СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме «Альдегиды»

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта  урока по химии в 10 классе «Альдегиды» урок общеметодологической направленности

Автор: Лабкова Ирина Васильевна,

Описание материала: Предлагаю вам конспект урока по химии  для обучающихся 10 класса, составленный по новым ФГОС. Этот урок является третьим уроком в теме, насыщенным по объёму 

Тема

Альдегиды

Цель

  • Расширение знаний о кислородсодержащих органических соединениях;

Задачи

  • продолжить формирование понятий гомология, номенклатура, изомерия на примере альдегидов;
  • стимулировать обучающихся к целеполаганию, планированию деятельности, анализу индивидуальных достижений;
  • обеспечить формирование познавательных, коммуникативных, регулятивных универсальных учебных действий обучающихся;

 

  • учить решать задачи на вывод молекулярной формулы органического вещества по молярной массе вещества, использовать возможности  ИКТ и Интернет-ресурсов для исследовательских работ и представления результатов;

 

Планируемый результат

  • Знать общую формулу, функциональную группу класса альдегидов,  их номенклатуру и виды изомерии;
  • Уметь решать задачи на вывод молекулярной формулы органического вещества по молярной массе вещества;
  • Уметь использовать возможности  ИКТ и Интернет-ресурсов для исследовательских работ и  представления результатов;
  • Уметь формулировать цель урока, индивидуальные  образовательные и развивающие задачи, составлять индивидуальный плана действий, подводить итог урока, анализировать индивидуальные достижения;
  • Уметь выполнять задания части А, В  ЕГЭ по химии.

Основные понятия

  • Карбонильная группа;
  • Гомологи;
  • Систематическая (IUPAC) и историческая номенклатура альдегидов;
  • Структурная формула;
  • Виды изомерии.
  • Свойства
  • Способы получения
  • Применение

Межпредметные связи

Биология, физика, математика, история, латинский язык.

Ресурсы: основной

 

 

дополнительные

 

Химия. 10 класс. Профильный уровень: учебник для общеобразоват. учреждений/ О.С.Габриелян, Ф.Н.Маскаев, С.Ю.Пономарев, В.И.Теренин; под ред. В.И.Теренина. – 12-е изд., стереотипное – М.: Дрофа,2011. – 318,(2)с.;ил.

Батаев В.А. Справочник по органической химии: Учебное пособие для школьников и абитуриентов/В.А.Батаев, Е.В.Батаева. - М.:ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004. – 255, (1)с.; ил.

Контрольно-измерительные материалы. Химия: 10 класс/Сост. Н.П.Трегубова. – М.: ВАКО, 2011. – 96с.

Сайт РХТУ им. Менделеева  

http://olgvo2007.narod.ru/podgotovka_k_ege/chast_7_kislorodsoderzhaschie_organicheskie_veschestva/

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная (работа с тестами, исследовательская работа), парная (взаимопроверка, взаимопомощь).

Тип урока

уроки общеметодологической направленности

Приемы и средства обучения:

Опора на знания обучающихся, использование алгоритмов, сравнение и анализ, информационные средства (мультимедийная презентация).

   
   

Виды учебной деятельности обучающихся

Коммуникативные УУД: - обеспечение возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, построение речевых высказываний, работа с информацией, построение вопросов.

Личностные УУД:  готовность и способность обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, самоопределение, ценностно - смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества;

Регулятивные УУД – целеполагание, самоконтроль, самооценка.

Познавательные УУД – общие учебные действия, подготовка и решение практических задач, овладение межпредметными  понятиями, расширение опыта специфического для предметной области (химии),  деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

   

Технология проведения

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

Диагностирующие задания каждого этапа

I этап. Организационный момент  Самоопределение к деятельности

 

Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

Вы готовы?

      Приступаем.

Решать,

считать,

думать.

Да.

   

II этап. Актуализация знаний.

Цель: актуализировать знания и фиксировать затруднения в деятельности

выявление проблем обучающихся.

осознание пробелов школьника,

1. химический диктант.

