Пояснительная записка к уроку математики в 6 Б классе по теме «Сравнение чисел» |
Автор: | Дмитриева Надежда Александровна, учитель математики и физики МБОУ Гимназия |
Направление: | естественно-научное |
Тема, класс: | Сравнение чисел, 6 класс |
Тип: | Урок изучения нового материала |
Характеристика класса | Общеобразовательный класс |
Программа | Программы общеобразовательных учреждений. Математика. 5-6 классы. Сост. Бурмистрова Т.А. |
Учебник: | «Математика» под редакцией Н.Я. Виленкина |
Раздел | Положительные и отрицательные числа |
Количество часов: | 170 учебных часов в год, 5 учебных часов в неделю |
Цель и задачи: | Цель: рассмотреть правила сравнения положительных и отрицательных чисел. Задачи: Образовательные: активизировать приобретённые знания о положительных числах, отрицательных числах, модуле, обобщить, углубить и систематизировать их. Развивающие: формировать умение самостоятельно применять имеющие знания, развивать элементы творческой деятельности – интуицию, воображение, смекалку. Воспитательные: воспитывать чувство ответственности за общее дело, коллективизма, умение уступать и слушать других; повышать самооценку учащихся. |
Методы: | проблемно-поисковый, исследовательский |
Оборудование: | ПК, карточки для самостоятельной работы по новой теме, мел, доска, интерактивная доска. |
Формы работы: | самостоятельная, работа в группах, фронтальная работа. |
Организация учебной деятельности в современной школе предполагает переход от преимущественно информационных форм к активным методам и формам обучения с включением элементов проблемности, научного поиска, широкого использования резервов самостоятельной работы обучающихся. Реализация такого подхода возможна при внедрении в учебный процесс технологии контекстного обучения (А. А. Вербицкого). Урок «Сравнение чисел» реализован с использованием этой технологии.
Тема урока: «Сравнение чисел» Класс: 6 Дидактическая цель: рассмотреть правила сравнения положительных и отрицательных чисел; учить сравнивать рациональные числа.
овладение понятийным аппаратом и символическим языком математики;
освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умение сравнивать положительные и отрицательные числа, сравнения чисел с нулем, сравнения отрицательных чисел;
умение решать задания на сравнение рациональных чисел (устно и письменно);
умения применять теоретические знания по математике на практике, решать математические задачи на применение полученных знаний;
коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение выдвигать гипотезы, предположения, анализировать, сравнивать, видеть различные способы решения задачи;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
Тип урока: изучение нового материала. Методы:
продуктивный, частично-поисковый. Место проведения: учебный кабинет Оборудование: интерактивная доска, компьютер, наглядный материал.
Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент | Создать благоприятный психологический настрой | Приветствие, фиксация отсутствующих, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей | Включаются в деловой ритм урока |
Мотивация и целеполагание | Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока | Назовите координаты точек, изображенных на координатной прямой - Назовите точки, которые лежат левее нуля, правее нуля. - Где на координатной прямой расположена точка с меньшей координатой? - Где на координатной прямой расположена точка с большей координатой? -Какие координаты точек которые лежат левее нуля, правее нуля? 2.Между какими целыми числами на координатной прямой расположено число: а) 2,6 б) -3 в) 0 г) -0,8 3. «Восстанови равенство» │12│= │7,08│= │- 6,32│= │0│= │ -72│= 4. Сравните числа: 2,5 и 2,1 и 0,5 и 1 6,45 и 6,5 1 и и 2,5 и -7,8 -2,3 и -2,31 И так, цель нашего урока: Научиться сравнивать числа с разными знаками. | |
Изучение нового материала. | Создание условий для вывода учащимися правил сравнения чисел | Исследование осуществляется по алгоритму. Пользуясь алгоритмом исследования , вы его выполняете. А потом защищаете проект, правила сравнения. (8-10 мин) Алгоритмы исследования. Группа 1. Отметьте точки на координатной прямой : А(3), В( 5), С(2), D(1,5), O(0). Объясните, как расположены точки относительно нуля? Сравните с помощью координатной прямой числа: 3 и 0 5 и 0 2 и 0 1,5 и 0 4. Сформулируйте правило сравнения любого положительного числа и нуля. Приведите свои примеры. Группа 2. Отметьте на координатной прямой точки: А(-3), В( -5), С(-2), D(-1,5), O(0). Объясните, как расположены точки относительно нуля? Что говорят про координату точки, которая расположена левее. Сравните с помощью координатной прямой числа: -3 и 0 -5 и 0 0 и -2 0 и -1,5 5. Сделайте вывод о сравнении любых отрицательных чисел с нулем. Приведите свои примеры. Группа 3 Отметьте на координатной прямой точки: А(-3), В( -2). Точка с какой координатой лежит левее ? Найдите модули этих чисел. Сравните модули. Какой из двух модулей больше? Сравните числа -3 и -2. Какое число будет меньше? Какое из двух отрицательных чисел будет меньше? Сделайте вывод. Отметьте на координатной прямой точки: С(-5), D(-1). Точка с какой координатой лежит правее ? Найдите модули этих чисел. Сравните модули. Какой из двух модулей меньше? Сравните числа -3 и -2. Какое число будет больше? Какое из двух отрицательных чисел будет больше? Сделайте вывод. Приведите свои примеры. Группа 4. 