СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Нации и межнациональные отношения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по теме "Нации и межнациональные отношения".Основной акцент урока делается на виды межэтнических отношений, причины межнациональных конфликтов и способы их разрешения.

 

Просмотр содержимого документа
«"Нации и межнациональные отношения"»

Урок обществознания. 8 класс.

Тема «Нации и межнациональные отношения»

Педагогические 
цели

Углубить и систематизировать знания учащихся об исторически сложившихся общностях людей, отработать понятия этнос, нация, межнациональные отношения; познакомить с причинами межэтнических конфликтов и путями их решения.

Тип и вид урока

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Планируемые результаты 
(предметные)

Применять понятийный аппарат обществоведческих знаний для раскрытия сущности межнациональных и межэтнических отношений; оценивать значение общего исторического прошлого народов России; характеризовать межнациональные конфликты, выявлять их причины и описывать возможные пути решения этих конфликтов; характеризовать межнациональные отношения в современном обществе.

Личностные 
результаты

Воспитание толерантности, уважительного отношения к различным народам и негативного отношения к межэтническим конфликтам как к способу разрешения межэтнических противоречий; определение жизненных ценностей, направленность на активное и созидательное участие в общественной жизни; умение выражать собственное отношение к явлениям современной жизни.

Метапредметные результаты

Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.

Регулятивные: владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; соотносить свои действия с планируемым результатом, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения цели; оценивать правильность решения учебной задачи; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения; анализировать материал различных источников информации; развивать навыки поиска, анализа, сопоставления и оценивания обществоведческой информации; применять начальные исследовательские навыки при решении поисковых задач.

Основное 
содержание
темы, понятия
и термины

Этническая общность и её разновидности. Нация и ее основные признаки. Межэтнические отношения и их разновидности. Развитие межнациональных отношений в современном мире. Межнациональные конфликты и пути их преодоления.

Понятия: этносы, племена, народности, нации, межнациональные отношения, межэтническое сотрудничество, межэтнический конфликт

Образовательные ресурсы

Учебник Обществознание. 8 класс /под ред. Л. Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2016. параграф 15, толковые словари, пакет с рабочим материалом для работы в группах, проектор, мультимедийная презентация.

Организационная структура урока

Этапы урока

Формы, методы, методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма
контроля

характеристика 
основных видов 
деятельности

формируемые УУД

I. Организационный момент

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

Быстрое включение в деловой ритм


II. Постановка учебной задачи

Фронтальная.

Наглядный, словесный, проблемный

Просмотр видеоматериала. слово учителя, проблемный вопрос

Демонстрирует фрагмент видеоролика «Родина моя».

Формулирует проблемные вопросы:

- Посмотрите внимательно этот видеоролик и скажите какому воппросу он посвящён?

- О чём мы поведём разговор на сегодняшнем уроке?

Проблемные вопросы:

- Можно ли представить современный мир без межнациональных конфликтов?

- Как предотвратить межнациональные конфликты?


Слушают учителя; получают проблемное задание;

Формулируют тему урока

Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную учителем


III. Усвоение новых знаний и способов действий.

Этническая общность и её разновидности.

Фронтальная. Работа со статистическими данными;
беседа

Выводит на слайд статистические данные:

На земле сейчас насчитывается около 2 тыс. наций, народностей, племен. Среди них многочисленные и малочисленные. Все они входят в состав почти 200 государств. К этнически однородным можно только условно отнести 12 стран (9% всех государств мира). В 25 государствах (18,9%) основная этническая общность составляет 90 % населения, ещё в 25 странах этот показатель колеблется от 75 до 89%. В 31 государстве (23,5%) национальное большинство составляет от 50 до 70 %, и в 39 странах (29,5%) едва ли половине населения является этнически однородной группой.


Задаёт вопросы по содержанию представленной на слайде информации:

- Какой вывод можно сделать о национальном составе государств в современном мире?

- К такому типу государств, из указанных, относится Российская Федерация?

Изучают и анализируют представленную на слайде информацию.

Отвечают на вопросы учителя.


Познавательные:  извлекают необходимую информацию из представленного источника; осуществляют анализ, делают вывод.

Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других

Беседа по вопросам, работа
с данными статистики

Разновидности этнической общности

Фронтальная.

Индивидуальная.

