СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Где живут белые медведи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В карте расписаны этапы работы на уроке.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Где живут белые медведи"»

Технологическая карта урока по окружающему миру на тему

«Где живут белые медведи» (1 класс)

УМК «Школа России»



Тема

Где живут белые медведи?

Раздел

Где и когда?

Тип урока

Урок «открытия» новых знаний.

Цель

Формирование начальных представлений о холодных районах земли и о животных, обитающих на этих территориях.

Планируемые результаты изучения темы

Предметные

Метапредметные

Личностные

усвоить, что на Земле есть очень холодные районы – Северный Ледовитый океан и Антарктида, научиться находить их на глобусе


- рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать их них информацию о животном мире холодных районов, приводить примеры животных холодных районов;

- устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями.

- участвовать в диалоге со сверстниками и учителем;

- слушать и понимать речь других;

- готовить небольшое сообщение с помощью взрослого.

- формировать интерес к учению, познанию окружающего мира

Технологии, методы и приемы обучения

Репродуктивные: беседа, диалог

Продуктивные: частично-поисковый (работа с учебником, поиски ответов на вопросы)

Формы организации учебной деятельности

Фронтальная

Индивидуальная

Групповая парная

Средства обучения

Учебник, ИКТ

Межпредметные связи

Чтение (сообщение о животном)

Информационно-образовательная среда

Информационный материал:

1. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 1 класс. Ч. 2.

2. Плешаков А.А. Рабочая тетрадь. 1 класс. Ч. 2.

Диагностический материал:

1. Плешаков А.А., Гара Н.Н. Окружающий мир. Тесты. 1 класс. Пособие для учащихся.

Демонстрационный материал:

мультимедийный проектор, фрагменты мультфильмов «Умка», «Приключения пингвиненка Лоло», картинки.



Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Самоопределение к деятельности

- Ребята, я очень рада видеть вас. Обратите внимание, сегодня у нас на уроке много гостей. Давайте покажем, как мы умеем работать.

Ученики настраиваются на работу.

Актуализация знаний

- Вспомните, ребята, на какой вопрос Муравьишки мы отвечали на прошлом уроке?

- Проверим свои знания, решив тест в тетради с.36 .

- Проверьте свои ответы с.62.

- В каких районах земного шара мы побывали на прошлом уроке?

- Вспомните, какие животные там обитают. Выберите тех животных, которые живут в саванне.

- Выберите тех животных, которые живут в тропических лесах.

- Почему вы не выбрали белого медведя и пингвина?

- Может быть, кто-то знает, где живут белый медведь и пингвин?

Ответ на вопрос



Выполнение теста



Самопроверка по образцу

Ответ на вопрос



Работа с картинками у доски (на картинках - жираф, крокодилносорог, африканский слон, черепаха, лев, индийский слон, белый медведь, пингвин).

Предположения детей


Постановка проблемы

- Какова же тема нашего урока?

- Да, ребята, мы поговорим о том, где живут белые медведи.

- Сегодня на уроке мы продолжим путешествие по некоторым районам нашей планеты. Как вы думаете, куда мы отправимся?

- Мы отправимся в очень холодные районы на Земле – Северный и Южный полюса.

- С какой целью мы отправимся в путешествие?

- Молодцы. Каждый из вас высказал правильную цель, и все они будут являться ступеньками к ответу на вопрос: могут ли встретиться белый медведь и пингвин?

Формулировка темы урока «Где живут белые медведи».





Предположения детей









Постановка учебных задач








Построение проекта выхода из затруднения

- Внимательно посмотрите фрагмент из мультфильма и попробуйте догадаться, куда мы отправляемся.

- На Земле есть очень холодный район – это Северный Ледовитый океан.

- Знаете ли вы, какое название имеет этот район?

- Это место на Земле называют Арктика. Здесь расположен Северный полюс – это самая северная точка планеты Земля. Давайте найдем на глобусе Арктику.

- Что вы можете сказать о природных условиях этого района?

