ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА.
Этап урока | Время, мин. | Содержание учебного материала | Методы и приемы работы | ФОУД* | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Орг. момент | 1 мин. | ___ | ___ | ___ | Приветствие. Проверка отсутствующих. | Приветствие. Называют отсутствующих. |
Актуализация знаний (проверка домашней работы) | 5 мин. | Социальный статус. Социальные роли. Социальное деление | Работа с тестовыми заданиями (приложение 1.) Беседа. | И, П, Ф | Раздает тестовые задания. Просит учащихся поменяться листочками. Затем устно разбирает задания совместно с учащимися. | Работа с терминами. Проверка домашнего задания. |
Вывод | 1 мин | Обобщение материала проверенного домашнего задания. | ______ | Ф | Вывод по теме домашнего параграфа : Таким образом, мы выяснили, что социальный статус человека – это социальное положение, которое он занимает в структуре общества. Каждый человек одновременно может применять на себе несколько социальных ролей. В обществе существует различие между поколениями, однако не стоит забывать, что каждое новое поколение строиться на плечах предыдущего. Молодёжь перенимает ценный опыт старшего поколения. | Слушают учителя. |
ВПП (Переход к новой теме) | 2 мин | Мы продолжаем знакомиться с социальной сферой общества. Знакомство с новыми понятиями. Тема, план урока, ПЗ и ППЗ | Беседа | Ф | Посмотрите на слайд и скажите, что представлено на картинках? Записываем тему урока: Нации и межнациональные отношения План: Понятия нация и этнос. История и традиции наций Межнациональные отношения Почему важно взаимодействие народов? Сравните межнациональные отношения современности и начале 20 века. | Отвечают на вопросы. Записывают тему в тетрадь. |
Новая тема: Наци и межнациональные отношения 1.Понятия нация и этнос, этнические общности | 7 мин. | Знакомство с понятиями: Этнос, нация, национальность и их признаками. | Беседа, работа с учебником, работа со схемой | Ф И | Работа с 1 пунктом параграфа 15. Выписать основные понятия и их признаки После работы учеников, учитель в презентации показывает значение терминов, совместно чертят схемы. Вывод учителя: Таким образом, мы выяснили, что нация - все граждане определенной страны, независимо от их этнической принадлежности, а этнос – сознание общей культурной идентичности, использование ее членами общего языка, приверженность общим традициям. Выяснили основные признаки понятий. И приступаем к 2 пункту нашего плана. | Записывают определение «этнос», «нация», «национальность».Записывают признаки понятий. (Приложение 2) Смотрят презентацию, дописывают понятия, участвуют в обсуждении схем, чертят их |
2. Отношение к истории и традициям народа | 15 мин | межнациональная дифференциация и межнациональная интеграция. | Доклад ученика, дискуссия, работа с таблицей | Ф, И, Г | Учитель предлагает учащимся послушать сообщение одного из учеников об отношении к истории и традициям народов и сделать выводы. Обобщение: Таким образом, мы видим, что каждый народ имеет длительную историю становления, уникальные традиции и обычаи. Изучая историю развития наций и народностей, выделяют такие процессы, как межнациональная дифференциация и межнациональная интеграция. И сейчас в группах (2 группы) заполните таблицу на основе прослушанного доклада и учебника п.2. параграф 15. Вывод: История каждого народа уникальная. Одни обычаи (например, гостеприимство) вызывают у других уважение, а другие, наоборот, (например – Кровная месть) вызывают осуждение. На протяжении истории любой народ проходит стадии и объединения и разъединения. В любом случае, мы должны уважительно относиться к истории каждого народа. | Ученик читает доклад, и задает вопросы классу перед выступлением. Остальные внимательно слушают. Обсуждение доклада, ответы на вопросы докладчика. Заполнение таблицы. (Приложени3) |
3.Межнациональные отношения в современном обществе | 8 мин. | Межнациональные конфликты. | Беседа, дискуссия, просмотр видеофрагмента (минуты : 3:30 до 5:20) | Ф. И. | На протяжении истории в большинстве стран мира происходили межнациональные конфликты. Межнациональный конфликт – одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, открытым противостоянием этносов, народов и наций друг к другу, имеющим тенденцию к нарастанию противостояния вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн. Каковы же их причины? Посмотрим видеоролик. Итак, вы просмотрели видеоролик, о чем там говорилось. Выявляем причины конфликтов: Причины межнациональных конфликтов: 1. Усложнение социально-экономического развития стран мира, существование отсталости многих из них. 2. Непродуманная или намеренно экстремистская политика ряда государственных деятелей. 3. Колониальное население. 4. Ошибки и просчеты руководства ряда стран в решении национальных вопросов. Итак, мы выяснили, что конфликт - это открытое противостояние этносов, народов. Причин межнациональных конфликтов много, однако не стоит забывать, что от решении проблем межнационального конфликта зависит будущего страны и мира. | Слушают учителя, записывают определение. Смотрят видеоролик. Обсуждают его. |
Вывод по теме | 1 мин | Обобщение изученного материала. | Беседа | Ф. | Совместное обобщение изученного материала. | Обсуждение, обобщение изученного материала |
Закрепление, рефлексия | 3 мин | Закрепление и проверка изученного материала | Беседа | Ф И | Проводит беседу по вопросам: - Что такое нация? Каково соотношение понятий нация и этнос? - В чем опасность межэтнических конфликтов? Каким образом их можно предотвратить? - Что нового о нациях и межнациональных отношениях вы узнали сегодня? - Какие выводы можно сделать? | Отвечают на вопросы, обсуждение |
ПЗ ППЗ | 1 мин | Проверка усвоение нового материала | Беседа | Ф | Почему важно взаимодействие народов? Сравните межнациональные отношения современности и начале 20 века. | Отвечают на вопросы |
Домашняя работа и выставление оценок | 2 мин | Параграф 15. Понятия знать, вопросы. Составить кроссворд по теме урока. К какой национальной группе принадлежишь ты, охарактеризуй культуру своего этноса. | | | Объяснение задания на дом. Выставление оценок | Запись в дневники / тетради |
Записывают определение понятия «национальность».
Начнем с того, что узнаем, что такое социальные общности, этнос, нация и национальность.
В современном мире существуют различные социальные общности.
Приложение 3.