Метапредметные: развивается умение самостоятельно работать с видеофильмом и иллюстрациями учебника, дополнительной литературой.
Личностные: формируется научное мировоззрение на основе изучения строения и многообразия простейших.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная.
Методы: беседа, работа с видеофильмом, работа с таблицей, дополнительной литературой.
Информационно-технологические ресурсы: презентация, видеофильм, учебник.
Предметные результаты: Находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие биологические объекты, физиологические процессы протекающие в одной клетки организма. Знать основные классы животных их систематику.
Личностные результаты:
Воспитание чувство гордости за российскую биологическую науку. Понимание важности ответственного отношения к обучению, готовности и способности, учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; признание учащимися прав каждого на собственное мнение; проявление готовности к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы; умение отстаивать свою точку зрения; критичное отношение учащихся к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия.
Познавательные УУД
Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). Вычитывать все уровни текстовой информации..
Регулятивные УУД
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Коммуникативные УУД
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, уметь общаться, распределять роли, договариваться друг с другом; отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этап урока | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся |
Организационный момент - 1 мин. | Приветствие обучающихся. | Приветствие педагога |
Опрос пройденного материала – 10 мин. | На доске предложена таблица, двоим учащимся предлагается заполнить ее. Признаки сравнения | Амеба обыкновенная | Эвглена зеленая | Среда обитания | | | Форма тела | | | Способ передвижения | | | Способ питания | | | Дыхание | | | Выделение | | | Размножение | | | Что особенного у этого животного | | | Экспресс опрос: обучающимся предлагаются карточки, на которых написаны вопросы, на которые нужно ответить без подготовки: - Перечислите признаки, которые подтверждают что, амеба обыкновенная живой организм. - Перечислите признаки, которые подтверждают что, эвглена зеленая принадлежит к царству животных. - Почему Эвглену зеленую некоторые ученые относят к царству Растений. - Почему Эвглену зеленую можно считать одновременно растением и животным? - Какого представителя жгутиконосцев можно отнести к переходным организмом между одноклеточными и многоклеточными организмами и почему? После экспресс опроса проводится проверка таблицы. | Один из обучающихся заполняет вторую колонку таблицы по Амебе обыкновенной, второй обучающийся заполняет третью колонку таблицы по Эвглене зеленой. Признаки сравнения | Амеба обыкновенная | Эвглена зеленая | Среда обитания | водная | водная | Форма тела | Не имеет | веретеновидная | Способ передвижения | ложноножки | жгутик | Способ питания | Гетеротроф. | Автотроф, гетеротроф | Дыхание | Поверх. всего тела | Поверх. всего тела | Выделение | Поверх. всего тела | Поверх. всего тела | Размножение | бесполое | бесполое | Что особенного у этого животного | Не имеет постоянную форму тела, образует ложноножки | Наличие хлоропластов, светочувствительного глазка | - обмен веществ, рост и развитие, размножение, эволюция, раздрожимость. - гетеротрофный способ питания, подвижны, ограниченный рост - так как имеет хлоропласты как растение и питается автотрофно. - так как питается как растение автотрофно и как животное гетеротрофно. - вольвокс, гониум, т.к. они являются колониальными животными. |
Новый материал - 20 мин 1) Сообщение цели урока 2) Создание мотивационной установки 3) Постановка задачи урока 4) Просмотр видеофильма 5)Физ. Минутка 6) Работа с таблицей 7) Сообщение о многообразии ресничных. 8) Проверка усвоения знаний. | изучить представителей типа Инфузорий, особенности строения на примере Инфузории туфельки их многообразие в природе Учитель обращает внимание обучающихся на вопрос, написанный на доске – Какие признаки имеют представители типа Инфузорий? На этот вопрос нужно ответить в конце урока. Сейчас перед вами представитель типа Инфузорий Что вы можете рассказать по рисунку этого животного использовав таблицу, которую заполняли учащиеся в начале урока, добавляем колонку с Инфузорией туфелькой Признаки сравнения | Инфузория туфелька | Среда обитания | | Форма тела | | Способ передвижения | | Способ питания | | Дыхание | | Выделение | | Размножение | | Что особенного у этого животного | | Учитель предлагает просмотреть видеофильм о месте обитания и строении инфузории и затем вернуться к правильности заполнения таблицы. Учитель обращает внимание на количество правильно выполненной работы по заполнению таблицы. Что мы предугадали правильно и в чем ошиблись? Сейчас заслушаем сообщение, которое подготовили ребята о нескольких представителях типа ресничных. Вы сейчас познакомились еще с несколькими представителями типа Инфузорий. Давайте вернемся к вопросу, который был поставлен в начале урока: Какие признаки имеют представители типа Инфузорий? Давайте попробуем сделать сравнительную характеристику Простейшим. | Учащиеся записывают свои предположения в таблицу Признаки сравнения | Инфузория туфелька | Среда обитания | водная | Форма тела | Удлиненная, напоминает след от туфли | Способ передвижения | С помощью ресничек | Способ питания | гетеротрофный | Дыхание | Поверхностью всего тела | Выделение | Сократительные вакуоли, порошица | Размножение | Бесполое и половое | Что особенного у этого животного | 2 ядра, имеется порошица, половое размножение, реснички | Проверка записи на доске и корректировка недостающей информации. Рассказ обучающихся о некоторых представителях ресничных: бурсария, сувойка, трубач. Представители этого типа обитают во всех средах жизни и имеют один общий признак – наличие большого количества ресничек. Отсюда и появилось название типа – Инфузории или Ресничные. Сравнивая Амебу, Эвглену и Инфузорию можно увидеть усложнение в строении: у эвглены имеются хлоропласты, которые позволяют осуществлять автотрофное питание, тем самым стирает резкую границу между царством растений и животных. У колониальных представителей жгутиконосцев появилось половое размножение, что позволяет появлению многообразия среди представителями этого типа. У инфузории более сложное строение (2 ядра, порошица). У всех представителей имеется как половое так и бесполое размножение. |
Рефлексия (2мин) | Подводит итог работы, отмечает, что успели, что не получилось. Оценивает успешных учеников. | Делятся впечатлениями друг с другом, что увидели , а что не удалось увидеть, но хотелось. |
Выставление оценок. Домашнее задание (1 мин) | Читать параграф 11 учебника «Тип инфузории». Зарисовать строение Инфузории | |