СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока музыки «Песни военных лет»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока музыки «Песни военных лет»»

Технологическая карта урока музыки

Тема урока: «Песни военных лет»

Ф. И. О. педагог: Юсова Наталья Ивановна

Предмет: музыка

Тип урока: обучающий

Раздел:

Цель урока: Расширить познания обучающихся о песнях времен Великой Отечественной войны.

Задачи:

1. образовательные: Познакомить  учащихся с музыкальным и историческим прошлым через творчество композиторов-песенников военных лет.

2.Коррекционно-развивающие: Развить и корректировать творческое нестандартное мышление и воображение учащихся посредством слушания и анализа  музыкальных произведений, ассоциативных связей музыки с литературой, историей, киноискусством.

3. воспитательные:  Воспитание чувств патриотизма, гордости за свою Родину; воспитание межнационального уважения и толерантности; уважительного отношения к культурным ценностям русского народа; воспитание интереса к певческому искусству, любви к прекрасному, эстетического вкуса.

Планируемые результаты:

предметные: уметь использовать полученные знания по данной теме, проявлять интерес к песням военных лет, адекватно эмоционально откликаться на произведения музыки и литературы, проявлять бережное отношение к культурно-историческому наследию родной страны. Уметь петь хором, выполняя требования художественного исполнения.

личностные:  осознание себя как гражданина России, проявление эмоционально-нравственной отзывчивости, чувство гордости за свою Родину.

Методы обучения: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, словесный, частично-поисковый, наглядно-слуховой.



Средства:

Мультимедийные: презентация, экран, ноутбук, фонограммы.

Музыкальные: «Священная война» - муз. А.Александрова, сл. В. Лебедева – Кумача

«Катюша» - муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского

«В землянке» - муз. К. Листова, сл. А. Суркова

«Темная ночь» - муз. Н. Богословского, сл. В. Агатова

«Смуглянка» - муз. А. Новикова, сл. Я Шведова

«Синий платочек» - муз. Е. Петерсбурский, сл. М. Максимова

«На безымянной высоте» - муз. В. Баснера, сл. М. Матусовского

                     «Журавли» - муз. Я. Френкель, сл. Р. Гамзатова

              «День Победы» - муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова

 







Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивация к учебной деятельности

Коммуникативная: готовность к уроку.

Проверяет готовность обучающихся к уроку, создает эмоциональный настрой на изучение материала.


Подготовка учащихся к уроку.


Актуализация знаний, постановка учебной задачи

Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, из собственного опыта; логические – осуществляют поиск необходимой информации.

Личностные: развивают эмоционально-нравственную отзывчивость.

Регулятивные: развитие внимания, умение оценивать правильность в выполнение заданий; организовывают свою деятельность, выбирают средства реализации целей и применяют их на практике. 

Озвучивает тему и цель урока.

УМ: Здравствуйте ребята! В преддверии праздника Великой Победы, мне очень хочется, чтобы вы узнали много нового об уже знакомых вам песнях. Сегодня тема нашего урока «Песни военных лет».

- Ребята, какие военные песни вы знаете?




Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.

Отвечают на вопросы учителя.




















Основная часть

Познавательные: формулируют ответы на вопросы, с помощью учителя анализируют и делают выводы, строят рассуждения.

Коммуникативные:  взаимодействие с учителем в процессе музыкально – творческой деятельности; умение слушать мнения других и приходить к общему решению в совместной деятельности.



Регулятивные: подбирать слова, отражающие содержание музыкального произведения.

Слайд 1: Мне бы хотелось поговорить с вами о празднике День Победы.

Слайд 2: В этот день мы вспоминаем тех, кого с нами нет, и поздравляем тех, кто дошёл до этого светлого дня. Немного осталось ветеранов, но они вновь наденут ордена и встретятся, чтобы вспомнить военное прошлое. На рассвете 22 июня 1941 года, тысячи фашистских орудий открыли огонь по нашим заставам, железным дорогам, городам. Началась война.

Тяжелый грохот обрушился на землю. Вмиг погас свет. Вздрогнули стены. «Война!» - крикнул кто-то. Это было 22 июня в 4 часа 15 минут утра по московскому времени. И ещё вчера сидевшие за партами мальчишки и девчонки уходили на фронт… Родину защищать….

Слайд 3: Война и песня: что может быть общего?

Даже на войне всегда находилось место для светлых чувств, для воспоминания о родном доме и об этих чувствах наши солдаты пели под гармошку на привале. Без песни очень трудно было бойцу переносить все тяготы войны, лишения и опасности фронтовой жизни. С песней уходили на фронт, с песней шли в атаку, а во время отдыха гармошка была всегда верной подругой. Эти песни мы все знаем и с удовольствием их поём.



Давайте с вами послушаем песню.

Слушание. «Священная война».

