Технологическая карта урока химии
Программа курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений Габриелян О. С., изд. Просвещение, 2019.
Тема урока: Химические свойства кислот
Класс: 8
Тип урока: урок-практикум, урок применения знаний
Тема урока: Химические свойства кислот
Цель:
Изучение химических свойств кислот.
Задачи урока:
Образовательные:
Формировать практические умения по проведению эксперимента.
Сформировать практические знания по химическим свойствам кислот (взаимодействие с металлами, оксидами металлов, основаниями, солями).
Сформировать понятие о реакции нейтрализации.
Закрепить умения и навыки по составлению уравнений химических реакций.
Развивающие:
Вызвать познавательный интерес для формирования дальнейшего устойчивого познавательного мотива к изучению предмета химии, используя объяснительно-иллюстративную технологию работы.
Включить учащихся в активный познавательный процесс.
Формировать умения анализировать полученную информацию, делать вывода.
Развивать познавательную компетентность.
Воспитательные:
Развивать самостоятельность, ответственность, умение работать в микро группах (парах), самостоятельность в принятии решений, умение применять теоретические знания на практике.
Воспитывать аккуратность, внимательность при выполнении практической работы, соблюдая правила техники безопасности при проведении химического эксперимента.
Средства обучения:
Учебник «Химия – 8» автор Габриелян О. С. М.: изд. Просвещение, 2019г.
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.
Таблица растворимости кислот, оснований и солей в воде.
Оборудование и реактивы на столах учащихся: штатив для пробирок, пробирки, цинк, медная проволока, карбонат натрия (тв.), растворы: соляная кислота, гидроксид натрия, сульфат меди (II), лакмус.
Компьютер, проектор.
Электронная форма учебника Журин А.А. Химия 8 класс.
Методы и методические приемы:
Словесный: рассказ, беседа, обмен мнениями.
Частично-поисковый метод: работа с учебником, таблицами, инструкцией.
Практические методы: практическая работа
Наблюдение, анализ, оценка, взаимооценка (самооценка).
Продолжительность урока: 40 минут
Планируемые результаты урока
Личностные | получать эмоциональное удовлетворение от продуктивности собственной деятельности; готовность и способность учащегося к саморазвитию; уважительно относиться к иному мнению; развивать самостоятельность и личную ответственность; уметь проводить взаимооценку (самооценка) на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Метапредметные | Надпредметные: уметь: формулировать учебные задачи на основании полученного задания; составлять план, алгоритм действий, понимать инструкции; освещать результаты деятельности, в частности, уметь описывать наблюдения; представлять результаты проведенного эксперимента в письменном виде (отчет); делать выводы. Межпредметные: уметь: устанавливать причинно-следственные связи; видеть информацию в единстве многообразных свойств и отношений, связывать предметные знания химии, физики. Универсальные учебные действия (общеучебные умения): Регулятивные: уметь: организовать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в учебном материале; уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им; осуществлять контроль по результату действия; адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации; Познавательные: уметь: проводить классификацию, наблюдение, сравнение, анализ как самостоятельно, так и в группе и под руководством учителя; ориентироваться в своей системе знаний и отличать новое от уже известного; объяснять явления и их признаки, процессы, выявляемые в ходе процесса обучения. Коммуникативные: уметь: работать в микро группе — устанавливать рабочие отношения в общении и в сотрудничестве со сверстниками; учитывать разные мнения и стремиться к в сотрудничеству; слушать и понимать речь других; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества; оформлять свои мысли в письменной и устной форме; осуществлять контроль, коррекцию, оценку и взаимооценку (самооценку). |
Предметные | знать химические свойства кислот уметь составлять уравнения химических реакций и расставлять коэффициенты; уметь правильно использовать химические реактивы и соблюдать правила техники безопасности при проведении химического эксперимента. |
План урока
№ п.п. | Этапы урока | Временной период (мин.) |
| Организационный момент Самоопределение к учебной деятельности | 1 |
| Закрепление знаний по усвоению изученного материала на прошлых уроках. Фронтальный опрос, выполнение вводных заданий. | 7 |
| Мотивация, целеполагание. | 2 |
| Погружение в тему урока. | 15 |
| Систематизация, рефлексия | 8 |
| Домашнее задание, рефлексия | 5 |
| Подведение итогов, рефлексия | 2 |
Ход урока
Этапы урока | Содержание урока. Рекомендации/ действия учителя | Средства обучения | Действия учащегося/ответы | Результаты образования по ФГОС |
Организационный момент. Самоопределение к учебной деятельности | Приветствие учащихся. | | Приветствие учителя. | Личностные - развитие ответственности, формирование отношения к окружающим интересующимся учебным процессом Метапредметные - организационные умения, развитие навыков самоорганизации. |
Организационный момент. Проверка готовности к уроку. | Учащиеся распределены по микро группам (парам). На рабочих столах учащегося: тетрадь к уроку, учебник «Химия-8», Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, таблицы растворимости кислот, оснований и солей, принадлежности для письма, лабораторное оборудование. | Готовность к уроку |
Закрепление знаний по усвоению изученного материала на прошлых уроках. Фронтальный опрос | Опрос: 1. Какие вещества называются кислотами? 2. Какие индикаторы вы знаете и какой цвет они имеют в нейтральной, кислой и щелочной средах? | | Ответы учащихся: | Предметные – характеристика кислот по сотаву Метапредметные – умение систематизировать, классифицировать. |
