СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Нации и межнациональные отношения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Нации и межнациональные отношения"»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет, класс

Обществознание, 8 класс

Учитель

Лапшина Юлия Николаевна

Тема урока

Нации и межнациональные отношения (параграф 15)





Цели урока

Образовательные: углубить и систематизировать знания учащихся об исторически сложившихся общностях людей – этнос, племя, нация. Познакомить учащихся с развитием национального вопроса и форм межнациональной интеграции в России.


Развивающие: продолжать развивать умение работы и анализа материала учебника, применять знания прошлых уроков для получения нового знания; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации деятельности на уроке.


Воспитательные: Формировать нравственные ориентиры и умения давать оценку конкретных ситуаций.

Выработать негативное отношение молодежи к национальным и межнациональным конфликтам.

Формировать умение определять и высказывать свою позицию.

Актуальность использования средств ИКТ


Использование средств ИКТ как основной составляющей урока.

Вид используемых на уроке средств ИКТ


Универсальные

Необходимое аппаратное и программное обеспечение.


Компьютер, мультимедийный проектор, MicrosoftPowerPoint.

Образовательные интернет – ресурсы.


Видеоролик (https://youtu.be/wPieQyXKqkU)

*ФОУД – форма организации учебной деятельности. Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая.



ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА.

Этап урока

Время, мин.

Содержание учебного материала

Методы и приемы работы

ФОУД*

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Орг. момент

1 мин.

___


___

___

Приветствие.
Проверка отсутствующих.

Приветствие.
Называют отсутствующих.

Актуализация знаний (проверка домашней работы)

5 мин.

Социальный статус.

Социальные роли.

Социальное деление



Работа с тестовыми заданиями (приложение 1.)

Беседа.


И,

П,

Ф

Раздает тестовые задания. Просит учащихся поменяться листочками. Затем устно разбирает задания совместно с учащимися.


Работа с терминами.


Проверка домашнего задания.

Вывод

1 мин

Обобщение материала проверенного домашнего задания.


______

Ф

Вывод по теме домашнего параграфа : Таким образом, мы выяснили, что социальный статус человека – это социальное положение, которое он занимает в структуре общества. Каждый человек одновременно может применять на себе несколько социальных ролей. В обществе существует различие между поколениями, однако не стоит забывать, что каждое новое поколение строиться на плечах предыдущего. Молодёжь перенимает ценный опыт старшего поколения.

Слушают учителя.

ВПП
(Переход к новой теме)

2 мин

Мы продолжаем знакомиться с социальной сферой общества. Знакомство с новыми понятиями.


Тема, план урока, ПЗ и ППЗ

Беседа

Ф

Посмотрите на слайд и скажите, что представлено на картинках?

Записываем тему урока: Нации и межнациональные отношения

План:

  1. Понятия нация и этнос.

  2. История и традиции наций

  3. Межнациональные отношения


Почему важно взаимодействие народов?

Сравните межнациональные отношения современности и начале 20 века.

Отвечают на вопросы.






Записывают тему в тетрадь.

Новая тема:

Наци и межнациональные отношения


1.Понятия нация и этнос, этнические общности

7 мин.






Знакомство с понятиями: Этнос, нация, национальность и их признаками.


Беседа, работа с учебником, работа со схемой






Ф

И


Работа с 1 пунктом параграфа 15.

Выписать основные понятия и их признаки









После работы учеников, учитель в презентации показывает значение терминов, совместно чертят схемы.


Вывод учителя: Таким образом, мы выяснили, что нация - все граждане определенной страны, независимо от их этнической принадлежности, а этнос – сознание общей культурной идентичности, использование ее членами общего языка, приверженность общим традициям. Выяснили основные признаки понятий. И приступаем к 2 пункту нашего плана.



Записывают определение «этнос», «нация», «национальность».Записывают признаки понятий.

(Приложение 2)



Смотрят презентацию, дописывают понятия, участвуют в обсуждении схем, чертят их




2. Отношение к истории и традициям народа


15 мин

межнациональная дифференциация и межнациональная интеграция.


Доклад ученика, дискуссия, работа с таблицей

Ф,
И,

Г

Учитель предлагает учащимся послушать сообщение одного из учеников об отношении к истории и традициям народов и сделать выводы.



Обобщение: Таким образом, мы видим, что каждый народ имеет длительную историю становления, уникальные традиции и обычаи.

Изучая историю развития наций и народностей, выделяют такие процессы, как межнациональная дифференциация и межнациональная интеграция.

И сейчас в группах (2 группы) заполните таблицу на основе прослушанного доклада и учебника п.2. параграф 15.


Вывод: История каждого народа уникальная. Одни обычаи (например, гостеприимство) вызывают у других уважение, а другие, наоборот, (например – Кровная месть) вызывают осуждение. На протяжении истории любой народ проходит стадии и объединения и разъединения. В любом случае, мы должны уважительно относиться к истории каждого народа.


Ученик читает доклад, и задает вопросы классу перед выступлением. Остальные внимательно слушают.



Обсуждение доклада, ответы на вопросы докладчика.








Заполнение таблицы.

(Приложени3)



3.Межнациональные отношения в современном обществе


8 мин.

Межнациональные конфликты.

Беседа, дискуссия, просмотр видеофрагмента (минуты : 3:30 до 5:20)

Ф.

