СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока географии "Температура воздуха"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок первичного предъявления и усвоения новых знаний 

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока географии "Температура воздуха"»

Технологическая карта урока географии

Дата: 21.01.2020г

Учитель: Власова Наталья Николаевна

Тема урока: «Температура воз­духа»

Класс: 6.

Тип урока: Урок первичного предъявления и усвоения новых знаний.

Цель урока: формирование понятия и знания свойств атмосферы на основе изучения температуры воздуха;

познакомить учащихся с вычислением амплитуды и средней температуры воздуха и построением графика хода температур,

продолжить формировать умение работать с учебником.

Задачи:

Образовательные:

1. Сформировать представления о устройстве термометра, о истории его возникновения.

2. Сформировать представления о закономерностях нагревания атмосферного воздуха

3. Выявить факторы, влияющие на изменение температуры воздуха;

4. Закрепить у школьников представление о причинах и закономерностях изменения температуры в течение суток, месяца, года.

5. Сформировать навык определения среднесуточных, среднемесячных, среднегодовых температур, амплитуды колебания температуры воздуха.

6. Сформировать у школьников умение находить среднее арифметическое чисел, действия с отрицательными и положительными числами.

Развивающие задачи:

1.Продолжать развивать навыки работы с текстом, таблицами, иллюстрациями из учебника, атласа, презентацией.

2. Расширить кругозор и умение владеть речью, обогащать словарный запас. 3. Научить учащихся определять среднесуточную, среднегодовую, среднемесячную температуру воздуха, амплитуду температур за сутки и год, используя знания по математике.

Воспитывающие задачи:

1.Продолжать развивать интерес к природе родного края.

2. Воспитывать у учащихся привычки трудиться.

3. Умения работать в коллективе, группе.

Ученики будут знать: зависимость t от высоты Солнца над горизонтом

Ученики будут уметь: вычислять средние температуры за сутки, месяц, год; составлять графики изменения хода температуры.


Образовательные ресурсы: учебник География: Физическая география: учебник для 6 класса общеобразовательных организаций. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И., атласы, РТ, термометры раздаточные, уличный термометр, раздаточный материал, ЭОР «Температура воздуха», ЭОР «Танец игра с ускорением», видео «Полет волка на шаре», демонстрационная компьютерная техника.

Методы обучения: наглядный, частично-поисковый, практический.

Формы обучения: индивидуальные, фронтальные, групповые.

Основные понятия: Температура, амплитуда температур, максимальная темпе­ратура, минимальная температура, суточная амплитуда тем­ператур, годовая амплитуда температур, среднесуточная тем­пература, среднемесячная температура, среднегодовая температура.

Межпредметные связи: география, математика.

Планируемые результаты обучения:

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

научатся

давать определения терминов, понятий по тематике уро­ка;

объяснять закономерности изменения температуры с высотой, распределения тепла по поверхности Земли, изменения темпе­ратуры во времени; устанавливать зависимость между пока­зателями температуры и широтами точек земной поверхности, характером подстилающей поверхности, составом атмосферы;

проводить инструментальные измерения температуры возду­ха;

рассчитывать средние значения температуры воздуха, ам­плитуды температур;

строить и читать графики хода темпе­ратуры; трансформировать географическую информацию из одного вида представления в другой;

работать с тематически­ми картами.

познавательные: находить достоверные сведения в источ­никах географической информации; анализировать (в т.ч. вы­делять главное, делить текст на части) и обобщать тематичес­кий материал; формулировать выводы; определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения.

регулятивные: определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической; выдвигать гипотезы; вы­бирать средства достижения цели в группе и индивидуально; планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации; оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях; самостоятельно исправлять ошибки.

коммуникативные: излагать своё мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии; понимать позицию другого, выраженную в явном и неявном виде (в т.ч. вести диа­лог с автором текста); различать в речи другого мнения, дока­зательства, факты; гипотезы, аксиомы, догматы, теории; корректироватъ своё мнение под воздействием контраргументов; создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения с помощью учителя и самостоятельно; осознан­но использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей; разрешать конфликты.

осознание целостности мира и многообразия взглядов на него;

сформированность учебно-познавательного интереса к изучению географии, собственных мировоззренческих пози­ций;

понимание закономерностей изменения температуры во времени и пространстве, влияния температуры на здоровье че­ловека;

понимание и принятие процедуры инструментального определения показателей температуры и их расчётов;

приня­тие правил поведения при протекании стихийных бедствий в атмосфере; добровольно ограничивать себя ради пользы дру­гих.

Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность ученика

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности

Цель: создание положительного эмоционального фона на уроке.



