СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока химии 8 класса "Химические свойства кислот"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-практикум по изучению химических свойств кислот в 8 классе.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока химии 8 класса "Химические свойства кислот"»

Технологическая карта урока химии

Программа курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений Габриелян О. С., изд. Просвещение, 2019.

Тема урока: Химические свойства кислот

Класс: 8

Тип урока: урок-практикум, урок применения знаний



Тема урока: Химические свойства кислот

Цель:

Изучение химических свойств кислот.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Формировать практические умения по проведению эксперимента.

  • Сформировать практические знания по химическим свойствам кислот (взаимодействие с металлами, оксидами металлов, основаниями, солями).

  • Сформировать понятие о реакции нейтрализации.

  • Закрепить умения и навыки по составлению уравнений химических реакций.

Развивающие:

  • Вызвать познавательный интерес для формирования дальнейшего устойчивого познавательного мотива к изучению предмета химии, используя объяснительно-иллюстративную технологию работы.

  • Включить учащихся в активный познавательный процесс.

  • Формировать умения анализировать полученную информацию, делать вывода.

  • Развивать познавательную компетентность.

Воспитательные:

  • Развивать самостоятельность, ответственность, умение работать в микро группах (парах), самостоятельность в принятии решений, умение применять теоретические знания на практике.

  • Воспитывать аккуратность, внимательность при выполнении практической работы, соблюдая правила техники безопасности при проведении химического эксперимента.

Средства обучения:

  • Учебник «Химия – 8» автор Габриелян О. С. М.: изд. Просвещение, 2019г.

  • Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

  • Таблица растворимости кислот, оснований и солей в воде.

  • Оборудование и реактивы на столах учащихся: штатив для пробирок, пробирки, цинк, медная проволока, карбонат натрия (тв.), растворы: соляная кислота, гидроксид натрия, сульфат меди (II), лакмус.

  • Компьютер, проектор.

  • Электронная форма учебника Журин А.А. Химия 8 класс.







Методы и методические приемы:

  • Словесный: рассказ, беседа, обмен мнениями.

  • Частично-поисковый метод: работа с учебником, таблицами, инструкцией.

  • Практические методы: практическая работа

  • Наблюдение, анализ, оценка, взаимооценка (самооценка).



Продолжительность урока: 40 минут



Планируемые результаты урока



Личностные

получать эмоциональное удовлетворение от продуктивности собственной деятельности;

готовность и способность учащегося к саморазвитию;

уважительно относиться к иному мнению;

развивать самостоятельность и личную ответственность;

уметь проводить взаимооценку (самооценка) на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные

Надпредметные:

уметь: формулировать учебные задачи на основании полученного задания; составлять план, алгоритм действий, понимать инструкции; освещать результаты деятельности, в частности, уметь описывать наблюдения; представлять результаты проведенного эксперимента в письменном виде (отчет); делать выводы.

Межпредметные:

уметь: устанавливать причинно-следственные связи; видеть информацию в единстве многообразных свойств и отношений, связывать предметные знания химии, физики.

Универсальные учебные действия (общеучебные умения):

Регулятивные:

уметь: организовать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в учебном материале;

уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

осуществлять контроль по результату действия; адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;

Познавательные:

уметь: проводить классификацию, наблюдение, сравнение, анализ как самостоятельно, так и в группе и под руководством учителя;

ориентироваться в своей системе знаний и отличать новое от уже известного; объяснять явления и их признаки, процессы, выявляемые в ходе процесса обучения.

Коммуникативные:

уметь: работать в микро группе — устанавливать рабочие отношения в общении и в сотрудничестве со сверстниками; учитывать разные мнения и стремиться к в сотрудничеству;

слушать и понимать речь других; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества;

оформлять свои мысли в письменной и устной форме; осуществлять контроль, коррекцию, оценку и взаимооценку (самооценку).

Предметные

знать химические свойства кислот

уметь составлять уравнения химических реакций и расставлять коэффициенты;

уметь правильно использовать химические реактивы и соблюдать правила техники безопасности при проведении химического эксперимента.



План урока



№ п.п.

Этапы урока

Временной период (мин.)

Организационный момент

Самоопределение к учебной деятельности

1

Закрепление знаний по усвоению изученного материала на прошлых уроках. Фронтальный опрос, выполнение вводных заданий.

7

Мотивация, целеполагание.

2

Погружение в тему урока.

15

Систематизация, рефлексия

8

Домашнее задание, рефлексия

5

Подведение итогов, рефлексия

2



Ход урока



Этапы

урока


Содержание урока.

Рекомендации/

действия учителя

Средства обучения


Действия учащегося/ответы

Результаты образования по ФГОС

Организационный момент. Самоопределение к учебной деятельности

Приветствие учащихся.



Приветствие учителя.

Личностные -

развитие ответственности, формирование отношения к окружающим интересующимся учебным процессом



Метапредметные - организационные умения, развитие навыков самоорганизации.

Организационный момент.

Проверка готовности к уроку.

Учащиеся распределены по микро группам (парам).

