СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Химические свойства кислот"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока химии.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Химические свойства кислот"»

Технологическая карта урока

Тема урока. Кислоты.

Цель: усвоение знаний обучающихся о кислотах как классе неорганических соединений

Задачи:

предметные:

- обеспечить формирование представления об одном из важнейших классов неорганических соединений – кислотах;

- обеспечить знания обучающихся о составе и номенклатуре кислот;

- обеспечить умение обучающихся классифицировать кислоты по различным признакам;

- обеспечить умение обучающихся находить степень окисления элементов в кислотах, заряд ионов кислотных остатков.



метапредметные:

создать условия для:

- воспитания сознательного и серьезного отношения обучающихся к учебной дисциплине, убеждая их в том, что полученные знания пригодятся им в будущей деятельности;

- воспитания умения участвовать в обсуждении, отстаивать свою точку зрения, уважая точку зрения других людей;

- воспитания умения слушать других, культуры речи, общения;

- воспитания способности сопереживать товарищам при их неудачах, радоваться их успехам;

- воспитания потребности в овладении специальными знаниями, умениями, навыками;

- воспитания таких качеств личности, как ответственное отношение к порученному делу, умение объективно оценивать результаты своего труда;

- воспитания веры в свои силы и потребности раскрыть потенциальные способности;

- воспитания умения управлять собой, своим поведением.

личностные:

создать условия для:

- развития мышления обучающихся, умения анализировать, сравнивать, обобщать, систематизировать, выделять существенные признаки и свойства объектов, классифицировать факты, делать выводы;

- развития у обучающихся рефлексивной деятельности;

- развития у обучающихся исследовательской культуры (развитие умений использовать научные методы познаний – наблюдение, гипотеза, эксперимент);

- развития практических умений и навыков работы с лабораторным оборудованием и химическими реактивами, актуализации знаний обучающихся о правилах работы в химическом кабинете в связи с изучением свойств кислот;

- развития у обучающихся умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения.

Критерии достижения цели урока: обучающийся знает понятие «кислота», формулы кислот, классификацию кислот, признаки действия кислот на индикаторы; умеет: называть кислоты, определять принадлежность веществ к определенному классу соединений, находить степень окисления элементов в соединениях и заряд ионов кислотных остатков, соотносить формулы кислот и соответствующих им оксидов, составлять формулы гидроксидов (кислот) и распознавать опытным путем их растворы.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Форма урока: комбинированный урок

Технология: технология развития критического мышления, системно-деятельностный подход.

Материально-техническое обеспечение:

- компьютер, мультимедийный проектор;

- электронное приложение к учебнику 8 класса;

- дидактический материал для обучающихся –  таблица кислот и кислотных остатков;  таблица растворимости кислот, оснований и солей в воде;

- карточки с контекстными заданиями для групповой работы;

- заготовки таблицы «Окраска индикаторов в кислой среде»;

- анкеты (для рефлексии).

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1

2

3

4

5

1

Самоопределение к деятельности. Организационный момент

Приветствует обучающихся, определяет готовность к уроку


Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2









Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Какую тему мы изучали на протяжении нескольких последних уроков? Какие соединения химических элементов мы изучили? (слайд 1)


















Создает  проблемную ситуацию путем предложения задания:    

1 задание (слайд 2)

H2SO4, MgO, NaOH, N2O5, Zn(OH)2, K2O, HCl, SiO2, Ba(OH)2, H3PO4

Распределить предложенные вещества по классам, дать определения известных классов

Обучающиеся отвечают на вопросы.

Двое обучающихся загадывают загадки:

Если в паре элементов
Кислород вторым стоит,
Ты же знаешь, эта пара
Называется … (оксид)

Если формулы начало
Представляется с металла,
ОН – красуется затем,
Вещества знакомы всем.
Не надо придумывать им название,
Ведь эти вещества…(основания)

Выполняют задание – выделяют  2 группы веществ по признакам классов: оксиды,

основания; вещества третьей группы неизвестны.

Дают определения оксидов, оснований


Познавательные:

логические – анализ объектов с целью выделения признаков;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.


3





Постановка учебной задачи

Создает условия для формулирования темы, цели и задач урока.

К какой группе веществ мы отнесем H2SO4, HCl, H3PO4? Изучали ли мы подобные вещества?

Для того чтобы ответить на этот вопрос и сформулировать тему урока, учитель предлагает обучающимся выполнить контекстные задания в группах.















































На основе прослушанной информации учитель предлагает сделать вывод, о каком веществе идет речь?

