научатся давать определения терминов, понятий по тематике урока; объяснять закономерности изменения температуры с высотой, распределения тепла по поверхности Земли, изменения температуры во времени; устанавливать зависимость между показателями температуры и широтами точек земной поверхности, характером подстилающей поверхности, составом атмосферы; проводить инструментальные измерения температуры воздуха; рассчитывать средние значения температуры воздуха, амплитуды температур; строить и читать графики хода температуры; трансформировать географическую информацию из одного вида представления в другой; работать с тематическими картами. | познавательные: находить достоверные сведения в источниках географической информации; анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать тематический материал; формулировать выводы; определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения. регулятивные: определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической; выдвигать гипотезы; выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально; планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации; оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях; самостоятельно исправлять ошибки. коммуникативные: излагать своё мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии; понимать позицию другого, выраженную в явном и неявном виде (в т.ч. вести диалог с автором текста); различать в речи другого мнения, доказательства, факты; гипотезы, аксиомы, догматы, теории; корректироватъ своё мнение под воздействием контраргументов; создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения с помощью учителя и самостоятельно; осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей; разрешать конфликты. | осознание целостности мира и многообразия взглядов на него; сформированность учебно-познавательного интереса к изучению географии, собственных мировоззренческих позиций; понимание закономерностей изменения температуры во времени и пространстве, влияния температуры на здоровье человека; понимание и принятие процедуры инструментального определения показателей температуры и их расчётов; принятие правил поведения при протекании стихийных бедствий в атмосфере; добровольно ограничивать себя ради пользы других. |
2. Актуализация знаний. Цель: повторение ранее изученного материала. | Организует работа в РТ Организует географический диктант. | Выполняют работу в РТ Пишут диктант с взаимопроверкой и выставлением оценок.. | Такой большой, Что занимает весь мир, Такой маленький, Что в любую щель пролезет. Что это? (Воздух). Итак, мы изучаем воздушную оболочку Земли – атмосферу. Давайте проверим изученный материал. Работаем в РТ по теме Атмосфера к П.15 тестовые задания с 1 по 6. Географический диктант. 8 утверждений по теме, вам отметить – если верное, ставите знак +, если ложное – знак -. Обменяйтесь тетрадями и выполните взаимопроверку, оцените работу, за каждый правильный ответ – 1б. Проверка: 1-; 2+; 3-; 4+; 5+; 6+; 7+; 8 +; |
3. Формулировка темы урока, постановка цели. Цель: организовать формулировку темы урока детьми; организовать постановку цели урока | Организует формулировку темы урока детьми. Организует постановку цели урока. | С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель. Записывают тему в тетрадь. | Загадка слайд 3. Какими качествами или показателями мы можем охарактеризовать воздух? ( температура, влажность, атмосферное давление) Сегодня на уроке мы с вами узнаем, как и почему в атмосфере меняется температура. Назовем тему урока. Значит, цель нашего урока – познакомиться с температурой воздуха. |
4. Изучение нового («открытие новых знаний») Цель: создать условия для ознакомления учащихся с температурой воздуха. 4.1. Изменение температуры с высотой. Цель: рассмотреть, как изменяется температура с высотой. 4.2. Изменение температуры в зависимости от географической широты. Цель: организовать формирование знаний о изменении температуры воздуха в зависимости от географической широты. 4.3. Изменение температуры во времени. Цель: организовать формирование знаний о изменении температуры во времени. 4.4. Физминутка Цель: снятие напряжения, предупреждение утомляемости 4.5. Амплитуда температур и средние температуры. Цель: научить вычислять амплитуду температур и среднюю температуру. | Раздает оценочные листы урока. Ставит проблемный вопрос Лестница знаний (облака) крепит на доске Подводит учащихся к рассмотрению изменения температуры воздуха с высотой. Организует работу с учебником в парах Организует формирование знаний о изменении температуры воздуха в зависимости от географической широты. Организует формирование знаний о изменении температуры во времени. Проводит физминутку Организует формирование знаний о амплитуде температуры. Организует формирование знаний о средней температуре. | Слушают учителя Слушают учителя Смотрят видео, делают вывод 1 группа Работают с учебником с. 108 2 группа Работают с текстом на стр. 108-109. Выполняют движения Слушают учителя, запись новых терминов в тетрадь Работа с раздаточными термометрами | При каких условиях в конкретной точке на поверхности Земли температура воздуха будет оставаться всегда постоянной? На этот вопрос нам предстоит ответить в конце урока. Сегодня мы с вами поднимемся по лестнице знаний. Сколько ступеней имеет наша лестница? 