На рабочих столах учащегося: тетрадь к уроку, учебник «Химия-8», Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, таблицы растворимости кислот, оснований и солей, принадлежности для письма, лабораторное оборудование.

Готовность к уроку

Закрепление знаний по усвоению изученного материала на прошлых уроках. Фронтальный опрос

Опрос:

1. Какие вещества называются кислотами?



2. Какие индикаторы вы знаете и какой цвет они имеют в нейтральной, кислой и щелочной средах?



Ответы учащихся:

Предметные – характеристика кислот по сотаву

Метапредметные –

умение систематизировать, классифицировать.

Мотивация, целеполагание.

Инструктаж по технике безопасности при проведении практической работы

Определите тему нашего урока после просмотра видео ролика «Рени превращает кислоту в воду»

(https://yandex.ru/video/preview/9928689788655915730)





Запишите тему урока «Химические свойства кислот»






Тетрадь для урока.

Ответы учащихся:

Какие вещества способны превратить кислоту в воду.

Химические свойства кислот.

Личностные - ответственность

Предметные – систематизация знаний о химических свойствах кислот

характеристика правил техники безопасности при проведении химического эксперимента.



Метапредметные –умение планировать свою деятельность.

Проведение инструктажа по технике безопасности при работе:

-с кислотами, щелочами, солями;

-со стеклянной посудой.


Повторение правил техники безопасности при работе: с кислотами, щелочами, солями; со стеклянной посудой.

Погружение в тему урока.

Демонстрационный опыт 1. Взаимодействие оксида меди с раствором соляной кислоты (проводит учитель)

Опишите наблюдения (признаки), сделайте вывод о взаимодействии кислот с оксидами металлов.


Тетрадь для урока.


Просмотр эксперимента





Составление уравнений проведенных реакций.

Оформление отчета по демонстрационному опыту.

Личностные – организация, ответственность, уметь получать эмоциональное удовлетворение от продуктивности собственной деятельности.

Предметные – закрепление знаний по:

- правилам технике безопасности при проведении химического эксперимента;

-характеристике признаков проведенных реакций

-составлению уравнений химических реакций и расстановки коэффициентов.

знание химических свойств кислот









Метапредметные – 

уметь работать в микро группе — устанавливать рабочие отношения в общении и в сотрудничестве






























Опыт 2. Инструкция

Возьмите пробирку и с помощью ложечки внесите небольшое количество цинка (1-2 гранулы). Прилейте в пробирку 1-2 мл соляной кислоты.

А в другую пробирку опустите медную проволоку и прилейте 1-2 мл раствора соляной кислоты.

Опишите наблюдения (признаки),

Составьте уравнение химической реакции.

Сделайте вывод о взаимодействии кислот с металлами

Тетрадь для урока.

Инструкция по выполнению эксперимента:

Оборудование: цинк, медная проволока, ложечка для набора твердых веществ, пробирка, раствор соляной кислоты.




Проведение эксперимента

Характеристика признаков реакций.

Формулирование вывода о взаимодействии кислот с металлами.

Составление уравнений проведенных реакций.

Оформление отчета по проведенному эксперименту.

Опыт 3. Инструкция

1)Прилейте в пробирку 1-2 мл раствора соляной кислоты, добавьте к раствору 1-2 капли лакмуса. Затем прилейте по каплям раствор гидроксида натрия до изменения окраски раствора.

2)Прилейте в пробирку 1-2 мл сульфата меди (II), добавьте к раствору несколько капель раствора гидроксида натрия, а затем прилейте раствор соляной кислоты до растворения осадка.

Опишите наблюдения (признаки).

Составьте уравнение химической реакции.

Сделайте вывод о взаимодействии кислот с щелочами и нерастворимыми основаниями.

Тетрадь для урока.

Инструкция по выполнению эксперимента:

Оборудование: растворы соляной кислоты, сульфата меди (II) и гидроксида натрия, лакмус, пробирки.


Проведение эксперимента



Характеристика признаков реакции.

Формулировка вывода о реакции нейтрализации: взаимодействии кислот с щелочами и нерастворимыми основаниями.

Составление уравнений проведенных реакций.

Оформление отчета по проведенному эксперименту.

Опыт 4. Инструкция

Внесите небольшое количество твёрдого карбоната натрия с помощью ложечки для набора твердых веществ, прилейте в пробирку 1-2мл раствора соляной кислоты.

Опишите наблюдения (признаки).



Составьте уравнение химической реакции.

Сделайте вывод о взаимодействии кислот с солями.


Тетрадь для урока.

Инструкция по выполнению эксперимента:

Оборудование: раствор соляной кислоты, карбонат натрия (тв.), ложечка для твердых веществ, пробирка.

Проведение эксперимента

Характеристика признаков реакции. Формулировка вывода о взаимодействии кислот с солями.

Составление уравнений проведенных реакций.

Оформление отчета по проведенному эксперименту.

Систематизация, рефлексия

Выполнить интерактивный тест «Реакции нейтрализации» по электронной форме учебника Журин А.А. Химия. 8кл.