1.Отметьте на координатной прямой точки: А(-5), В( 2), С(-0,5), D(4), O(0). 2. Точки с какими координатами лежат левее точки О(0), какие правее О(0)? 3.Выполните сравнение: -5 и 2 -0,5 и 2 4 и -0,5 -5 и 4 -0,5 и 4 4. Какое больше из чисел положительное или отрицательное? 5. Сформулируйте правило сравнения отрицательных и положительных чисел. Приведите свои примеры. | Работают по алгоритму. Формулируют правило, придумывают и разбирают свои примеры. Проговаривают свои предположения, выслушивают варианты одноклассников, делают выводы, Мини – проекты I. группа. Вывести правило сравнения двух отрицательных чисел. II.группа. Вывести правило сравнения отрицательных чисел и нуля. III. группа Вывести правило сравнения положительных чисел и нуля. IV.группа. Вывести правило сравнения положительных и отрицательных чисел |
Закрепление знаний и умений | Закрепление опорных знаний и способов действий | Выполнение заданий http://www.matematika-na.ru/6class/mat_6_29.php | применяют полученные знания на практике. |
| | Физкультминутка «Потрудились - отдохнем, встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед, влево, вправо, поворот. Три наклона, прямо встать Руки вниз и вверх поднять Руки плавно опустили, всем улыбки подарили». | Отдых детей. |
| Создание условий для развития умений учащихся применять полученные знания в новых ситуациях | - Проверим, как вы усвоили новый материал, выполнив небольшое тестирование. Ребята на столе у вас лежат тестовые задания, выполните их. Каждый сам рассчитывает только на свои силы. На листочке с тестом напишите фамилию, номер правильного ответа обведите кружком. Проверим работу, если задание выполнено верно ставим знак «+» , не верно «-» Тест. 1.Укажите верное неравенство. 1)-52; 2)-20 3)-48 4)0 2. Укажите неверное неравенство. 1)40; 2)-5-4; 3)7-12; 4)0-9; 3.Расположите числа -100, -200 и 50 в порядке возрастания 1)-100, -200,50; 2)50, -100, -200; 3)-200, -100,50; 4)50, -200,-100; 4.Укажите наименьшее число. 1) -13,97; 2) 6,3; 3) 53,8; 4) 0; 5.Сколько целых чисел удовлетворяют неравенству -8 1)12; 2)10; 3)9; 4)11; | Применение новых знаний в различных ситуациях, самоконтроль и самооценка своих знаний |
Подведение итогов. | Анализ успешности овладения способами деятельности. | -Вернемся к нашему большому проекту и той задаче, которую мы с вами определили для исследования на уроке: вывести правила сравнения чисел. Как вы думаете, справились мы с этой задачей? Научились ли мы сравнивать числа? Повторим эти правила в следующем задании. Мы выполним тест «график». Я буду читать утверждения, если вы с ним согласны, то пишите плюс, если не согласны, то минус. 1) – 5 - отрицательное число. (+) 2) Дана точка А( - 4). Расстояние от нее до начала отсчета равно – 4 единицы. (-) 3) – 7 и 7 - противоположные числа. (+) 4) (-) 5) а 6) – 15, 79 7) – 12,35 - 2,35 (-) 8) b 5. число b может быть только положительным (+). 9) Уравнение имеет один корень х = 7. (-) Проверяем: дети меняются тетрадями, учитель чертит на доске. | Умение использовать полученное определение и выведенные правила для сравнения чисел с разными знаками |
Рефлексия | Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации, их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе | Рефлексия -Я хорошо понял, как сравнивают числа -Я не все понял, у меня были ошибки -Я не понял, как сравнивают числа | |
Подведение итогов. Информация о домашнем задании | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Стр163 п29(выучить правила) №995, 997 | Записывают домашнее задание, производят взаимопроверку записи домашнего задания. |
Группа 1. 1) Отметьте точки на координатной прямой : А(3), В( 5), С(2), D(1,5), O(0). 2)Объясните, как расположены точки относительно нуля? 3) Сравните с помощью координатной прямой числа: 3 и 0; 5 и 0; 2 и 0; 1,5 и 0 4) Сформулируйте правило сравнения любого положительного числа и нуля. Приведите свои примеры. | Группа 2. 1) Отметьте на координатной прямой точки: А(-3), В( -5), С(-2), D(-1,5), O(0). 2) Объясните, как расположены точки относительно нуля? 3) Что говорят про координату точки, которая расположена левее. 4) Сравните с помощью координатной прямой числа: -3 и 0 -5 и 0 0 и -2 0 и -1,5 5. Сделайте вывод о сравнении любых отрицательных чисел с нулем. Приведите свои примеры. |
Группа 4. 1.Отметьте на координатной прямой точки: А(-5), В( 2), С(-0,5), D(4), O(0). 2. Точки с какими координатами лежат левее точки О(0), какие правее О(0)? 3.Выполните сравнение: -5 и 2 -0,5 и 2 4 и -0,5 -5 и 4 -0,5 и 4 4. Какое больше из чисел положительное или отрицательное? 5. Сформулируйте правило сравнения отрицательных и положительных чисел. Приведите свои примеры. | Группа 3 1)Отметьте на координатной прямой точки: А(-3), В(-2) 2)Точка с какой координатой лежит левее ? 3) Найдите модули этих чисел. 4)Сравните модули. Какой из двух модулей больше? 5)Сравните числа -3 и -2. Какое число будет меньше? 6)Какое из двух отрицательных чисел будет меньше? 7)Сделайте вывод. 8)Отметьте на координатной прямой точки: С(-5), D(-9)Точка с какой координатой лежит правее ? 10)Найдите модули этих чисел. 11)Сравните модули. Какой из двух модулей меньше? 12)Сравните числа -3 и -2. Какое число будет больше? 13)Какое из двух отрицательных чисел будет больше? 14)Сделайте вывод. Приведите свои примеры. |