Мотивация, целеполагание. Инструктаж по технике безопасности при проведении практической работы | Определите тему нашего урока после просмотра видео ролика «Рени превращает кислоту в воду» (https://yandex.ru/video/preview/9928689788655915730) Запишите тему урока «Химические свойства кислот» | Тетрадь для урока. | Ответы учащихся: Какие вещества способны превратить кислоту в воду. Химические свойства кислот. | Личностные - ответственность Предметные – систематизация знаний о химических свойствах кислот характеристика правил техники безопасности при проведении химического эксперимента. Метапредметные –умение планировать свою деятельность. |
Проведение инструктажа по технике безопасности при работе: -с кислотами, щелочами, солями; -со стеклянной посудой. | | Повторение правил техники безопасности при работе: с кислотами, щелочами, солями; со стеклянной посудой. |
Погружение в тему урока. | Демонстрационный опыт 1. Взаимодействие оксида меди с раствором соляной кислоты (проводит учитель) Опишите наблюдения (признаки), сделайте вывод о взаимодействии кислот с оксидами металлов. | Тетрадь для урока. | Просмотр эксперимента Составление уравнений проведенных реакций. Оформление отчета по демонстрационному опыту. | Личностные – организация, ответственность, уметь получать эмоциональное удовлетворение от продуктивности собственной деятельности. Предметные – закрепление знаний по: - правилам технике безопасности при проведении химического эксперимента; -характеристике признаков проведенных реакций -составлению уравнений химических реакций и расстановки коэффициентов. знание химических свойств кислот Метапредметные – уметь работать в микро группе — устанавливать рабочие отношения в общении и в сотрудничестве |
Опыт 2. Инструкция Возьмите пробирку и с помощью ложечки внесите небольшое количество цинка (1-2 гранулы). Прилейте в пробирку 1-2 мл соляной кислоты. А в другую пробирку опустите медную проволоку и прилейте 1-2 мл раствора соляной кислоты. Опишите наблюдения (признаки), Составьте уравнение химической реакции. Сделайте вывод о взаимодействии кислот с металлами | Тетрадь для урока. Инструкция по выполнению эксперимента: Оборудование: цинк, медная проволока, ложечка для набора твердых веществ, пробирка, раствор соляной кислоты. | Проведение эксперимента Характеристика признаков реакций. Формулирование вывода о взаимодействии кислот с металлами. Составление уравнений проведенных реакций. Оформление отчета по проведенному эксперименту. |
Опыт 3. Инструкция 1)Прилейте в пробирку 1-2 мл раствора соляной кислоты, добавьте к раствору 1-2 капли лакмуса. Затем прилейте по каплям раствор гидроксида натрия до изменения окраски раствора. 2)Прилейте в пробирку 1-2 мл сульфата меди (II), добавьте к раствору несколько капель раствора гидроксида натрия, а затем прилейте раствор соляной кислоты до растворения осадка. Опишите наблюдения (признаки). Составьте уравнение химической реакции. Сделайте вывод о взаимодействии кислот с щелочами и нерастворимыми основаниями. | Тетрадь для урока. Инструкция по выполнению эксперимента: Оборудование: растворы соляной кислоты, сульфата меди (II) и гидроксида натрия, лакмус, пробирки. | Проведение эксперимента Характеристика признаков реакции. Формулировка вывода о реакции нейтрализации: взаимодействии кислот с щелочами и нерастворимыми основаниями. Составление уравнений проведенных реакций. Оформление отчета по проведенному эксперименту. |
Опыт 4. Инструкция Внесите небольшое количество твёрдого карбоната натрия с помощью ложечки для набора твердых веществ, прилейте в пробирку 1-2мл раствора соляной кислоты. Опишите наблюдения (признаки). Составьте уравнение химической реакции. Сделайте вывод о взаимодействии кислот с солями. | Тетрадь для урока. Инструкция по выполнению эксперимента: Оборудование: раствор соляной кислоты, карбонат натрия (тв.), ложечка для твердых веществ, пробирка. | Проведение эксперимента Характеристика признаков реакции. Формулировка вывода о взаимодействии кислот с солями. Составление уравнений проведенных реакций. Оформление отчета по проведенному эксперименту. |
Систематизация, рефлексия | Выполнить интерактивный тест «Реакции нейтрализации» по электронной форме учебника Журин А.А. Химия. 8кл. Подведите итоги, сделайте вывод, - предположите, какие вещества могут содержаться в таблетках «Рени». Приведите в порядок рабочее место. | Тетрадь для урока. | Выполнение интерактивного теста. Формулировка вывода по итогам выполненных экспериментальных опытов. Приведение рабочего места в порядок. | Личностные - развивать самостоятельность и личную ответственность; Предметные: определение реакций нейтрализации Метапредметные – обобщать, систематизировать |
Домашнее задание, рефлексия | Домашнее задание: Учебник «Химия -8» §25. Выполнить задание по функциональной грамотности (Лист-приложение) | Рабочая тетрадь для домашних работ учащегося | Запись домашнего задания в дневник. | Личностные - развивать самостоятельность и личную ответственность. |
Подведение итогов, рефлексия | Ребята, что наиболее запомнилось сегодня на уроке? Определите уровень своих знаний и умений по итогу урока (на экране слайд «Уравнения реакций поведенных химических экспериментов») | Тетрадь для урока. | Ответы учащихся. Самооценка в тетради для урока | Личностные – анализ, оценка, умение слушать, самоуважение. Предметные – значение химического эксперимента |
Используемые источники:
Программа курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений автор Габриелян О. С., изд. Просвещение, 2019.
