СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока Окружающий мир по теме: "Что такое деньги"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока Окружающий мир по теме: "Что такое деньги"»

ГАПОУ АО «Астраханский социально-педагогический колледж»





Технологическая карта урока

Окружающий мир,

проведённого в 3 Б классе МБОУ «НОШ № 19»

студенткой 3 курса группы А

Мулляминовой Вилией Ибрагимовной







Проверил:

__________ Буслова Ю. А., учитель 3 Б класса

__________ Ванюшина Е. Е., методист ГАПОУ АО «АСПК»

__________ Отметка за урок





Астрахань, 2022

Класс: 3 класс

УМК «Школа России»

Учебник: Плешаков А. А. «Окружающий мир»

Тема: «Что такое деньги»

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель: познакомить учащихся с ролью денег в экономике.

Задачи:

  1. Образовательная: сформировать у учащихся базовые знания о деньгах; познакомить с историей возникновения денег; рассмотреть виды денег; определить основные функции денег.

  2. Воспитательная: воспитывать культуру поведения в условиях рыночных отношений; формировать умение принимать чужую точку зрения.

  3. Развивающая: развивать у учащихся любознательность, мышление, логику, расширять кругозор, способствовать развитию психических познавательных процессов: мышления, памяти, речи, воображения.

Планируемые результаты:

  1. Личностные: формировать внутреннюю позицию школьника, умение оценивать свои действия, развивать мотивацию учащихся.

  2. Предметные:

  • Сформировать представление о деньгах и их видах.

  • Научить понимать роль денег в экономике.

  • Научить учащихся различать денежные единицы некоторых стран.

  1. Метапредметные:

  • Познавательные: тренировать умение моделировать ситуацию в воображении; применять широкий спектр логических действий и операций.

  • Регулятивные: развивать умение принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

  • Коммуникативные: развивать умение доносить свою позицию до собеседника; оформить свою мысль в устной форме; слушать и понимать высказывания собеседников; тренировать умение «слушать» и «слышать», задавать вопросы на понимание и уточнение и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.

Ресурсы: Плешаков А. А. «Окружающий мир», рабочая тетрадь Плешаков А. А. «Окружающий мир», образец для самопроверки заданий, раздаточный материал.

Оборудование: презентация, компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, школьная доска, настольная веб-камера.



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент

Учитель:

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Вилия Ибрагимовна. Сегодня урок окружающего мира у вас проведу я.

- Я рада приветствовать вас на сегодняшнем уроке, садитесь.

- Давайте зарядимся положительной энергией и улыбнёмся друг другу. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь.

- Ребята, проверьте свою готовность к уроку.

Учащиеся:

Приветствуют учителя и проверяют свою готовность к уроку.

Регулятивные:

организация рабочего места.

Личностные:

эмоциональный настрой на работу.

Коммуникативные:

умение воспринимать речь учителя.

Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

Учитель:

- Ребята, мне маленькая птичка нашептала на ушко, что вы уже знакомы с разделом «Экономика». Это так? Ей можно верить?

- Тогда вы точно сможете ответить на мои вопросы!

- Кто же мне скажет, что такое экономика?

(Слайд 1)




- А какие отрасли экономики существуют?


- Найдите в классе предметы (явления), изготовленные разными отраслями промышленности.




- Какие промышленные предприятия есть на территории нашей области?


Учащиеся:

- Да.




- Это наука, рассказывающая о том, как людям и обществу в целом произвести нужное количество товаров и услуг, удовлетворить разные потребности.

- Промышленность, сельское и лесное хозяйство, транспорт, строительство.

- Мел – добывающая; свет, тепло – электроэнергетика; одежда, обувь – легкая; компьютер, телевизор – электронная, пластмассы – химическая и т. п.

- Станкостроительный завод, сетевязальная фабрика, судостроительный завод, фармацевтическая фабрика, нефтегазовые компании и т. д.

Регулятивные:

оценивание правильности своих знаний и ответов.

Коммуникативные:

умение воспринимать речь учителя; высказывание своего мнения и формулирование ответа.

Самоопределение к деятельности

Учитель:

- Ребята, теперь вам предстоит отгадать загадки:

- В кошелек мы их кладем,

С ними в магазин идем. (Слайд 2)


- Маленькая, кругленькая,

Из кармана в карман скачет. (Слайд 3)

- Чтобы узнать тему урока, вам необходимо разгадать кроссворд в парах.

- Для этого вспомним правила работы в парах.

(Слайд 4)


1.Один из трех китов экономики. На нем основывается добыча природных богатств, производство товаров. (Труд)

2. Он на дорожках во дворе,

Он очень нужен детворе,

Он на стройке и на пляже,

Он в стекле расплавлен даже. (Песок)

3.Правила, законы ведения хозяйства. (Экономика)

4.Составная часть экономики. (Отрасль)

5.Работа, выполняемая людьми для удовлетворения тех или иных потребностей других людей. (Услуги).