- Вы совершенно правы. Большая часть Арктики постоянно покрыта снегом и льдом. Здесь часто бушуют снежные метели, дуют холодные ветры, а мороз зимой достигает – 40-50 градусов.

- Как вы думаете, можно ли здесь встретить каких-либо животных?

- Несмотря на то, что в Арктике холодно, здесь можно встретить некоторых животных. Отгадайте загадку:

Среди снегов и льда не голодает.

За рыбой в холодную воду ныряет.

Густая белая шерсть спасает.

От морозов согревает.

- Правильно, белый медведь.

- Тоня приготовила сообщение о белом медведе. Давайте послушаем и выделим те моменты, о которых мы еще не знали.

Белый медведь

Белый медведь  - самый крупный хищный зверь на Земле. Белые медведи нигде, кроме Арктики не живут.

Белые медведи с головы до ног покрыты густым белым мехом. Мех растёт даже на подушечках лап, поэтому животные легко и быстро передвигаются по снегу и льду.

Белые медведи - отличные пловцы и могут часами находиться в воде. Вода не проникает им под шубу, поэтому даже в мороз они остаются сухими и им не страшна никакая простуда. Питаются они тюленями, рыбой и птицами. В отличие от бурого медведя, белые медведи в спячку не впадают.

Белый медведь занесён в Красную книгу и находится под охраной государства.

- Что нового узнали о белом медведе?

- А кто же ещё обитает во льдах Северного Ледовитого океана?

- Откройте 12-ю страничку учебника. Поработайте в парах и назовите друг другу животных, обитающих в Арктике.

- Подумайте, что помогает животным Арктики выжить в таких суровых условиях.

- А сейчас немного отдохнём. Проведем физминутку «Мы шагаем в зоопарк».

- Итак, мы побывали на Северном полюсе. А сейчас очень внимательно посмотрите еще один фрагмент мультфильма и назовите район, куда мы отправимся дальше.

- Район Земли, где расположен Южный полюс, называется Антарктидой. Давайте найдем на глобусе Антарктиду.

- Как вы думаете, если полюс южный, то здесь теплее, чем на северном?

- На Южном полюсе вдвое холоднее, чем на Северном.

- Что вы можете сказать о природных условиях этого района?

-Да, Антарктида – это огромный участок суши, покрытый толстым слоем льда. Лето здесь холоднее нашей зимы. А зимой температура опускается до -60-70 градусов.

- Можно ли в этом районе встретить животных?

- Да, и здесь есть постоянные жители.

- Отгадайте загадку:

Где мороз и холодина,

В океане ходит льдина.

У него дружков не счесть.

Брюшко беленькое есть.

Он на льдине не один,

А зовут его …

- Правильно, пингвин.

- Катя приготовила для нас сообщение о пингвине. Давайте послушаем и выделим те моменты, о которых мы не знали.

Пингвины

Пингвины - морские птицы Антарктиды. Пингвины не умеют летать, зато хорошо ныряют и плавают, добывая себе пищу - рыбу, крабов, рачков.

У пингвинов нет пуховых перьев, но есть толстый слой подкожного жира, который спасает от сильных морозов и ветров.

- Что интересного узнали о пингвинах?

- Кто еще обитает в Антарктиде? Посмотрите на странице 13-ой учебника. Назовите друг другу животных, которые обитают здесь.

- Подумайте, как животные приспособились к жизни в Антарктиде.

- Почему приспособления получились практически одинаковые?

- Время физминутки «Мы шагаем в зоопарк».

Просмотр фрагмента мультфильма «Умка»

Предположения детей





Предположения детей









Работа с глобусом















Предположения детей







Отгадывание загадки











Сообщение ученика о белом медведе.

Слушание и выделение новых знаний о белом медведе.











































Чтение учебника и выполнение задание учителя

Установление связей между строением, образом жизни животных и природными условиями Арктики





























Просмотр фрагмента мультфильма «Приключения пингвиненка Лоло»

Предположения детей





Работа с глобусом





Предположения детей























Отгадывание загадки













Сообщение ученика о пингвине.