  1. Предельные одноатомные спирты –
  2. Общая формула предельных одноатомных спиртов …
  3. Название спирта образуют от …
  4. Спиртам характерна изомерия …
  5. От С1 – С11 –
  6. В отличие от углеводородов спирты …
  7. Между молекулами спиртов возникает …
  8. Число изомерных спиртов состава С3Н8О …
  9. Степень окисления атома углерода в этаноле…
  10.  Качественной реакцией для спиртов является …
  11.  При межмолекулярной дегидратации спиртов образуются …
  12.  При внутримолекулярной дегидратации образуются …
  13.  Древесный спирт –
  14.  Винный спирт –
  15.  Чрезвычайно ядовитое вещество, 5 -10 мл вызывает слепоту …
  16.  Ядовитое наркотическое вещество, систематическое употребление его напитков приводит к циррозу печени –
  17.  Многоатомные спирты –
  18.  1,2,3 пропантриол –
  19.   Этиленгликоль –
  20.  Нитроглицерин –
  21.  Качественной реакцией для многоатомных спиртов является …
  22.  Для изготовления мазей, кремов используют  …
  23.   При сгорании 16 г метилового спирта выделилось 327,5 кДж теплоты. Составьте термохимическое уравнение этой реакции. Вычислите объем н.у. полученного при этом оксида углерода (IV)

Взаимопроверка в парах.

III. Постановка учебной задачи.

Цель – Постановка учебной задачи

Создает эмоциональный настрой на изучение темы, выявление проблем обучающихся.

Самоопределение школьника, осознание пробелов и потребности к изучению нового.

 

Назовите вещества, определите классы соединений:  

СН3ОН – метанол (спирты)

С6Н6 – бензол (арены)

С4Н10 – бутан (алканы)

СН- СОН -  ?

 

 

 

 

 

Самоконтроль

IV. Построение проекта выхода из затруднений.

Цель – самоопределение школьника

 

Тема урока: «Альдегиды».

Обеспечивает мотивацию к изучению, применяя историческую справку об открытии альдегидов.

Выдвигает проблему «Что значит изучить карбоновые кислоты?»

Целеполагание Планирование  Рефлексия деятельности

 

 

 

Определение плана изучения темы: определение, гомологи, названия, классификация, изомерия.

Формулирование  цели.

 

 

 

Таблица «Рефлексия» заполнение

 «Что знаю до урока?»

 V. Первичное закрепление во внешней речи

Цель -  поиск решения учебных задач

Организует изучение  темы по блокам

Побуждает к решению проблемного вопроса «Как узнать класс соединений?

 

Подводит учащихся к определению класса альдегидов.

1 блок «Понятие»

Умение выражать свои мысли

 

 

 

Строят определение понятия, выводят общую формулу для альдегидов.

  • Что называется функциональной группой?
  • Для каких классов соединений характерны группы?
  • Почему группа – СО называется карбонильная?
  • Дайте определение альдегидам.
  • Как определить альдегид по молекулярной формуле?
  • Определите формулы альдегидов

 

 

 

 

 

 

 

 

Самоконтроль

.  VI. Самостоятельная работа в группах с самопроверкой.

 

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Знакомит с формулами альдегидов

 

2 блок «Гомология»

Проводят сравнение

 

 

 

Представление исследования

Поиск информации и умение строить высказывания

  • Что называется гомологами?
  • Что общего у гомологов карбоновых кислот?
  • Какие формулы кислот не относятся к гомологическому ряду?

Отчет по исследовательской работе

 «Чудесный мир альдегидов»

Формулы  записывает на доске.

 

 

Организует обсуждение проблемы.

 

 

 

 

 

 

Мотивирует к проведению исследования.

3блок «Классификация»

Выдвигают гипотезы классификации.

Заполняют концептуальную таблицу.

 

 

Выполняют упражнение по классификации кисло.

Чем отличаются карбоновые кислоты, представленные в исследовательской работе?

По характеру радикала

предельные

непредельные

ароматические

Охарактеризуйте формулы кислот:

НСОН,

 СН2 = СН – СОН, С6Н5 СОН.

 

 

 

 

 

 

 

 

Взаимопроверка

Проверка по образцу

 

 

Проводит параллель с ранее изученным материалом.

4 блок «Номенклатура»

 

Определяют план действий, называют вещества.

Умение выражать свои мысли

Определите молекулярную формулу и назовите вещества и класс соединений (3 формулы).

Вспомните алгоритм для названия вещества.

Назовите вещество по структурной формуле.

Вспомните, как записать формулы по названию?

Выпишите формулы альдегидов и дайте им названия.

Напишите формулы альдегидов  по названию.