Приветствие, проверка присутствующих, готовность к уроку.

Загадывает загадку.





Приветствуют учителя.

Заинтересовываются.


- Добрый день! Все присутствуют на уроке? Проверьте всё готово у вас к уроку? Хорошо.

Отгадайте загадку:

Есть у радости подруга

В виде полукруга

На лице она живёт.

То куда-то вдруг уйдёт,

То внезапно возвратится

Грусть-тоска её боится.

(Улыбка).

- Подарим друг другу улыбки и начнём работу.

2. Актуализация знаний.

Цель: повторение ранее изученного материала.








Организует работа в РТ



Организует географический диктант.














Выполняют работу в РТ



Пишут диктант с

взаимопроверкой и выставлением оценок..

Такой большой,

Что занимает весь мир,

Такой маленький,

Что в любую щель пролезет.

Что это?

(Воздух).

Итак, мы изучаем воздушную оболочку Земли – атмосферу. Давайте проверим изученный материал. Работаем в РТ по теме Атмосфера к П.15 тестовые задания с 1 по 6.

Географический диктант. 8 утверждений по теме, вам отметить – если верное, ставите знак +, если ложное – знак -.

Обменяйтесь тетрадями и выполните взаимопроверку, оцените работу, за каждый правильный ответ – 1б.

Проверка: 1-; 2+; 3-; 4+; 5+; 6+; 7+; 8 +;

3. Формулировка темы урока, постановка цели.

Цель: организовать формулировку темы урока детьми;

организовать постановку цели урока


Организует формулировку темы урока детьми. Организует постановку цели урока.


С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель. Записывают тему в тетрадь.


Загадка слайд 3.

Какими качествами или показателями мы можем охарактеризовать воздух? ( температура, влажность, атмосферное давление)

Сегодня на уроке мы с вами узнаем, как и почему в атмосфере меняется температура. Назовем тему урока.

Значит, цель нашего урока – познакомиться с температурой воздуха.

4. Изучение нового («открытие новых знаний»)

Цель: создать условия для ознакомления учащихся с температурой воздуха.




4.1. Изменение температуры с высотой.

Цель: рассмотреть, как изменяется температура с высотой.

























4.2. Изменение температуры в зави­симости от географической широты.

Цель: организовать формирование знаний о изменении температуры воздуха в зависимости от географической широты.






4.3. Изменение температуры во времени.

Цель: организовать формирование знаний о изменении температуры во времени.

















4.4. Физминутка

Цель: снятие напряжения, предупреждение утомляемости


4.5. Амплитуда температур и средние температуры.

Цель: научить вычислять амплитуду температур и среднюю температуру.




Раздает оценочные листы урока.


Ставит проблемный вопрос


Лестница знаний (облака) крепит на доске





Подводит учащихся к рассмотрению изменения температуры воздуха с высотой.



























Организует работу с учебником в парах


Организует формирование знаний о изменении температуры воздуха в зависимости от географической широты.









Организует формирование знаний о изменении температуры во времени.





















Проводит физминутку





Организует формирование знаний о амплитуде температуры.







Организует формирование знаний о средней температуре.


Слушают учителя


Слушают учителя








Смотрят видео, делают вывод





























1 группа

Работают с учебником с. 108













2 группа

Работают с текстом на стр. 108-109.





















Выполняют движения




Слушают учителя, запись новых терминов в тетрадь








Работа с раздаточными термометрами



При каких условиях в конкретной точке на поверхности Земли температура воздуха будет оставаться всегда постоян­ной?

На этот вопрос нам предстоит ответить в конце урока.

Сегодня мы с вами поднимемся по лестнице знаний. Сколько ступеней имеет наша лестница? 1, 2, 3





Просмотр видео «Ну, погоди»


  • Почему на такой большой высоте низкие температуры воздуха?

  • Как изменяется температура воздуха и атмосферное дав­ление с высотой?

Вывод.

  • Значит, не только на поверхности суши, но и в горах происходят изменения температуры.

  • Солнечные лучи, проходя через атмосферу, почти не нагревают её. Нагреваются лишь по­верхность Земли, твёрдые и жидкие тела, до которых доходят солнечные лучи.

  • Если бы не было атмосферы, поверхность Земли очень быстро бы отдавала тепло, полученное от Солнца. Так про­исходит на планетах, лишённых атмосферы: на солнечной сто­роне там страшная жара, а на теневой — жуткий холод. А нашу Землю защищает её воздушная оболочка.

  • Воздух задерживает часть тепла, уходящего от поверхности Земли, и сам при этом на­гревается.

Температура воздуха в тропосфере с высотой понижается на 6°С на каждый километр высоты.

