СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе по теме "Где живут белые медведи" .

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет: Окружающий мир. 1 класс.

УМК (автор учебника): «Школа России» А.А.Плешаков

Тема:  «Где живут белые медведи?»

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе по теме "Где живут белые медведи" .»

Технологическая карта учебного занятия в 1 классе

Предмет: Окружающий мир

УМК (автор учебника): «Школа России» А.А.Плешаков

Тема: «Где живут белые медведи?»

Цель: формировать представления о холодных ( Арктика и Антарктида) районах Земли, разнообразии жизни в этих районах, приспособленности животных данных районов; находить данные районы на глобусе.

Планируемые результаты:

Предметные

Метапредметные

Личностные

- знание и понимание (знает, понимает, имеет представление и др.)

- умение (выполняет, использует, осуществляет и др.)

Познавательные УУД (базовые логические, базовые предметные – связаны с темой урока)

Регулятивные УУД (в том числе сотрудничество)

Коммуникативные УУД (общение)

По направлениям воспитания


Уметь находить на глобусе Северный и Южный полюса Земли (Антарктиду и Арктику), характеризовать их, приводить примеры животных холодных районов.

Уметь сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, формулировать вывод по предложенному плану.

Умение сотрудничать с одноклассниками, работать в группе. Уметь оценивать свои действия, ориентироваться в учебнике.

Соблюдать правила ведения диалога, конструировать обобщения и выводы.

Духовно-нравственное направление: формировать навык сотрудничества со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности.

Ценности научного познания: проявлять познавательный интерес, активность, любознательность в обогащении своих знаний с использованием различных информационных средств.

Экологическое воспитание: принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред.

Этапы урока

Содержание этапов



Деятельности учителя, в том числе формы, методы и приемы организации учебной

Содержание учебной деятельности (деятельность ученика)

  1. Мотивационно-целевой этап:


    1. Создание мотивационной основы учебной деятельности

Учитель предлагает детям материал для наблюдения, практические задания, вопросы, результатом выполнения которых будет осмысление детьми цели предстоящей учебной деятельности: что я буду узнавать, чему учиться сегодня на уроке. Это может быть: постановка учебной задачи; проблемная ситуация или проблемный вопрос; создание ситуации затруднения; организация эвристической беседы, выполнение практического задания и др.).

Содержание предлагаемого учителем материала должно быть связано с предстоящей темой.

Ребята, какое сейчас время года?

Вспомните, чем зима отличается от других времён года.

Какая погода зимой, по сравнению с другими временами года?

Как вы думаете, есть ли места на нашей планете, где холоднее, чем у нас зимой?

Сегодня мы отправимся в путешествие в самые холодные места нашей планеты.



Ответы детей: Зима.


Холодно, снег.

Высказывают предположения.

    1. Организация целеполагания

Учитель организует коллективное обсуждение проблемы или возникшего затруднения, определить причину затруднения, предлагает высказаться по поводу возможных ответов на проблемный вопрос, выдвинуть гипотезу, предположение, таким образом, организуется коллективно-распределительная деятельность для определения учебной задачи.

Результатом этого этапа является формулировка детьми цели предстоящей учебной деятельности: что я буду узнавать, чему учиться сегодня на уроке.

Как вы думаете, мы какого-нибудь из животных сможем встретить в районах, где очень холодно?

Что сегодня на уроке нам надо выяснить?



Высказывают предположения.

Живут ли в самых холодных районах нашей планеты животные и какие.


  1. Этап актуализации знаний и планирования предстоящей деятельности:


2.1. Актуализация имеющихся знаний

Актуализация – это не просто повторение. Когда дети на предыдущем этапе выявили причины затруднения, они теперь могут определить те способы предметных действий, знания и умения, которыми они владеют и которые могут им понадобится для достижения цели.

Поиск способов выхода из затруднения: дети могут проверить известный им способ и удостовериться в том, что он не подходит, установить в чем отличие новой ситуации.

Составление коллективного плана или совместное планирование деятельности в группах, распределение ролей.

Планирование деятельности – определение возможных этапов деятельности, способов, шагов, обеспечивающих результат.

На этапе планирования может осуществляться выбор ресурсов и их распределение для реализации цели.


Когда вы планируете путешествие, что вы определяете в первую очередь?


Значит, что надо знать, чтобы добраться в самые холодные места нашей планеты? (На доске вывешивается первый пункт плана работы на уроке)

На каком транспорте лучше отправиться в далёкое путешествие?