- Что вы почувствовали, слушая эту музыку? Как вы охарактеризуете эту песню?

- Как Вы думаете, нужны ли были такие песни в годы войны? Зачем? Какую роль сыграла эта песня в начале войны?

Слайд 4: Говоря о песнях военных лет нельзя не вспомнить самую первую песню, написанную в суровые годы Великой Отечественной Войны, настоящий музыкальный символ защиты Отечества и мужества советского народа. Бессмертные строки Василия Лебедева-Кумача были опубликованы в передовых советских газетах уже спустя два дня после рокового оглашения. Известно, что черновые наброски стихотворения были написаны еще в довоенную пору: потрясенный кадрами кинохроники налета нацистской авиации на Варшаву и города Испании, поэт занес в свой блокнот отдельные строфы будущей песни. Проникновенные и могучие строки глубоко впечатлили композитора Александрова, который тотчас сел за рояль – так, на четвертый день войны родилась нетленная песня – гимн бессмертного народного подвига. Уже через сутки «Священная война» звучала на площади Белорусского вокзала, провожая солдатские эшелоны на фронт.

Слушание песни «Катюша»

Слайд 5: Автор музыки – Матвей Блантер, автор слов – Михаил Исаковский. Есть версия, что именно из-за этой песни советские солдаты во время Великой Отечественной войны дали прозвище «Катюша» боевым машинам реактивной артиллерии серии «БМ». В 1943-м появился куплет:

«Пусть фриц помнит русскую «Катюшу»,

Пусть услышит, как она поёт:

Из врагов вытряхивает души,

А своим отвагу придаёт!»


Слушание песни «В землянке»

Слайд 6: Текстом песни стало написанное в ноябре 1941 года стихотворение поэта и журналиста Алексея Суркова, которое он посвятил жене Софье Антоновне и написал в письме. В феврале 1942 года глубоко личные строки Суркова вдохновили композитора Константина Листова, он написал на них музыку и стал первым исполнителем. 25 марта 1942 года песня «В землянке» была опубликована в «Комсомольской правде».

Песня «Тёмная ночь» - слушание.

Слайд 7: Песня была создана специально для киноленты «Два бойца» в 1943 году. У режиссёра Леонида Лукова не получалось снять кадр, как солдат пишет письмо. После множества неудачных попыток ему пришла в голову мысль, что помочь в этом могла бы песня. Луков обратился к Никите Богословскому, который сел за рояль и практически сразу предложил мелодию. После они пошли к Владимиру Агатову, который быстро сочинил текст. Среди ночи они разбудили киноактёра и шансонье Марка Бернеса. И вскоре фонограмма песни была готова, а на следующий день эпизод отсняли.

Песня «Смуглянка»- слушание

Слайд 8: Песня "Смуглянка" из фильма "В бой идут одни старики", без которой невозможно представить ни один День Победы, и благодаря которой в массовое сознание был внедрён несуществующий образ молдавского партизана, была написана в предвоенное время и посвящена героической деятельности Григория Ивановича Котовского в годы Гражданской войны. Так, благодаря поэту Якову Захаровичу Шведову и композитору Анатолию Григорьевичу Новикову, увидело свет произведение, прошедшее сложный и тернистый путь ко всеобщему признанию.

Слайд 9: В первый год войны "Смуглянка" не обрела популярности - в то время были чрезвычайно востребованы патриотические марши, а вовсе не любовная романтика. Прорыв песни в массы состоялся на праздничном концерте 7 ноября 1944 года, проходившем в Концертном зале им. Чайковского и транслировавшемся по радио в который Александров решил включить в числе других и эту композицию. После исполнения "Смуглянки" Николаем Устиновым, песня была встречена публикой под громовые овации с криками "Бис!" и "Браво!". И радио донесло песню до широких народных масс.

Слайд 10: Новый импульс песне придал снятый в 1973 году Леонидом Фёдоровичем Быковым эпохальный шедевр "В бой идут одни старики", в котором он лично исполнил "Смуглянку".

Песня «Синий платочек»- слушание

Слайд 11: Автор музыки – польский музыкант Ежи Петерсбурский, написал её в 1940 году в Минске, в номере гостиницы «Беларусь». Во время гастролей в Москве музыку услышал и написал к ней слова поэт и драматург Яков Гольденберг. Лирическая песня быстро стала шлягером. В военное время песня претерпела определённое преображение. Призывая советский народ дать отпор иностранным захватчикам, правительство СССР всячески поощряло продвижение мощных патриотических произведений с прообразами военных героев, маршевым темпом и выражением праведного гнева в адрес врага. «Синий платочек» отнюдь не относился к такого рода песням, но стал одним из тех творений, что попали на фронт вместе с первыми же добровольцами и ополченцами Красной армии. Как и многие другие лирические произведения, эта композиция не призывала к бою, но напоминала солдатам о мирных временах, свободе и спокойствии, за которые им приходилось бороться.