Все мы каждый день интересуемся информацией о темпе­ратуре воздуха, потому что для людей это очень важно. Вы из своего опыта знаете, что температура воздуха меняется в тече­ние суток и в течение года. Наиболее точные сведения об изменениях температуры в течение суток получают на метеорологических станци­ях. Температуру воздуха определяют с помощью термомет­ра, помещённого в метеорологическую будку (рассматриваем термометр).


Количество света и тепла, получа­емое земной поверхностью, посте­пенно убывает в направлении от эк­ватора к полюсам из-за изменения угла падения солнечных лучей.

Меняется во времени, как говорят учёные. Почему это происходит?

Солнце встаёт на востоке, подни­мается всё выше и выше, а затем на­чинает опускаться, пока не зайдёт за горизонт до следующего утра. Суточ­ное вращение Земли приводит к тому, что угол падения солнечных лучей на поверхность Земли меняется. А зна­чит, меняется и уровень нагрева этой поверхности. В свою очередь, и воз­дух, который нагревается от поверх­ности Земли, получает в течение дня разное количество тепла. А ночью количество тепла, получае­мое атмосферой, ещё меньше. Вот в чём причина суточной изменчивости температуры. Тоже мне открытие, скажет кто-то. Это и так всем известно. Конечно, известно. Но теперь вы знаете, почему всё происходит именно так.


А теперь простой вопрос. В какое время суток наблюдается самая высо­кая температура воздуха? В полдень, ответит большинство. Потому что в это время солнце поднимается высоко над горизонтом и освещает Землю лу­чами, падающими под большим углом к поверхности. Запомним этот ответ. Ещё один вопрос: а когда в течение суток холоднее всего? В полночь? Что ж, ответ принят. А теперь внимание — правильный ответ. Теплее всего не в полдень, а примерно в 14 ч. А холоднее всего не в полночь. Холоднее всего за час до рассвета, в так называемый «предрассветный час».

В течение суток температура воздуха повышается с рассвета до двух часов дня, а потом начинает понижаться и достигает ми­нимума за час до рассвета.

Почему зимой холоднее, чем летом? Небольшая подсказка. Это обуслов­лено двумя причинами. Первую мы уже точно знаем — зимой солнце не так высоко поднимается над горизонтом. Поэтому зимой даже в полдень на зем­ную поверхность приходит меньше света и тепла, чем летним вечером. А вторая-то какая причина? Вы, наверное, просто успели забыть про летние каникулы? Вспомните, как долго продолжался день летом. И какой он ко­роткий зимой. Зимой солнце просто меньше времени находится над гори­зонтом, чем летом.


физминутка «Танец игра с ускорением»




Разность самой высокой и самой низкой тем­пературы воздуха в течение суток называется суточной амплитудой температур (рис. 78).

Иногда говорят так: суточная ам­плитуда температур — это пере­пад между максимальной и мини­мальной температурой воздуха в течение суток. Разность между самой высокой и самой низкой температурой в течение года – это годовая амплитуда температур.

Если сложить результаты всех измерений температуры за сутки и разде­лить на количество этих измерений, то получим среднесуточную температу­ру. Среднесуточные температуры позволяют сравнивать температурные условия за разные дни. Пойдём дальше. Если сложить все среднесуточные температуры за месяц и разделить полученную сумму на количество дней в месяце, получим среднемесячную температуру. Среднемесячные темпе­ратуры дают представление о ходе температуры в течение года (рис. 79).

А если сложить среднемесячные температуры за разные годы для какого-то определённого месяца (на­пример, января) и разделить полу­ченную сумму на количество лет, получим среднюю многолетнюю температуру для этого месяца.

5.1 Закрепление полученных результатов.

Цель: закрепить изученный материал.



Организует проверку знаний с помощью практической работы.



Выполняют практическую




фронтальная работа

приложения 2 – 5



6. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: зафиксировать содержание урока; организовать рефлексию и самооценку учащимися собственной учебной деятельности.



Организует фиксирование содержания урока.



Подводят итоги урока, оценивают свою работу с помощью оценочных листов.

Определяем настроение по окончанию урока.


- чему вы сегодня научились на уроке?

- что нового вы узнали?

Вспомним проблемный вопрос – дадим на него ответ.


- оценим свою работу.

Какое у вас настроение по окончанию урока?

- оцените свое настроение с помощью облака.

7. Домашнее задание.

Объясняет домашнее задание. Организует запись в дневник.

Записывают в дневник.


§ 16. Ответить на вопросы с.112, от теории к практике вопр.1-4

- Благодарю вас за урок. До свидания!


3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!