Какая одежда нам понадобится? Что с собой взять, если мы будем наблюдать, запоминать увиденное?




Зачем мы отправляемся в самые холодные районы планеты? (На доске вывешивается второй пункт плана работы на уроке)


Если в очень суровых погодных условиях живут животные, то будет ли что то особенное у них? ( На доске вывешивается третий пункт плана работы на уроке)



Высказывают своё мнение:

Место путешествия.

Знать где находятся самые холодные места на нашей планете.

На самолете.

Нам понадобится тёплая одежда, так как там холодно. Возьмём видеокамеру или фотоаппарат.

Нам надо выяснить живут ли там животные и какие.

Да, животные не должны замерзать.


    1. Фиксация плана письменной форме (на доске или рабочем листе) или проговаривание этапов работы устно.

Результатом данного этапа является план работы детей на уроке или в группах, который будет ими использоваться при переходе от одного вида работы на уроке к другому. Они это будут делать осознанно, благодаря составленному плану.

Совместно с учителем проговорить вопросы на которые надо ответить на уроке.

  1. Где находятся самые холодные районы на Земле?

  2. Живут ли в холодных районах Земли животные и какие?

  3. Как животные приспособились к суровым природным условиям?

Участвуют в диалоге.

3. Этап изучения нового / практический этап

    1. Организация открытия «нового» знания

Учитель организует деятельность детей по открытию «нового» знания: предлагает им сконструировать новый или изменить известный способ, провести наблюдение и сделать вывод, выбрать нужную информацию и т.п. Дети составляют алгоритм, формулируют правило, моделируют и т.п.

Результатом данного этапа является освоение детьми нового знания, предметного способа действия, проверка правильности своих действий.


-Итак, отправляемся в путешествие. Нам поможет волщебное заклинание. (Физминутка)

Лети, лети, лепесток!

Через запад, на восток.

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг,

Лишь коснёшься ты земли

Быть по-моему вели!

-Вели оказаться нам в самых холодных районах нашей планеты.

Учитель показывает на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду.




-Что вы знаете об этих районах Земли?

-Прочитайте текст на с 84 учебника. Что нового узнали?

Учитель дополняет знания детей о Северном и Южном полюсах.

- Для изучения данных районов разделимся на группы. (по две соседние парты на каждом ряду). С помощью жеребьёвки группы определяют район для изучения.

Работа по учебнику с 12 (Северный Ледовитый океан),

13 (Антарктида).

- Рассмотреть рисунки, рассказать кого увидели.




Рассказы детей о животных каждого из холодных районов. Дети разных групп по одному и тому же району дополняют друг друга. По ходу рассказов вывешиваются изображения животных.


-У меня для вас есть интересный рассказ о жизни белого медведя. Послушайте, а потом задам вопросы для самых внимательных.

Куда ни погляди- везде лёд, лёд, лёд. И всюду белым-бело. Здесь и живёт и живёт белый медведь. Вот высоко на вершину ледяной глыбы взобрался, как с капитанского мостика поглядывает вокруг. Ага, тюленя заметил. Насторожился. Теперь одна задача: незаметно подкрасться к нему. Шуба, конечно, не выдаст. Белая она, на фоне снега и льда неприметная. Только нос чёрный – ох уж этот уголёк! Но медведь догадлив. Нос лапой прикрыл. Получился не медведь, а сугроб. Искусно замаскировался. «Сугроб» осторожно пополз к добыче. Но вдруг край льдины хрустнул под ним. И неудивительно: 500 кг весит медведь. Услышал тюлень тот хруст и был таков: в воду соскользнул… не повезло медведю!

-На кого охотился белый медведь?

-Что помогает медведю быть незаметным?

-Удалось ли медведю поймать добычу? Почему?


-Самый яркий представитель животного мира Антарктиды- это, конечно, пингвины. Послушайте рассказ о пингвинах и ответьте на вопросы.

Пингвины – морские птицы. Они хорошо ныряют и плавают. В воде вместо крыльев у них лапы – ласты. На ногах- перепонки для быстрого передвижения под водой. Тело покрыто гладким оперением. Пуховых перьев. Для сохранения тепла нет, но есть толстый слой жира, который спасает от морозов.

-Как вы думаете, умеют ли пингвины летать по воздуху?

-Чем они питаются?

