ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ для 8 класса по обществознанию
Тема урока | НАЦИИ И МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ |
Тип урока | Комбинированный |
Цель урока | Создать условия для формирования понятий о том, что такое этнос и этнические общности, нации, каковы причины межэтнических конфликтов и пути их решения |
Образовательные ресурсы | Учебник Обществознания, 8 класс, Боголюбов Л.Н., 2016. |
План урока | Отношения между нациями Отношение к истории и традициям народа Межнациональные отношения в современном обществе |
Личностно значимая проблема | Существует ли в России межнациональные конфликты и, каковы пути их преодоления. |
методы и формы обучения | Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная |
Основные понятия | Нация, этнос, этническая группа |
Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД |
Научатся: проявлять личностные свойства в основных видах деятельности. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения, применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников мира; определять понятия; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме, составляя опорную схему и таблицу; продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа; на перевод информации из текста в схему. | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Получать необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения, умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем, другими учениками и работать самостоятельно, формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Развивать умение работать в группах Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия; овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного | Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности. Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки. |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока | Время | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Универсальные учебные действия (УУД) | Формы контроля |
I. Мотивация к учеб- ной деятельности | 2 | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися | Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать | Фронтальная работа | Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения | |
II. Актуализация знаний | 7 | Беседа по изученному материалу. | В начале урока проводится беседа в ходе которой дети повторяют пройденное на прошлом уроке На примере жизни своих родителей, дедушек и бабушек покажите, как изменялось их социальное положение. С какими обстоятельствами были связаны эти изменения? В трагедии А. С. Пушкина терзаемый завистью к Моцарту Сальери восклицает: О небо! Где же правота, когда священный дар, Когда бессмертный гений не в награду Любви горящей, самоотверженья, Трудов, усердия, молений послан, А озаряет голову безумца, Гуляки праздного? Можно ли считать слова Сальери протестом против социального неравенства? Почему? Всякое ли неравенство между людьми является социальным? Смотрят видеоклип о дружбе народов, - Отвечают на вопросы учителя - ставят цели и задачи урока | Учащиеся вспоминают изученный ранее материал определяют его значимость, высказывают свою точку зрения. Записывают тему. Предлагают версии. Составляют план деятельности | Работа в парах Индивидуальная работа | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Коммуникативные:проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы | Работа в тетради Устные ответы |
III. Изучение нового материала | 17 | Объяснение учителя Сообщение учащегося Беседа с учащимися Беседа с учащимися Практическая работа. Анализ документов. Самостоятельная работа Беседа с учащимися? | 1. Отношения между нациями Учитель объясняет тему урока. Для того чтобы говорить о межнациональных отношениях, познакомимся с понятиями: этнос, нация, национальность и их признаками. Закрепление понятий с помощью таблицы. Определите к какой группе принадлежат перечисленные общности людей 2. Отношение к истории и традициям народа Учитель предлагает учащимся послушать сообщение одного из учеников об отношении к истории и традициям народов и сделать выводы. Изучая историю развития наций и народностей, выделяют такие процессы, как межнациональная дифференциация и межнациональная интеграция. 3. Межнациональные отношения в современном обществе Напротяжении истории в большинстве стран мира происходили межнациональные конфликты. Каковы же их причины? | Записывают определение «этнос», «нация», «национальность».Записывают признаки понятий. Работа с учебником (с.124-126). Один ученик выступает с докладом. В ходе беседы учащиеся заполняют таблицу Межнациональная дифференциация – | Межнациональная интеграция – | Формы межнациональной дифференциации | Формы межнациональной интеграции | | Работа в парах Фронтальная работа. Индивидуальная работа. Фронтальная работа Работа в парах Фронтальная работа Работа в парах | Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания. Регулятивные: совместно с читателем обнаруживают и формулируют выводы Познавательные: извлекают необходимую информацию; дополняют и расширяют имеющиеся знания; ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; отбирают необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных. Коммуникативные: читают вслух и про себя тексты учебников и при этом ведут «диалог с автором» (прогнозируют будущее чтение, ставят вопросы к тексту и ищут ответы; проверяют себя); отделяют новое от известного; выделяют главное | Устные ответы Записи в тетради. Устные ответы Записи в тетради Устные ответы и записи в тетради |