6.Какая промышленность выпускает конфеты, печенье, йогурт? (Пищевая)

– Какое слово получилось в выделенном столбце?

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?

- Откройте учебник на с. 66 и прочитайте тему урока.

(Слайд 5)

- Какие цели мы можем перед собой поставить?







- Верно! Сегодня мы будем говорить о деньгах.

Учащиеся:


- Деньги.



- Монета.


Работать должны оба на общий результат.

Один говорит, другой слушает.

Если не понял, переспроси.

Свое несогласие высказывай вежливо.














- Деньги.

- О деньгах.

Читают тему.


- Узнать, в чём заключается роль денег в экономике.

Узнать, какие существуют виды денег.

Научиться определять основные функции денег.

Научиться различать денежные единицы некоторых стран.

Регулятивные:

умение ставить перед собой цель;

планирование реализации целей;

оценивание правильности своих знаний и ответов.

Коммуникативные:

умение воспринимать речь учителя; высказывание своего мнения и формулирование ответа.

Работа по теме урока

Учитель:

- Что такое деньги?


- В словаре С. И. Ожегова даётся такое определение этого слова: «Деньги – металлические или бумажные знаки (в докапиталистических формациях – особые товары), являющиеся мерой стоимости купли-продажи, средством платежей и предметом накопления».

(Слайд 6)

Работа по учебнику

- Прочитаем маятником текст в учебнике на с. 66-68.

- Назовите два способа обмена. (Слайд 7)

- Что такое бартер?


- А кто-нибудь из вас читал русскую народную сказку Мена? (Слайд 8)

- Какой сюжет у неё?







- Как вы думаете, почему она называется «мена»?

- Какой урок мы можем из неё извлечь?






- Как вы думаете, какой это способ обмена? Бартер или купля-продажа?

- Верно, молодцы!

- Удобен ли такой способ обмена людям? Почему?



- Какой способ обмена более удобен? Почему?




- Что такое цена товара?


- В любом магазине можно убедиться, что цены на различные товары разные. Как вы думаете, от чего зависит цена товара?

- Что такое деньги?



- Как называются металлические деньги?

- Как называются бумажные деньги?

- Как внимательно вы читали текст!

Анализ монеты

Раздать на парту по монете и вывесить на доску плакат с монетами.

- У каждого из вас на партах лежат по монетке. Рассмотрите её.

- Оборотная сторона, на которой указан её номинал, то есть достоинство (1 рубль, например), называется «реверс», или «решка». (Слайд 9)

- Кто-нибудь из вас знает, почему «решка»?

- Решка – это искажённое и сокращённое произношение слова «решётка». В ходе денежной реформы Петра I в обращение поступил серебряный рубль с монограммой царя, составленной из четырёх букв П и римской цифра I. Она очень напоминала решётку, которая в разговорной речи стала решкой. (Слайд 10)

Сторона, на которой изображён герб (портрет или другой рисунок), - лицевая. Она называется «аверс», или, как часто говорят, «орёл». (Слайд 11)

Ребро называется «гурт». Надпись на монете – «легенда». (Слайд 12)

- Теперь вы покажите мне, где гурт. Легенду? Аверс, или орёл? Реверс, или решка? (Слайд 13)

- Что можно узнать из надписей?



- Верно. Старинные и современные монеты могут нам многое рассказать о прошлом и настоящем разных стран, знаменательных событиях и великих людях.

Работа по РТ

Раздать листы с № 1, 2 с. 42 РТ

- Я вам раздала листочки с заданиями. Для начала вам необходимо выполнить № 1. Прочитайте условие задания. (Слайд 14)

- Что вам необходимо сделать?

- Верно. Приступайте к работе.

- Так, что же такое бартер?


- А какой пример ты можешь привести?


- Что такое купля-продажа?


- Приведи пример купли-продажи.

- Молодцы!

- Теперь выполняем № 2. Это работа в парах. Правила мы с вами уже сегодня повторили.

- Вам необходимо определить, какими денежными единицами пользуются в России, США и в странах Европы, подписать их. Также я вам раздала картинки, на которых изображены денежные единицы. Эти картинки вы должны приклеить, соотнеся с названием денежной единицы.

- Всем понятно?

- Приступайте к работе.

Фронтальная проверка выполненного задания.

- Какими деньгами вы пользуетесь, когда ходите в магазин?

- Какими воспользуетесь в США? Странах Европы?

- Интересно!

Учащиеся:

- То, чем расплачиваются при покупке товара.








Читают текст.

- Бартер и купля-продажа.