-Как природа приспособила их тело для ловли рыбы?

-Что спасает пингвинов от морозов?


-Нам пора возвращаться из путешествия. Чтобы вернуться надо произнести заклинание. (Физминутка)

Лети, лети, лепесток!

Через запад, на восток.

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг,

Лишь коснёшься ты земли

Быть по-моему вели!

- Вели нам оказаться снова в классе.




Имитируют действия.






С помощью учителя находят на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду.


Высказываются.

Читают.Высказываются


Объединяются в группы.



Рассматривают иллюстрации, обсуждают в группах.

Рассказывают о животных Северного и Южного полюсов.


Слушают.











Отвечают на вопросы.





Слушают.






Отвечают на вопросы.







Имитируют действия.


Учитель организует деятельность детей по применению новых знаний в соответствии с правилом или алгоритмом, моделью. Дети работают в соответствии с составленным планом, осуществляют самоконтроль процесса учебной деятельности.

Результатом данного этапа является проверка работы алгоритма, примените способов действий при решении практических задач (коллективном и самостоятельном). Организация индивидуальной помощи ученикам, которые испытывают затруднения (в ходе самостоятельной работы).

- Как вы думаете, охотятся ли белые медведи на пингвинов? Объясните.

Отвечают , аргументируя.

    1. Применение знаний и умений для решения учебных, учебно-познавательных и учебно-практических задач, выполнения творческих заданий и др.

Результат: открытые знания и способы встраиваются в систему имеющихся у ребенка знаний, применяют для решения различных задач.

К изображениям животных на доске незаметно добавить изображение животного другого региона планеты.

-Распределите животных по районам их обитания.




Выходя по одному по очереди (выборочно) к доске выполняют задание.

  1. Этап самоконтроля

    1. Самоконтроль и самооценка процесса учебной деятельности (формирующее оценивание, самоконтроль с использованием плана и др.) – может быть встроен в предыдущий этап.


- Сравните группы животных по учебнику с 12, 13.





- На какой вопрос из плана работы мы ещё не ответили?

- Что помогает животным выживать в суровых природных условиях?

Сравнивают животных разных групп на доске с иллюстрациями в учебнике. Делают вывод о правильности выполненного задания.

-Как животные приспособились к суровым природным условиям?

Высказываются.

    1. Самоконтроль и самооценка результатов учебной деятельности (примеры разноуровневых диагностических заданий для оценки предметных результатов.

1-ый уровень – задания, оценивающие знание и понимание содержания изученной на уроке темы.

2-ой уровень - задания, оценивающие умения ученика применить новые знания для решения практической задачи (в стандартной ситуации).

3-ий уровень – функциональный, оценивает способность к переносу знаний: умение действовать в нетипичной ситуации, применить знания и умения в ситуации, приближенной к жизни. (Это задания повышенного уровня сложности, с ними справится не каждый ученик).

- Рабочая тетрадь с 11 № 1. (Найти лишний рисунок)

- Вписать в кроссворд названия животных , о которых вы узнали на этом уроке.

-Смогут ли эти животные жить в наших природных условиях? Почему?


Выполняют задание.





Анализируют и делают логические выводы.

5. Этап рефлексии учебной деятельности

5.1. Рефлексия результатов деятельности (вопросы учителя, помогающие детям осмыслить достижение ими цели учебной деятельности и решение ими учебной задачи, перспективы использования результатов в жизни, направления дальнейшего изучения темы).

- На какие вопросы сегодня мы должны были ответить?

Повторяют вопросы и дают на них ответы.

5.2. Рефлексия способов деятельности (вопросы учителя, помогающие детям осмыслить способы, приемы деятельности, позволившие им решить учебную задачу, достичь поставленную цель).

- Какие действия нам помогли найти ответы на вопросы?

Анализируют и обобщают.

5.3. Рефлексия эмоционального состояния и настроения (вопросы учителя, помогающие детям испытать чувство удовлетворения от решения поставленной задачи, своего вклада в ее решение, преодоления трудностей, возникших в ходе выполнения работы и др.)

- Хотите ли вы рассказать о том, что узнали на уроке родственникам или друзьям?

- Животный мир холодных районов очень интересен. Вы можете вместе с родителями подробнее узнать об этом в дополнительной литературе или в Интернете, подготовить рассказ о том, что показалось самым интересным.

Высказываются.




Скачать

© 2022, 100 1

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!