Слушание и выделение новых знаний о пингвине



Установление связей между строением, образом жизни животных и природными условиями Арктики


Обобщение и закрепление полученных знаний

Ребята, наше путешествие заканчивается. Вспомните, в каких самых холодных районах Земли мы побывали.

- Какие животные проживают в этих районах?

- Прочтите вывод Мудрой черепахи на 13-ой странице учебника.

- Почему в этих районах живут разнообразные животные?

- Выполним в парах задание 1 в рабочей тетради на с.11.

- Объясните свое решение.

- Сейчас я прочитаю вам рассказ, но в нем есть ошибки. Слушайте внимательно и найдите эти ошибки.

На Севере

Один из холодных районов Земли – это Северный Ледовитый океан. Здесь расположен Южный полюс. Океан скован мощными льдами и покрыт снегом. Здесь холодно, но, несмотря на это, животные не замерзают. Белых медведей, пингвинов, моржей и тюленей спасает густая шерсть и толстый слой подкожного жира.



Ответы на вопросы









Чтение вывода в учебнике







Работа в парах в тетради





Слушание рассказа и нахождение ошибок в тексте

Рефлексия

- Ребята, вспомните, какую цель вы ставили для себя в начале урока, на какой вопрос мы хотели найти ответ.

- Верно. Могут ли белый медведь и пингвин встретиться? Почему?

- Что особенно понравилось? А что вызвало затруднения?

- А сейчас оцените себя с помощью снежинок.

- Молодцы. Вы сегодня прекрасно поработали. Большое спасибо за урок.

Ответы на вопросы

Рефлексия










конспект урока

по окружающему миру

На Тему: «Где живут белые медведи»

(УМК «Школа России» 1 класс)



















Подготовил:

учитель начальных классов

Боклагова Светлана Александровна













2015 год

Тема: Где живут белые медведи?

Цели деятельности учителя: формировать представления о холодных (Северный Ледовитый океан, Антарктида, Северный и Южный полюсы) районах Земли, о разнообразии жизни в этих районах; находить данные районы на карте, отличительные признаки животных; воспитывать чувство любви к своей родине.

Тип урока: решение частных задач.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду, характеризовать их, осуществлять самоконтроль; приводить примеры животных холодных районов; получат возможность научиться рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о животном мире; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни; владеть диалогической формой речи в заданной ситуации.

Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться):

Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели; логические – осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя.

Методы и формы обучения: частично-поисковый; фронтальная и индивидуальная.

Образовательные ресурсы: карта полушарий, глобус, картинки с изображением животных, аудиозапись.





Сценарий урока

I. Организационный момент.

Личностные УУД: развитие познавательного интереса, формирование определенных познавательных потребностей и учебных мотивов; положительного отношения к школе и адекватного представления о ней.

Подготовка рабочего места.

- Прозвенел уже звонок.

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постараемся всё понять,
Интересное узнать.

II. Объяснение нового материала.

Познавательные УУД: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об условиях, необходимых для жизни животных холодных районов Земли; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).

Коммуникативные УУД: умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные УУД: знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; оценка своих поступков, действий, слов; диагностика творческих предпочтений и базового уровня сложившихся навыков.

  1. Беседа.

Учитель: Сегодня к нам пришло письмо от Муравья вопросика. Он пишет: «Недавно я ходил в зоопарк и видел там в вольере с бассейном белого медведя, а еще моржа, тюленя, пингвина, морского леопарда. В аквариуме плавала треска и ледяная рыба. В местном пруду мне встретились поморник и альбатрос. Ребята, я задумался, а где родина этих животных? Где они живут? Может быть, вы знаете и мне поможете?»

Учитель: Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на нашем уроке? Ученики: О животных, которых видел Муравей-вопросик в зоопарке.

Учитель: Ребята, посмотрите, что у меня в руках?

Ученики: Это глобус.

Учитель: А что такое глобус?

Учитель: Глобус – это модель Земли.