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного | 7 | Самостоятельная работа с текстом учебника – в классе и дома | Проводится беседа в ходе которой возможно, предложить учащимся самостоятельно сделать вывод по материалам урока изучив рубрику «в классе и дома» или провести беседу по вопросам: - Что нового о нациях и межнациональных отношениях вы узнали сегодня? - Какие выводы можно сделать? | Учащиеся проводят осмысление ранее изученного, составляют кроссворд и выполняют задания в рабочей тетради. После этого анализируют проблему поставленную в начале урока и находят ее решение. | Работа в парах Фронтальная работа | Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации. Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради | Проверка выполнения заданий |
V. Итоги урока. Рефлексия | 5 | Обобщение полученных на уроке сведений | Проводит беседу по вопросам: - Что такое нация? Каково соотношение понятий нация и этнос? - В чем опасность межэтнических конфликтов? Каким образом их можно предотвратить? | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке Самостоятельно оценивают тот материал, который изучили на уроке (интересно, трудно, бесполезно) | Фронтальная работа Индивидуальная работа | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Оценивание учащихся за работу на уроке |
Домашнее задание | 2 | | Конкретизирует домашнее задание Домашнее задание: §25, термины | Записывают домашнее задание | Индивидуальная работа | | |
Приложение
Этнос – это особый исторически возникший тип социальной группы коллективного существования людей. Этнос – сознание общей культурной идентичности, использование ее членами общего языка, приверженность общим традициям.
Нация – все граждане определенной страны, независимо от их этнической принадлежности.
Записывают определение понятия «национальность».
Национальность – это осознание человеком своей принадлежности к той или иной этнической общности.
Этнические общности.
Начнем с того, что узнаем, что такое социальные общности, этнос, нация и национальность.
В современном мире существуют различные социальные общности.
Социальные общности – это относительно устойчивая совокупность людей, отличающаяся более или менее одинаковыми чертами условий и образ жизни, массового сознания, в той или иной мере общностью социальных норм, ценностных систем и интересов.
Виды общностей:семья, род, племя, классы, социальная группа, народности, нации, профессиональные общности, трудовые коллективы.
Этнос – исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями языка, культуры и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований.
Этнос
племя
народность
нация
Черты этноса
Язык нации, Общая историческаяСемейно - Нормы повседневного
народности судьба бытовое поведение
поведение
Специфическая материальнаяи духовная культура
Нация – определенная форма существования этноса, характерная для определенного этапа исторического развития.
Нация – исторически сложившаяся общность людей, для которой характерна общность экономической жизни, языка, территории, определенные черты психологии, проявляющиеся в особенностях ее культуры, искусства и быта.
П ризнаки нации
Единая раса Язык Религия Привычки Ценности Солидарность
Национальное самосознание
Национальное самосознание – совокупность социальных, нравственных, политических, экономических, эстетических, религиозных, философских взглядов, характеризующих содержание, уровень и особенности духовного развития наций.
Национальный интерес – совокупность потребностей и устремлений народов того или иного государства в создании необходимых для себя жизненных условий, сознании своего суверенитета, установлении взаимных отношений с народами других стран.
Межнациональная дифференциация – это процесс разъединения, разделения, противостояния различных наций, этносов, народов в самых различных планах. | Межнациональная интеграция – Это процесс постепенного объединения различных этносов, народов и наций через сферы общественной жизни. |
Формы межнациональной дифференциации Самоизоляция в целом Протекционизм в экономике Религиозный фанатизм Национализм в различных формах в политике и культуре | Формы межнациональной интеграции Экономические и политические союзы Транснациональные корпорации Международные культурные и народные центры Взаимопроникновение религий и культур, ценностей Причины межнациональной интеграции 1.Невозможность государств жить изолированно, что связано с конкретными изменениями в экономике практически всех современных стран. 2. Экономическая и политическая взаимосвязь государств. Примером межнациональной интеграции в современном мире являются страны Европы, объединенные в Европейский Союз (ЕС). Другие примеры можно найти в учебнике на стр. 225-226. |