1, 2, 3 Просмотр видео «Ну, погоди» Почему на такой большой высоте низкие температуры воздуха? Как изменяется температура воздуха и атмосферное давление с высотой? Вывод. Значит, не только на поверхности суши, но и в горах происходят изменения температуры. Солнечные лучи, проходя через атмосферу, почти не нагревают её. Нагреваются лишь поверхность Земли, твёрдые и жидкие тела, до которых доходят солнечные лучи. Если бы не было атмосферы, поверхность Земли очень быстро бы отдавала тепло, полученное от Солнца. Так происходит на планетах, лишённых атмосферы: на солнечной стороне там страшная жара, а на теневой — жуткий холод. А нашу Землю защищает её воздушная оболочка. Воздух задерживает часть тепла, уходящего от поверхности Земли, и сам при этом нагревается. Температура воздуха в тропосфере с высотой понижается на 6°С на каждый километр высоты. Все мы каждый день интересуемся информацией о температуре воздуха, потому что для людей это очень важно. Вы из своего опыта знаете, что температура воздуха меняется в течение суток и в течение года. Наиболее точные сведения об изменениях температуры в течение суток получают на метеорологических станциях. Температуру воздуха определяют с помощью термометра, помещённого в метеорологическую будку (рассматриваем термометр). Количество света и тепла, получаемое земной поверхностью, постепенно убывает в направлении от экватора к полюсам из-за изменения угла падения солнечных лучей. Меняется во времени, как говорят учёные. Почему это происходит? Солнце встаёт на востоке, поднимается всё выше и выше, а затем начинает опускаться, пока не зайдёт за горизонт до следующего утра. Суточное вращение Земли приводит к тому, что угол падения солнечных лучей на поверхность Земли меняется. А значит, меняется и уровень нагрева этой поверхности. В свою очередь, и воздух, который нагревается от поверхности Земли, получает в течение дня разное количество тепла. А ночью количество тепла, получаемое атмосферой, ещё меньше. Вот в чём причина суточной изменчивости температуры. Тоже мне открытие, скажет кто-то. Это и так всем известно. Конечно, известно. Но теперь вы знаете, почему всё происходит именно так. А теперь простой вопрос. В какое время суток наблюдается самая высокая температура воздуха? В полдень, ответит большинство. Потому что в это время солнце поднимается высоко над горизонтом и освещает Землю лучами, падающими под большим углом к поверхности. Запомним этот ответ. Ещё один вопрос: а когда в течение суток холоднее всего? В полночь? Что ж, ответ принят. А теперь внимание — правильный ответ. Теплее всего не в полдень, а примерно в 14 ч. А холоднее всего не в полночь. Холоднее всего за час до рассвета, в так называемый «предрассветный час». В течение суток температура воздуха повышается с рассвета до двух часов дня, а потом начинает понижаться и достигает минимума за час до рассвета. Почему зимой холоднее, чем летом? Небольшая подсказка. Это обусловлено двумя причинами. Первую мы уже точно знаем — зимой солнце не так высоко поднимается над горизонтом. Поэтому зимой даже в полдень на земную поверхность приходит меньше света и тепла, чем летним вечером. А вторая-то какая причина? Вы, наверное, просто успели забыть про летние каникулы? Вспомните, как долго продолжался день летом. И какой он короткий зимой. Зимой солнце просто меньше времени находится над горизонтом, чем летом. физминутка «Танец игра с ускорением» Разность самой высокой и самой низкой температуры воздуха в течение суток называется суточной амплитудой температур (рис. 78). Иногда говорят так: суточная амплитуда температур — это перепад между максимальной и минимальной температурой воздуха в течение суток. Разность между самой высокой и самой низкой температурой в течение года – это годовая амплитуда температур. Если сложить результаты всех измерений температуры за сутки и разделить на количество этих измерений, то получим среднесуточную температуру. Среднесуточные температуры позволяют сравнивать температурные условия за разные дни. Пойдём дальше. Если сложить все среднесуточные температуры за месяц и разделить полученную сумму на количество дней в месяце, получим среднемесячную температуру. Среднемесячные температуры дают представление о ходе температуры в течение года (рис. 79). А если сложить среднемесячные температуры за разные годы для какого-то определённого месяца (например, января) и разделить полученную сумму на количество лет, получим среднюю многолетнюю температуру для этого месяца. |