Подведите итоги, сделайте вывод, - предположите, какие вещества могут содержаться в таблетках «Рени».

Приведите в порядок рабочее место.

Тетрадь для урока.




Выполнение интерактивного теста.

Формулировка вывода по итогам выполненных экспериментальных опытов.

Приведение рабочего места в порядок.

Личностные -

развивать самостоятельность и личную ответственность;

Предметные: определение реакций нейтрализации

Метапредметные –

обобщать, систематизировать

Домашнее задание, рефлексия

Домашнее задание: Учебник «Химия -8» §25.

Выполнить задание по функциональной грамотности (Лист-приложение)


Рабочая тетрадь для домашних работ учащегося

Запись домашнего задания в дневник.

Личностные -

развивать самостоятельность и личную ответственность.

Подведение итогов, рефлексия

Ребята, что наиболее запомнилось сегодня на уроке?

Определите уровень своих знаний и умений по итогу урока (на экране слайд «Уравнения реакций поведенных химических экспериментов»)

Тетрадь для урока.




Ответы учащихся.



Самооценка в тетради для урока

Личностные –

анализ, оценка, умение слушать, самоуважение.



Предметные – значение химического эксперимента

Используемые источники:

  1. Программа курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений автор Габриелян О. С., изд. Просвещение, 2019.

  2. Габриелян О. С. Учебник для общеобразовательных учреждений «Химия 8 класс». М.: Просвещение, 2019.

  3. Интернет-ресурсы к уроку:

  • задания по естественнонаучной грамотности

https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti

  • видео ролик «Рени превращает кислоту в воду»

 https://yandex.ru/video/preview/9928689788655915730


  1. Электронная форма учебник Журин А.А. Химия. 8 класс.



Приложение

Прочитайте текст и выполните задания 1–3


Индикаторы

Водные растворы могут быть нейтральными, кислыми или щелочными. В кислых растворах содержится избыток ионов водорода Н+, а в щелочных – избыток гидроксид-ионов ОН–. В нейтральных растворах количество этих ионов всегда одинаково. Для количественной характеристики кислотно-основных свойств различных растворов широко используется водородный показатель pH («пэ-аш»). В научный обиход это понятие ввел в 1909 году датский биохимик Серен Питер Лауриц Сёренсен (1868-1939), разрабатывая методы определения концентрации ионов водорода в водных растворах. Введенная Сёренсеном шкала рНприменяется сегодня для измерения кислотности в самых разнообразных областях: в атомной энергетике, агрономии, мясо-молочной, хлебопекарной промышленности, в научных исследованиях. Как правило, значение pH изменяется в интервале от 0 до 14. Значение 7 - нейтральная среда - соответствует дистиллированной воде. Если рН менее 7 - это кислая среда, если более 7 - то среда щелочная. В таблице представлен характер изменения окраски наиболее известных индикаторов в зависимости от значения рН среды.


Представленные в таблице индикаторы являются кислотно-основными индикаторами, то есть обратимо изменяют окраску в зависимости от кислотности раствора. Многообразие окраски плодов и цветков растений существует благодаря специальным веществам – антоцианам (от греч. ánthos – цвет и kýаnos – «лазоревый»), которые растворены в клеточном соке. Они способны менять цвет в зависимости от рН клеточного сока. Антоцианы имеют преимущественно красный цвет в кислой среде и синий – в щелочной. А сок краснокочанной капусты, который обычно имеет сине-фиолетовый цвет, в кислоте приобретает красный, а в щёлочи – зеленоватый цвет.

Некоторые растения реагируют на состав почвы, изменяя свой цвет. Например, окраска цветков гортензии часто зависит от уровня pH в почве: в кислых почвах лепестки приобретают синюю окраску, в нейтральных – бледно-бежевую, а в щелочных – розовую или сиреневую. Гортензии – одни из немногих растений, способных накапливать в себе алюминий, который выделяется из кислых почв и у некоторых видов образует соединения, придающие им синие оттенки.



1. Выберите все утверждения, которые соответствуют содержанию текста.

1) Чем меньше значение водородного показателя рН, тем больше кислотность раствора.

2) Антоцианы – это индикаторы, которые в кислой среде приобретают лазоревый цвет.

3) Для определения величины рН в кислотах следует использовать фенолфталеин.

4) Некоторые растения можно использовать как индикаторы кислотности почвы на садовом участке.

5) Лакмус изменяет цвет с красного на фиолетовый и синий по мере увеличения кислотности среды.


Ответ: __________

2. Для определения рН сточных вод пользовались набором индикаторов. Оказалось, что лакмус и индигокармин приобрели в пробе этой воды синий цвет, а фенолфталеин – розовый. По результатам испытаний можно предположить, что значение рН сточных вод равно________.


3. Работая над проектом «Природные индикаторы» учащиеся приготовили сок из краснокочанной капусты, налили его в два стаканчика и добавили в первый столовый уксус, а во второй – раствор пищевой соды. На какой фотографии отражены результаты их опыта?


Ответы:

1- 14

2- 8

3- 2


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!