СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по обществознанию 8 класс "Нации и межнациональные отношения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по обществознанию 8 класс "Нации и межнациональные отношения"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по обществознанию 8 класс "Нации и межнациональные отношения"»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ для 8 класса по обществознанию

Тема урока

НАЦИИ И МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Тип урока

Комбинированный

Цель урока

Создать условия для формирования понятий о том, что такое этнос и этнические общности, нации, каковы причины межэтнических конфликтов и пути их решения

Образовательные ресурсы

Учебник Обществознания, 8 класс, Боголюбов Л.Н., 2016.

План урока

  1. Отношения между нациями

  2. Отношение к истории и традициям народа

  3. Межнациональные отношения в современном обществе

Личностно значимая проблема

Существует ли в России межнациональные конфликты и, каковы пути их преодоления.

методы и формы
обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная

Основные понятия

Нация, этнос, этническая группа

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: проявлять личностные свойства в основных видах деятельности.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения, применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников мира; определять понятия; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме, составляя опорную схему и таблицу;

продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа; на перевод информации из текста в схему.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Получать необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения, умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем, другими учениками и работать самостоятельно, формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок.

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Развивать умение работать в группах

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия; овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного

Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности. Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки.


ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА


Этапы урока



Время


Обучающие

и развивающие компоненты, задания и упражнения


Деятельность учителя


Деятельность

учащихся

Формы организации взаимодействия


Универсальные

учебные действия

(УУД)


Формы

контроля

I.

Мотивация

к учеб-

ной

деятельности

2

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать


Фронтальная

работа


Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения


II.

Актуализация

знаний


7

Беседа по изученному материалу.


В начале урока проводится беседа в ходе которой дети повторяют пройденное на прошлом уроке

На примере жизни своих родителей, дедушек и бабушек покажите, как изменялось их социальное положение. С какими обстоятельствами были связаны эти изменения?

В трагедии А. С. Пушкина терзаемый завистью к Моцарту Сальери восклицает:

О небо!

Где же правота, когда священный дар,

Когда бессмертный гений не в награду Любви горящей, самоотверженья,

Трудов, усердия, молений послан,

А озаряет голову безумца,

Гуляки праздного?

Можно ли считать слова Сальери протестом против социально­го неравенства? Почему? Всякое ли неравенство между людьми является социальным?

Смотрят видеоклип о дружбе народов,

- Отвечают на вопросы учителя

- ставят цели и задачи урока

Учащиеся вспоминают изученный ранее материал определяют его значимость, высказывают свою точку зрения. Записывают тему.
















Предлагают версии. Составляют план деятельности

Работа в парах



















Индивидуальная работа

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Коммуникативные:проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы

Работа

в тетради

Устные ответы


III.

Изучение

нового

материала



17

Объяснение учителя









Сообщение учащегося



Беседа с учащимися









Беседа с учащимися



Практическая работа.






Анализ документов. Самостоятельная работа




Беседа с учащимися?





1. Отношения между нациями

Учитель объясняет тему урока. Для того чтобы говорить о межнациональных отношениях, познакомимся с понятиями: этнос, нация, национальность и их признаками.

Закрепление понятий с помощью таблицы. Определите к какой группе принадлежат перечисленные общности людей

2. Отношение к истории и традициям народа

Учитель предлагает учащимся послушать сообщение одного из учеников об отношении к истории и традициям народов и сделать выводы.

Изучая историю развития наций и народностей, выделяют такие процессы, как межнациональная дифференциация и межнациональная интеграция.





3. Межнациональные отношения в современном обществе

Напротяжении истории в большинстве стран мира происходили межнациональные конфликты. Каковы же их причины?


Записывают определение «этнос», «нация», «национальность».Записывают признаки понятий.



Работа с учебником (с.124-126).




Один ученик выступает с докладом.



В ходе беседы учащиеся заполняют таблицу

Межнациональная дифференциация –


Межнациональная интеграция –

Формы межнациональной дифференциации


Формы межнациональной интеграции



Работа в парах


Фронтальная

работа.



Индивидуальная работа.




Фронтальная работа

Работа в парах





Фронтальная работа



Работа в парах




Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания.

Регулятивные: совместно с читателем обнаруживают и формулируют выводы

Познавательные: извлекают необходимую информацию; дополняют и расширяют имеющиеся знания; ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; отбирают необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных.