Объяснение учителя, беседа

Заранее даёт двум учащимся словари и задание найти в них значение терминов: этносы, племена, народности, нации.

Даёт всем учащимся задание:

– Выделите ведущие признаки этноса, племени, народности, нации?


Даёт учащимся задание:

- Дайте определение понятию «межнациональные отношения».

Зачитывают словарные определения понятий: этнос, племя, народность, нация.

Выделяют из определений отличительные признаки.

Записывают определения в тетрадь.

Познавательные:  овладевают умением смыслового восприятия познавательного текста; анализируют содержание текста; выделяют главное.

Работа со статьями из словарей, разбор выполненного задания.

Межнациональные отношения и их развитие в современном мире

Фронтальная.

Парная.

Практический.

Дискуссия.

Рассказ.

Даёт учащимся задание:

- Дайте определение понятию «межнациональные отношения».

Задаёт вопрос:

- Какие формы межнациональных отношений вы знаете?

Фиксирует на доске ответы учащихся.

Организует работу в парах, даёт задание:

- В приведённых ситуациях определите, какие факты межэтнического взаимодействия способствуют сотрудничеству, а какие развитию конфликта (Приложение 1).


Организует обсуждение выполненного учащимися задания.






Приводит из истории примеры межэтнического сотрудничества и демонстрирует на слайдах: (землетрясение в Ташкенте 1964 г., оборона Брестской крепости и дома Павлова в Сталинграде во время Великой Отечественной войны)

Учащиеся формулируют определение.

Отвечают на вопрос: (мирные и конфликтные).





Работают в парах, выполняя задание.











Обсуждают результаты работы, выполненной парами.

Слушают представленную информацию

Познавательные: анализировать материал различных источников информации; развивать навыки поиска, анализа, сопоставления и оценивания обществоведческой информации.

Коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, планирования и регуляции своей деятельности.

Наблюдение.

Доклады пар.

Беседа по вопросам

Межнациональные конфликты и пути их преодоления.


Групповая.

Фронтальная.

Практический.

Дискуссия

Даёт определение понятию «межнациональный конфликт».

Задаёт вопрос:

- Почему возникают межнациональные конфликты?



Организует работу в группах, даёт задание:

- Прочитайте описание ситуаций, связанных с возникновением межэтнических конфликтов и выделите возможные причины их возникновения (Приложение 2).


Организует обсуждение выполненного учащимися задания.

Фиксирует на доске ответы групп.



Задаёт вопросы:

- Каковы последствия межэтнических конфликтов?

- Как выстраивать межнациональное, межэтническое взаимодействие, чтобы избегать конфликтов (на уровне государства и на уровне личности)?

Записывают определение в тетрадь.

Учащиеся дают ответы на вопрос.







Работают в группах, выполняя задание.























Отвечают на поставленные вопросы.




Познавательные: анализируют материал различных источников информации; развивать навыки поиска, анализа, сопоставления и оценивания обществоведческой информации; строят логическую цепь рассуждений; используют доказательство. Коммуникативные: умеют работать в группе; осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей, планирования и регуляции своей деятельности; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; выстраивание устного высказывания.

Личностные: осознают негативные последствия межэтнических конфликтов и формируется неприязненное отношение к насильственным методам разрешения возникающих проблем.




Наблюдение.

Групповые доклады.

IV. Закрепление знаний и способов действий

Фронтальная.

Групповая.

Словесный.

Анализ и комментирование содержания текста.

Предлагает поработать с извлечениями из Конституции РФ (ст. 19, 26, 29), прокомментировать их содержание и ответить на вопрос (Приложение 3):

- В чем состоит значение приведенных выше статей Конституции РФ?

Выслушивает ответы учащихся.

Организует работу в группах, даёт задание:

- На основе изученного материала попробуйте сформулировать правила, которых следует придерживаться в отношениях между людьми разных национальностей.

Читают предложенный фрагмент, комментируют статьи Конституции РФ и отвечают на поставленный вопрос.





Работают в группах, формулируют и озвучивают правила межэтнических отношений:

  • Равноправие сторон.

  • Толерантное отношение к оппоненту.

  • Уважение к традициям и обычаям нации, к которой принадлежит оппонент.

Познавательные: анализируют материал различных источников информации; развивать навыки поиска, анализа, сопоставления и оценивания обществоведческой информации; овладевают умением смыслового восприятия познавательного текста.