- Бартер – это прямой обмен одних товаров на другие.

- Да


- Мужичок спас купца, который вознаградил его золотом. Мужичок, в свою очередь, обменял это золото на коня, коня – на корову, корову – на поросёнка, поросёнка – на гуся, гуся – на иголку. В итоге потерял иголку и остался ни с чем.

- Обозначает «менять».

- Нужно думать перед тем, как обмениваться своим имуществом. Сказка учит, что не в богатстве счастье, а в уме. Богатство счастья не принесет, если не хватает ума правильно им распорядиться.

- Бартер.



- Нет, потому что вещь может стоит дороже или дешевле того, на что ты хочешь её обменять.

- Купля-продажа, потому что средство обмена будет одинаковым, будет меняться лишь стоимость того или иного предмета.

- Стоимость одной вещи, одного предмета.

- Если затраты на изготовление товара большие, то цена больше.


- Особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги.

- Монеты.

- Банкноты.










- Нет.













Показывают


- Сколько эта монета стоит, в какой стране используется, в каком году выпущена.






Читают условие задания.



- Выписать определения из учебника.

Выполняют задание.

- Бартер – это прямой обмен одних товаров на другие.

- Пример из учебника про обмен кирпичей с трубами.

- Купля-продажа – обмен, в котором участвуют деньги.

- Купил на рынке помидоры.










- Да.



- Рубль.


- Доллар. Евро.

Познавательные:

умение структурировать знания;

постановка и формулировка проблемы;

осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

Регулятивные:

умение ставить перед собой цель;

планирование реализации целей;

оценивание правильности своих знаний и ответов.

Коммуникативные:

умение воспринимать речь учителя; высказывание своего мнения и формулирование ответа.

Физкультминутка

Учитель:

- Вижу, что многие утомились. Давайте выполним физкультминутку.

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп,

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик.

Раз сюда, два туда,

Повернись вокруг себя.

Раз – присели, два – привстали,

Сели – встали, сели – встали,

Ванькой-встанькой словно стали.

-Молодцы! Садитесь.

Учащиеся:

выполняют физкультминутку.

Коммуникативные:

умение воспринимать речь учителя.

Регулятивные:

умение воспринимать задачу.

Личностные:

адекватная мотивация на выполнение физкультминутки.

Продолжение работы по теме урока

Учитель:

Работа в группах

- Теперь вам предстоит выполнить работу в группах.

Давайте повторим правила работы в группах.







- Я раздала каждой группе по конверту. В нём лежат памятки. Вы должны ознакомиться с этим текстом и составить вопросы по его содержанию. Затем вы расскажете нам о своём тексте и зададите вопросы своим слушателям, то есть другим группам, чтобы проверить, как внимательно они вас слушали.

За каждый верный ответ группе будет выдаваться звёздочка. Победит та группа, которая наберёт наибольшее количество звёздочек.


1 подгруппа

Несколько тысяч лет назад люди не знали, что такое деньги. (Слайд 15)

Люди уже научились выращивать нужные растения, приручили и сделали домашними некоторых животных, научились ковать железо, ткать материю и многое другое. Для каждого дела нужны были умельцы. Каждый человек не мог выполнять одновременно всё. Пришлось людям поделить работу между собой. Одни стали охотиться, другие – выращивать домашних животных, третьи – заниматься земледелием, четвертые – ковать железо и т.д.

Они просто обменивались друг с другом различными предметами (Слайд 16). Но иногда обменивать товары очень сложно и порой невыгодно, потому что ценность вещей и продуктов разная. Она зависит от затраченного труда на изготовление вещи. Чтобы упростить обмен, люди придумали деньги.


2 подгруппа

Первые деньги совсем не были похожи на те, к которым привыкли мы. В разных местах деньгами служили предметы, но всегда важные для этих мест: их в любой момент можно было обменять на другие товары или использовать по назначению в домашнем хозяйстве. И поэтому они назывались товаро-деньгами. Например, в Древней Монголии это был прессованный чай, на Каролинских островах – камни размером с мельничный жернов (сдвинуть его могли только несколько человек). (Слайд 17)


3 подгруппа

Первыми мировыми деньгами были раковины каури с Мальдивских островов. Они служили деньгами во многих странах Азии, Африки и Европы. Ракушки каури довольно редкие, обработка их требовала немалого труда, к тому же они ценились как украшение. (Слайд 18)

В наши дни раковины каури — один из популярных объектов коллекционирования. Хотя раковины этих улиток хорошо известны и раньше широко использовались, их образ жизни мало изучен. Крупные же виды ракушек, из-за их относительной малочисленности, в Китае и Японии приобретались и служили в качестве семейных талисманов, привлекающих в дом деньги и деловую удачу.