Габриелян О. С. Учебник для общеобразовательных учреждений «Химия 8 класс». М.: Просвещение, 2019.
Интернет-ресурсы к уроку:
https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
https://yandex.ru/video/preview/9928689788655915730
Электронная форма учебник Журин А.А. Химия. 8 класс.
Приложение
Прочитайте текст и выполните задания 1–3
Индикаторы
Водные растворы могут быть нейтральными, кислыми или щелочными. В кислых растворах содержится избыток ионов водорода Н+, а в щелочных – избыток гидроксид-ионов ОН–. В нейтральных растворах количество этих ионов всегда одинаково. Для количественной характеристики кислотно-основных свойств различных растворов широко используется водородный показатель pH («пэ-аш»). В научный обиход это понятие ввел в 1909 году датский биохимик Серен Питер Лауриц Сёренсен (1868-1939), разрабатывая методы определения концентрации ионов водорода в водных растворах. Введенная Сёренсеном шкала рНприменяется сегодня для измерения кислотности в самых разнообразных областях: в атомной энергетике, агрономии, мясо-молочной, хлебопекарной промышленности, в научных исследованиях. Как правило, значение pH изменяется в интервале от 0 до 14. Значение 7 - нейтральная среда - соответствует дистиллированной воде. Если рН менее 7 - это кислая среда, если более 7 - то среда щелочная. В таблице представлен характер изменения окраски наиболее известных индикаторов в зависимости от значения рН среды.
Представленные в таблице индикаторы являются кислотно-основными индикаторами, то есть обратимо изменяют окраску в зависимости от кислотности раствора. Многообразие окраски плодов и цветков растений существует благодаря специальным веществам – антоцианам (от греч. ánthos – цвет и kýаnos – «лазоревый»), которые растворены в клеточном соке. Они способны менять цвет в зависимости от рН клеточного сока. Антоцианы имеют преимущественно красный цвет в кислой среде и синий – в щелочной. А сок краснокочанной капусты, который обычно имеет сине-фиолетовый цвет, в кислоте приобретает красный, а в щёлочи – зеленоватый цвет.
Некоторые растения реагируют на состав почвы, изменяя свой цвет. Например, окраска цветков гортензии часто зависит от уровня pH в почве: в кислых почвах лепестки приобретают синюю окраску, в нейтральных – бледно-бежевую, а в щелочных – розовую или сиреневую. Гортензии – одни из немногих растений, способных накапливать в себе алюминий, который выделяется из кислых почв и у некоторых видов образует соединения, придающие им синие оттенки.
1. Выберите все утверждения, которые соответствуют содержанию текста.
1) Чем меньше значение водородного показателя рН, тем больше кислотность раствора.
2) Антоцианы – это индикаторы, которые в кислой среде приобретают лазоревый цвет.
3) Для определения величины рН в кислотах следует использовать фенолфталеин.
4) Некоторые растения можно использовать как индикаторы кислотности почвы на садовом участке.
5) Лакмус изменяет цвет с красного на фиолетовый и синий по мере увеличения кислотности среды.
Ответ: __________
2. Для определения рН сточных вод пользовались набором индикаторов. Оказалось, что лакмус и индигокармин приобрели в пробе этой воды синий цвет, а фенолфталеин – розовый. По результатам испытаний можно предположить, что значение рН сточных вод равно________.
3. Работая над проектом «Природные индикаторы» учащиеся приготовили сок из краснокочанной капусты, налили его в два стаканчика и добавили в первый столовый уксус, а во второй – раствор пищевой соды. На какой фотографии отражены результаты их опыта?
Ответы:
1- 14
2- 8
3- 2