 

 

 

Самоконтроль

 

Взаимоконтроль

 

Проверка по образцу

 

Обеспечивает мотивацию выполнения.

 

5 блок «Изомерия»

Выдвигают гипотезы о видах изомерии.

Структурирование знаний

  • Что называется изомерами?
  • Какие виды изомерии могут быть характерны для альдегидов?

 

 

Обеспечивает мотивацию выполнения.

 

6 блок «Cвойства альдегидов»

Выдвигают гипотезы о типах химических реакций.

Умение выражать свои мысли Работа с учебником, проведение опытов 1. Реакция серебряного зеркала», 2. окисление гидроксидом  меди (!!)

  • Какие свойства характерны для альдегидов ?
  • Какие типы химических реакций  характерны для альдегидов?

 

 

Проводит параллель с ранее изученным материалом.

7 блок «получение альдегидов»

Выдвигают гипотезы химических реакциях получения альдегидов.

Умение выражать свои мысли  Вспоминают раннее изученный материал. Проведение опыта 1.  окисление оксидом  меди (!!)этанола

  • Из каких органических веществ можно получить альдегиды?
  • Какие способы получения для альдегидов ?
  • К каким типам  химических реакций можно отнести реакции  получения альдегидов?

 

 

Проводит параллель с ранее изученным материалом.

8  блок «применение альдегидов»

Предоставляют отчет о проекте «Применение альдегидов»

  • Где применяются альдегиды?

 

VII. Включение в систему знаний и повторение.

Цель – определение степени «понимания» материала и «умения» его применения обучающимися 

Акцентирует внимание на достижении цели урока.

Организует контроль знаний обучающихся.

Определяют свои достижения.

  • Что узнал?
  • Что научился?

Тестирование по теме «Карбоновые кислоты, номенклатура, изомерия»

 

 

Диагностическая работа

VIII. Итог урока   Рефлексия

Цель – анализ работы обучающихся и обучающимися

Комментирует домашнее задание

 

 

 

 

Побуждает к анализу индивидуальных достижений.

 

 

 

 

 

 

Анализ достижения цели урока

Дифференцированное домашнее задание:

§ 19  Составить изомеры состава С5Н10О.

*Изомеры М= 132 г/моль

Сделать слайдовую презентацию о других представителях альдегидов.

 

 

 

 

 

Заполнение таблицы «Рефлексия» «Что узнал на уроке?» «Что не понял?»

 

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме «Альдегиды»»

Конспект урока по химии в 10 классе «Альдегиды» урок общеметодологической направленности

Автор: Лабкова Ирина Васильевна,

Описание материала: Предлагаю вам конспект урока по химии для обучающихся 10 класса, составленный по новым ФГОС. Этот урок является третьим уроком в теме, насыщенным по объёму

Тема

Альдегиды

Цель

  • Расширение знаний о кислородсодержащих органических соединениях;

Задачи

  • продолжить формирование понятий гомология, номенклатура, изомерия на примере альдегидов;

  • стимулировать обучающихся к целеполаганию, планированию деятельности, анализу индивидуальных достижений;

  • обеспечить формирование познавательных, коммуникативных, регулятивных универсальных учебных действий обучающихся;


  • учить решать задачи на вывод молекулярной формулы органического вещества по молярной массе вещества, использовать возможности ИКТ и Интернет-ресурсов для исследовательских работ и представления результатов;


Планируемый результат

  • Знать общую формулу, функциональную группу класса альдегидов, их номенклатуру и виды изомерии;

  • Уметь решать задачи на вывод молекулярной формулы органического вещества по молярной массе вещества;

  • Уметь использовать возможности ИКТ и Интернет-ресурсов для исследовательских работ и представления результатов;

  • Уметь формулировать цель урока, индивидуальные образовательные и развивающие задачи, составлять индивидуальный плана действий, подводить итог урока, анализировать индивидуальные достижения;

  • Уметь выполнять задания части А, В ЕГЭ по химии.


Основные понятия

  • Карбонильная группа;

  • Гомологи;

  • Систематическая (IUPAC) и историческая номенклатура альдегидов;

  • Структурная формула;

  • Виды изомерии.

  • Свойства

  • Способы получения

  • Применение

Межпредметные связи

Биология, физика, математика, история, латинский язык.