Коммуникативные: умеют работать в группе; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;


Беседа по вопросам.

Правила межэтнических отношений.

V. Подведение итогов

Фронтальная. Словесный. Беседа.

Предлагает ответить на проблемные вопросы, поставленные в начале урока.

Предлагает оценить по 5-ти бальной системе работу каждого члена группы в специальных оценочных листах.


Отвечают на поставленные вопросы



Учащиеся проводят оценивание и отдают оценочные листы учителю.

Регулятивные: оценивают результат работы, определяют, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения; адекватно воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами

Беседа по вопросам, листы оценки.

VI. Рефлексия

Фронтальная. Словесный. Беседа

Задаёт вопросы:

– Что вам понравилось больше всего 
на этом уроке?

– Что было самым ценным из услышанного?



Завершает урок рассказом китайской притчи «Ладная семья».

Отвечают на вопросы.







Учащиеся слушают.

Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества.

Беседа по вопросам

VII. Информация о домашнем задании

Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя.

Комментирует задание.

§ 15, вопросы, основные понятия, термины (выучить наизусть).

Изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу одного приведенных ниже высказыва­ний и поднятой в них проблемы:

1. «Когда идешь в чужую страну, надень такую шапку, ко­торую там носят» (армянская пословица).

2. «Гордиться принадлежностью к какой-либо нации - все рав­но, что гордиться тем, что родился во вторник» (современный фольклор).

Воспринимают задание, уточняют

Регулятивные: принимают цель, содержание и способы выполнения домашнего задания

Вопросы, основные понятия, термины,
письменное задание





Приложение 1

Работа в парах

В приведённых ситуациях определите, какие факты межэтнического взаимодействия способствуют сотрудничеству, а какие развитию конфликта.

А) в одном из регионов государства, населённом преимущественно национальным меньшинством, местная власть объявляет о своей политической независимости от центра;

Б) участие народов СССС в Великой Отечественной войне против Германии в 1941-1945 гг.;

В) русский человек любит блюда кухни тюркских народов – беляши, азу, татарский чак-чак;

Г) законы Российской империи устанавливали равные права подданных православного вероисповедания вне зависимости от их этнического происхождения;

Д) введение негласных норм, устанавливающих долю более 50% для лиц титульного этноса (часть населения государства, национальность которой определяет официальное наименование этого государства) в числе служащих силовых структур и работников СМИ;

Е) произведения классической русской литературы изучаются во всех общеобразовательных школах России;

Ж) армянское население в Баку составляло существенную часть местной интеллигенции, специалистов средней и высшей квалификации;

З) фестиваль фольклорных коллективов, развивающих традиционную танцевальную и песенную культуру народов России угрофинской группы.


Сотрудничество

Конфликт

Б В Е Ж З

А Г Д




Приложение 2

Работа в группах

Прочитать описание ситуаций, связанных с возникновением межэтнических конфликтов и выделить возможные причины их возникновения.

1 группа

Индо-пакистанский конфликт  - противостояние между Индией и Пакистаном, продолжающееся с момента получения ими независимости в 1947 году. Главной причиной конфликта является спор вокруг принадлежности региона Кашмир. По итогам войны 1947-1949 годов Индия получила контроль над примерно 2/3 территории региона, остальная часть отошла Пакистану. Кашмирский конфликт привёл к возникновению напряжённости в отношениях между двумя странами, в целом сохраняющейся до сих пор.


Грузия. В 1990 г. сессия Верховного Совета Грузии приняла новую Конституции республики, в которой грузинский язык не был признан государственным языком. В Тбилиси прошел многотысячный митинг с требованием сохранения записи о государственном статусе грузинского языка. Чрезвычайная сессия Верховного Совета республики приняла решение оставить статью о языке «без изменений». В тексте опубликованной Конституции слова о русском языке были вычеркнуты, а грузинский объявлялся единственным государственным языком.


Нагорный Карабах

Серьезной проблемой, в основе которой лежал этнический конфликт, стал Нагорный Карабах. Вопрос о его принадлежно­сти к Азербайджану был решен в 1921 году Бюро ЦК РКП (б) по Закавказью без учета того факта, что большинство населения этой области считало себя армянами. В 1988 году Совет ИКАО (Нагорно-Карабахской автономной области) обратился к Верховному Совету Армении с просьбой о вхождении ИКАО в со­став этой республики. Азербайджан выступил категорически против. Конфликт между обеими республиками из-за Нагорного Карабаха вылился в крупномасштабную войну, «Центр» же по­казал свою несостоятельность в решении национального вопроса. Противоречия не урегулированы до сих пор.