И.

На протяжении истории в большинстве стран мира происходили межнациональные конфликты.

Межнациональный конфликт – одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, открытым противостоянием этносов, народов и наций друг к другу, имеющим тенденцию к нарастанию противостояния вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн.

Каковы же их причины? Посмотрим видеоролик.

Итак, вы просмотрели видеоролик, о чем там говорилось. Выявляем причины конфликтов:

Причины межнациональных конфликтов:

1. Усложнение социально-экономического развития стран мира, существование отсталости многих из них.

2. Непродуманная или намеренно экстремистская политика ряда государственных деятелей.

3. Колониальное население.

4. Ошибки и просчеты руководства ряда стран в решении национальных вопросов.


Итак, мы выяснили, что конфликт - это открытое противостояние этносов, народов. Причин межнациональных конфликтов много, однако не стоит забывать, что от решении проблем межнационального конфликта зависит будущего страны и мира.

Слушают учителя, записывают определение.







Смотрят видеоролик. Обсуждают его.

Вывод по теме

1 мин

Обобщение изученного материала.

Беседа

Ф.

Совместное обобщение изученного материала.

Обсуждение, обобщение изученного материала

Закрепление,
рефлексия

3 мин

Закрепление и проверка изученного материала

Беседа

Ф

И

Проводит беседу по вопросам:

- Что такое нация?

Каково соотношение понятий нация и этнос?

- В чем опасность межэтнических конфликтов? Каким образом их можно предотвратить?

- Что нового о нациях и межнациональных отношениях вы узнали сегодня?

- Какие выводы можно сделать?

Отвечают на вопросы, обсуждение

ПЗ
ППЗ

1 мин

Проверка усвоение нового материала

Беседа

Ф

Почему важно взаимодействие народов?

Сравните межнациональные отношения современности и начале 20 века.

Отвечают на вопросы

Домашняя работа и выставление оценок

2 мин

  • Параграф 15. Понятия знать, вопросы.

  • Составить кроссворд по теме урока.

  • К какой национальной группе принадлежишь ты, охарактеризуй культуру своего этноса.



Объяснение задания на дом.

Выставление оценок

Запись в дневники / тетради

















Приложение 1. Тест по теме « Социальные статусы и роли»

1.      Социальный статус, приобретаемый собственными усилиями человека, называют

1)      прирожденный

2)      предписанный

3)      приписываемый

4)      достигаемый

 

2.      Иван имеет статус ученика 8 класса, он посещает школу и выполняет домашние задания. Как называется поведение, ожидаемое от человека того или иного социального статуса?

1)      социальное положение

2)      социальная роль

3)      социальная норма

4)      социализация

 

3.      Какие из перечисленных статусов можно отнести к предписанным? Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

          1) татарин

          2) священник

          3) принц

          4) мужчина


4.      Когда родители контролируют выполнение детьми домашнего задания, то они выполняют:

1) социальное предписание

          2) социальное обязательство

          3) социальную роль

          4) социальный заказ

 

5.      Какая социальная роль характерна для подростка и для взрослого?  Выберите один из 4 вариантов ответа:

1)      пользователь мобильной связи

2)      избиратель

3)      работник завода

4)      ученик школы

6. Верны ли следующие суждения:

А. При  рождении человек приобретает все свои социальные роли

Б. Общество предъявляет человеку ролевые требования?

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны






Приложение 2.

Этнос – это особый исторически возникший тип социальной группы коллективного существования людей. Этнос – сознание общей культурной идентичности, использование ее членами общего языка, приверженность общим традициям.

Нация – все граждане определенной страны, независимо от их этнической принадлежности.

Записывают определение понятия «национальность».

Национальность – это осознание человеком своей принадлежности к той или иной этнической общности.

Этнические общности.

Начнем с того, что узнаем, что такое социальные общности, этнос, нация и национальность.

В современном мире существуют различные социальные общности.

Социальные общностиэто относительно устойчивая совокупность людей, отличающаяся более или менее одинаковыми чертами условий и образ жизни, массового сознания, в той или иной мере общностью социальных норм, ценностных систем и интересов.

Виды общностей: семья, род, племя, классы, социальная группа, народности, нации, профессиональные общности, трудовые коллективы.


Этнос – исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями языка, культуры и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований.





Приложение 3.

Межнациональная дифференциация –

это процесс разъединения, разделения, противостояния различных наций, этносов, народов в самых различных планах.


Межнациональная интеграция –

Это процесс постепенного объединения различных этносов, народов и наций через сферы общественной жизни.

Формы межнациональной дифференциации

Самоизоляция в целом

Протекционизм в экономике

Религиозный фанатизм

Национализм в различных формах в политике и культуре

Формы межнациональной интеграции

Экономические и политические союзы

Транснациональные корпорации

Международные культурные и народные центры

Взаимопроникновение религий и культур, ценностей

Причины межнациональной интеграции

1.Невозможность государств жить изолированно, что связано с конкретными изменениями в экономике практически всех современных стран.

2. Экономическая и политическая взаимосвязь государств.

Примером межнациональной интеграции в современном мире являются страны Европы, объединенные в Европейский Союз (ЕС). Другие примеры можно найти в учебнике на стр. 225-226.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!