Ресурсы: основной





дополнительные


Химия. 10 класс. Профильный уровень: учебник для общеобразоват. учреждений/ О.С.Габриелян, Ф.Н.Маскаев, С.Ю.Пономарев, В.И.Теренин; под ред. В.И.Теренина. – 12-е изд., стереотипное – М.: Дрофа,2011. – 318,(2)с.;ил.

Батаев В.А. Справочник по органической химии: Учебное пособие для школьников и абитуриентов/В.А.Батаев, Е.В.Батаева. - М.:ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004. – 255, (1)с.; ил.

Контрольно-измерительные материалы. Химия: 10 класс/Сост. Н.П.Трегубова. – М.: ВАКО, 2011. – 96с.

Сайт РХТУ им. Менделеева

http://olgvo2007.narod.ru/podgotovka_k_ege/chast_7_kislorodsoderzhaschie_organicheskie_veschestva/

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная (работа с тестами, исследовательская работа), парная (взаимопроверка, взаимопомощь).

Тип урока

уроки общеметодологической направленности

Приемы и средства обучения:

Опора на знания обучающихся, использование алгоритмов, сравнение и анализ, информационные средства (мультимедийная презентация).





Виды учебной деятельности обучающихся

Коммуникативные УУД: - обеспечение возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, построение речевых высказываний, работа с информацией, построение вопросов.

Личностные УУД: готовность и способность обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, самоопределение, ценностно - смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества;

Регулятивные УУД – целеполагание, самоконтроль, самооценка.

Познавательные УУД – общие учебные действия, подготовка и решение практических задач, овладение межпредметными понятиями, расширение опыта специфического для предметной области (химии), деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.



Технология проведения

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

Диагностирующие задания каждого этапа

I этап. Организационный момент Самоопределение к деятельности


Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

Вы готовы?

      Приступаем.

Решать,

считать,

думать.

Да.



II этап. Актуализация знаний.

Цель: актуализировать знания и фиксировать затруднения в деятельности

выявление проблем обучающихся.

осознание пробелов школьника,

1. химический диктант.

  1. Предельные одноатомные спирты –

  2. Общая формула предельных одноатомных спиртов …

  3. Название спирта образуют от …

  4. Спиртам характерна изомерия …

  5. От С1 – С11 –

  6. В отличие от углеводородов спирты …

  7. Между молекулами спиртов возникает …

  8. Число изомерных спиртов состава С3Н8О …

  9. Степень окисления атома углерода в этаноле…

  10.  Качественной реакцией для спиртов является …

  11.  При межмолекулярной дегидратации спиртов образуются …

  12.  При внутримолекулярной дегидратации образуются …

  13.  Древесный спирт –

  14.  Винный спирт –

  15.  Чрезвычайно ядовитое вещество, 5 -10 мл вызывает слепоту …

  16.  Ядовитое наркотическое вещество, систематическое употребление его напитков приводит к циррозу печени –

  17.  Многоатомные спирты –

  18.  1,2,3 пропантриол –

  19.   Этиленгликоль –

  20.  Нитроглицерин –

  21.  Качественной реакцией для многоатомных спиртов является …

  22.  Для изготовления мазей, кремов используют  …

  23.   При сгорании 16 г метилового спирта выделилось 327,5 кДж теплоты. Составьте термохимическое уравнение этой реакции. Вычислите объем н.у. полученного при этом оксида углерода (IV)

Взаимопроверка в парах.


III. Постановка учебной задачи.

Цель – Постановка учебной задачи

Создает эмоциональный настрой на изучение темы, выявление проблем обучающихся.

Самоопределение школьника, осознание пробелов и потребности к изучению нового.


Назовите вещества, определите классы соединений:

СН3ОН – метанол (спирты)

С6Н6 – бензол (арены)

С4Н10 – бутан (алканы)

СН3 - СОН - ?











Самоконтроль

IV. Построение проекта выхода из затруднений.

Цель – самоопределение школьника

Тема урока: «Альдегиды».

Обеспечивает мотивацию к изучению, применяя историческую справку об открытии альдегидов.

Выдвигает проблему «Что значит изучить карбоновые кислоты?»

Целеполагание Планирование Рефлексия деятельности







Определение плана изучения темы: определение, гомологи, названия, классификация, изомерия.

Формулирование цели.






Таблица «Рефлексия» заполнение

«Что знаю до урока?»