Коммуникативные: читают вслух и про себя тексты учебников и при этом ведут «диалог с автором» (прогнозируют будущее чтение, ставят вопросы к тексту и ищут ответы; проверяют себя); отделяют новое от известного; выделяют главное

Устные ответы

Записи в тетради.









Устные ответы



Записи в тетради




Устные ответы и записи в тетради

IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

7

Самостоятельная работа с текстом учебника – в классе и дома

Проводится беседа в ходе которой возможно, предложить учащимся самостоятельно сделать вывод по материалам урока изучив рубрику «в классе и дома» или провести беседу по вопросам:

- Что нового о нациях и межнациональных отношениях вы узнали сегодня?

- Какие выводы можно сделать?

Учащиеся проводят осмысление ранее изученного, составляют кроссворд и выполняют задания в рабочей тетради. После этого анализируют проблему поставленную в начале урока и находят ее решение.

Работа в парах

Фронтальная работа

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации.

Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради

Проверка выполнения заданий

V. Итоги урока. Рефлексия

5

Обобщение полученных на уроке сведений

Проводит беседу по вопросам:

- Что такое нация? Каково соотношение понятий нация и этнос?

- В чем опасность межэтнических конфликтов? Каким образом их можно предотвратить?

Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Самостоятельно оценивают тот материал, который изучили на уроке (интересно, трудно, бесполезно)

Фронтальная работа

Индивидуальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся за работу на уроке

Домашнее задание

2


Конкретизирует домашнее задание

Домашнее задание: §25, термины

Записывают домашнее задание

Индивидуальная работа



Приложение

Этнос – это особый исторически возникший тип социальной группы коллективного существования людей. Этнос – сознание общей культурной идентичности, использование ее членами общего языка, приверженность общим традициям.

Нация – все граждане определенной страны, независимо от их этнической принадлежности.

Записывают определение понятия «национальность».

Национальность – это осознание человеком своей принадлежности к той или иной этнической общности.

Этнические общности.

Начнем с того, что узнаем, что такое социальные общности, этнос, нация и национальность.

В современном мире существуют различные социальные общности.

Социальные общностиэто относительно устойчивая совокупность людей, отличающаяся более или менее одинаковыми чертами условий и образ жизни, массового сознания, в той или иной мере общностью социальных норм, ценностных систем и интересов.

Виды общностей:семья, род, племя, классы, социальная группа, народности, нации, профессиональные общности, трудовые коллективы.


Этнос – исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями языка, культуры и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований.


Этнос





племя

народность

нация








Черты этноса














Язык нации, Общая историческаяСемейно - Нормы повседневного

народности судьба бытовое поведение

поведение


Специфическая материальнаяи духовная культура

Нация – определенная форма существования этноса, характерная для определенного этапа исторического развития.

Нацияисторически сложившаяся общность людей, для которой характерна общность экономической жизни, языка, территории, определенные черты психологии, проявляющиеся в особенностях ее культуры, искусства и быта.

П ризнаки нации


Единая раса Язык Религия Привычки Ценности Солидарность


Национальное самосознание

Национальное самосознание – совокупность социальных, нравственных, политических, экономических, эстетических, религиозных, философских взглядов, характеризующих содержание, уровень и особенности духовного развития наций.


Национальный интерес – совокупность потребностей и устремлений народов того или иного государства в создании необходимых для себя жизненных условий, сознании своего суверенитета, установлении взаимных отношений с народами других стран.



Межнациональная дифференциация –

это процесс разъединения, разделения, противостояния различных наций, этносов, народов в самых различных планах.


Межнациональная интеграция –

Это процесс постепенного объединения различных этносов, народов и наций через сферы общественной жизни.

Формы межнациональной дифференциации


  1. Самоизоляция в целом

  2. Протекционизм в экономике

  3. Религиозный фанатизм

  4. Национализм в различных формах в политике и культуре

Формы межнациональной интеграции


  1. Экономические и политические союзы

  2. Транснациональные корпорации

  3. Международные культурные и народные центры

  4. Взаимопроникновение религий и культур, ценностей


Причины межнациональной интеграции

1.Невозможность государств жить изолированно, что связано с конкретными изменениями в экономике практически всех современных стран.

2. Экономическая и политическая взаимосвязь государств.


Примером межнациональной интеграции в современном мире являются страны Европы, объединенные в Европейский Союз (ЕС). Другие примеры можно найти в учебнике на стр. 225-226.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!