2 группа

Югоосетинский конфликт (Грузи́но-югоосети́нский конфли́кт) - этнополитический конфликт в Грузии между центральным руководством Грузии и самопровозглашённой Республикой Южная Осетия (с конца 1980-х гг. по настоящее время). Обострение осетино-грузинских отношений было вызвано резкой активизацией национальных движений в последние годы существования СССР и стремлением малых народов к повышению своего статуса и образованию независимого государства. За период с 1989 г. напряжённость в регионе, где грузины составляли около трети населения, трижды (1991-1992, 2004, 2008) перерастала в масштабные кровопролитные столкновения, сопровождавшиеся многочисленными жертвами и разрушениями. Значительное число осетин бежало из Южной Осетии на территорию Северной Осетии в Пригородный район. Вторая группа беженцев — около ста тысяч осетин, вынужденных бежать из внутренних районов Грузии, расселились на территории как Южной, так и Северной Осетии. Наконец, во внутренние районы Грузии была вынуждена бежать значительная часть грузинского населения Южной Осетии. С 1992 года Южная Осетия существовала как фактически самостоятельное непризнанное государство, большую часть территории которого, однако, контролировало грузинское правительство. В августе 2008 года, после вооружённого конфликта с участием Грузии, России, Южной Осетии и Абхазии российское руководство объявило о признании государственной самостоятельности Республики Южная Осетия.


Чеченский конфликт

Но самым серьезным проявлением обострения межнацио­нальных отношений на территории России был и остается Че­ченский кризис. Еще в 1991 году республика Ичкерия (Чечня) заявила о своем выходе из состава Российской Федерации. Фе­деральные власти не признали самопровозглашенное государст­во, но долгое время не принимали никаких мер для нормализа­ции ситуации. В декабре 1994 года в Чечню были введены российские войска с целью «восстановления конституционного по­рядка». Отряды сепаратистов встретили федералов яростным сопротивлением. Конфликт стал затяжным и кровавым.



3 группа

Межнациональные конфликты в Африке.

В Нигерии со 120-миллионным населением проживает более 200 этнических групп, причем каждая народность имеет свой язык. Официальным же языком в стране остается английский. После гражданской войны 1967-1970 гг. национальная рознь осталась одной из опаснейших болезней Нигерии, как, впрочем, и всей Африки. Она взорвала изнутри многие государства континента. В Нигерии и сегодня происходят стычки на этнической почве между народностью йоруба из южной части страны, христианами, хаусами, мусульманами с севера. Учитывая экономическую и политическую отсталость государства, последствия постоянно вспыхивающих конфликтов могут быть непредсказуемы. Так, всего за 3 дня (15-18 октября 2000 года) в экономической столице Нигерии Лагосе в ходе межэтнических столкновений погибли более ста человек. Около 20 тысяч жителей города покинули дома в поисках убежища.


Русские в Прибалтике

От 40 до 50% населения Эстонии и Латвии составляют небалтийские этносы, в основном русский и близкие к нему. В последние годы неприязнь прибалтов к этим последним вошла в пословицу, и, хотя до открытого противостояния здесь не доходит, но ситуация остается очень сложной. На сегодняшний день Латвия и Эстония - единственные среди новых независимых государств, не давшие своего гражданства бывшим подданным СССР, проживающим на их территории. В то же время во Всеобщей декларации прав человека (1948г.) говорится: «Каждый человек имеет право на гражданство. Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить его». К моменту получения независимости 30% населения Эстонии (по преимуществу русским, большинство которых родилось в этой республике) было отказано в гражданстве. Русские, как иностранцы, получили особые паспорта желтого цвета. Помимо этого, к ним применяют запреты на профессиональную деятельность: например, 700 тысяч русских, проживающих в Латвии, не могут заниматься 23 видами профессий.

Приложение 3



Конституция РФ о национальных отношениях


Из Конституции Российской Федерации


Статья 19

2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. За­прещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.


Статья 26

Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.

Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.


Статья 29

2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие национальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.


Вопрос: В чем состоит значение приведенных выше статей Конституции РФ?





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!