 V. Первичное закрепление во внешней речи

Цель - поиск решения учебных задач

Организует изучение темы по блокам

Побуждает к решению проблемного вопроса «Как узнать класс соединений?



Подводит учащихся к определению класса альдегидов.

1 блок «Понятие»

Умение выражать свои мысли







Строят определение понятия, выводят общую формулу для альдегидов.

  • Что называется функциональной группой?

  • Для каких классов соединений характерны группы?

  • Почему группа – СО называется карбонильная?

  • Дайте определение альдегидам.

  • Как определить альдегид по молекулярной формуле?

  • Определите формулы альдегидов

















Самоконтроль

. VI. Самостоятельная работа в группах с самопроверкой.


Побуждает к высказыванию своего мнения.

Знакомит с формулами альдегидов


2 блок «Гомология»

Проводят сравнение







Представление исследования

Поиск информации и умение строить высказывания

  • Что называется гомологами?

  • Что общего у гомологов карбоновых кислот?

  • Какие формулы кислот не относятся к гомологическому ряду?

Отчет по исследовательской работе

«Чудесный мир альдегидов»

Формулы записывает на доске.



Организует обсуждение проблемы.













Мотивирует к проведению исследования.

3блок «Классификация»

Выдвигают гипотезы классификации.

Заполняют концептуальную таблицу.





Выполняют упражнение по классификации кисло.

Чем отличаются карбоновые кислоты, представленные в исследовательской работе?

По характеру радикала

предельные

непредельные

ароматические

Охарактеризуйте формулы кислот:

НСОН,

СН2 = СН – СОН, С6Н5 СОН.

















Взаимопроверка

Проверка по образцу





Проводит параллель с ранее изученным материалом.

4 блок «Номенклатура»



Определяют план действий, называют вещества.

Умение выражать свои мысли

Определите молекулярную формулу и назовите вещества и класс соединений (3 формулы).

Вспомните алгоритм для названия вещества.

Назовите вещество по структурной формуле.

Вспомните, как записать формулы по названию?

Выпишите формулы альдегидов и дайте им названия.

Напишите формулы альдегидов по названию.







Самоконтроль



Взаимоконтроль



Проверка по образцу



Обеспечивает мотивацию выполнения.



5 блок «Изомерия»

Выдвигают гипотезы о видах изомерии.

Структурирование знаний

  • Что называется изомерами?

  • Какие виды изомерии могут быть характерны для альдегидов?





Обеспечивает мотивацию выполнения.



6 блок «Cвойства альдегидов»

Выдвигают гипотезы о типах химических реакций.

Умение выражать свои мысли Работа с учебником, проведение опытов 1. Реакция серебряного зеркала», 2. окисление гидроксидом меди (!!)

  • Какие свойства характерны для альдегидов ?

  • Какие типы химических реакций характерны для альдегидов?





Проводит параллель с ранее изученным материалом.

7 блок «получение альдегидов»

Выдвигают гипотезы химических реакциях получения альдегидов.

Умение выражать свои мысли Вспоминают раннее изученный материал. Проведение опыта 1. окисление оксидом меди (!!)этанола

  • Из каких органических веществ можно получить альдегиды?

  • Какие способы получения для альдегидов ?

  • К каким типам химических реакций можно отнести реакции получения альдегидов?





Проводит параллель с ранее изученным материалом.

8 блок «применение альдегидов»

Предоставляют отчет о проекте «Применение альдегидов»

  • Где применяются альдегиды?



VII. Включение в систему знаний и повторение.

Цель – определение степени «понимания» материала и «умения» его применения обучающимися

Акцентирует внимание на достижении цели урока.

Организует контроль знаний обучающихся.

Определяют свои достижения.

  • Что узнал?

  • Что научился?

Тестирование по теме «Карбоновые кислоты, номенклатура, изомерия»





Диагностическая работа

VIII. Итог урока Рефлексия

Цель – анализ работы обучающихся и обучающимися

Комментирует домашнее задание









Побуждает к анализу индивидуальных достижений.













Анализ достижения цели урока

Дифференцированное домашнее задание:

§ 19 Составить изомеры состава С5Н10О.

*Изомеры М= 132 г/моль

Сделать слайдовую презентацию о других представителях альдегидов.











Заполнение таблицы «Рефлексия» «Что узнал на уроке?» «Что не понял?»










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!