Песня «На безымянной высоте»- слушание.

Слайд 12: Знаменитая мелодия была создана в память о событиях, которые произошли в Калужской области недалеко от посёлка Рубежанка. 18 бойцов 8-й роты 718 полка 139-й стрелковой дивизии 10-й армии Западного фронта под командованием лейтенанта Евгения Порошина приняли бой против двух сотен немцев. Стихи Михаил Матусовский написал в 1963 году для фильма «Тишина» Владимира Басова по одноименному роману писателя-фронтовика Юрия Бондарева. Музыки долго не было, и сочинил её композитор Вениамин Баснер в поезде. Записать было нечем и не на чем, поэтому всю дорогу пел про себя, чтобы не забыть.

Песня «Журавли»- слушание песни

Слайд 13: Каждый год 9 мая как реквием всем погибшим и не вернувшимся с поля боя звучит песня «Журавли» – эмблема неугасающей Памяти и вечной благодарности от нас, живых. Особенна и история этой легендарной песни. В 1965 году советский поэт Расул Гамзатов посетил город Хиросима в Японии, где его глубоко поразила история девочки, погибшей от самого страшного в мире оружия, и тысяче журавликов, которых она так и не успела сложить из бумаги. Вернувшись на Родину, поэт написал стихи о своих соотечественниках, однополчанах, ставших жертвами кровавой войны. Переведенное на русский язык, стихотворение было напечатано в журнале «Новый мир», где его и прочел Марк Бернес. Проникновенные и печальные строки затронули сердце Бернеса, который был в это время уже безнадежно и тяжело болен. В 1968 году по просьбе актера композитором Яном Френкелем была написана музыка и родилась песня, последняя в жизни великого исполнителя. Через месяц после записи «Журавлей» Марка Бернеса не стало.


«День победы»- слушание песни.

Слайд 14: Песня была написана в 1975 году, в канун 30-летней годовщины Победы на конкурс союза композиторов. Творение Давида Тухманова и Владимира Харитонова было отвергнуто жюри, которое углядело в ней «недопустимые» ритмы фокстрота и танго. Она всё же прозвучала 9 Мая в исполнении Леонида Сметанникова в передаче «Голубой огонёк», но оценили только через полгода, когда Лев Лещенко исполнил её со сцены на праздничном концерте ко Дню милиции. Прозвучав в прямом эфире, песня покорила слушателей. Сам Брежнев слушал её стоя и со слезами на глазах. Среди других исполнителей «Дня Победы» Иосиф Кобзон, Муслим Магомаев, Юрий Богатиков, Юрий Гуляев. Сегодня это самая известная военная песня, которую исполняют во многих странах мира, часто в качестве парадного марша.



























































Слушание музыки.

Беседа после слушания.

Ответы на вопросы.



































Слушание песни.















Слушание песни.

















Слушание песни.



















Слушание песни.















































Слушание песни.

































Слушание песни.























Слушание песни.





































Слушание музыки.

Разучивание песни.

Беседа после слушания.




Первичное осмысление и закрепление


Познавательные:  находить ответы на вопросы, информацию, полученную на уроке; выбор с помощью учителя наиболее эффективных способов решения задания.

Регулятивные: организовывают свою деятельность, выбирают средства реализации целей и применяют их на практике. 

Личностные: развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также развитие и коррекция образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения,

Коммуникативные:

осваивают диалоговую форму общения; 

Задания:

1.Ответить на вопросы, выбрав из четырёх вариантов один.

Выбирают с помощью учителя более эффективные способы решения задач. Прогнозируют с помощью учителя свою деятельность. Слушают, выполняют учебные действия, Ребята должны творчески подойти к заданию.


Итог урока. Рефлексия

Познавательные: уметь формулировать выводы.

Личностные: способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные: уметь адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей.

-О чём мы говорили на занятии?

-Кто является героями песен военных лет?

- Почему так важно для нас знать и помнить песни военных лет?

Я благодарю вас за участие, за вашу активность. Военные песни, глубокие и вечные, будут живы всегда, пока жива память о тех, кто ценой своих жизней даровал мир и возможность счастливого будущего всем поколениям – нынешним и грядущим.

День памяти – Победы праздник,

Несут венков живую вязь,

Тепло букетов, красок разных,

Чтоб не терялась с прошлым связь.

И плиты скорбные согреты

Цветов дыханьем полевым.

Прими, боец, как дар, всё это

Ведь это нужно нам, живым.



Оценить процесс и результаты своей деятельности. Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Осуществлять контроль и самоконтроль, ставят оценку.

Домашнее задание

Регулятивные: уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Домашнее задание:

Выучить песню «День Победы»








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!