Мы нашли название группы веществ 3 класса. Какова будет тема урока? Цель? Что мы можем узнать о кислотах?















Работа обучающихся в 3 группах – смысловое чтение материала:

1. В составе кока-колы присутствует данное вещество. Популярный напиток широко применяется для очистки канализации, заржавевших болтов.

2. Это вещество, выделяемое муравьями в момент опасности, служит сигналом для всех остальных особей этого вида и является средством защиты при нападении хищников.

3. С древнейших времен люди разводили виноград и запасали впрок виноградный сок. При хранении в сосудах сок бродил, получалось вино. Иногда вино скисало и превращалось в уксус. Впоследствии его научились использовать как лекарство, приправу к пище, растворитель красок.

Представитель от каждой группы зачитывает информацию обучающимся.





Отвечают на вопрос. Формулируют тему урока, цель и задачи (слайд 3)

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: постановка вопросов;

Познавательные: общеучебные – смысловое чтение, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

4

















Построение проекта выхода из затруднения

Организуется работа по исследованию класса кислот.

2 задание

Определить состав кислот, воспользовавшись формулами из 1 задания



3 задание

Воспользовавшись текстом параграфа 21, модулем ФЦИОР «Состав и классификация кислот» (http://fcior.edu.ru/card/9472/sostav-i-klassifikaciya-kislot.html) изучить названия и классифи-кацию кислот по наличию кислорода в кислотном остатке, по основности и по растворимости в воде

Учитель объясняет алгоритм нахождения степени окислении элементов-неметаллов в кислотах, нахождение зарядов ионов кислотных остатков.

Учитель демонстрирует видеофрагмент «Действие кислот на индикаторы»

(http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0ab6f5a6-4185-11db-b0de-0800200c9a66/ch08_20_01.swf)





Определяют состав вещества:

Н n(КО) m (слайд 4) Формулируют определение класса кислот, записывают в тетрадь



Самостоятельное изучение нового материала в форме индивидуальной деятельности.

Работа с таблицей растворимости кислот, солей и оснований в воде











Обучающиеся прослушивают материал, делают записи в тетрадь.







Обучающиеся наблюдают эксперимент, оформляют результаты в таблицу «Окраска индикаторов в кислой среде»


Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации;

Регулятивные: самостоятельно анализируют условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия;

Познавательные:

общеучебные – смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания;

логические – построение логической цепочки рассуждений, анализ, синтез.

5

Первичное закрепление

Организует работу по отработке умений находить степени окисления элементов в формулах кислот.

Организует работу по отработке умений устанавливать соответствия: формула кислоты – формула оксида.

Работа обучающихся с таблицей кислот и кислотных остатков, тренажером (электронное приложение к учебнику ):

1. Определение степени окисления элементов в формулах кислот;

2. Сопоставление формулы кислоты и формулы соответствующего ей оксида.

Регулятивные:

контроль, оценка, коррекция;

Познавательные: общеучебные.

6

Самостоятельная работа

Учитель организует деятельность по применению новых знаний, анализирует выполнение обучающимися заданий, корректирует, оценивает их деятельность.

Индивидуальная работа обучающихся с электронным приложением к учебнику:

1. Соотнесение формул и названий кислот;

2. Классификация кислот по основности, наличию кислорода в кислотном остатке, растворимости.

Обучающиеся осуществляют самопроверку заданий. Оценивают результаты своей работы.

Регулятивные:

контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению;

Личностные: самоопределение.

7

Рефлексия деятельности

(итог урока)

Организует рефлексию в форме анкетирования (слайд 5):

1. На уроке я работал(а):

активно/пассивно

2. Своей работой на уроке я:

доволен/ не доволен

3. Урок для меня показался:

коротким/ длинным

4. За урок я:

не устал(а)/ устал(а)

5. Мое настроение:

стало лучше/ стало хуже

6. Материал урока мне был:

понятен/ не понятен

полезен/ бесполезен

интересен/ скучен

7. Домашнее задание мне кажется:

легким/ трудным

Обучающимся предлагается заполнить анкету. Обучающиеся осуществляют самоанализ, дают качественную и количественную оценку урока

Познавательные:

рефлексия

Личностные: смыслообразование

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

8

Домашнее задание

Учитель формулирует задание, комментируя его по необходимости:

параграф 32, вопросы к нему, составить кроссворд по теме «Кислоты».

Обучающиеся воспринимают информацию, фиксируют задание.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!