Тема урока | Ассирийская держава |
Тип урока | Изучение нового материала |
Дата урока | |
Образовательные ресурсы | Вигасин А.А. История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свеницкая. – 16-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 303 с. http://www.edu.cap.ru/?t=hry&eduid=5480&hry=./52291/64353/64364 |
План урока | Освоение железа Ассирийское войско Завоевания ассирийских царей Царский дворец Библиотека глиняных книг |
Цель урока | Создание условий для формирования представлений об Ассирии, как военной державе |
Формы и методы обучения | Методы: репродуктивный Формы: индивидуальная, фронтальная |
Основные понятия и термины | Держава, железо, таран |
Получат возможность научиться: форме сличения способа действия и его результата. Учитывать выделенные учителем ориентиры действий, планировать свои действия.
Уметь: высказывать собственные суждения, ставить цель и организовывать ее достижения.
Этапы урока | Время (мин) | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия на уроке | УУД | Формы контроля |
Организационный момент | 3 | Подготовка класса к работе | Здоровается. Ставит проблемный вопрос урока: Объясните, почему могущество и воинственность Ассирии не обеспечили ей независимость и свободу. | Записывают тему урока, заполняют тетради | Фронтальная | Ведут диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; организуют учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работают индивидуально; формулируют, аргументируют и отстаивают своё мнение; | Записывают тему урока в тетрадь |
Изучение нового материала | 20 | Ответы на вопросы | Учитель. Сегодня мы с вами знакомимся с новым государством, которое называется держава. Давайте определим, какие условия способствовали становлению Ассирии, как державы. Ассирия находится в верхнем течении Тигра. Значительная часть её территории представляла собой горы и предгорья, которые были богаты залежами железной руды. Ассирийцы издавна занимались охотой и скотоводством. Они привыкли к суровому образу жизни. Освоение железа позволило этому народу стать сильной и мощной державой. Задание 1. Изучите текст пункта 1 Освоение железа и составьте развернутый план этого текста. Ответьте на вопросы: - Перечислите условия перехода к периоду железа в истории человечества; - Объясните, почему прогресс человечества ускорился с распространением железа. Учитель: в 8-м в. до н.э. ассирийская армия стала самой сильной в мире. Войны были вооружены железными мечами, боевыми топориками. Они имели круглые щиты, обитые металлическими бляхами, остроконечные шлемы, панцири и тугие луки. Ассирийцы впервые стали использовать конницу. Всадники были вооружены длинными копьями и луками. Ничто не могло остановить ассирийскую армию. Если путь её преграждала река, войны надували кожаные мешки и на них переправляли вплавь. Если город имел мощные крепостные сооружения, ассирийцы использовали таран. Воины – силачи раскачивали тяжелые бревна, окованные железом, крошил и дробил крепостную стену. Физминутка | Отвечают на вопросы | Фронтальная | Допускают существование различных точек зрения, формулируют собственное мнение и позицию. Строят осознанные речевые высказывания, формулируют ответы на вопросы учителя. Осуществляют анализ фактов. | Устный опрос Записи в тетради |
| | Задание 2. Прочитайте пункт параграфа 3 «Завоевания ассирийских царей» и заполните контурную карту в рабочей тетради стр. 55 – 56 задание 72. Ответьте на вопрос: Верно ли полагать, что сила и мощь древних империй основывалась на использовании железа в вооружении их войск? (техника «Карусель») Дворец ассирийских царей был построен на искусственном холме и походил на крепость. Его окружала белая стена с зубчатыми башнями. С двух сторон у ворот стояли огромные изваяния добрых духов – крылатых быков с человеческим лицом. У них пять ног – спереди казалось, что они стоят, а сбоку – что идут. Стены комнат были покрыты росписями и рельефами, вырезанными на каменных плитах и раскрашенными. Чаще всего это сцены из жизни самого царя. Вот он мчится на колеснице, вот охотится на львов, вот принимает послов, которые распростерлись перед троном и целуют пол у его ног. . Задание 3. Прочитайте пункт параграфа 5 «Библиотека глиняных книг» Ответьте на вопросы: - Объясните, что обеспечило Ашшурбанапалу известность? - Какая держава оказалась сильнее Ассирии и одержала победу над ней? Когда? Запишите в тетрадь: Использование железа относится к 10-му в. до н.э. Держава – большое и сильное государство Падение Ниневии (Ассирийской державы) относится к 612 г. до н.э. | Записывают определения в тетрадь | Фронтальная, индивидуальная | Умеют структурировать знания; дополняют и расширяют имеющиеся знания о дисциплине; самостоятельно выделяют и формулируют ответы; осуществляют поиск информации; учитывают выделенные учителем ориентиры действия, принимают и сохраняют учебную задачу. Принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. | Записи в тетради |
Первичное осмысление и закрепление | 6 | Работа с источником | Работа с источником стр. 89 Чем похвалялся владыка Ассирии? Что царь считал справедливым? | Отвечают на вопросы | Индивидуальная | Формулируют ответы; осуществляют поиск информации. | Устные ответ |
Итоги урока, рефлексия | 5 | Обобщение полученных на уроке знаний | Учитель. Задает вопросы классу и ставит оценки учащимся: О чем мы узнали на уроке? Что мы записали в тетради? Что мы увидели в презентации? Определите, кто сегодня на уроке был самым активным (оценки за активную работу на уроке). Что понравилось? Что не понравилось? Почему? | Отвечают на вопросы | Фронтальная | Объяснять причины могущества и воинственности Ассирийской державы Объяснять причины падения Ассирийской державы Перечислять условия перехода к периоду железа в истории человечества Указывать причины выделения Ассирии среди других держав древности Описывать ассирийского война: вооружение и профессионализм Определять на карте города и страны, которые были жестоко захвачены и покорены ассирийскими правителями Сравнивать источники доходов египетского и ассирийского государств Давать определение: держава | Устный опрос |
Домашнее задание | 1 | § 18. рабочая тетрадь упражнение № 74, 76 | Объясняет выполнение домашнего задания и критерии оценки | Записывают в дневник | Фронтальная | Рефлексируют уровень сложности задания | Записи в дневнике |