4 подгруппа

Самыми удобными деньгами оказались металлические. Чеканили монеты любой стоимости: из меди – подешевле, из серебра – подороже, а из золота – самые дорогие.

Металлическими деньгами были медные прутья – в Индокитае, серебряные кольца – в Египте, медные буковки Т – в Мексике. В Греции за денежную единицу принимали шесть четырёхгранных прутьев, сложенных вместе, которые можно было захватить в горсть (по-гречески «горсть» — драхма). Деньги назывались – драхмами (они и сейчас называются так же). (Слайд 19)

Но у металлических денег есть недостаток – они тяжёлые и занимают много места. Богатым купцам, которые торговали с далекими странами, было опасно и неудобно возить с собой такой груз: куда ни спрячь, разбойники сразу его найдут. Люди придумали выход: золото передавали на хранение в банк, а вместо него брали с собой в дорогу бумажные расписки на это золото. Так впервые появились бумажные деньги.


5 подгруппа

История бумажных денег началась в VII веке в Китае, когда торговцы стали записывать долги горожан на листы бумаги. Эти записи и принято считать первыми банкнотами. В Европе купюры стали использовать в XVII веке — сначала в Швеции, а чуть позже в Англии, Норвегии, Дании и Франции. В России бумажные деньги появились спустя век — во времена правления Екатерины II. Они выглядели как долговые расписки и назывались ассигнациями. Бумажные деньги производят из хлопка, реже из льна или абаки (травянистое растение). Некоторые банкноты состоят из тканей и специальных видов пластика и называются гибридными деньгами. (Слайд 20)


6 подгруппа

Один из самых молодых видов денег — электронные. Первые упоминания о них встречаются в США в 1918 году, когда американцам удалось совершить первый денежный перевод посредством телеграфа.

В 1980-х в пользование вошли банковские карты, а спустя еще 10 лет появились первые электронные кошельки. Одна из самых обсуждаемых сегодня разновидностей денег — это криптовалюта. По своей сути это даже не электронные деньги, а сложный математический код. Он существует только в виртуальном пространстве и не привязан ни к одной существующей валюте. У такой валюты нестабильный курс, который зависит только от спроса и предложения. В мире существует более 800 видов криптовалют, а первой из них были биткоины.


Учащиеся:


1.В группе должен быть ответственный.

2. Работать должен каждый на общий результат.

3. Один говорит, другие – слушают.

4. Своё несогласие высказывай вежливо.

5. Если не понял, переспроси.







Познавательные:

умение структурировать знания;

постановка и формулировка проблемы;

осознанно и произвольно строить речевые высказывания;

поиск и выделение необходимой информации.

Регулятивные:

умение ставить перед собой цель;

планирование реализации целей;

оценивание правильности своих знаний и ответов.

Коммуникативные:

умение воспринимать речь учителя; высказывание своего мнения и формулирование ответа;

планирование учебного процесса.

Рефлексия

Учитель:

Раздать учащимся мини-тесты.

- Если высказывание верное, поставьте знак «+»; если неверно, поставьте знак «-».

Тест:

  1. Прямой обмен одних товаров на другие – это сбережения. (-)

  2. Плата за работу – заработная плата. (+)

  3. Деньги, которые откладывают на будущее, – сбережения. (+)

  4. Первые мировые деньги – ракушки каури. (+)

  5. Денежная единица многих стран Европы – доллар. (-)

- Проверьте свои ответы с ответами на слайде.

(Слайд 22)

- У кого всё верно?

- У кого одна ошибка?

У кого две и больше ошибок?

- Что мы можем посоветовать тем, у кого есть ошибки?

- Верно.

Учащиеся:




Выполняют тест.














- Повторить тему и потренироваться.

Регулятивные:

оценивание правильности своих знаний и ответов.

Подведение итогов

Ученик:

- Какова была цель сегодняшнего урока?







-Достигли ли мы её? Как?

-Домашнее задание: учебник, стр. ___ читать и пересказывать, Раб тетрадь стр. ___ №___. (Слайд 23)

- Сейчас я предлагаю вам оценить свою работу. На вашем столе солнышки и тучки. Если вам легко было работать, поднимите солнышки. А если возникли трудности – тучки.

- Что было трудно?

- А я вас всех благодарю за работу на уроке, вы молодцы!

-Спасибо за урок! До свидания! (Слайд 24)

Учащиеся:

- Узнать, в чём заключается роль денег в экономике.

Узнать, какие существуют виды денег.

Научиться определять основные функции денег.

Научиться различать денежные единицы некоторых стран.




Проводят самоанализ.







Прощаются с учителем.

Познавательные:

умение структурировать знания;

оценка процессов и результатов деятельности.

Регулятивные:

волевая саморегуляция;

оценивание своих результатов;

осознание достижения цели.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!