Развивать умения организации и планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе. Отвечать на вопросы, слушать и слышать;
Обобщение представлений учащихся о позиционных системах счисления, закрепление навыков перевода десятичных чисел в другие системы счисления; Понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний.
Понимать и строить планируемые действия; проговаривать вслух последовательность производимых действий; принимать решение в проблемной ситуации на основе переговоров в паре, оценивать достигнутые результаты.
Этапы | Виды работы, формы, методы, приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Организационный | | Приветствует класс. Проверяет готовность учащихся к уроку. Создает в классе атмосферу психологического комфорта. -Здравствуйте, ребята! -Очень рада вас видеть сегодня на уроке! -Все ли вы готовы к уроку? А получать новые знания? - Урок я хотела начать со слов Константина Станиславского «День, в который вы не узнали для себя ничего нового, прошел в пустую.» -И так начнем урок… | Приветствуют учителя. Настраиваются на учебную деятельность. Концентрируют внимание на уроке | Личностные УУД: формирование положительное отношение к учению, к познавательной деятельности; |
2.Мотивация учебной деятельности | Работа в парах | Учитель объясняет задание ученикам: -На экране проектора представлены числа, записанные в различных системах счисления, вам необходимо записать десятичный эквивалент числа, работать вы будете в парах. Необходимо не только перевести числа, а также попробовать сформулировать правило перевода, которым вы пользовались в процессе работы над заданием. 01102=?10 618=?10 АВ16=?10 25610=?2 А теперь я хотела бы послушать правило (алгоритм), которые вы сформулировали. | Слушают объяснение учителя. Обсуждают задание в парах. Записывают число и выполняют задание в рабочей тетради. Формулируют правило перевода целого числа из десятичной системы счисления в системы счисления с основанием q. Отвечают на вопросы: 1. 610 2. 4910 3. 17110 4. Это правило нам еще не знакомо Озвучивают правило (алгоритм) перевода целого числа из десятичной системы счисления в системы счисления с основанием q. Но замечают, что это правило не применимо к последнему выражению. | Личностные: - сформированность потребности в самовыражении и самореализации. Коммуникативные: - умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации. Познавательные: - умение строить речевое высказывание, Регулятивные: - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний. |
3. Целеполагание | Фронтальная беседа | Назовите тему нашего урока? Продолжите предложения: 1.Сегодня на уроке мы узнаем… 2.Сегодня на уроке мы научимся… | Определяют тему урока и ставят цель: «Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q.» 1.Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q.? 2.Переводить числа из десятичной системы счисления в любую другую. | Личностные УУД: - формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой деятельности; Коммуникативные УУД: -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; Регулятивные УУД: -определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; Познавательные УУД: - установление причинно-следственных связей. |
4.Актуализация знаний Первичное усвоение знаний | Фронтальная работа Групповая работа | А теперь вашему вниманию представлен видео фрагмент, ознакомьтесь с его содержанием. https://yandex.ru/video/preview/18344741019270259414 Устно сформулируйте правило (алгоритм). Задание 1. Откройте учебник на стр. 10 и запишите алгоритм перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q. Давайте попробуем применить это правило. Задание 2. На слайде презентации (дополнительный материал) представлено число 190 в системе счисления с основанием 10, которое необходимо перевести в 2-ю (1 ряд), 8-ю (2 ряд) и 16 (3 ряд) системы счисления. Давайте посмотрим, что у вас получилось. Задание 3. Следующее задание вы выполняете в группах. Дешифруйте графическое изображение, представив следующие десятичные числа в двоичном коде (каждую двоичную цифру вписывайте в отдельную клетку; клетки с нулями зашифруйте). | Слушают учителя. Просматривают видео фрагмент и устно формулируют правило. Находят в учебнике алгоритм и записывают его в тетради. Для перевода целого десятичного числа в систему счисления с основанием q следует: Последовательно выполнять деление данного числа и получаемых целых частных на основание новой системы счисления до тех пор, пока не получим частное, равное нулю; Полученные остатки, являющиеся цифрами числа в новой системе счисления, привести в соответствие с алфавитом новой системы счисления; Переводят число в 2-ю, 8-ю и 16-ю системы счисления 1 ряд 2 ряд 3 ряд Работают в группах. Заполняют таблицу. | Предметные УУД: -Извлекать необходимую информацию из фрагмента видео, текста учебника; -анализировать, сравнивать; - использовать новую информацию для решения учебных задач; - анализировать, сравнивать, группировать; - находить в тексте ответы на вопросы. заданий; Коммуникативные УУД: Коммуникативные УУД: Коммуникативные УУД: - строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей; коммуникативной задачей; - слушать и понимать речь других; Регулятивные УУД: -оценивать свои учебные достижения, поведение; - работать по плану; Метапредметные УУД: способность к самостоятельному приобретению новых знаний. |