Учитель: Давайте мы с вами отправимся в путешествие, чтобы точно узнать, где живут белые медведи, моржи, пингвины и другие обитатели холодных территорий земного шара. Но сначала мы должны выбрать одежду, которая нам нужна будет для путешествия (работа по карточкам). После выполнения задания оцените свою работу при помощи оценочного листа.













2. Чтение текста учителем (с. 12–13 учебника).

Учитель: Как называются холодные районы Земли?

Ученики: Северный Ледовитый океан и Антарктида.

Учитель: Чем покрыта большая часть Северного Ледовитого океана?

Ученики: Льдом и снегом.

Учитель: Какой полюс здесь расположен?

Ученики: Северный полюс. (Показ Северного полюса учителем на глобусе и карте.)

Учитель: Что такое Антарктида?

Ученики: Это огромный кусок суши.

Учитель: Чем покрыта Антарктида?

Ученики: Льдом.

Учитель: Какой полюс здесь расположен?

Ученики: Южный полюс. (Показ Южного полюса учителем на глобусе и карте.)

Учитель: Давайте познакомимся с жителями холодных районов Земли (дети рассказывают о каждом животном и вывешивают на ту часть карты, где эти животные обитают. Белые медведи нигде, кроме Арктики, не живут. Всю жизнь они проводят во льдах и в воде. Белый медведь может долго плыть, хорошо ныряет и может провести под водой несколько минут. Питается он тюленями, рыбой и птицами. В отличие от бурого медведя, белые медведи в спячку не впадают. Медведь занесён в Красную книгу. Живёт морж в Арктике. Этот великан не боится медведей. У моржа острые и сильные клыки. Клыки ему нужны для того, чтобы выкапывать из ила раковины
и съедать их содержимое. Тюлень живет в Арктике. Он питается рыбой, хорошо плавает и ныряет. Вместо ног у него ласты. Тюлень может долго находиться под водой, но ему обязательно нужен воздух, поэтому время от времени он выныривает на поверхность, чтобы набрать воздуха. Когда зимой поверхность воды замерзает, животное головой пробивает лёд, чтобы не задохнуться. Поморники –птицы похожие на чаек. Перья у них светлые или тёмные. У них сильно длинные перья на крыльях, которые помогают им летать. Треска – это крупная морская рыба. В мясе трески есть полезные для организма человека вещества. Пингвины живут в Антарктиде. Эта птица не умеет летать, но хорошо плавает. Пингвины питаются рыбой. У пингвинов нет гнёзд. Мама -пингвиниха кладёт яйцо на свои лапы, а сверху накрывает своим телом. Так яйцо находится в тепле. Иногда он так разгоняется, что вылетает из воды на лед. Альбатрос — очень большая и сильная птица. Живёт она в Антарктиде. Эти птицы долго могут жить в воде. Морской леопард – животное Антарктиды. Своё название получил из-за своей пятнистой шкуры. У него хищное поведение. Морской леопард питается пингвинами и молодыми тюленями. Ледяная рыба- житель Антарктиды. Это крупная рыба. Живёт она на глубине моря. Эти рыбы интересны тем, что имеют бесцветную кровь.)

Физкультминутка

Звучит песенка про медведей из кинофильма «Кавказская пленница».

Где-то на белом свете,

Там, где всегда мороз,

Трутся спиной медведи

О земную ось,

Мимо плывут столетья,

Спят подо льдом моря,

Трутся спиной медведи,

Вертится Земля.

III. Первичное осмысление и закрепление.

Работа в рабочей тетради (с. 11). (После выполнения каждого задания, дети оценивают свою работу при помощи оценочного листа).










IV. Итоги урока.

Учитель: О чем говорили на уроке? Что нового узнали? Какие виды заданий выполняли?

V. Рефлексия.

Учитель: А чем питается белый медведь?

Ученики: Рыбой.

Учитель: Ребята, если вам наш урок понравился, вам было интересно и все понятно, то угостите белого медведя из зоопарка рыбой. Картинки с изображением рыбы лежат на ваших партах.











Учитель: Всем спасибо за работу! Урок закончен.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!