5. Физ. минутка | | Физ. минутка поможет вам не только отдохнуть от сидячей работы, но и заодно повторить, признаки делимости, нужные при работе на сегодняшнем уроке. Если число делится на 3, то учащиеся поднимают руки вверх, если на 2 – руки разводят в стороны, если на 5 – руки на пояс, на 9 – приседают. Числа: 123, 342, 15, 133, 279, 927, 301, 146… | Ребята встают и выполняют упражнения. | Регулятивные УУД: - проводить физическую разгрузку в ходе работы. |
Первичная проверка информации | Отчет работы групп Первичное закрепление (работа в парах) | Учитель выводит на экран монитора правильный ответ. Работа с рабочей тетрадью: Задание 48 (стр. 34) Задание 50 (стр.35) Переведите целые десятичные числа из десятичной системы счисления в восьмеричную. | Группы сверяют результат с тем, что представлен на интерактивной доске. Работают с рабочей тетрадью, выполняют задания. Задание 48 (стр34) Задание 50 (стр.35) | Предметные УУД: -ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже изученного; Коммуникативные УУД: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Личностное УУД: -договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; Регулятивные УУД: -работать по плану; -сознательно организовывать свою познавательную деятельность; |
Закрепление | Индивидуальная работа | Продолжает знакомить с правилом перевода из десятичной системы счисления в систему счисления с основанием q, а также с повторяют алгоритм перевода чисел в десятичную систему счисления, через выполнение самостоятельной работы. Инструктирует обучающихся. Заполните таблицу, в каждой строке которой одно и тоже число должно быть записано в системах счисления с основанием 2, 8, 10 и 16. Оказывает помощь. С помощью презентации организует правильность выполнения задания. | Знакомятся с правилом перевода из десятичной системы счисления в систему счисления с основанием q, а также повторяют алгоритм перевода чисел в десятичную систему счисления. | Регулятивные УУД: формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, самостоятельная оценка правильности выполнения действия, внесение необходимых коррективов после завершения, анализ сделанных ошибок. Личностные УУД: формирование навыков практической деятельности |
Обобщение | Фронтальная беседа | Учитель напоминает учащимся о задании, которое было дано в начале урока и вызвало у них затруднение: 25610=?2 Ребята, а теперь вы можете решить это задание? Что для этого необходимо сделать? Каким алгоритмом необходимо воспользоваться? | Ученики отвечают на вопросы. Обобщают полученные знания. Один учащийся решает неравенство у доски, остальные в тетради. | Познавательные УУД: Познавательные УУД: - систематизировать, обобщить изученное; Регулятивные УУД: закрепление ранее изученных способов действий; - выделять в системе знаний изученную единицу; результатов |
Домашнее задание | | Прочитать параграф № 1.1 (п.1.1.5) (стр. 10-11), карточка «Решаем ОГЭ по информатике» (Приложение 1) | Записывают задание в дневники | Личностные УУД: - формирование навыков самоорганизации - формирование навыков письма |
Итог урока(рефлексия) | | Прием рефлексии «Выбор» 1.На уроке я работал… (активно, пассивно) 2.Своей работой на уроке я … (доволен, недоволен) 3.Урок показался мне… (коротким, длинным) 4.За урок я … (не устал, устал) 5.Мое настроение … (стало лучше, стало хуже) 6.Материал урока для меня был … (понятен, интересен, полезен, непонятен, скучен, бесполезен) 7. Я бы оценил(а) свою работу … (2,3,4,5) Оценивает работу учащихся на уроке. | Заполняют карточки с рефлексией. Сдают учителю. | Познавательные УУД: Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности Личностные УУД: Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; Коммуникативные УУД: Выражение своих мыслей полно и точно; |
1. Среди приведенных ниже трех чисел, записанных в различных системах счисления, найдите максимальное и запишите его в ответе в десятичной системе счисления. В ответе запишите только число, основание системы счисления указывать не нужно.
2.Среди приведенных ниже трех чисел, записанных в различных системах счисления, найдите максимальное и запишите его в ответе в десятичной системе счисления. В ответе запишите только число, основание системы счисления указывать не нужно.
3. Переведите двоичное число 1110110 в десятичную систему счисления.
4. Среди приведенных ниже трех чисел, записанных в десятичной системе счисления, найдите число, в двоичной записи которого наименьшее количество единиц. В ответе запишите количество единиц в двоичной записи этого числа.